Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Организация народного образования в СССР


"Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского.
"Просвещение", Москва, 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

(...) Разработанные В. И. Лениным важнейшие положения организации народного образования в СССР, получившие дальнейшее развитие в постановлениях, программных и других документах Коммунистической партии и Советского правительства, подтвержденные многолетней практикой, были законодательно закреплены в июле 1973 г. VI сессией Верховного Совета СССР в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании».
Основные принципы народного образования:
1. Равенство всех граждан СССР в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения. Равноправие членов нашего общества во всех сферах общественной жизни осуществляется, таким образом, и в области народного образования. Предоставляемое Конституцией СССР право на образование не предусматривает никаких ограничений и условий и является одинаковым для всех граждан СССР.
2. Обязательность образования для всех детей и подростков. В Советском Союзе завершен переход ко всеобщему обязательному среднему образованию молодежи. Все подростки, окончившие VIII класс, обязаны продолжать образование в IX классе общеобразовательной средней школы (дневной, вечерней, сменной, заочной), или в среднем профессиональном училище (СПТУ), в котором, наряду со специальностью, молодые рабочие получают среднее общее образование, или в среднем специальном учебном заведении.
3. Государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений. Реализация этого принципа позволяет достигать планового осуществления коммунистического воспитания и образования в учебно-воспитательных заведениях всех типов, рационального размещения их по территории страны, единое руководство и контроль за их деятельностью, создание необходимых материальных условий.
4. Свобода выбора языка обучения: обучение на родном языке или на языке другого народа СССР. Родители (или заменяющие их лица) могут выбирать для своих детей такую школу, в которой обучение проводится на желаемом для них языке. Это право имеет большое значение для осуществления всеобщего образования различных национальностей Советского Союза.
5. Бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, стипендиальное обеспечение учащихся средних специальных заведений и студентов вузов и оказание им другой материальной помощи. Государство полностью или частично обеспечивает обучение детей из семей малообеспеченных родителей в специальных школах, школах-интернатах, школах продленного дня. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в декабре 1977 г. приняли постановление о переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися средних общеобразовательных школ в течение 1978—1983 гг. Учащиеся профессионально-технических училищ получают заработную плату, бесплатное питание и специальную форму.
6. Единство системы народного образования и преемственность всех типов учебных заведений, обеспечивающая возможность перехода от низших ступеней к высшим. В однотипных учебных заведениях всех союзных и автономных республик, краев, областей и округов введены единые учебные планы и программы, в связи с чем имеется возможность беспрепятственного перехода из школы в одной местности в однотипную школу другого региона, а также переход из низшей ступени обучения в высшую. Поэтому в нашей стране не существует так называемых тупиковых учебных заведений, характерных для системы народного образования буржуазных стран.
7. Единство обучения и коммунистического воспитания, сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодежи. Обязанность граждан заботиться о воспитании детей и подготовке их к общественно полезному труду предусматривается Конституцией СССР.
8. Связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистического строительства, с общественно полезным трудом. Связь эта осуществляется в процессе изучения основ наук, в различных видах внеучебной воспитательной работы, путем участия школьников в активной общест» венно полезной деятельности.
9. Научный характер образования, постоянное его совершенствование на основе новейших достижений науки, техники, культуры. Выполнение основной задачи советской школы — подготовки всесторонне развитых и образованных строителей коммунизма — возможно лишь на строго научной основе, с учетом современного уровня научно-технического прогресса.
10. Гуманистический и высоконравственный характер образования и воспитания. Учебно-воспитательная работа в учреждениях народного образования в нашей стране направлена на формирование у учащихся высокого морального облика, проводится на основе сочетания строгой требовательности с проявлением гуманности, уважения к личности, чуткого и доверчивого отношения к учащимся.
11. Совместное обучение детей обоего пола, осуществляемое практически почти во всех учебно-воспитательных учреждениях СССР. Незначительное исключение составляет обучение лиц только мужского пола в отдельных учебных заведениях или по некоторым специальностям в связи с учетом специфических анатомо-физиологических особенностей организма женщин.
12. Светский характер образования, исключающий влияние религии. В СССР все учебные заведения отделены от церкви, запрещено преподавание в них религиозных вероучений. Тем самым созданы объективные предпосылки для строго научного изучения и объяснения явлений природы и общественной жизни, для научно-атеистического воспитания молодежи.
Принципы народного образования в СССР утверждают самый демократический характер его во всем мире.
(...) В «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» определено, что система народного образования в СССР включает: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование. Общественное воспитание детей в дошкольных учреждениях является одним из выдающихся завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции. В 1914 г. в царской России было всего 177 детских дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 4,5 тыс. детей. В настоящее время дошкольными детскими учреждениями охвачено большинство детей соответствующего возраста. Только в одиннадцатой пятилетке предусмотрено строительство дошкольных детских учреждений не менее чем на 2,5 млн. мест.
Основными типами дошкольных воспитательных учреждений в СССР являются ясли (для детей до трех лет) и детские сады, в которых воспитываются дети от трех до семи лет. С 1959 г начали функционировать единые дошкольные учреждения — детские ясли-сады. Детские дошкольные учреждения организуются местными Советами народных депутатов, а также с их ведома государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, совхозами, кооперативными и другими общественными организациями. Организаторы этих учреждений несут основные расходы по содержанию в них детей; родители лишь частично (в размерах, устанавливаемых в зависимости от их заработной платы) оплачивают стоимость питания детей. Руководство дошкольными детскими учреждениями осуществляют местные органы народного образования и здравоохранения.
Важнейшие задачи детских дошкольных учреждений: обеспечение всестороннего, гармонического развития и коммунистического воспитания детей, охрана и укрепление их здоровья, подготовка к обучению в школе. Детские сады и ясли предоставляют возможность женщине-матери активно участвовать в производительном труде и общественной жизни.
Основной формой получения общего среднего образования является единая, трудовая, политехническая средняя общеобразовательная школа. Задачи и содержание работы средних общеобразовательных школ определены Уставом средней общеобразовательной школы, одобренным постановлением Совета Министров СССР 8 сентября 1970 г. и «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», дополняются и конкретизируются постановлениями партии и правительства, а также директивными распоряжениями.
По продолжительности обучения и уровню получаемого образования общеобразовательные школы делятся на восьмилетние (с I по VIII класс) и средние (с I по Х(Х1) класс). В сельской местности с целью обеспечения территориальной доступности в небольших отдаленных населенных пунктах функционируют начальные школы в составе первых — третьих классов, по окончании которых дети продолжают образование в близлежащих восьмилетних или средних школах.
В первые классы общеобразовательных школ принимаются дети, достигшие семилетнего возраста и проживающие в микрорайоне восьмилетней или средней школы. В одиннадцатой пятилетке планируется создать предпосылки для постепенного перехода к обучению детей с шестилетнего возраста в подготовительных классах общеобразовательных школ. Экспериментальная работа по обучению шестилеток в «нулевых» классах уже проводится в ряде школ.
Наряду с массовой средней общеобразовательной школой в СССР получили развитие школы-интернаты, школы и группы продленного дня, создаваемые в целях расширения общественного воспитания детей и подростков, обеспечения благоприятных условий для всестороннего развития учащихся и оказания помощи семье в их воспитании. Наиболее широкое распространение получили школы с продленным днем; количество учащихся в школах и группах продленного дня планируется довести в 1985 г. до 13,5—14 млн. Школы продленного дня представляют собой перспективное направление развития общеобразовательной школы будущего.
Дети и подростки, нуждающиеся в особых условиях обучения и воспитания по состоянию здоровья или в связи с недостатками в физическом или умственном развитии, обучаются в специальных общеобразовательных школах. Для работающей молодежи, не имеющей среднего образования, имеются вечерние (сменные) и заочные школы. В некоторых средних школах организуются классы с углубленным изучением отдельных предметов (математики, физики, химии, истории и др.).
Для детей, лишившихся родителей, в Советском Союзе есть детские дома, в которых содержатся и воспитываются дети дошкольного (от 3 до 7 лет) и школьного возраста (от 7 до 17—18 лет). Воспитанники детских домов обучаются в расположенных поблизости средних общеобразовательных школах или профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях.
Внешкольные воспитательные учреждения оказывают школам помощь во всестороннем развитии интересов, способностей и склонностей учащихся, в воспитании их общественной активности, организации культурного отдыха и укрепления здоровья (деятельность этих учреждений была рассмотрена в главе 26 «Внеклассная и внешкольная воспитательная работа»).
Система профессионально-технического образования в нашей стране обеспечивает подготовку из числа молодежи всесторонне развитых, технически образованных и культурных молодых квалифицированных рабочих для всех отраслей народного хозяйства.
В состав этой системы входят технические, средние, городские, сельские и вечерние (сменные) профессионально-технические училища. Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют большое внимание совершенствованию профессионального образования, подготовке достойного пополнения рабочего класса, способного в полной мере реализовать достижения научно-технического прогресса в условиях развитого социализма. В десятой пятилетке специальную подготовку в системе профессионально-технического образования получили 12,5 млн. человек, или две трети молодого пополнения рабочего класса, пришедшего на производство.
В технических училищах (со сроком обучения от одного до полутора лет), базирующихся на полной средней школе, готовят высококвалифицированных рабочих по сложным профессиям, овладение которыми требует хороших знаний основ наук в объеме средней общеобразовательной школы.
Средние профессионально-технические училища с трех- или четырехлетним сроком обучения готовят квалифицированных рабочих из числа молодежи, закончившей восьмилетнюю школу, дают своим выпускникам не только производственную квалификацию, но и общее среднее образование. Этот новый тип профессионально-технических учебных заведений является одновременно формой подготовки квалифицированных рабочих и важным каналом осуществления всеобщего среднего образования, формой реализации в современных условиях ленинских идей единства общего и профессионального образования.
Городские и сельские профессионально-технические училища со сроком обучения от одного до двух лет специализируются в различных отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, готовят квалифицированных рабочих также для строительства, транспорта, связи, коммунального хозяйства, торговли и культурно-бытовых организаций. Учащиеся этих профессионально-технических училищ получают среднее образование в вечерних (сменных) общеобразовательных школах.
Вечерние (сменные) профессионально-технические училища рассчитаны на овладение основами профессии и повышение квалификации молодежью, участвующей в производительном труде, без отрыва от производства. Училища эти комплектуются строго по профессиям, сроки обучения в них устанавливаются в зависимости от характера специальности и уровня подготовки молодых рабочих.
Средние специальные учебные заведения (техникумы, училища) ведут подготовку квалифицированных специалистов со средним специальным и общим образованием. Право поступления в эти учебные заведения предоставляется лицам, имеющим восьмилетнее образование или закончившим среднюю общеобразовательную школу (в зависимости от уровня полученного общего образования устанавливаются различные сроки обучения в техникумах и училищах).
В высших учебных заведениях готовятся высококвалифицированные специалисты, владеющие марксистско-ленинской теорией, глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками по специальности в различных областях народного хозяйства, культуры и искусства. Советский Союз достиг больших успехов в подготовке кадров высшей и средней квалификации.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +