Вопрос 1. Каков средний возраст детей, когда с ними начинают заниматься по книгам для элементарного обучения? В каком приблизительно возрасте следовало бы это делать?
Ответ. Обстоятельства, при которых создавалось мое учреждение, являются причиной того, что большинство детей находятся в возрасте, отнюдь не наиболее благоприятном для занятий по моему методу. Наиболее благоприятным возрастом для начала элементарного обучения в школьных условиях является возраст от шести до десяти лет. Элементарное обучение в домашних условиях матери должны начинать как можно раньше. «Книга матерей», когда она будет закончена в своей первой части, в руках матери, сумевшей понять дух этой книги, явится пособием, которое следует использовать еще тогда, когда ребенок лежит в колыбели. Как только он начинает пользоваться своими органами чувств, мать путем показа может усилить впечатле-ление от предмета, воздействующего на органы чувств ребенка. Когда он учится говорить, мать может называть части его тела, все, что надето на нем, окружает его, и заставлять ребенка повторять за ней эти названия. Еще до того как ребенку исполнится три года, мать может объяснить ему основы счета: у него только один нос, только одна голова, но, однако, два глаза, два уха. И как только рука ребенка немного окрепнет, уже между четырьмя и пятью годами ему можно предложить проводить прямые линии во всех направлениях. Если мать научит ребенка хорошо вести одну горизонтальную и одну вертикальную линии, то она уже очень многого достигнет. Так же легко еще до достижения школьного возраста научить ребенка на глаз от руки делить эти линии на две, три, четыре равные части. А поскольку важно, чтобы обучение человека в детском возрасте не ограничивалось односторонними умственными занятиями, а необходимо вызвать активность всего человека, со всеми его способностями, постольку очевидно, какую большую пользу приносит мать, когда она подводит ребенка к вещам, о которых говорит, заставляет его приносить их, поднимать с пола, собирать, относить на место, приводить в порядок и при этом так, чтобы, собирая, приводя в порядок и убирая на место вещи, ребенок ощущал чувства радости, спокойствия, благодарности и любви. Такая работа матери должна быть положена в основу правильного школьного обучения.
2. «Книга матерей» используется у нас не только в качестве упражнения в точном наблюдении и умении четко выразить замеченное, но также и для того, чтобы учить французских мальчиков говорить по-немецки, а немецких мальчиков — по-французски. Кроме того, мы совсем не придерживаемся мнения, что упражнения, помещенные в первой книге, нужно непрерывно повторять. Напротив, после каждого упражнения в речи, которое касается человека, мы вставляем упражнение, темой которого являются другие предметы, окружающие детей. Таким образом, все речевые упражнения, имеющие темой человека, мы рассматриваем лишь как определенную форму, которую ребенок должен использовать при разговоре обо всех других окружающих его предметах и научиться владеть ею.
3 и 6. В настоящее время здесь находятся сто детей, которые распределены по трем классам. Каждый из классов в свою очередь делится на три отделения. Как только по какому-нибудь предмету ребенок обгонит других детей, он переходит в то отделение, которое ему подходит.
4. «Книга матерей» далеко еще не закончена. Поэтому нельзя пока определить последовательность перехода от нее к разного рода практическим упражнениям. Мы работаем в настоящее время над базой для соединения обоих этих видов обучения — над словарем — и надеемся таким путем найти приемы, которые значительно облегчат изучение всех наук. Однако на основе уже созданного можно сказать с достоверностью, что интенсивность изучения всех областей знания при помощи наших элементарных упражнений достигает такой степени, при которой значительно облегчается усвоение всех преподаваемых предметов.
5. Последовательность преподавания при наглядном методе изучения отношений чисел и мер подробнейшим образом описана в тетрадях, посвященных отношениям чисел и мер. Я прилагаю несколько проверочных работ, на основании которых Вы сможете судить, насколько некоторые из лучших моих учеников усвоили применение наглядного метода изучения числовых отношений.
В общем, однако, последовательность практических упражнений этого наглядного обучения так же мало разработана, как и последовательность практических упражнений к «Книге матерей». Между тем навыки, которые достигаются в этом отношении путем элементарных упражнений, настолько совершенны, что во многих областях их практического применения очень мало что придется добавить.
Однако поскольку азбука наблюдения должна рассматриваться как средство, способствующее формированию у ребенка умений, следовательно так же, как и элементарное пособие по рисованию, постольку мне хочется добавить еще следующее: этот метод обучения, как и всякий другой, не может создать талант в области живописи. Но ребенок, обладающий таким талантом, вскоре отбросит формы, которые предлагаются ему нашими упражнениями, и сохранит лишь способность воспринимать пространственные отношения, развившуюся у него благодаря этим упражнениям. Между тем у основной массы детей мы, несомненно, достигаем этими средствами того, что в повседневной жизни они в той же мере будут владеть линейным рисунком, как и письмом.
