Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Трудовое воспитание и его роль в формировании готовности учащейся молодежи к трудовой деятельности


"Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского.
"Просвещение", Москва, 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

(...) К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли взаимосвязь между трудовой деятельностью человека и изменением его собственной природы. Критикуя французских материалистов и социалистов-утопистов за одностороннее понимание роли общественных условий и воспитания в развитии личности, они доказали, что человек не пассивный продукт общественных условий. Он сам изменяет обстоятельства, активно воздействуя на природу и общество, преобразуя собственную природу.
К. Маркс и Ф. Энгельс показали социальную ценность общественного труда, его неразрывную связь с развитием производительных сил и как следствие этого соединение умственного и физического труда. Они утверждали, что только в социалистическом обществе будут соединены труд и воспитание и таким путем подрастающим поколениям будет обеспечено всестороннее развитие.
Функцию воспитания в трудовой деятельности К. Маркс и Ф. Энгельс видели в том, что оно даст возможность молодым людям быстро осваивать на практике всю систему производства, позволит поочередно переходить от одной отрасли производства к другой в зависимости от потребностей общества или собственных склонностей человека. Воспитание освобождает человека от той односторонности, что навязывает ему разделение труда. Ф. Энгельс писал: «Таким образом, общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности».
Воспитание, осуществляемое в тесной связи с трудовой деятельностью человека, согласно Марксу и Энгельсу, способствует освоению целостной системы производства, что позволяет каждому человеку соотнести свои возможности с потребностями общества и всесторонне применить свои способности.
В «Инструкции делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам» в разделе «Труд детей и подростков (обоего пола)» К. Маркс четко сформулировал основные направления воспитания, способствующие развитию личности ребенка и подростка, работающего на производстве: «Под воспитанием мы понимаем три вещи:
Во-первых: умственное воспитание.
Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями.
В-третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств».
Этим направлениям, по Марксу, должны соответствовать постепенно усложняющиеся курсы умственного и физического воспитания и технического обучения. В сочетании оплачиваемого производительного труда, умственного воспитания, физических упражнений и политехнического обучения. К. Маркс видел путь прогрессивного развития рабочего класса.
Таким образом, вопросы трудового воспитания в системе общественного производства рассматривались К. Марксом и ф. Энгельсом в органической связи с развитием потребностей и способностей личности в системе ее всестороннего развития.
Классики марксизма определили сущность и содержание трудового воспитания, указали основной путь его осуществления.
В. И. Ленин в 90-х гг. прошлого века, намечая идеал школы будущего, раскрыл марксистскую сущность единства двух сторон воспитания: «...нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания».
После победы Великой Октябрьской социалистической революции В. И. Ленин настойчиво требовал преодолеть основной порок старой школы — ее отрыв от жизни. Показав, что только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящим коммунистом, Ленин определил характер коммунистического труда. Коммунистический труд — это «бесплатный труд на пользу общества... труд добровольный, труд вне нормы, труд... без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма».
В. И. Ленин в речи на III съезде РКСМ убедительно показал, что Коммунистический союз молодежи должен воспитывать всех с малых лет в сознательном и дисциплинированном труде, чтобы каждый человек независимо от того, каким трудом он занят, насколько этот труд грязен и тяжел, гордился бы тем, что он занят свободным трудом.
В. И. Ленин придавал большое значение отношению молодых людей к трудовой деятельности. Не случайно он обращал внимание молодежи на то, как идет человек трудиться. Этот вопрос и энтузиазма, и организации, и дисциплины, и сознательности. В. И. Ленин обращал внимание молодежи не только на исполнительские, но и на организаторские функции в трудовой деятельности. Эту мысль он неоднократно повторял в своей речи на III съезде РКСМ. В новых условиях организация труда зависит от степени коммунистической сознательности трудящихся. «Мы должны, — говорил В. И. Ленин, — всякий труд, как бы он ни был грязен и труден, построить так, чтобы каждый рабочий и крестьянин смотрел на себя так: я — часть великой армии свободного труда и сумею сам построить свою жизнь... Надо, чтобы Коммунистический союз молодежи воспитывал всех с молодых лет, в сознательном и дисциплинированном труде»
(..) Когда В. И. Ленин говорил о том, что молодежь должна каждый день решать ту или иную задачу общего труда, речь, разумеется, шла не о том, чтобы каждый день организовывалась практическая совместная трудовая деятельность молодежи с трудящимися, занятыми в общественном производстве. Приведенной цитате предпосланы слова: «все задачи своего учения ставить так...». Следовательно, речь шла о задачах трудового воспитания в учении. Что же тогда может быть общим в труде молодежи и тружеников производства из того, что решается каждый день и повсеместно? Это новое отношение к учению (не только овладевать общеобразовательными знаниями, но учиться коммунизму), новое отношение к труду (его правильное распределение, организованность и дисциплинированность в труде), новое отношение к людям труда (умение объединить труд, организовать коммунистическое соревнование). Воспитанию у молодежи коммунистического отношения к труду Коммунистическая партия всегда уделяла исключительное внимание. Основные положения о совершенствовании трудового воспитания и обучения подрастающего поколения сформулированы в материалах XXVI съезда КПСС, Конституции СССР, постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду».
Руководствуясь этими материалами, в работе с учащейся молодежью необходимо осуществлять комплексный подход, обеспечивающий единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания.
Советское общество — общество людей труда. И, как сказано в материалах XXVI съезда КПСС, усилия Коммунистической партии и Советского государства направлены на то, чтобы сделать труд человека высокопроизводительным, содержательным, интересным и творческим. Ликвидация малоквалифицированного и тяжелого физического труда рассматривается партией не только как экономическая, но и как социальная проблема, решение которой позволит устранить существенные преграды на пути превращения труда в жизненную потребность человека. ЦК КПСС в постановлении июньского (1983) Пленума «Актуальные вопросы идеологический, массово-политической работы партии» указал на необходимость решительного поворота школы к улучшению подготовки молодежи к труду.
Трудовое воспитание является важнейшим условием формирования социальной зрелости учащейся молодежи. Его осуществление обусловлено экономической и социальной политикой Советского государства.
Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981—1985 гг и на период до 1990 г., Продовольственная программа СССР на период до 1990 г являются основой экономической политики партии.
Вовлечение в народное хозяйство огромных производственных ресурсов предполагает чувство высокой ответственности за их полноценное использование, совершенствование не только организаторской и политической работы, но и воспитания подрастающих поколений с учетом их оперативного включения в производительный труд.
Изменения, происходящие в условиях современного производства, проявляются в структуре трудовой деятельности — она все более усложняется во всех своих связях и зависимостях. Современное производство органично связано с целым комплексом сопутствующих предприятий, что требует от современного рабочего широкого взгляда на производственный процесс и свое место в нем.
Усложняющаяся технология производственных процессов требует динамичного отношения к производственной деятельности, постоянного роста специальных и общеобразовательных знаний, установки на непрерывное образование при высоком качестве знаний и владении способами их совершенствования. В настоящее время значительно ускорились сроки обновления знаний во всех сферах науки и производства.
Возникает объективная необходимость в рабочем нового типа. В отличие от рабочего старого типа, который в течение дня выполнял массу повторяющихся операций и в процессе профессионального обучения должен был усвоить умения и навыки, необходимые для выполнения стандартных операций, рабочий современного автоматизированного предприятия имеет иные задачи, ибо на него возложены иные производственные функции. Он подготавливает технологический процесс и организует его. Прежде чем налаживать машину на какую-то операцию, рабочий должен разобраться в технологии производства, в чертежах и схемах, проанализировать весь ход предстоящей работы, предвидеть полученный результат и возможные погрешности. В этих условиях нужны глубокие знания. Именно поэтому подготовку рабочего нового типа надо начинать со школьной скамьи. Суть ее в овладении теоретическими знаниями и выработке умений, нацеленных на применение этих знаний в меняющихся условиях.
Обновление данных науки и техники приводит к возникновению новых профессий, изменению их содержания. Возникает объективная общественная потребность в непрерывном совершенствовании знаний.
Успех воспитания, подчеркивается в материалах XXVI съезда КПСС, обеспечивается лишь тогда, когда оно опирается на прочный фундамент социально-экономической политики.
Рост механизации труда, изменение его функционального содержания ведут к становлению творческого характера труда. Творческий характер труда — явление объективное, возникающее на основе изменения содержания труда в ходе технического прогресса. Творческий труд, в какой бы области он ни осуществлялся, содержит в себе самом необходимость постоянного изменения: перехода от изучения литературы к практическому изучению машин и технологических процессов, от изучения техники к ее установке и наладке, затем к усовершенствованию проведенных операций. Этот процесс бесконечен.
Творческому труду свойственны не внешние переходы от одной профессии к другой, а внутренние — вытекающие из самой сущности процесса творчества.
Целью трудового воспитания в советской школе является формирование у учащихся коммунистического отношения к труду. Достигается эта цель последовательным решением следующих педагогических задач.
1. В условиях строительства социалистического общества у учащихся нужно сформировать потребность в необходимости труда на общую пользу. Формирование такой потребности предполагает длительное целенаправленное включение учащихся в различные виды трудовой деятельности, создание воспитывающих ситуаций, в которых учащиеся могут испытывать моральную удовлетворенность от бесплатного, бескорыстного действия.
2. В условиях соединения умственного и физического труда создаются реальные предпосылки к развитию интеллектуального потенциала школьников, формированию у них потребности в непрерывном совершенствовании знаний, прежде всего в области фундаментальных основ наук, обеспечивающих научно-технический прогресс. Политехническая подготовка должна осознаваться учащимися как важнейшая социально-политическая задача, поставленная государством перед будущими работниками социалистического производства.
3. Сознательное отношение к труду предполагает наличие необходимых умений и навыков, облегчающих выполнение трудовых нагрузок и обеспечивающих качество изготавливаемой продукции. Нередко школьники хорошо понимают значимость и необходимость труда, но пасуют перед первыми трудностями, которые связаны с определенным напряжением рабочей позы, ритмом, в котором необходимо действовать, сложностью производственных операций и т. д. Закрепление необходимых трудовых умений и навыков, развитие настойчивости, аккуратности, сноровки, смекалки и других нравственных и волевых свойств личности сопровождает трудовой процесс.
4. Задача трудового воспитания в формировании трудовой деятельности школьников: высокой культуры, организации, четкости, точности, экономного расходования материалов и трудовых усилий, умения качественно выполнять работу, бережного отношения к материальным ценностям.
5. Постоянное ознакомление учащихся с вопросами эконо-мическбй и социальной политики Советского государства в свете решений XXVI съезда КПСС, с экономической политикой, осуществляемой в районах и в городах, где живут учащиеся, формирование у них интереса к деятельности в сфере материального производства и стремления к приобретению производственных специальностей.
6. В задачи трудового воспитания входит профессиональная ориентация молодежи, своевременное ознакомление школьников с различными видами трудовой деятельности, с потребностями их экономического района в специалистах определенного профиля.
7. Задачей трудового воспитания является развитие организаторских способностей школьников, воспитание у них целеустремленности, умения планировать свою жизнедеятельность с учетом ближайших, средних и дальних перспектив, развитие умений сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, творчески оперировать полученными знаниями и умениями, передавать их другим людям; воспитывать различные коллективные формы труда, соревнования, взаимопомощи, с тем чтобы развить чувство товарищества, взаимоподдержки, взаимоответственности.
8. В процессе трудового воспитания необходимо формировать нравственные качества личности, вырабатывать у школьников социально ценные установки на все виды трудовой деятельности. Особое значение имеет воспитание производственной дисциплины, трудолюбия, ответственности, социальной активности, инициативы и творчества. В системе перечисленных задач осуществляется психологическая и практическая подготовка учащихся к труду, происходит выявление их интересов, наклонностей и развитие способностей.
Сознательное отношение к труду, пронизанное общественной направленностью на благо общества, коллектива, группы, трудового объединения определяющим образом влияет на формирование социально активной позиции школьников. Эта позиция представляет собой сложную систему отношений личности к обществу в целом и общностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе, установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые эта деятельность направлена.

Место трудового воспитания в системе воспитательной работы школы

Социально ценная направленность позиции во всех областях деятельности приводит к устойчивости данного образования — к формированию активной жизненной позиции.
Трудовое воспитание непосредственно связано с умственным, политехническим образованием, идейно-политическим, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием школьников.
Умственное образование является основой политехнической и профессиональной подготовки школьников. Оно предполагает изучение основ наук, научных принципов производства. Профессиональная подготовка также состоит из теоретического и практического обучения. Трудовая деятельность, в которую включаются школьники, способствует закреплению и углублению знаний, пониманию их практического значения. Труд положительно влияет на мотивы приобретения знаний, знания же, в свою очередь, совершенствуют трудовую подготовку.
Трудовое воспитание обогащает политехническое образование учащихся тем, что оно формирует определенное положительное отношение к политехническим знаниям и умениям, содействует ознакомлению учеников с социально-экономическими проблемами современного общественного производства, формирует коммунистическое отношение к производительному труду, коллективистские черты, мотивы труда, соцсоревнования.
Эффективность трудового воспитания в значительной степени зависит от того, как решаются задачи всестороннего развития личности в процессе подготовки учащихся к трудовой деятельности.
Трудовое воспитание осуществляется на основе принципа политехнизма, заложенного в основу всей общеобразовательной подготовки школьников.
В процессе обучения учащиеся знакомятся с основами современного производства, им разъясняют необходимость перемены труда в условиях научно-технического прогресса, значимость образования как фактора, обеспечивающего рост производительности труда.
Формируя у учащихся знания о видах современного труда, требованиях, которые к нему предъявляются, о научном содержании типичных трудовых процессов, учителя постепенно знакомят учащихся с основами общей теории трудовой деятельности.
Трудовое воспитание имеет тесную связь с идейно-политическим воспитанием. Формирование идейной убежденности молодежи происходит в трудовой деятельности, имеющей социально значимую цель, одухотворенную коммунистическими идеалами, традициями рабочего класса. Так, конкретным проявлением идейной убежденности советской молодежи стало массовое патриотическое движение «Пятилетке — ударный труд, знания, инициативу и творчество молодых».
Большой воспитательный потенциал заложен в рабочих традициях, Всесоюзных походах комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа.
Трудовое воспитание, таким образом, осуществляется не только в рамках школы, но и в системе всей социальной жизни школьников. Связь с ветеранами производства, с молодыми производственниками обеспечивает непосредственное взаимное общение представителей всех поколений советского общества, что имеет исключительно важное значение для формирования коммунистической убежденности юношества.
Труд является важнейшим средством нравственного воспитания. В систематической трудовой деятельности формируются моральные качества, развиваются коллективистические отношения, формируется социально активная позиция личности.
Трудовая деятельность носит, как правило, коллективный характер, что влияет на развитие у учащихся социально ценных чувств товарищества, взаимопомощи, социальной активности и ответственности, долга и чести. Особенность трудовой деятельности и в том, что она подчинена определенным социально значимым целям, влияет на развитие ценностных ориентации учащихся, их социальных установок, идеалов и интересов.
Трудовое воспитание тесно связано с физическим. Участие в труде предполагает выносливость, быстрые реакции организма, умение преодолевать психические и физические нагрузки, способность работать в определенном ритме. Физическое и психическое здоровье человека обеспечивают успешность его трудовой деятельности, мобильность в занятиях трудом.
Современный уровень инженерной психологии позволяет дать конкретные рекомендации по организации трудовой деятельности.
Трудовое воспитание взаимосвязано с эстетическим воспитанием. Внесение эстетических элементов в организацию трудовой деятельности, в условия ее осуществления и, главное, в результат — продукт деятельности — имеет большое значение в трудовом воспитании школьников. Народные традиции сохранили многовековой праздничный обряд, посвященный сбору урожая, состязаниям наиболее ловких умельцев, и в современных условиях праздники труда сопровождают деятельность человека любой профессии.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +