Дорогой друг! Велико то слово, которым я закончил свое последнее письмо, а теперь я скажу еще больше того: искусственное руководство, ведущее к достижению цели обучения, которое я до сих пор принимал во внимание, все же является только утончением чувственного хода природы для достижения моей цели. Однако к ней может вести еще более высокое средство, еще большее завершение этого утонченного чувственного хода природы — это логическое мышление, развитие логического мышления. Моя природа в состоянии возвысить до степени самой определенной истины все то, что в человеческом наблюдении непостоянно; она в состоянии избавить наблюдение от колебаний, вызванных его чувственным характером, и претворить его в дело моей высшей способности — в дело разума.
Рисовавшаяся в моих мечтах «Книга матерей», написать которую мне в тот момент казалось очень легко, не вышла в свет из-за ошибочных взглядов, которых я тогда придерживался. Следует более подробно и тщательно проанализировать эти взгляды, чтобы выяснить, в какой степени были неправильны мои тогдашние смелые гипотезы и какие большие пробелы имелись в моих суждениях в результате незрелости этих гипотез. Со времени этих высказываний прошло двадцать лет, и в настоящий момент я едва начинаю отдавать себе ясный отчет в высказанных здесь взглядах. Я должен сам себе задать вопрос: как сказались эти двадцать лет на моих гипотезах? Я рад, что по истечении этого времени могу сказать: как бы, казалось, эти годы ни противодействовали моим стремлениям добиться созревания моих гипотез, все же они содействовали этому созреванию в той мере, в какой оно было достижимо для меня при моей индивидуальности. Однако в той степени, в какой эти стремления были недоступны моим ограниченным индивидуальным силам, эти двадцать лет настолько задержали их развитие, что я уже больше не протягиваю руку за луной, чтобы достать ее с неба, подобно ребенку, сидящему на руках у няньки.
Облагороженное искусство в согласии с природой может добавить к живой способности к наблюдению дикарей не только механизм моей чувственной природы, но и силу моего разума; оно в состоянии объединить эту восстановленную живую способность наблюдения с самым возвышенным учением человечества — учением о непреложной истине.
Дорогой друг! Если моя жизнь принесла какую-то пользу, то она заключается в том, что я равносторонний четырехугольник сделал основанием учения о наблюдении, которого народ никогда не имел. Тем самым я подготовил в качестве основы нашего познания ряд искусственных средств, которыми до сих пор обладали лишь подчиненные ему средства обучения — язык и число, но которых у самого познания не было. Этим я гармонически сочетал между собой наблюдение и суждение, чувственный механизм, и логическое мышление и с помощью этого метода, отбрасывая в сторону пеструю мешанину тысячи отдельных истин, вновь повернул обучение на путь истины.
Друг! Лет двадцать тому назад я, собственно, еще не знал, до чего дошло дело, когда делал набросок следующего места в предисловии к «Лингарду и Гертруде»: «Я не участвую в спорах людей, вызванных различиями их взглядов, но то, что они делают скромно и честно, преданно и прямодушно, что может внести любовь к богу и любовь к ближнему в их сердца, а счастье и благословение в их дома,— это, кажется мне, бесспорно заложено в сердцах у всех нас и для всех нас».
Теперь ход моих опытов позволяет мне увидеть, что в отношении метода обучения, который я стремлюсь познать и ввести, безусловно верно и по поводу чего я не принимаю никакого участия в людских спорах. В качестве средства для развития во всем их объеме наших сил и задатков мой метод по своей сути не распространяет своего влияния и действия за пределы того, что является бесспорным; в качестве средства развития наших сил он не содержит учение об истинах, а является обучением истине; он не борец против заблуждений, а представляет собой духовное развитие нравственных и умственных сил, которые противостоят заблуждениям; он развивает способность распознавать истину и заблуждение. Сущность его стремлений состоит единственно в том, чтобы обеспечить правильное с точки зрения психологии развитие этой способности и обеспечить его в той мере, как это необходимо.
Друг! Я вижу и то, как далеко заводит это требование и насколько далек я от того, чтобы во всем объеме познать хотя бы следы средств, позволяющих достичь цели. Все же в моей душе не угасает надежда, что достижение этой цели возможно. Но как, благодаря кому и как скоро может осуществиться и осуществится эта моя надежда, я, право, еще не знаю. И в этом отношении я ни на что не претендую. Все мои стремления, результаты которых привели меня к этим высказываниям, были направлены только на то, чтобы упростить и облегчить средства обучения простого народа, который, как я наблюдал в своем ближайшем окружении, был во многих отношениях несчастным, неудовлетворенным и находился под угрозой испытать все последствия, которые могло вызвать подобное пренебрежение к нему. Мое сердце с юности стремилось к этой цели. С юности я, как немногие, быть может, имел возможность узнать в истинном виде причины нравственного, умственного и семейного упадка народа и тесно связанные с этим страдания его, притом страдания несправедливые. Мне можно в этом отношении поверить: ведь некоторые страдания, и несправедливые страдания, я сам перенес вместе с народом. Я говорю это, чтобы оправдать кажущуюся смелость некоторых своих высказываний, в основе которых лежит только самое искреннее стремление помочь народу уничтожить источники его отсталости и вытекающие отсюда страдания, но отсутствует даже малейшее притязание на то, что я могу это сделать. Все мои высказывания по этому поводу, кажущиеся несколько смелыми, прошу рассматривать именно в этом свете. Когда я, например, с величайшей определенностью заявляю, что развитие всех сил человека исходит из его организма, неизбежно требующего этого развития, то я тем самым не говорю ни того, что имею четкое представление о законах этого организма, ни того, что я знаю их в полном объеме. Если я говорю, что обучение должно вести к развитию логического мышления, то этим я не говорю, что в полной мере изложил или даже практически применил законы этого развития. Излагая всю свою деятельность, я гораздо больше старался разъяснить правильность своих принципов, чем представить мою крайне ограниченную и преходящую деятельность в качестве масштаба того, что может и должно получиться для человечества в результате полного развития этих принципов. Я сам этого не знаю, и с каждым днем все больше чувствую, в какой степени я этого не знаю. То, что во всем моем изложении представляется теорией и выводом, безусловно, есть не что иное, как следствие ограниченной и в высшей степени трудной эмпирики и, надо добавить, редкой удачи. Я не должен и не стану скрывать, что если бы человеку, которого до седых волос повсюду объявляли непригодным люди, пригодные к чему-либо или хотя бы только в чем-то себя проявившие,— если бы этому человеку, давно уже дошедшему до состояния крайнего изнеможения, не удалось, в конце концов, стать школьным учителем и если бы Бусс, Крюзи и Тоблер при неописуемой его беспомощности во всех знаниях и умениях не пришли ему энергично на помощь (а на эту помощь я не смел надеяться), то, подобно жару огнедышащей горы, не сумевшему найти выход наружу, погасла бы во мне самом моя теория. Я остался бы глупым мечтателем, которому так бы и не был вынесен приговор, учитывающий смягчающие обстоятельства. Я сошел бы в могилу, не признанный добрыми, а лишь презираемый злыми. Моя единственная заслуга, мое желание, мое неудержимое, никогда не исчезавшее желание блага народу, усилия всей моей жизни, принесение себя в жертву и полный отказ от самого себя — все это было бы предано теперь осмеянию мальчишек, причем у меня не было бы даже друга, который осмелился отдать справедливость моей поруганной тени. Я сам не смог бы воздать себе должное, не смог бы этого сделать и сошел бы в могилу в гневе на себя самого и в отчаянии из-за бедствий народа и моих.
Друг! И при этом падении я сохранил бы в себе одну печальную способность — обвинять себя в своей судьбе. И я сделал бы это, я не мог поступить иначе, одному лишь себе вменил бы в вину свою гибель; перед моими глазами стояла бы страшная картина моей жизни, как одна сплошная тень без единого светлого луча.
Друг! Представь себе мою душу, мое отчаяние, эту тень и мысль, преследовавшую меня в моем самоуничижении, что я сам погубил цель своей жизни; и это правда, я действительно по своей вине погубил ее, утратил ее в самом себе. Бог возвратил мне эту цель, когда я действительно утратил ее. Я без конца упускал ее, даже тогда, когда, казалось, средства для достижения ее мне, как ребенку, были вложены в руки. Ах, я так долго вел себя, как никто другой, а дела мои долго шли так, как ни у кого другого. С самого детства препятствовало моей цели не только полное отсутствие практических умений и разительнейшее несоответствие между огромным объемом стремления и ограниченностью моих сил; вдобавок к этому я с каждым годом становился все менее способным ко всему, что было, очевидно, необходимо для внешнего достижения цели. Но разве я виноват в том, что ход моей жизни, которую люди постоянно попирали ногами, мне уже с давних пор не давал возможности идти хотя бы немного тем путем, которым следуют люди, души которых не истерзаны? Разве я виноват в том, что внимание, которое мне оказывали люди, счастливые или хотя бы не терпящие бедствий, давно уже исчезло из моей души, словно след погрузившегося в пучину острова? Разве я виноват, что окружающие меня люди давно уже не видели во мне ничего, кроме кровоточащего, растоптанного, выброшенного на улицу, полумертвого тела, в котором цель жизни медленно пробивалась, подвергаясь постоянно опасности закончиться и заглохнуть, словно колос среди терний, чертополоха и тростника? Разве я виноват, что теперь цель жизни возвышается во мне, подобно голой скале среди волн, с которой вечный прибой, омывающей ее воды, смыл даже последние следы прекрасной почвы, некогда ее покрывавшей?
Да, друг, это моя вина, я глубоко ее чувствую и глубоко преклоняюсь, конечно, не перед приговором злых людей, жужжащих вокруг меня, подобно взбудораженному осиному гнезду, а перед самим собой и тем внутренним достоинством, до которого я мог бы возвыситься, будь я в состоянии сквозь вечный мрак своей загубленной жизни подняться над судьбой и над ужасом дней, когда вокруг меня исчезло все, что радует и возвышает человеческую природу, а все, абсолютно все, что ее огорчает и унижает, неудержимо и непрерывно подавляло меня и со всей своей силой обрушивалось на мою слабую душу, терзаемую впечатлениями, которым мой разум ничего не мог противопоставить. И все-таки это моя вина, друг, во всем своем несчастье я сам виноват. Я мог и должен был сказать, и сказал бы, что я этого желал, если бы позволил себе назвать желанием то, чего я не выполнил. Между тем верно и то, что я состарился и что житейские беды приблизили меня к могиле, прежде чем полное расстройство моих нервов совершенно нарушило во мне всякое равновесие и последнее возмущение самим собою заставило меня отказаться от самого себя и от человеческого рода.
Друг! Одна женщина, более великая, чем какой-либо мужчина, женщина, жизнь которой, не уступающая по своим несчастьям моим бедствиям, только ее облагораживала и никогда не лишала достоинства, давно уже видела, что я близок к отказу от самого себя и на мои полные смятения слова: «Мне все равно!» — отвечала: «О Песталоцци, если человек когда-нибудь дойдет до того, что выскажет эти слова отчаяния, то помоги ему бог, сам себе он больше уже не может помочь». Я видел выражение печали и озабоченности в ее глазах, когда она произносила слова предостережения. Если бы у меня, друг, не было другой вины в том, что исчезло все лучшее, что было во мне самом, помимо той, что я мог услышать, а затем забыть эти слова, то вина моя была бы больше вины всех людей, никогда не видевших этого добродетельного человека и никогда не слышавших этих слов. Теперь позволь мне, мой друг, на мгновение забыть свое дело и свою цель и целиком отдаться охватывающему меня чувству печали от сознания того, что я еще жив, но больше не являюсь самим собой. Я потерял все, я потерял себя самого; но все же, господи, ты сохранил во мне мои жизненные желания и на глазах у меня не разбил цель, ради которой я страдал, подобно тому как на глазах у меня и тысячи людей, погубивших свой собственный путь, ты разбил их цель. Ты, несмотря на внутреннюю мою опустошенность, сохранил мне дело моей жизни и в моей чахнущей без надежд старости дал еще взойти вечерней заре, приятный вид которой уравновешивает страдания моей жизни. Господи! Я не достоин милосердия и защиты, которые ты мне оказывал. Ты, ты один еще сжалился над растоптанным червем, один ты не сломал надломленного тростника, не угасил тлеющего светильника и раньше моей смерти не отвратил своего лица от жертвы, которую я с детских лет хотел принести покинутым всеми в нашей стране и так никогда и не мог принести!
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.