Вопрос о детском самоуправлении в школе нельзя рассматривать изолированно, вне связи со всем общественно-политическим укладом страны, её классовым храктером и целевыми установками. 3ачатки школьного самоуправления мы видим в бурную эпоху крестьянских войн в первой половине XVI в. Троцендорф (умер в 1556 г.) организовал в Гольдберге (Силезия) школьную республику. Две тысячи ребят организованы были в школьную республику по образу и подобию Римской республики. Ребята выбирали должностных лиц, сенаторов и цензоров. «Государственным» языком был латинский. За собой Троцендорф оставил должность «бессменного диктатора». Школьная республика не удержалась, однако, в чисто школьных рамках. По словам Зольгера, «в среду учеников проникли враждебные порядку элементы из Польши, вызвавшие крупные эксцессы, повлекшие за собой даже смертные приговоры со стороны разгневанного герцога». Жаль, что автор не говорит, что это были за эксцессы!
Возникший в 1539 г. в целях защиты папской власти и католической церкви иезуитский орден ввел в своих школах своеобразную систему развращения молодежи. Введены были школьные должности, но они были не выборные, а ученики назначались на них школьными властями за послушание и хорошее поведение. Иезуиты старались завоевать доверие школьных вожаков и ставить их начальством над другими ребятами. Они твердо усвоили принцип римских императоров «властвовать разделяя» и применили его в своих методах воспитания. В период, предшествовавший Великой французской революции, местом опытов школьного самоуправления становится Швейцария. В 1761 г. около Хура основал семинарию Мартин Планта, повторив опыт Троцендорфа. На избирательных собраниях ученики выбирали школьные власти. Также большинством голосов определялся порядок, в котором ученики должны были сидеть за столом, стоять в церкви и вообще находиться во время разных официальных случаев. Лишь добродетель и заслуги могли служить причиной повышения.
«Выборы производились учениками, но в нашем присутствии, чтобы они приучались к беспристрастию и справедливости,— пишет Мартин Планта.— В некоторых случаях в выборы вносились поправки, всегда с указанием причин. По образцу Римской республики выбирались: консул, претор, цензор, эдилы, трибуны, квестор, скриб, или канцелярист, и три сенатора. Цензор каждую субботу должен был оглашать имена трех наиболее добродетельных и трех наиболее порочных. Эдилы должны были следить, чтобы не ругались и не вели ненадлежащих разговоров. Претор заботился о том, чтобы не было ссор и обид. Квестор отмечал провинившихся, на которых ему указывали учителя, должностные лица или ученики. В субботу посвящалось несколько часов на разбор жалоб. Вся школьная община располагалась полукругом, школьные должностные лица — за особым столом, стоявшим около учительского. Квестор излагал суть дел, подлежащих разбору. Большинство мы решали сами и лишь 4—5 наиболее важных случаев передавали на суд общины. Квестор является обвинителем. Обвиняемый может защищаться сам или выбирать себе адвоката из учеников. Консул рассматривает вещественные доказательства, допрашивает свидетелей, выслушивает стороны и производит голосование. Канцелярист записывает договор в протоколе. Такой порядок очень полезен. Во-первых, благодаря ему никакая ошибка не может остаться скрытой и незамеченной. Затем эти субботы являются для учеников сильным импульсом избегать излишеств и стараться вести себя безупречно. При этом ученики упражняются в публичных речах, а судьи, которые избираются преимущественно из числа тех, кто изучает естественное право, знакомятся с порядком судебного производства»,— так описывает Мартин Планта свою школьную республику.
«Мы организовали нашу республику по образцу Римской,— говорит он,— для того, чтобы наши воспитанники правильнее и легче понимали римскую историю и латинских писателей, изучая на практике это подобие гражданских учреждений римского народа».
Ученики школы Мартина Планты происходили по преимуществу из швейцарской знати и готовились к политической карьере. Другого типа самоуправление намечалось Базедовым в воспитательном плане «Филантропина», основанного им в Дессау в 1774 г. «Филантропин» мыслился как своеобразное патриархальное государство. Каждую неделю под председательством директора — «отца дома» — собирались учителя и восемнадцать «асессоров» из числа учеников на общее собрание, где присутствовали и остальные ученики. На собрании давалась оценка поведения учеников, высказывались им порицания и выносились похвалы, выдавались ордена. «Сенат» из учителей заседал особо и выносил приговоры. В «сенате» присутствовало трое учеников, которые давали сведения о поведении своих товарищей и могли высказываться в их защиту или обвинять их.
Надо сказать, что «Филантропин» являлся воспитательным учреждением, носившим ярко выраженный сословный характер: в «Филантропине» было три разряда учеников: 1) академисты — дети знатных родителей, 2) педагогисты — будущие учителя и 3) фамуланты — дети бедных родителей, будущая прислуга в аристократических домах. Один из последователей Базедова, Зальцман, открыл в 1784 г. в Шнепфентале (близ Готы) школу, существующую еще и поныне, где также проводились элементы самоуправления. Новшеством в школе Зальцмана явилась оплата труда учеников, занимающих школьные должности.
Сословную школу, или вернее целую систему сословных школ, создал в Швейцарии, близ Берна, в своем имении Хофвиле, Фелленберг. Для детей богатых и знатных имелась школа, которая должна была давать им широкое умственное и политическое развитие; школа для детей среднего сословия готовила их к роли учителей и служащих; для низших сословий — для детей бедных — устроена была промышленная школа, где земледелие соединено было с техникой и обучение — с производительным трудом. Не случайно, что именно в этой школе, явившейся зародышем политехнической школы, однажды вспыхнул бунт учащихся, которых эксплуатировал через школу Фелленберг. Батрачата добились своей школьной республики. Республика взяла на себя заведование хозяйственно-распорядительной стороной дела: распределяла между собой работы, учредила взаимный товарищеский контроль, товарищеский суд и пр. Фелленберг не признавал никаких «республик», но этой республике, ввиду той организованности, которую она вносила в работу, он не противился.
Французская революция дала толчок идее детского самоуправления. Сочинения Руссо, Песталоцци говорили о необходимости нового взгляда на ребенка. Деятели Французской революции выдвинули идею политехнической школы, которая, естественно, порождает новые формы школьного самоуправления. Очень интересно поставил вопрос о детском самоуправлении Шарль Фурье (1772—1837). Он считал, что ребята должны быть организованы в «детские стайки» («банды», «орды»), которые будут нести различного рода общественно полезную работу, которую они будут выбирать согласно своим наклонностям. Они будут выращивать цветы, украшать для общественных праздников залы и здания, следить за чистотой. Разводя цветы, они перейдут постепенно к разведению ягодных кустов, затем деревьев и, наконец, к хлебопашеству; они будут брать на себя выполнение грязных и опасных работ, они будут работать на кухне, работать в мастерских. Пение, музыка будут вносить ритм, радость в их работу. Дети нуждаются в движении. Эта трудовая деятельность будет лучше всего воспитывать в них товарищество и сознательную дисциплину. О детских «воспитательных общинах» писал также Фихте (1762—1814). Дети будут работать в них, отдавая все силы в интересах целого, «не претендуя ни на какую личную собственность». Эти «воспитательные общины» будут представлять собою хозяйственное целое, своеобразные «детские колхозы», как бы мы сказали теперь.
Гражданская война в начале 60-х годов Северо-Американских Штатов с Южными за уничтожение рабства, широкая даровая раздача земель крестьянству придали американскому демократизму широкий размах. Это отразилось и на самоуправлении ребят. В Соединенных Штатах ребята с самого раннего возраста постоянно организуют всякого рода кружки, клубы, часто очень краткосрочные, имеющие целью провести какую-либо игру, работу и пр. На этом фоне легче было создать и детское самоуправление.
Немало уделяется места в американской школе так называемым «групповым работам». «Ту истину, что совместная работа и самоотвержение имеют существенное значение для жизни, ребенок переживает в американской школе на собственном опыте. Эта истина внедряется в его сознание при помощи групповых работ, при которых работа отдельного лица является необходимой для целого» (Knypers).
В 1897 г. в Нью-Йорке возникла школьная республика, организованная по инициативе Вильсона Джилля. В школе было введено самоуправление наподобие городского. Ученики сами выбирали себе мэра, членов городской управы, судью, письмоводителя, полицеймейстера и полицейских. Эта школьная республика была слепком с типичного буржуазно-демократического самоуправления. Результаты сказались очень скоро; школьная жизнь оживилась, дисциплина возросла, и мистер В. Джилль получил полномочие организовать в ряде других школ подобные же школьные республики. «Мистер Джилль,— пишет по этому поводу известный немецкий педагог Ф. Ферстер,— видит в школьном самоуправлении главное противоядие против политической апатии и политической деморализации в среде американской демократии. В чисто деспотических приемах управления школой он видит основную причину отсутствия среди образованных классов чувства ответственности за те нежелательные формы, которые принимает общественная жизнь. Когда учитель является самодержавным властелином, ученик остается совершенно равнодушен ко всякого рода нарушениям школьных законов его соучениками; когда же классу предоставляется самому принимать главное участие в поддержании порядка, в учениках пробуждается живой интерес к делу, они стараются добиться в отношении порядка максимальных результатов. И тут учитель может воспользоваться случаем, чтобы, толкуя с учениками по поводу тех или иных функций самоуправления, заронить в молодые души более высокое понимание общественной деятельности и общественного долга. Не абстрактная проповедь ответственности, а упражнение в ней на деле является самым сильным воспитательным фактором. Джилль указывает на то, что деспотическая система, основанная на самом строгом послушании, терпит крушение более всего в силу того, что может достигнуть лишь внешнего подчинения».
В существующей педагогической литературе совершенно не освещена, к сожалению, классовая сущность того политического воспитания, которое дается в американских школьных республиках. Представляя собою много интересного по форме, они насквозь буржуазны по существу. Эту буржуазную сущность американского воспитания прекрасно вскрывает в своей книжке «Гусиный шаг» Синклер.
Итак, мы видим различные типы школьного самоуправления, преследующие различные цели: 1) внести наглядность в преподавание истории; 2) помочь учителю управлять учениками, при их содействии внести в школу большую дисциплину; 3) внести в школу политику, политически воспитать ребят; 4) научить ребят коллективно организовывать свою жизнь и свой труд.
По сути дела все формы американского и европейского школьного самоуправления представляют собою видоизменение этих основных типов. Особенно в ходу вторая целевая установка. Именно эту цель преследует известный немецкий педагог Фридрих Ферстер, автор известных сочинений: «Школа и характер», «Христианство и классовая борьба», «Авторитет и свобода» и др. Ферстер много пишет о необходимости уважать личность ребенка, развивать в нем самоуважение, самодеятельность, инициативу, дать развернуться его личности, его творческим силам. Но это фразы. Ферстер стоит за строгое наказание малолетних преступников, за строгую мелочную дисциплину, за слепое повиновение учителю; Ферстер — противник совместного воспитания, он — за наказания. Воспитание без дисциплины и наказаний способно, по его мнению, воспитать лишь распущенных, несчастных эгоистов. И вместе с тем Ферстер — горячий сторонник школьного самоуправления.
За школьное самоуправление стоит и другой известный немецкий педагог — Георг Кершенштейнер. Он также считает, что школьное самоуправление должно повысить дисциплину.
«Школьное содружество» швейцарского педагога Буркхардта преследует цель путем самоуправления на практике ознакомить ребят со швейцарской конституцией и в то же время повысить дисциплину. По словам Буркхардта, он хочет заменить школьный абсолютизм школьной конституционной монархией. Учитель по своему усмотрению отдает в руки учеников некоторые функции. Всему придается характер педантизма и учебы.
Идея переложить бремя надзора с учителя на самих учеников соблазнила и некоторых французских педагогов.
При содействии членов «Свободного общества изучения психологии ребенка» Бине и Бело в феврале 1910г. решено было ввести «в виде опыта» школьное самоуправление в целом ряде французских школ. Опыт был поставлен бюрократически. В каждой школе предложено было ученикам выбрать 12 товарищей, каждому из которых поручалась особая функция: наблюдать за чистотой тела, чистотой одежды, за порядком в классе, за тем, чтобы все сидели по местам, раздавать тетради и т. д.
«Опыт не удался, самоуправление не совершило чуда, которого от него ждали»,— говорит французский педагог Кузине.
Выборы были произведены неумело и неудачно. Выборных никто не слушался, сами они плохо выполняли возложенные на них обязанности, тяготились ими, считали себя ставленниками учителей, а не представителями товарищей.
Причина неудачи опыта, вероятно, лежит в бюрократическом характере опыта и в том, что наблюдательный и живой французский подросток почувствовал во всем опыте ловушку для себя,— «самоуправление» не давало ему никаких свобод, а имело лишь целью связать его свободу действий моральными обязательствами.
Введено школьное самоуправление в так называемых «сельских воспитательных гимназиях» . Это школы частные, с высокой оплатой.
Первая школа такого типа возникла в Англии в 1889 г.— Аббатсхольмская школа, затем там же — Бедальская школа. Такой же характер носит во Франции школа Демолена, в Германии — школа Литца, в Бельгии во главе движения за «новые сельские гимназии» встал брюссельский профессор Фария де Васконселлос, в Швейцарии — школа Фрея. Таких школ теперь за границей много. Они готовят «капитанов промышленности» — руководящие кадры из привилегированных слоев. Они держат их на лоне природы, в стороне от развертывающейся классовой борьбы, определенным образом политически направляют, воспитывают путем школьного самоуправления известную привычку к управлению в условиях буржуазно-демократической республики. В 1912г. в Швейцарии учреждено Международное бюро новых школ под председательством профессора Женевского института им. Ж.-Ж. Руссо — А. Фаррьера. После войны объединение восстановило свою работу в 1921 г. на Международном конгрессе нового воспитания в Кале, учредившем Международную лигу нового воспитания.
Если мы возьмем Россию, то до 1905 г. никакого самоуправления в наших школах не существовало. 1905 год стихийно вызвал к жизни школьное самоуправление в средней школе — гимназиях и реальных училищах по преимуществу. Политика стала влиять на школу, пошли в школах выборы, собрания. В это движение вовлечены были главным образом ученики старших классов. С наступлением реакции отмерло и школьное самоуправление, остались лишь, да и то не везде, разные ученические коллективы с очень ограниченными правами и главным образом преследовавшие цели поддержания школьной дисциплины.
После 1905 г. была попытка создать и у нас школы для зажиточных слоев на манер «сельских воспитательных гимназий». К 1915 г. таких гимназий насчитывалось до 20.
Война, разразившаяся в 1914 г., сделала, школу орудием самого безграничного ура-патриотизма.
Февральская революция раздвинула рамки школьного самоуправления, но направленность политики, охватившей средние учебные заведения, ярко выявилась во враждебных демонстрациях гимназистов по адресу штаб-квартиры большевиков, собиравшихся во дворце Кшесинской.
В начале XX в. в Англии возникла по инициативе генерала Баден-Пауля организация юных разведчиков — бойскаутов со своими особыми законами, почти военной дисциплиной. Баден-Пауль нашел формы этой организации, очень привлекательные для молодежи: игра, походы, различные виды детской деятельности. Во время войны скауты были использованы в тылу для службы связи, помощи раненым.
В 1910 г. возникло скаутское движение и у нас в России. Бойскауты стремились стать «отважными и сильными защитниками государя и родины». Несомненно, бойскаутские организации наложили известную печать и на самоуправление наших школ.
Октябрь сломил существовавшие формы буржуазного школьного самоуправления. Стихийно зародившиеся на фабриках и заводах пролетарские юношеские организации смели остатки бойскаутизма, но не сразу создались новые формы школьного самоуправления. С самого начала была взята установка строить политехническую школу и в тесной неразрывной связи с ней на базе коллективного детского труда строить и новые формы школьного самоуправления.
В этом направлении и шло строительство школьного самоуправления. Шло стихийно, в труднейших условиях разрухи, гражданской войны. Интереснейшие опыты шли по линии создания школ-коммун. До крайности интересен опыт школы-коммуны в с. Винодельном, в 1-й школе-коммуне г. Одессы, очень интересная работа проводилась в ряде опытно-показательных школ, в отдельных детдомах.
В начале 1923 г. научно-педагогическая секция ГУСа выпустила «Тезисы по самоуправлению», каковые и стали руководством к действию для учительства. В этих «Тезисах» говорилось, что «чем содержательнее, полнее школьная жизнь, тем ярче, всестороннее будет и школьное самоуправление. Коллективный труд в особенности является организующим фактором. Только в школе, где такой труд является жизненным нервом всей школьной жизни, может широко развиваться и самоуправление и принять наиболее здоровые и целесообразные формы.
...Формы самоуправления не должны вноситься извне в готовом виде и представлять собой нечто неподвижное. Формы самоуправления должны вытекать из потребностей рациональной организации школьной жизни и оформляться лишь по мере надобности в процессе развития. Формы будут естественно видоизменяться в зависимости от роста сознательности и организованности учащихся и от углубления понимания того, что следует понимать под рациональной организацией школьной жизни .
...Так поставленное самоуправление будет помогать детям коллективно ставить себе цели, взвешивать наиболее целесообразные с точки зрения затраты времени и энергии пути коллективного их осуществления, научит правильно расценивать свои и чужие силы, правильно учитывать все обстоятельства (*).
...В развернутом виде самоуправление должно включать групповые и общешкольные объединения, охватывающие хозяйственную, трудовую, учебную, спортивную, художественную деятельность и взаимопомощь учащихся, иметь на срок выбираемое правительство. В школьном совете обязательно представительство учащихся.
...Всю работу по самоуправлению ребята должны проделывать совместно с учителем (или коллективом школы), при его помощи и т. д. Обязанность учителя — всячески содействовать организации школьного самоуправления и его наиболее рациональному проведению.
(*. Само собой, самоуправление только тогда достигает цели, когда не ведет к чрезмерной затрате физической и нервной энергии, а дает лишь широкий простор для ее применения.— Сноска в тексте "Тезисов".)
Однако он должен предоставлять учащимся полную самодеятельность и стараться не подавлять их своим авторитетом.
Ячейка РКСМ не должна пользоваться в деле самоуправления никакими особыми правами. Но роль ее очень велика и заключается в распространении среди школьников идеи коммунизма, в вербовке в свои ряды новых членов, в связывании школы с общим движением рабочей молодежи и с движением рабочего класса в целом. Вместе с тем ячейка должна осознавать все значение школьного самоуправления, являющегося школой общественности, и потому всеми силами содействовать налаживанию самоуправления и направлению его в желательное русло.
Учитель должен содействовать возникновению и работе ячейки, учитывая ее организующее значение»(*). (*. «Тезисы о самоуправлении, принятые научно-педагогической секцией ГУСа», журн. «На путях к новой школе», 1923, № 2(5), стр. 7—8.)
Однако общая обстановка затруднила строительство политехнической школы: не было мастерских, орудий труда для обработки участков и т. п. Это затрудняло и строительство школьного самоуправления, оно постоянно сбивалось на чисто внешние формы самоуправления, охватывавшие лишь актив. Улучшила дело широко развернувшаяся общественно полезная работа школы, вовлечение школы в политические кампании и особенно развитие пионердвижения. На 1 октября 1922 г. пионер-движение охватывало по всему СССР лишь 4 тыс. ребят, в настоящее время — 3600 тыс. детей. Пионердвижение не противопоставляет себя школе. Через форпосты, представляющие собой организацию пионеров в школе, пионерорганизация ставит себе целью организовать и сделать политически сознательной всю школьную детвору. Пионерорганизация ставит себе целью помочь школе подняться на необходимою высоту, стать подлинно коммунистической школой. Помощь пионерорганизации имеет чрезвычайно большое значение в развитии школьного самоуправления в надлежащем направлении. Не только слеты пионеров, но самые разнообразные детские конференции, в том числе и школьные, все чаще и чаще имеют место. Организующее влияние на детвору имеют и детские газеты («Пионерская правда», «Дружные ребята», выходящие в громадных тиражах). Кроме пионерорганизации, существуют еще и другие детские организации: юных натуралистов, юных техников. Они также идут в ногу со школой и помогают самоорганизации ребят в школе.
В данный момент (1930 г.) развитие индустриализации и колхозного движения создает благоприятные предпосылки для развития политехнической школы. Пример школы крестьянской молодежи, которая больше чем какая-либо другая носит политехнический характер, показывает, что школьное самоуправление развивается наиболее здоровым образом там, где широко применяется увязка обучения с производительным трудом.
Борьба за политехническую школу в то же время является и борьбой за правильно поставленное самоуправление. Развитие и углубление работы пионерорганизации, как и ВЛКСМ, окажет, несомненно, серьезную помощь в этой борьбе.
1930 г.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.