(...) К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли взаимосвязь между трудовой деятельностью человека и изменением его собственной природы. Критикуя французских материалистов и социалистов-утопистов за одностороннее понимание роли общественных условий и воспитания в развитии личности, они доказали, что человек не пассивный продукт общественных условий. Он сам изменяет обстоятельства, активно воздействуя на природу и общество, преобразуя собственную природу. К. Маркс и Ф. Энгельс показали социальную ценность общественного труда, его неразрывную связь с развитием производительных сил и как следствие этого соединение умственного и физического труда. Они утверждали, что только в социалистическом обществе будут соединены труд и воспитание и таким путем подрастающим поколениям будет обеспечено всестороннее развитие. Функцию воспитания в трудовой деятельности К. Маркс и Ф. Энгельс видели в том, что оно даст возможность молодым людям быстро осваивать на практике всю систему производства, позволит поочередно переходить от одной отрасли производства к другой в зависимости от потребностей общества или собственных склонностей человека. Воспитание освобождает человека от той односторонности, что навязывает ему разделение труда. Ф. Энгельс писал: «Таким образом, общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности». Воспитание, осуществляемое в тесной связи с трудовой деятельностью человека, согласно Марксу и Энгельсу, способствует освоению целостной системы производства, что позволяет каждому человеку соотнести свои возможности с потребностями общества и всесторонне применить свои способности.
В «Инструкции делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам» в разделе «Труд детей и подростков (обоего пола)» К. Маркс четко сформулировал основные направления воспитания, способствующие развитию личности ребенка и подростка, работающего на производстве: «Под воспитанием мы понимаем три вещи: Во-первых: умственное воспитание. Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств». Этим направлениям, по Марксу, должны соответствовать постепенно усложняющиеся курсы умственного и физического воспитания и технического обучения. В сочетании оплачиваемого производительного труда, умственного воспитания, физических упражнений и политехнического обучения. К. Маркс видел путь прогрессивного развития рабочего класса. Таким образом, вопросы трудового воспитания в системе общественного производства рассматривались К. Марксом и ф. Энгельсом в органической связи с развитием потребностей и способностей личности в системе ее всестороннего развития. Классики марксизма определили сущность и содержание трудового воспитания, указали основной путь его осуществления. В. И. Ленин в 90-х гг. прошлого века, намечая идеал школы будущего, раскрыл марксистскую сущность единства двух сторон воспитания: «...нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания». После победы Великой Октябрьской социалистической революции В. И. Ленин настойчиво требовал преодолеть основной порок старой школы — ее отрыв от жизни. Показав, что только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящим коммунистом, Ленин определил характер коммунистического труда. Коммунистический труд — это «бесплатный труд на пользу общества... труд добровольный, труд вне нормы, труд... без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма». В. И. Ленин в речи на III съезде РКСМ убедительно показал, что Коммунистический союз молодежи должен воспитывать всех с малых лет в сознательном и дисциплинированном труде, чтобы каждый человек независимо от того, каким трудом он занят, насколько этот труд грязен и тяжел, гордился бы тем, что он занят свободным трудом.
В. И. Ленин придавал большое значение отношению молодых людей к трудовой деятельности. Не случайно он обращал внимание молодежи на то, как идет человек трудиться. Этот вопрос и энтузиазма, и организации, и дисциплины, и сознательности. В. И. Ленин обращал внимание молодежи не только на исполнительские, но и на организаторские функции в трудовой деятельности. Эту мысль он неоднократно повторял в своей речи на III съезде РКСМ. В новых условиях организация труда зависит от степени коммунистической сознательности трудящихся. «Мы должны, — говорил В. И. Ленин, — всякий труд, как бы он ни был грязен и труден, построить так, чтобы каждый рабочий и крестьянин смотрел на себя так: я — часть великой армии свободного труда и сумею сам построить свою жизнь... Надо, чтобы Коммунистический союз молодежи воспитывал всех с молодых лет, в сознательном и дисциплинированном труде» (..) Когда В. И. Ленин говорил о том, что молодежь должна каждый день решать ту или иную задачу общего труда, речь, разумеется, шла не о том, чтобы каждый день организовывалась практическая совместная трудовая деятельность молодежи с трудящимися, занятыми в общественном производстве. Приведенной цитате предпосланы слова: «все задачи своего учения ставить так...». Следовательно, речь шла о задачах трудового воспитания в учении. Что же тогда может быть общим в труде молодежи и тружеников производства из того, что решается каждый день и повсеместно? Это новое отношение к учению (не только овладевать общеобразовательными знаниями, но учиться коммунизму), новое отношение к труду (его правильное распределение, организованность и дисциплинированность в труде), новое отношение к людям труда (умение объединить труд, организовать коммунистическое соревнование).
Воспитанию у молодежи коммунистического отношения к труду Коммунистическая партия всегда уделяла исключительное внимание. Основные положения о совершенствовании трудового воспитания и обучения подрастающего поколения сформулированы в материалах XXVI съезда КПСС, Конституции СССР, постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». Руководствуясь этими материалами, в работе с учащейся молодежью необходимо осуществлять комплексный подход, обеспечивающий единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания.
Советское общество — общество людей труда. И, как сказано в материалах XXVI съезда КПСС, усилия Коммунистической партии и Советского государства направлены на то, чтобы сделать труд человека высокопроизводительным, содержательным, интересным и творческим. Ликвидация малоквалифицированного и тяжелого физического труда рассматривается партией не только как экономическая, но и как социальная проблема, решение которой позволит устранить существенные преграды на пути превращения труда в жизненную потребность человека.
ЦК КПСС в постановлении июньского (1983) Пленума «Актуальные вопросы идеологический, массово-политической работы партии» указал на необходимость решительного поворота школы к улучшению подготовки молодежи к труду. Трудовое воспитание является важнейшим условием формирования социальной зрелости учащейся молодежи. Его осуществление обусловлено экономической и социальной политикой Советского государства. Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981—1985 гг и на период до 1990 г., Продовольственная программа СССР на период до 1990 г являются основой экономической политики партии. Вовлечение в народное хозяйство огромных производственных ресурсов предполагает чувство высокой ответственности за их полноценное использование, совершенствование не только организаторской и политической работы, но и воспитания подрастающих поколений с учетом их оперативного включения в производительный труд. Изменения, происходящие в условиях современного производства, проявляются в структуре трудовой деятельности — она все более усложняется во всех своих связях и зависимостях. Современное производство органично связано с целым комплексом сопутствующих предприятий, что требует от современного рабочего широкого взгляда на производственный процесс и свое место в нем. Усложняющаяся технология производственных процессов требует динамичного отношения к производственной деятельности, постоянного роста специальных и общеобразовательных знаний, установки на непрерывное образование при высоком качестве знаний и владении способами их совершенствования. В настоящее время значительно ускорились сроки обновления знаний во всех сферах науки и производства. Возникает объективная необходимость в рабочем нового типа. В отличие от рабочего старого типа, который в течение дня выполнял массу повторяющихся операций и в процессе профессионального обучения должен был усвоить умения и навыки, необходимые для выполнения стандартных операций, рабочий современного автоматизированного предприятия имеет иные задачи, ибо на него возложены иные производственные функции. Он подготавливает технологический процесс и организует его. Прежде чем налаживать машину на какую-то операцию, рабочий должен разобраться в технологии производства, в чертежах и схемах, проанализировать весь ход предстоящей работы, предвидеть полученный результат и возможные погрешности. В этих условиях нужны глубокие знания. Именно поэтому подготовку рабочего нового типа надо начинать со школьной скамьи. Суть ее в овладении теоретическими знаниями и выработке умений, нацеленных на применение этих знаний в меняющихся условиях. Обновление данных науки и техники приводит к возникновению новых профессий, изменению их содержания. Возникает объективная общественная потребность в непрерывном совершенствовании знаний. Успех воспитания, подчеркивается в материалах XXVI съезда КПСС, обеспечивается лишь тогда, когда оно опирается на прочный фундамент социально-экономической политики. Рост механизации труда, изменение его функционального содержания ведут к становлению творческого характера труда. Творческий характер труда — явление объективное, возникающее на основе изменения содержания труда в ходе технического прогресса. Творческий труд, в какой бы области он ни осуществлялся, содержит в себе самом необходимость постоянного изменения: перехода от изучения литературы к практическому изучению машин и технологических процессов, от изучения техники к ее установке и наладке, затем к усовершенствованию проведенных операций. Этот процесс бесконечен. Творческому труду свойственны не внешние переходы от одной профессии к другой, а внутренние — вытекающие из самой сущности процесса творчества. Целью трудового воспитания в советской
школе является формирование у учащихся коммунистического отношения к труду. Достигается эта цель последовательным решением следующих педагогических задач. 1. В условиях строительства социалистического общества у учащихся нужно сформировать потребность в необходимости труда на общую пользу. Формирование такой потребности предполагает длительное целенаправленное включение учащихся в различные виды трудовой деятельности, создание воспитывающих ситуаций, в которых учащиеся могут испытывать моральную удовлетворенность от бесплатного, бескорыстного действия. 2. В условиях соединения умственного и физического труда создаются реальные предпосылки к развитию интеллектуального потенциала школьников, формированию у них потребности в непрерывном совершенствовании знаний, прежде всего в области фундаментальных основ наук, обеспечивающих научно-технический прогресс. Политехническая подготовка должна осознаваться учащимися как важнейшая социально-политическая задача, поставленная государством перед будущими работниками социалистического производства. 3. Сознательное отношение к труду предполагает наличие необходимых умений и навыков, облегчающих выполнение трудовых нагрузок и обеспечивающих качество изготавливаемой продукции. Нередко школьники хорошо понимают значимость и необходимость труда, но пасуют перед первыми трудностями, которые связаны с определенным напряжением рабочей позы, ритмом, в котором необходимо действовать, сложностью производственных операций и т. д. Закрепление необходимых трудовых умений и навыков, развитие настойчивости, аккуратности, сноровки, смекалки и других нравственных и волевых свойств личности сопровождает трудовой процесс. 4. Задача трудового воспитания в формировании трудовой деятельности школьников: высокой культуры, организации, четкости, точности, экономного расходования материалов и трудовых усилий, умения качественно выполнять работу, бережного отношения к материальным ценностям. 5. Постоянное ознакомление учащихся с вопросами эконо-мическбй и социальной политики Советского государства в свете решений XXVI съезда КПСС, с экономической политикой, осуществляемой в районах и в городах, где живут учащиеся, формирование у них интереса к деятельности в сфере материального производства и стремления к приобретению производственных специальностей. 6. В задачи трудового воспитания входит профессиональная ориентация молодежи, своевременное ознакомление школьников с различными видами трудовой деятельности, с потребностями их экономического района в специалистах определенного профиля. 7. Задачей трудового воспитания является развитие организаторских способностей школьников, воспитание у них целеустремленности, умения планировать свою жизнедеятельность с учетом ближайших, средних и дальних перспектив, развитие умений сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, творчески оперировать полученными знаниями и умениями, передавать их другим людям; воспитывать различные коллективные формы труда, соревнования, взаимопомощи, с тем чтобы развить чувство товарищества, взаимоподдержки, взаимоответственности. 8. В процессе трудового воспитания необходимо формировать нравственные качества личности, вырабатывать у школьников социально ценные установки на все виды трудовой деятельности. Особое значение имеет воспитание производственной дисциплины, трудолюбия, ответственности, социальной активности, инициативы и творчества.
В системе перечисленных задач осуществляется психологическая и практическая подготовка учащихся к труду, происходит выявление их интересов, наклонностей и развитие способностей. Сознательное отношение к труду, пронизанное общественной направленностью на благо общества, коллектива, группы, трудового объединения определяющим образом влияет на формирование социально активной позиции школьников. Эта позиция представляет собой сложную систему отношений личности к обществу в целом и общностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе, установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые эта деятельность направлена.
Место трудового воспитания в системе воспитательной работы школы
Социально ценная направленность позиции во всех областях деятельности приводит к устойчивости данного образования — к формированию активной жизненной позиции. Трудовое воспитание непосредственно связано с умственным, политехническим образованием, идейно-политическим, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием школьников. Умственное образование является основой политехнической и профессиональной подготовки школьников. Оно предполагает изучение основ наук, научных принципов производства. Профессиональная подготовка также состоит из теоретического и практического обучения. Трудовая деятельность, в которую включаются школьники, способствует закреплению и углублению знаний, пониманию их практического значения. Труд положительно влияет на мотивы приобретения знаний, знания же, в свою очередь, совершенствуют трудовую подготовку. Трудовое воспитание обогащает политехническое образование учащихся тем, что оно формирует определенное положительное отношение к политехническим знаниям и умениям, содействует ознакомлению учеников с социально-экономическими проблемами современного общественного производства, формирует коммунистическое отношение к производительному труду, коллективистские черты, мотивы труда, соцсоревнования. Эффективность трудового воспитания в значительной степени зависит от того, как решаются задачи всестороннего развития личности в процессе подготовки учащихся к трудовой деятельности. Трудовое воспитание осуществляется на основе принципа политехнизма, заложенного в основу всей общеобразовательной подготовки школьников. В процессе обучения учащиеся знакомятся с основами современного производства, им разъясняют необходимость перемены труда в условиях научно-технического прогресса, значимость образования как фактора, обеспечивающего рост производительности труда. Формируя у учащихся знания о видах современного труда, требованиях, которые к нему предъявляются, о научном содержании типичных трудовых процессов, учителя постепенно знакомят учащихся с основами общей теории трудовой деятельности.
Трудовое воспитание имеет тесную связь с идейно-политическим воспитанием. Формирование идейной убежденности молодежи происходит в трудовой деятельности, имеющей социально значимую цель, одухотворенную коммунистическими идеалами, традициями рабочего класса. Так, конкретным проявлением идейной убежденности советской молодежи стало массовое патриотическое движение «Пятилетке — ударный труд, знания, инициативу и творчество молодых». Большой воспитательный потенциал заложен в рабочих традициях, Всесоюзных походах комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Трудовое воспитание, таким образом, осуществляется не только в рамках школы, но и в системе всей социальной жизни школьников. Связь с ветеранами производства, с молодыми производственниками обеспечивает непосредственное взаимное общение представителей всех поколений советского общества, что имеет исключительно важное значение для формирования коммунистической убежденности юношества. Труд является важнейшим средством нравственного воспитания. В систематической трудовой деятельности формируются моральные качества, развиваются коллективистические отношения, формируется социально активная позиция личности. Трудовая деятельность носит, как правило, коллективный характер, что влияет на развитие у учащихся социально ценных чувств товарищества, взаимопомощи, социальной активности и ответственности, долга и чести. Особенность трудовой деятельности и в том, что она подчинена определенным социально значимым целям, влияет на развитие ценностных ориентации учащихся, их социальных установок, идеалов и интересов. Трудовое воспитание тесно связано с физическим. Участие в труде предполагает выносливость, быстрые реакции организма, умение преодолевать психические и физические нагрузки, способность работать в определенном ритме. Физическое и психическое здоровье человека обеспечивают успешность его трудовой деятельности, мобильность в занятиях трудом. Современный уровень инженерной психологии позволяет дать конкретные рекомендации по организации трудовой деятельности. Трудовое воспитание взаимосвязано с эстетическим воспитанием. Внесение эстетических элементов в организацию трудовой деятельности, в условия ее осуществления и, главное, в результат — продукт деятельности — имеет большое значение в трудовом воспитании школьников. Народные традиции сохранили многовековой праздничный обряд, посвященный сбору урожая, состязаниям наиболее ловких умельцев, и в современных условиях праздники труда сопровождают деятельность человека любой профессии.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.