Теоретической основой эстетического воспитания в школах капиталистического мира является господствующая здесь идеалистическая эстетика.
Буржуазная эстетика, отражая кризис современного буржуазного общества и его культуры, сама переживает кризис. Для буржуазной эстетики характерно наличие множества школ, школок и направлений. Современная буржуазная эстетика основывается на различных формах идеализма — прагматизме, фрейдизме, экзистенциализме, неотомизме и др., которые, однако, имеют общую исходную позицию: отрицание объективности прекрасного. Источник прекрасного она видит в самом ребенке, его субъективных переживаниях, которые сродни «божественному откровению». Отсюда искусство — это не отражение жизни, а выражение подсознательного, таинственного в творчестве художника.
Идеалистическая эстетика отрицает какую бы то ни было связь между прекрасным и практикой, между искусством и трудом. Она считает, что истинная красота бесцельна и свободна. Из этого следует, что искусство не может выступать средством борьбы против эксплуатации. Значит, такое искусство по сути своей антинародно. Искусство в современном буржуазном мире рассматривается как средство переключения от реальных жизненных проблем в сферу интимных переживаний, самопознания, самореализации. Оно уводит человека от борьбы и активного решения жизненных проблем и вместе с тем пробуждает глубинные инстинктивные чувствования. Идеалисты-эстетики признают важность эстетического воспитания, особенно развития в детях творческой индивидуальности. Однако это пожелание остается пустой абстракцией, так как капитализм по своей природе стремится к дегуманизации общества и выхолащивает эстетическое начало из человеческой жизни. Этому способствует гипертрофированная в буржуазном обществе материальная заинтересованность, стремление к комфорту, стандартизация
образа жизни, общая напряженность и беспокойство, что ведет к утрате индивидуальности и пессимизму. В странах капитала есть и реалистическое искусство, которое развивают и отстаивают прогрессивные художники. Таким образом, несмотря на некоторые различия, представителей буржуазной эстетики «роднит одно желание увести искусство и художника, а через них зрителя, слушателя от решения жизненных вопросов, существенно важных для человечества, для общественного развития, стремление низвести искусство до уровня никому не нужной «чисто субъективной» деятельности или до уровня рекламы затоварившейся продукции капиталистического производства и буржуазного образа жизни». На этой антигуманной теоретической основе строится художественная деятельность. Создаются картины с помощью ружья, из которого стреляют красками по полотну, не сходят с экрана гангстерские и порнографические фильмы. В художественной литературе пропагандируются низкопробные бестселлеры, в поэзии — отказ от содержания и смысла, в музыке — отсутствие ритма и мелодии и т. д. Изучению искусства в школах развитых капиталистических стран уделяется достаточно большое внимание. Через предметы эстетического цикла буржуазная школа осуществляет свои классовые цели. Преподавание искусства в разных школах даже одной и той же капиталистической страны не одинаково и, как правило, не обязательно. Однако можно отметить некоторые типичные черты буржуазного эстетического воспитания. Это прежде всего «освобождение» детей от реализма. Отсюда стиль работы: бессистемное раскрашивание бумаги, пренебрежение к линии и форме. Свободное, раскованное выражение индивидуальности на деле оборачивается отрывом от действительности, уходом в себя, индивидуализмом. В буржуазной школе отвергается применение профессиональных критериев к творчеству ребенка, так как считается, что миру детства свойственна другая шкала ценностей. Особый упop делается на сенсорное воспитание. На теорию и практику эстетического воспитания в буржуазной школе оказывают влияние такие философские школы, как фрейдизм, прагматизм, неотомизм, экзистенциализм и др. Теория эстетического воспитания представляет собой смесь противоречивых взглядов и подходов к педагогическому процессу. Согласно фрейдистской концепции эстетического воспитания, занятия искусством должны освобождать детей от накопившейся эмоциональной энергии, переключать их с «эроса» на творческую деятельность. Само творчество основывается на инстинктивных, подсознательных влечениях. Отсюда центр тяжести переносится с реальных жизненных явлений на их субъективное восприятие. Прагматистская концепция отрицает строго определенную программу и обязательные занятия по искусству. Главное в эстетическом воспитании — способствовать самореализации личности, удовлетворять ее спонтанные интересы и желания. Учитель, стоящий на позициях прагматизма, не руководит эстетическим развитием детей, а идет вслед за их свободно проявляющимися интересами и выступает лишь в роли консультанта. Прагматисты выступают за накопление опыта, который не нуждается в обобщении, а в качестве критерия искусства признают пользу и выгоду. Отдают предпочтение изобразительному искусству в школе. Занятия музыкой, литературой и драматургией должны строиться, по их мнению, на подражании и упражнениях, что противоречит основному требованию творчества — его оригинальности и индивидуальности. Сторонники неотомизма придают большое внимание искусству в религиозно-нравственном воспитании. Дети должны чувствовать строгую красоту храма (А. М. Горький называл ее «ядовитой красотой»). Дети должны петь в церковном хоре и участвовать во всех религиозных обрядах. Постижение прекрасного, с точки зрения неотомистов,— это божественный дар. Наиболее влиятельной в буржуазной педагогике является экзистенциалистская концепция. Она утверждает крайний индивидуализм во всем, а в искусстве особенно. Идеал экзистенциалистов — изолированный, одинокий индивид, сосредоточенный всецело на себе самом, враждебный обществу. Экзистенциалисты отрицают необходимость целенаправленного эстетического воспитания, так как каждый человек — это непознаваемый мир, который развивается по своим внутренним законам. Занимаясь искусством, школьник должен стремиться к свободному самовыражению. Под флагом интереса к личности и заботы о сохранении ее самобытности и неповторимости экзистенциалисты уводят растущего человека от реальности в мир иллюзий и собственных переживаний. Буржуазная педагогика провозглашает гуманное воспитание, свободу творчества, самореализацию
личности, а на деле насаждает индивидуализм, взаимную враждебность и утверждает господство буржуазной культуры. Подлинная эстетическая культура может быть воспитана лишь в обществе, свободном от частной собственности и эксплуатации человека, т. е. в социалистическом обществе, где гуманизм возведен в главный принцип жизни. Таким образом, эстетическое воспитание является ведущим фактором формирования эстетической культуры школьников. Во всестороннем развитии личности она играет особую роль: открывает возможность видения и понимания эстетических сторон в действительности, прекрасного в искусстве. Эстетическое воспитание в конечном итоге призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь «по законам красоты» Процесс эстетического воспитания — относительно самостоятельная составная часть общего процесса коммунистического воспитаний. Он закономерен, а значит, познаваем и управляем. Основными его компонентами являются художественное образование, развитие эстетических чувств, эстетического вкуса и художественная деятельность. Эстетическое освоение мира школьником происходит прежде всего в процессе обучения, а также во внеклассной и внешкольной воспитательной работе. Комплексный подход к осуществлению эстетического воспитания требует объединения и согласования усилий педагогов, пионерской и комсомольской организаций, семьи и общественности. В повседневной воспитательной работе с учащимися педагогу необходимо видеть место и роль эстетического воспитания в современной идеологической борьбе.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.