7. Поскольку метод выступает в качестве средства элементарного образования, он необходим каждому человеку. Он учит только наблюдать, судить, говорить, считать и измерять. И поскольку таким путем он стремится разбудить заложенные внутри человека силы, а не достигнуть внешних научных результатов, постольку он нужен как ребенку нищего, так и сыну князя. Самим своим существом он в одинаковой мере формирует обоих в соответствии с основными требованиями, обусловливаемыми их условиями и положением в обществе. По самой своей природе он должен и будет готовить крестьянина к тому, чтобы он стремился в совершенстве выполнить дела, которых требует его хозяйство, так же как он заставит княжеского сына стремиться к совершенству. Поэтому мои начальные эксперименты, если их рассматривать с точки зрения всеобщего применения, являются только каплей в море. Однако они побуждают к деятельности других людей и действительно вызывают к жизни многие другие эксперименты; и я сам в этом отношении также в будущем не останусь бездеятельным: я ставлю себе великую задачу применить в своем имении мой метод для воспитания детей беднейших крестьян и фабричных рабочих.
8. Все общественные учреждения по своему существу далеко уступают в этом отношении домашнему воспитанию и методам, которыми оно для этих целей располагает. Мы чувствуем это отставание и делаем все для того, чтобы совместно практически разрешить этот вопрос — какие мероприятия можно с утра до вечера проводить в нашем учреждении, чтобы искусственно развить хорошие, нравственные и хозяйственные навыки, которые создаются благодаря жизни в обществе?
Одним из обстоятельств, благоприятствующих развитию гуманности и действенности этого общения, является то, что каждый ученик легко может стать учителем другого. Это по существу является великолепным упражнением, развивающим подлинную гуманность в гражданской жизни, и действенным методом воспитания сдержанности и самообладания, благодаря которым постигается величайшая мудрость жизни. Ребенок, желающий взять на себя обучение пяти-шести детей без помощи учителя, должен, если он хочет с успехом выполнить свою задачу, во-первых, полностью овладеть предметом, которому он хочет обучать; во-вторых, в обращении со своими товарищами должен быть весел, тактичен и предупредителен. Он должен приучить себя к тому, чтобы помогать слабым, не зазнаваться, все время держать в напряжении общее внимание, поддерживать среди своих учеников дисциплину и при всем этом обеспечить себе их любовь и привязанность.
Вряд ли существует способ заложить уже в этом невинном возрасте дух семейной и гражданской мудрости, чувство отцовства, материнства и истинно братских отношений, который был бы более эффективен, чем тот способ, который использует метод, чтобы научить детей даже в этом возрасте действовать по отношению к своим товарищам по-отцовски и по-братски. Это не только мое личное мнение, оно проверено опытом.
Вопрос 9. Используются ли в моем учреждении басни, сказки и т. д.?
Ответ. Мой метод не допускает никаких форм преподавания, которые развивали бы в ребенке поверхностность, удовлетворенность полупониманием и претензию на понимание в тех случаях, когда его нет, и могли бы вести к преимущественному увлечению миром сказок и навеянных книгами грез. И если я не исключаю целиком и полностью из средств воспитания басни ш сказки, допуская их там, где они к месту и психологически оправданы, то я все же считаю, что их нельзя применять в качестве средств обучения.
Однажды я сказал, что мой метод представляет из себя игру. Это мое выражение было неправильно истолковано. Я хотел только сказать этим, что мой метод психологически подготавливает ребенка к умственному напряжению. Это не только облегчает развитие последовательного мышления, но и приучает ребенка к глубокой вдумчивости. Только в этом отношении можно сказать о методе, что он превращает обучение в игру. Но в какой мере он не допускает, чтобы необходимое напряжение оказалось для ребенка более трудным, чем допускает это природа его ума, в той же мере он не желает сделать учение слишком легким и этим помешать развитию у ребенка соответствующей его психологическим особенностям способности к умственному напряжению. С этой точки зрения он категорически отвергает какое бы то ни было использование игрушки на занятиях. Метод является противником превращения учения в игру хотя бы уже потому, что побуждает к непрерывному, длительному, а в дальнейшем и точно направленному вниманию, исключающему всякое произвольное отклонение. Напротив, благодаря интересу, вызываемому разнообразием объектов, на которые направлено это необходимое внимание, и гармонии, которая создается между внешними впечатлениями и сознанием полноты внутреннего познания их, учение становится легким и приятным...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.