Коммунистическая партия и Советское правительство придают огромное значение работе ученых и специалистов, непосредственно обеспечивающих интеграцию науки с производством. Это было подчеркнуто и на XXV съезде КПСС (1). Учащийся профессионально-технического училища формируется как личность в результате учебной и производственной деятельности, которой руководит большой коллектив педагогов, имеющих равные специальности, различные взгляды на руководство деятельностью учащихся и свои особые подходы к ним. В училище педагоги пришли тоже разными путями: инженеры-педагоги — с индустриально-педагогических факультетов политехнических институтов; преподаватели общих дисциплин — из педагогических институтов; мастера производственного обучения — из индустриально-педагогических техникумов. И подготовка их по психологии весьма различна. Но личность учащегося едина, и для успешного ее формирования необходим единый подход к ней со стороны всех педагогов. Обеспечить единое понимание педагогами профтехучилищ основных психологических закономерностей и общий подход к изучению и формированию личности учащегося — первая задача данной книги.
Для подготовки по психологии мастеров производственного обучения в индустриально-педагогических техникумах выпущено учебное пособие «Психология» (2). Общие положения и определения этой книги согласованы с ним, но даны на более высоком уровне обобщения и дедукции. Для успешного формирования личности квалифицированного рабочего педагоги должны знать общую психологию и усвоить хотя бы основы возрастной, педагогической и социальной психологии, психологии личности и труда с такими разделами последней, как психологическая профессиография, психология трудовой экспертизы, инженерная психология и психология профессионально-технического образования. Объединить все эти отрасли и разделы психологии в их тесных взаимосвязях, подчинив их задачам психологии и педагогики профессионально-технического образования, напомнив уже ранее изучавшееся,— вторая задача книги.
------------------------------------------------------------------------
1. Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 48.
2. См.: Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. М., 1973.
------------------------------------------------------------------------
Все психологические положения этой книги как можно более педагогизированы, для того чтобы в дальнейшем все освоившие ее могли бы психологизировать свою педагогическую работу. Учащиеся учебных заведений системы профессионально-технического образования обучаются более чем 1200 профессий и специальностей. Каждая профессия и каждый учебный предмет имеют свои специфические особенности, оказывающие влияние на деятельность учащегося, а следовательно, и на формирование его личности. Учесть особенности всех этих профессий и специальностей в одной книге невозможно. Поэтому в ней освещаются только общие психологические законы и принципы, относящиеся ко всем профессиям и специальностям, с таким расчетом, чтобы изучающие ее педагоги профтехучилищ разных профессий и специальностей самостоятельно осмысливали и конкретизировали эти общие психологические положения и использовали их применительно к специфике своих учебных предметов. Побуждать читателей к самостоятельному осмысливанию и конкретизации содержания книги — третья ее задача.
Предполагается, что изучающий психологию преподаватель, прочтя и осмыслив то или иное общее положение, сам подберет поясняющие его примеры применительно к своей специальности и продумает конкретное применение их к специфике содержания своего учебного предмета на занятиях с учащимися. Необходимость вдумчивой самостоятельной конкретизации общих психологических явлений — главный принцип, положенный в основу данного учебного пособия. Поэтому раньше, чем читать дальнейшее, надо найти в указателе терминов в конце книги слова дедукция и конкретизация и прочитать поясняющий их текст. Темы рекомендуется изучать в следующем порядке:
1. Прочесть наименование темы, определяющее ее содержание, затем внимательно прочитать и хорошо понять учебную цель.
2. Бегло просмотреть набранный курсивом текст очередного параграфа темы и таким путем ознакомиться с его содержанием.
3. Прочесть в конце параграфа проверочные вопросы и задания, чтобы узнать, что конкретно требуется понять и усвоить.
4. Вдумчиво прочитать весь текст параграфа, стараясь понять основное его содержание, не заучивая формулировки, а лишь уясняя и конкретизируя их сущность. 5. Встречая в тексте термин, выделенный шрифтом, перед тем как переходить к следующему понятию, прочитать относящийся к нему текст, страницы которого указаны в уже упоминавшемся Указателе терминов. 6. Проверить усвоение материала по проверочным вопросам и заданиям, формулируя ответы своими словами, а в случае сомнения в правильности ответов — снова прочтя соответствующий текст параграфа. При этом следует иметь в виду, что среди вопросов есть и такие, правильно ответить на которые можно, лишь поняв общее содержание параграфа. В тех случаях, когда самостоятельное изучение того или иного параграфа завершается на групповых занятиях под руководством преподавателя психологии, желательно проводить коллективное обсуждение наиболее важных проверочных вопросов или обсуждать их в малых группах, по два-три человека. С успехом может быть использован и метод выборочного взаимного рецензирования, когда ответы на некоторые проверочные вопросы по заданию преподавателя составляются в письменном виде.
В подстрочных сносках учебного пособия указана литература, которой могут воспользоваться желающие глубже изучить соответствующий вопрос и ознакомиться иногда и с другим его пониманием. Для этой цели полезно пользоваться и Педагогической энциклопедией, и словарем-хрестоматией (1). Но уже только одно знание того, что по данному вопросу есть специальные работы, указанные в сносках, будет способствовать расширению кругозора пользующихся учебным пособием «Психология». Творческая работа по конкретизации общих положений и система психологических понятий, изложенных в ней, бесспорно, будет содействовать повышению педагогического мастерства работников системы профессионально-технического образования. ------------------------------------------------------------------------------------
1 См.: Краткий психологический словарь-хрестоматия. Сост Б. М. Петров, ред. К. К. Платонов. М., 1974.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.