Оптимальный — это наилучший для данной ситуации, причем с точки зрения определенных критериев. Без формулирования критериев нельзя говорить об оптимальности или неоптимальности процесса. Надо помнить, что теория оптимизации не формулирует новых задач для школы, она учит находить наилучшие пути решения задач, выдвигаемых обществом на каждом историческом этапе его развития. Например, сейчас в соответствии с решениями XXVI съезда КПСС основное внимание уделяется повышению качества обучения и воспитания, преодолению перегрузки учеников и формализма в оценке результатов труда учителей и школьников. Поэтому оптимальным для данного этапа является такой учебно-воспитательный процесс, который обеспечивает наилучшее решение этих общественно-актуальных задач. Научно-практическая потребность в разработке теоретических основ оптимизации обучения проявлялась и раньше. Именно поэтому на каждом этапе развития школы, помимо общих принципов обучения, формулировались актуальные требования к современному уроку и процессу обучения вообще. Разработка специальной теории оптимизации позволяет теперь сформулировать более целостную и логически взаимосвязанную систему критериев и способов оптимальной организации учебного процесса.
Оптимальность результатов обучения
В современных условиях считают, что при оптимальном построении учебного процесса каждый ученик класса усваивает материал на уровне его максимальных (реально достижимых) возможностей в данный момент (на «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно»), одновременно продвигаясь вперед в своей воспитанности и развитости. Оптимальный уровень успеваемости, воспитанности и развитости учеников исходит из требований новых учебных программ и конкретизируется самим педагогом на основе систематического изучения школьников путем наблюдений, опросов, проверки письменных работ, собеседований во время внеклассных занятий и общений. Поэтому оптимизация обучения предполагает обязательное изучение реальных учебных возможностей школьников. Она не удовлетворяется отсутствием в классе неуспевающих, а зовет всех учеников к максимально возможным успехам. «Реальные учебные возможности» — это новое понятие, которое введено в теории оптимизации. Оно не идентично абстрактным возможностям или способностям, которые рассматриваются вне связи с имеющимися условиями. Реальные учебные возможности отражают в себе единство внутренних и преломляемых личностью внешних условий, непосредственно влияющих на успешность ее
учения. Учителю важно знать не только сегодняшний уровень реальных учебных возможностей школьника, но и зону их ближайшего развития (Л. С. Выготский). Ему надо знать, какие задания, какого уровня трудности могут выполнить ученики при его направляющей помощи и руководстве. Ориентация на зону ближайшего развития не позволяет приспосабливаться только к сегодняшнему уровню развития школьника, а зовет вперед, требует непрерывного роста его возможностей. Оптимизация требует проектировать максимально возможный уровень успеваемости школьников в какой-то определенный период, например на конец учебной четверти, полугодия, года. Изучение учащихся необходимо проводить по достаточно целостной и одновременно доступной для учителей массовой школы программе. Например, для изучения реальных учебных возможностей школьников средней группы классов полезно знать: состояние здоровья, общественную и трудовую активность, выполнение правил поведения, отношение к учению, ведущие учебные и внеучебные интересы, сформированность навыков учебного труда (планирование, выделение главного, темп чтения и письма, самоконтроль), настойчивость в учении, начитанность, влияние семьи и сверстников, по каким предметам испытывает затруднения в учебе, ожидаемый в ближайшем будущем уровень успеваемости по основным учебным предметам, основные причины отставания в учебе или недостатков в поведении (если они обнаруживаются). Эта программа при ее внешней простоте и доступности в то же время является относительно целостной, так как включает в себя основные характеристики образованности, воспитанности и развитости, данные о всех психических сферах личности — интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной, о всех сторонах воспитанности личности. Значимость этой программы обоснована методом корреляций и сравнения характеристик отличников учебы и неуспевающих школьников. Используя эту программу изучения реальных учебных возможностей школьников, можно оценивать оптимальность достигаемых в процессе обучения результатов. Итак, первым критерием оптимальности обучения является достижение каждым учеником такого уровня успеваемости, воспитанности и развитости, который соответствует его реальным учебным возможностям в зоне его ближайшего развития. Этот уровень не должен быть ниже удовлетворительного, так как учебные программы составлены с учетом их доступности для всех здоровых учеников. Такой подход требует специальной работы со слабоуспевающими школьниками, чтобы предупредить их отставание в учебе, а также с наиболее подготовленными учениками, чтобы всемерно способствовать развитию их способностей и талантов. Современная дидактика считает, что одного критерия результативности обучения еще недостаточно для того, чтобы учебный процесс считался оптимальным. Важно иметь
еще второй критерий, который бы предупреждал перегрузку учеников и учителей, обеспечивал бы экономное функционирование учебного процесса. Вторым критерием оптимальности обучения является соблюдение учениками и учителями гигиенически установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу. Известно, что для каждого класса научно обоснованы нормы затрат времени на выполнение урочной и домашней работы, которые косвенно сказываются и на экономии усилий. Так, в соответствии с Уставом школы ученики должны затрачивать на домашнюю работу не более 1 ч в I классе, 1,5 ч во II классе, 2 ч в III и IV классах, 2,5 ч в V и VI классах, 3 ч в VII классе и 4 ч в VIII—X классах. Установлены также нормативы затрат времени учеников на внеклассные занятия. Оптимальные затраты времени учителей IV—X классов на учебную работу — 18 ч в неделю и примерно 3 ч на подготовку к ним ежедневно, в начальных классах соответственно 24 ч в неделю и 2 ч на подготовку ежедневно. В эти 6 часов не входит время затрачиваемое на общественную работу, которая во всех учреждениях проводится после рабочего дня. Применение в единстве критериев результативности и времени отличает оптимизацию от простой активизации обучения, при которой не обязательно учитываются затраты времени учителей и учеников. Оптимизация указывает учителю кратчайшие, менее трудоемкие пути достижения более высоких учебно-воспитательных результатов. Она направлена на освобождение учителей от многих привычных для них, но непроизводительных действий, проб и ошибок, доделывания и переделывания, излишних затрат времени, возникающих из-за несовершенства методики обучения. Помимо двух названных критериев оптимальности учебного процесса, могут быть и другие критерии: минимально необходимых затрат усилий, средств и др. Оценка оптимальности обучения осуществляется в несколько этапов. Сначала по определенным признакам оценивается начальный уровень успеваемости, воспитанности и развитости учеников. Затем примерно планируется возможный уровень роста их через определенное время (как может и должен успевать этот ученик, как вести себя и т. д.). После этого применяется система учебно-воспитательных мер и оцениваются изменения в характеристиках учеников. В итоге происходит сравнение достигнутых результатов с оптимально возможными, сопоставление затрат времени на домашнюю и внеклассную работу с нормативами и делается вывод о степени оптимальности осуществленной системы мер. Сравнение разных вариантов организации обучения и
выбор из них оптимального полезно производить вначале по одному критерию, сохраняя второй неизменным. В таком случае мы четко оговариваем, по какому критерию процесс оптимален. Надо стремиться к тому, чтобы процесс оказывался лучшим сразу по двум критериям.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.