Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Другие формы организации обучения


"Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского.
"Просвещение", Москва, 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

Практикумы и семинары

Одной из форм организации обучения, дополняющей урок и способствующей политехническому образованию учащихся, является практикум. Практикумы проводятся с учащимися старших классов и представляют собой лабораторные или практические занятия, в ходе которых школьники выполняют определенный цикл работ в соответствии с программой. Практикумы проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах и ученических производственных бригадах учащихся. По сравнению с обычными лабораторными работами и практическими занятиями, проводимыми в младших классах, они характеризуются большей самостоятельностью учащихся и творческим отношением к выполнению заданий.
В пределах отводимого на практикум времени учитель составляет план работы, подготавливает необходимые инструкции и указания дополнительно к имеющимся в учебных пособиях и учебниках. Учащиеся могут выполнять одновременно одно и то же задание. В тех случаях, когда недостает учебного оборудования для обеспечения им каждого ученика класса или сложность работы затрудняет выполнение работы одним учеником, организуется выполнение заданий группами. При этом выполнение всех работ, предусмотренных программой практикума, является обязательным для каждого учащегося. Осуществляя постоянное руководство и оказывая необходимую помощь, учитель добивается высокого уровня самостоятельности учащихся при выполнении заданий практикума.
Семинары проводятся в старших классах обычно после изучения основных разделов программы преимущественно по предметам гуманитарного цикла. Использование этой формы организации обучения позволяет провести теоретические обобщения изученного материала, научить учащихся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения, готовит школьников к участию в общественной жизни и продолжению образования.
План проведения семинарского занятия составляется учителем заблаговременно и корректируется в ходе обсуждения его с учащимися. В соответствии с принятым планом устанавливается программа подготовки к семинару каждого учащегося и класса в целом, распределяются задания, рекомендуется для изучения литература (обязательная для всех). Темы сообщений, рефератов и докладов учащихся на семинаре ставятся преимущественно в проблемной форме. Учитель руководит их подготовкой, дает необходимые консультации.
Семинарское занятие начинается обычно с краткого вступления учителя, в котором указываются основные задачи данного семинара, выдвигаются проблемы для обсуждения. Семинарские занятия рассчитаны на проявление школьниками высокой активности и самостоятельности, которые обеспечиваются тщательной их подготовкой и хорошо продуманным проведением. Иногда бывает целесообразно предварительно не распределять темы рефератов, сообщений или докладов, поручая готовиться каждому ученику по всему плану проведения семинарского занятия и быть готовым к выступлению по собственной инициативе или по вызову преподавателя. Такая методика подготовки к семинару оправдывает себя в тех случаях, когда в плане его нет особенно сложных вопросов, требующих более глубокого изучения отдельными учащимися. Иногда, кроме основных докладчиков, готовятся и их оппоненты, участие которых в обсуждении вопросов активизирует проведение семинара. В процессе занятия необходимо вызывать дискуссию, не обходя острые и злободневные проблемы. В конце занятия учитель подводит его итоги, по возможности связывая их с конкретными задачами обучения.

Факультативы и их организация

Учебные предметы, изучаемые учащимися по их выбору и желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний и практических навыков, называют факультативами. В типовой учебный план общеобразовательной средней школы начиная с VII класса включены факультативные занятия, представляющие собой одну из эффективных форм группового дифференцированного обучения, рассчитанную на расширение знаний, приобретенных при изучении обязательных учебных программ, развитие познавательных интересов, способностей и профессиональную ориентацию учащихся.
Перед школой ставится задача обеспечить возможность выбора каждым учеником VII—X классов одного из факультативов, который затем становится для него обязательным. Факультативные занятия проводятся по специальным программам, рассчитанным на соблюдение преемственности между обязательными курсами и факультативными, повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие их познавательных интересов. При определении перечня факультативов школа исходит не только из личных желаний учащихся, но и из возможностей школы. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями.
На факультативных занятиях лекции сочетаются с практическими занятиями, на которых учащиеся приобретают навыки работы с литературой, умения самостоятельного умственного труда, осваивают методику проведения несложных исследований и экспериментов, вырабатывают навыки обращения с техникой и лабораторным оборудованием. Широко применяется на факультативных занятиях проблемное обучение, достигается развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Факультативные занятия должны проводиться в тесной связи с уроками по обязательным предметам, обе эти формы организации обучения способствуют повышению их эффективности.

Учебные экскурсии

Учебные экскурсии — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета. Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений, патриотических, эстетических и других качеств личности, подготовке учащихся к практической деятельности и профессиональной ориентации.
Большое внимание учебным экскурсиям уделяли прогрессивные педагоги прошлого. Н. К. Крупская в правильно организованных экскурсиях видела один из способов научить детей читать «книгу жизни». Роль экскурсий была подчеркнута в исторических постановлениях о школе ЦК партии (1931 — 1932). С развитием советской школы экскурсии стали все шире применяться в учебной работе и в настоящее время стали обязательным элементом процесса обучения.
Экскурсии проводятся в связи с изучением на уроках определенных разделов программы: в природу (природоведческие экскурсии), на промышленные предприятия, в колхозы и совхозы (производственные экскурсии), в музеи, к историческим местам и памятникам (исторические экскурсии). Бывают экскурсии географические, литературные и др. В ряде случаев практикуется проведение экскурсий одновременно по нескольким учебным предметам. Такие экскурсии получили название комплексных. Они предоставляют широкие возможности осуществления межпредметных связей, всестороннего изучения объекта наблюдений в его целостности, экономного использования времени.
Комплексные экскурсии проводятся в природу и на производство в целях политехнического обучения и профессиональной ориентации учащихся. Особую ценность имеют производственные экскурсии, организуемые одновременно по нескольким учебным предметам. На заводе, электростанции, в колхозах и совхозах школьники знакомятся с историей предприятия или хозяйства, с достижениями науки и техники, с научными принципами организации производства.
В зависимости от места в учебном процессе различают экскурсии:
вводные, или предварительные, когда они предшествуют изучению материала на уроках и имеют целью проведение наблюдений или сбор материала, необходимого для использования на уроках,
текущие, или сопровождающие, которые проводятся параллельно с изучением на уроках разделов программы с целью конкретизации отдельных вопросов и более основательного их рассмотрения;
итоговые, или заключительные, завершающие учебную работу на уроках по отдельной теме или разделу программы.
Любой из видов учебных экскурсий не является самоцелью и применяется в связи с темами уроков, практикумов, семинаров. Проведение экскурсий требует тщательной подготовки. Учитель (или учителя при подготовке комплексной экскурсии) определяет задачи и содержание экскурсии, выбирает объект и тщательно с ним знакомится, решает вопрос о руководстве предстоящей экскурсией. Желательно, чтобы сам учитель проводил экскурсию. Если же это по каким-либо причинам невозможно, учитель должен дать будущему экскурсоводу (инженеру, мастеру или начальнику цеха, руководителю колхоза, бригады или фермы) необходимые методические рекомендации, предусматривающие, на какие предметы, явления или процессы следует обратить внимание, какова должна быть продолжительность и последовательность экскурсии, какие объяснения следует сделать учащимся при ее проведении.
В плане проведения экскурсии, разрабатываемом учителем совместно с учащимися, отмечаются этапы работы, перечень наблюдений и материалов, которые должны быть собраны во время экскурсии, необходимое оснащение и оборудование (средства для наблюдений и их фиксирования, измерительные приборы и инструменты и т. п.), распределение времени по этапам экскурсии, форма организации учащихся на экскурсии (фронтальная работа, групповая или индивидуальная) Перед экскурсией ученики получают и уясняют задания, с ними проводят вступительную беседу. В заданиях указывают, какие наблюдения должен провести каждый из учащихся (или группа учащихся), на какие вопросы он должен дать самостоятельные ответы, какие материалы собрать, в какой форме, к какому сроку подготовить отчет об экскурсии и ее материалы (устное сообщение или письменное сочинение, коллекции, гербарии и т, п.). Продолжительность экскурсий зависит от характера объекта, целей проведения, возраста учащихся и обычно колеблется в пределах от 40—45 мин до 2—2,5 ч (без учета времени, затрачиваемого на дорогу в оба конца). При проведении экскурсии обеспечивается активная работа всех учащихся, возможность проведения наблюдений (хорошая видимость объектов), поддержание дисциплины и порядка, знание и соблюдение правил поведения и правил техники безопасности.
Заключительный этап экскурсии состоит в проведении учителем итоговой беседы (реже — письменной работы), в ходе которой полученные на экскурсии сведения включаются в общую систему знаний учащихся. Учитель дает указания об обработке собранного материала, о подготовке отчетов. По материалам экскурсии организуются выставки, проводятся специальные занятия (например, с разбором сочинений учащихся об экскурсиях), вечера и т п. Собранные на экскурсии материалы используются в качестве раздаточного материала на соответствующих уроках, экспонатов школьного музея и т. п.
Чтобы упорядочить проведение экскурсий (особенно комплексных) в классе и в школе, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе составляет общешкольный календарный план проведения учебных экскурсий по всем предметам и классам на учебный год, полугодие или четверть с указанием сроков, объектов и руководителей экскурсий. Целесообразно составлять такой план в сочетании с аналогичным планом проведения в школе внеучебных экскурсий.

Дополнительные занятия с учащимися

Чтобы оказать помощь школьникам в устранении пробелов в знаниях и для предупреждения отставания, проводят дополнительные занятия. Эта форма организации обучения используется также для удовлетворения потребностей отдельных учащихся в углубленном изучении каких-либо отраслей научного знания, техники или искусства (в тех случаях, когда эту задачу не удается решить с помощью факультативов). Дополнительные занятия проводятся учителями в школе во вне-учебное время Они могут быть групповыми и индивидуальными проводиться как консультации или самостоятельное выполнение учащимися заданий под руководством и с помощью учителя.
Консультации учителя бывают текущими, тематическими и обобщающими (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) Особенно важное значение имеют консультации в школах взрослых (вечерних, заочных), где они составляют неотъемлемую часть учебного процесса, предусматриваются учебным планом, проводятся систематически и регулярно.
Дополнительные занятия с отстающими учащимися организуются по мере необходимости. Установив на уроках пробелы в знаниях у отдельных учеников, учитель выясняет причины этих пробелов (пропуски учебных занятий, недостаточное прилежание, отсутствие условий для выполнения домашних заданий и др.) и на дополнительных занятиях принимает меры к их устранению. Дополнительные занятия позволяют полнее учитывать индивидуальные особенности учащихся, повышают уверенность их в своих силах и интерес к изучению предмета.
Помимо учителя дополнительные занятия с отстающими могут проводить успешно успевающие учащиеся того же класса, ученики старших классов, студенты — практиканты педагогических учебных заведений. В обязанность учителя входит методическое руководство и осуществление постоянного контроля за проведением ими этих занятий.
Для удовлетворения потребностей учащихся в более основа тельном изучении отдельных предметов или разделов программы учитель проводит с ними индивидуальные занятия, дает им за дания повышенной трудности и рекомендации по изучению дополнительной литературы. Кроме того, с такими учащимися организуется разнообразная внеклассная и внешкольная работа (их привлекают к участию в предметных кружках, к работе на станциях юных техников, в массовых мероприятиях учебного характера— олимпиадах, конкурсах, смотрах, вечерах и т. п ).

Домашняя учебная работа учащихся

Домашняя учебная работа дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя.
Исходя из дидактического требования учить учащихся на уроке, некоторые педагоги отрицают необходимость домашних заданий ученикам. Такая точка зрения несостоятельна, так как, во-первых, изучение программного материала нельзя ограничить работой в классе, особенно с учащимися старшего школьного возраста, а во-вторых, домашняя учебная работа имеет большое значение для формирования навыков самостоятельного умственного труда, чувства ответственности за порученное дело.
По этому поводу Н. К. Крупская писала: «Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные, они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знанием, навыками». Таким образом, домашняя работа учащихся имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Роль этого вида учебной деятельности школьников особенно возрастает в настоящее время, когда в задачу школы входит наряду с вооружением учащихся знаниями основ наук формирование у них потребности к постоянному самообразованию навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности. Выполнение учащимися домашних заданий дополняет учебную работу на уроках, обеспечивает подготовку к изучению нового материала, расширение и углубление уже приобретенных знаний, формирование новых и закрепление имеющихся умений и навыков. Домашняя учебная работа учащихся организуется с учетом выполнения следующих основных условий:
наличия у учащихся познавательного интереса к выполняемым заданиям и понимания цели работы. Условие это обеспечивается сочетанием домашних заданий с учебной работой на уроках, по становкой этих заданий в проблемном плане и в связи с жизнью с практикой;
воспитания ответственного отношения учащихся к выполнению домашних заданий путем осуществления педагогического руководства и контроля со стороны учителей родителей школь ников. Без такого руководства, как утверждала Н. К. Крупская, домашняя работа может научить недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей;
соблюдения дидактических принципов, прежде всего принципа доступности, т. е. посильности предлагаемых учащимся домашних заданий, строгого выполнения установленных норм времени на их выполнение.
Важным средством формирования познавательных интересов к выполнению домашних заданий является разнообразие их видов. Нельзя ограничивать домашние задания механическим повторением материала по учебнику, выполнением большого количества стереотипных задач и упражнений. Для того чтобы придать домашней работе творческий характер, вызвать к ней интерес у учащихся, в содержание заданий на дом следует включать наблюдения и несложные опыты, решение задач несколькими способами, чтение доступной научно-популярной, технической и художественной литературы, подготовку самостоятельных выводов и заключений (на основе сравнений, измерений и т. п.). Одновременно с индивидуальной учитель организует и коллективную домашнюю работу учащихся, особенно при выполнении ими практических заданий (наблюдений, измерений, экспериментов) .
Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий проводится учителем на уроке. Заключается она в выработке у учеников навыков самостоятельного решения вопросов, в разъяснении содержания и методики выполнения задания на дом. На уроках используются приемы самостоятельной работы с учебником, справочной литературой, проведения наблюдений и опытов, самопроверки и др., которые необходимы ученику при выполнении домашних заданий. Кроме того, нужно обязательно добиться отчетливого представления учащихся о том, что надо сделать и как следует выполнять задание в домашних условиях. Задание на дом сообщается обязательно до звонка, четко и ясно с записью на классной доске и в школьные дневники.
Объем домашних заданий определяется в соответствии с предельными нормами времени, записанными в Уставе средней общеобразовательной школы. Общий объем домашних заданий учащимся на каждый день требует координации, так как учителя нередко дают задания по своему предмету, не согласовывая их объем с другими учителями, работающими в данном классе. Такую координацию должен осуществлять классный руководитель, чтобы не допускать перегрузки школьников домашними заданиями. В масштабе школы контроль за объемом домашних заданий учащимся осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Помощь родителей заключается в том, чтобы создать необходимые условия (ученик должен иметь дома рабочее место, удовлетворяющее установленным гигиеническим требованиям, и нужные пособия), приучить школьников выполнять задание по предмету, как правило, в день его получения, а не накануне срока выполнения, соблюдать основные правила: выполнять сначала более сложные задания (теоретические и письменные), осуществлять систематический самоконтроль, делать перерывы через каждые 30—40 мин или после выполнения задания по предмету (если оно потребовало меньшей затраты времени).
Проверка выполнения домашних заданий осуществляется учителем на уроке (в ходе опроса учащихся, их самостоятельной работы, при беглом осмотре выполненных дома письменных работ, во время беседы по изучению нового материала, при повторении пройденного, решении задач и упражнений, выполнении лабораторных работ и т. п.). Часть письменных и графических работ, выполненных учащимися в порядке домашних заданий, особенно значительного объема и сложности, учитель проверяет вне урока. Оценки за письменные домашние работы учащихся выставляются в их тетрадях и учитываются учителем при устных ответах школьников на уроках.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +