Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Формирование личности в коллективе — ведущая идея коммунистической системы воспитания


"Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского.
"Просвещение", Москва, 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

Человек живет и развивается в системе отношений с окружающим миром. Эта система многогранна. Важнейшими ее сторонами являются две: отношение людей к природе и отношение их друг к другу. Через отношение к природе развертывается все богатство предметной деятельности человека, через отношение друг к другу — богатство связей общения, определяющее общественную, коллективную силу человека.
К. Маркс в статье «Наемный труд и капитал» писал, что люди «не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство». К. Маркс видел в коллективе оптимальные условия для развития личности, ее дарований. «Только в коллективе,— считал он,— индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода».
Развивая идеи К. Маркса, В. И. Ленин разработал ряд теоретически важных положений, касающихся руководства советскими коллективами, изучения и учета психологии коллектива, в особенности общественного мнения и настроения масс и личности.
Марксизм-ленинизм является методологической основой учения о коллективе. Коллектив выполняет функции, отвечающие общественно необходимой потребности социалистического общества во всестороннем развитии личности. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии подчеркивалась важность перестройки всех общественных отношений на коллективистских началах, внутренне присущих обществу развитого социализма. Развитое социалистическое общество характеризуется возрастанием социально-политического и духовного единства социальных общностей. Коллективы, и прежде всего трудовые, являются основой этих общностей и играют ведущую роль в становлении социалистического образа жизни, в формировании личности нового типа. Развитие коллектива и личности — взаимообусловленные процессы.
Принцип формирования личности в коллективе является одним из ведущих принципов коммунистического воспитания. Основоположники советской педагогики Н. К. Крупская и А. В. Луначарский, опираясь на учение классиков марксизма-ленинизма, выдвинули положение о том, что основным условием формирования нового человека является коллектив, а основной целью — воспитание коллективиста.
Целью воспитания, считал А. В. Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. Общность жизни, деятельности и интересов формирует классовые идеалы, классовое сознание, классовую мораль.
«Мы хотим,— писал А. В. Луначарский,— воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами». Вместе с тем он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности.
Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А. В. Луначарский.
Огромное значение придавала коллективу как фактору формирования новых людей Н. К. Крупская. Она рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности, высказав целый ряд чрезвычайно существенных положений об организационной стороне коллективной жизни и ее влиянии на самочувствие детей, их развитие. Н. К. Крупская показала значимость собственной позиции ребенка в установлении коллективистических отношений, главным образом через деятельность пионерской организации и комсомола. Она раскрыла гуманистическую основу общения детей и коллектива, показав, как в совместной работе пионеров возникают общие для всех переживания, вызывающие повышенный интерес к явлениям общественной жизни, развивающие потребность в сплочении, во взаимопомощи. Коллективную жизнь детей она рассматривала в определенных связях с широкой социальной средой, полагая, что пионерская организация переводит все эти связи в реальные намерения и поступки школьников.
Н. К. Крупская разработала теоретические предпосылки к перестройке позиции ребенка в коллективе в плане расширения сферы его духовной жизни за счет связи с общественной жизнью других людей. Она показала, что влияние коллектива на личность сказывается даже на протекании психических процессов. В коллективе индивид иначе мыслит, иначе чувствует, иначе проявляет себя. Н. К. Крупская дала анализ постановки самоуправления в советской школе, методику его организации.
Проблемы коллективного воспитания, поднятые первыми теоретиками и непосредственными организаторами народного образования в СССР, нашли свое дальнейшее развитие в опыте первых школ-коммун: Большевской, Вятской, Одесской и других, в школах им. А. Н. Радищева, П. Н. Лепешинского, а также в крупнейшем социально-педагогическом эксперименте массового перевоспитания юных правонарушителей, организованном А. С. Макаренко. Многие теоретические положения, разработанные А. С. Макаренко, лежат в основе современной теории коллектива. (...) Непосредственный опыт работы с воспитанниками колонии им. А. М. Горького и коммуны им. Ф. Э. Дзержинского привел его к мысли о том, что педагоги должны стремиться к целостному формированию личности. В связи с этим он полагал, что нужно «научиться так организовать воспитание, чтобы наши достижения характеризовались совершенствованием системы данной личности в целом».
Теория коллектива, разработанная А. С. Макаренко, пронизана идеями социалистического гуманизма. Педагогические принципы, положенные в основу организации детского коллектива: перспективных линий, параллельного действия, отношений ответственной зависимости, гласности и другие — обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Все педагогические принципы А. С. Макаренко были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать потребность в постоянном движении вперед.
В своей практической работе А. С. Макаренко организовал определенную микросреду с соответствующим нравственным микроклиматом, с определенным характером связей с широкой социальной средой. Соответственно были разработаны и методы воспитания.
Коллектив не может быть явлением только педагогическим, считал А. С. Макаренко, он — полноправное явление общественной жизни. Вся система воспитания личности в коллективе, организованном А. С. Макаренко, была прежде всего основана на требовании человека к себе.
Разрабатывая и проверяя на практике различные педагогические методы, А. С. Макаренко пытался обнаружить все богатство потенциальных сил и возможностей личности, стимулировать ее движение и развитие.
В быту и практике 5-летней работы коммуны вырабатывались правила и нормы, в основе которых лежали требования, сознательно принимаемые каждым членом коллектива. Воспитывающий характер требований состоял в том, что они были обязательны прежде всего по отношению к тем, кто участвовал в требовании. А. С. Макаренко считал, что именно при этом условии «личность выступает в новой позиции воспитания — она не объект воспитательного влияния, а его носитель — субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива». Таким образом, личность должна была перестраивать свою внутреннюю позицию в целях активного проявления своих возможностей.
Глубочайший смысл воспитательной работы, считал А. С. Макаренко, заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей, в их развитии до той нравственной высоты, которая возможна только в бесклассовом обществе и которая может побуждать человека к борьбе за дальнейшее совершенствование.
Развивая эту идею, В. А. Сухомлинский в опыте работы Павлышской средней школы Кировоградской области стремился организовать целостный процесс воспитания коллектива школьников, включая их в активное взаимодействие с педагогическим коллективом. По мнению В. А. Сухомлинского, всякое воспитание ребенка есть направленное формирование его потребностей, социально определенная система которых есть и цель, и, в значительной мере, основное средство воспитания в коллективе. Выдвигая идею развития у ребенка способности быть воспитуемым, В. А. Сухомлинский показал, что эта способность — результат создания у него позиции субъекта воспитания, активно присваивающего тот нравственный идеал, из которого исходит воспитатель.
В. А. Сухомлинский придавал большое значение тем общественно-политическим идеям, благодаря которым создается единство коллективного и индивидуального, общественного и личного. Возникновение духовной общности между детьми, между детьми и их воспитателями — путь к укреплению и развитию коллективных отношений. Богатство каждой личности В. А. Сухомлинский рассматривал как основу полноценной содержательной жизни коллектива.
(...) В общественных науках коллектив рассматривается как основное звено социалистического производства; особое внимание уделяется воспитательным функциям трудового коллектива, поскольку коллектив приобщает личность к социалистической собственности и труду, является источником материального благосостояния человека, местом не только производственной деятельности, но и социально-политической и культурной жизни. Воспитательная функция трудового коллектива «в том что он передает личности некоторые основные качества, свойственные нашему обществу, а также те своеобразные особенности профессий, групповой психологии, которые сложились в данном коллективе в результате его собственной истории и специфики положения». Трудовые коллективы играют ведущую роль в становлении социалистического образа жизни, в формировании личности нового типа.
Рассматривая коллектив как особый вид социальной общности, в рамках которой закладывается и формируется богатство общественных связей личности, реализуется процесс ее становления в качестве субъекта общественных отношений, психологи обращают особое внимание на состояние личности в коллективе и процесс становления в нем межличностных отношений, их характер и закономерности, на психологический климат коллектива и его воздействие на производственную деятельность. В настоящее время исследование эмоциональных факторов коллективной деятельности осуществляется в научных лабораториях А. В. Петровского, Е. С. Кузьмина, Е. В. Шороховой, Л. И. Уманского.
Изучение детского коллектива педагогами — практиками и исследователями было направлено на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и воспитания ученических коллективов (Т. Е. Конникова, Л. И. Новикова, М. Д. Виноградова, А. В. Мудрик, О. С. Богданова и др.), на разработку таких принципов и методов воспитания, как педагогическое требование (Л. Ю. Гордин, В. М. Коротов), самоуправление в коллективе (В. М. Коротов), педагогическая инструментовка деятельности коллектива (Э. С. Кузнецова, Н. Е. Щуркова). Вопросы теории детского коллектива разрабатываются научным коллективом, руководимым Л. И. Новиковой.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +