В советской дидактике описан целый ряд закономерностей и законов обучения. Например, в пособии «Дидактика средней школы» (под редакцией М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М., 1975) названы законы: соответствия школьного образования, взятого в целом, уровню достигнутого научного развития человечества в совокупности всех областей знания; единства обучения и воспитания; активности учащихся в обучении и воспитании; обусловленности общего развития учащихся способом обучения; наличия причинной зависимости развития учащихся от характера обучения и вызываемой им учебной и трудовой деятельности и др. В книге «Педагогика» (под редакцией Г. Нойнера и др. М., 1978) раскрывается закономерная связь педагогического процесса с общественными условиями, в которых он протекает, связь между целью, средствами и результатами процесса, закономерная зависимость содержания от цели и возможностей для обучения и воспитания, связь между воспитательными воздействиями и активной деятельностью воспитуемых, зависимость методов, средств и форм организации обучения и воспитания от цели и содержания педагогического процесса и др. И. Я. Лернер в книге «Процесс обучения и его закономерности» (М., 1980) называет такие законы и закономерности обучения: закон воспитывающего обучения; всякое обучение реализуется только при целенаправленном взаимодействии обучающего, обучаемого и изучаемого объекта; обучение происходит только при активной деятельности учащихся, соответствующей замыслу и деятельности обучающего; учебный процесс протекает только при соответствии (не тождестве) цели ученика цели учителя в условиях, когда деятельность преподавателя соответствует способу усвоения изучаемого содержания; целенаправленное научение индивида той или иной деятельности достигается при включении его в эту деятельность; между целью обучения, содержанием образования и методами обучения существуют постоянные зависимости: цель определяет содержание и методы, методы и содержание обуславливают степень достижения цели. Кроме того, автор называет и ряд более частных закономерностей обучения. К сожалению, во всех приведенных примерах не указываются основания, которые лежат в основе закономерностей, и не доказывается их относительная целостность. А именно в целостном подходе к закономерностям процесса обучения заложены реальные возможности для его эффективного и качественного построения. Поэтому необходимо рассмотреть методологические основания целостного описания закономерностей учебного процесса. Известно, что под закономерностью в общественных явлениях понимается объективно существующая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь между явлениями или процессами, характеризующая их развитие. Закономерность выражает определенный порядок причинной, необходимой, устойчивой связи между явлениями и свойствами объективного мира, при которых изменения одних явлений вызывают вполне определенные изменения других. Ведущим методологическим основанием для изучения закономерностей обучения мы считаем диалектико-материалистический системно-структурный подход, позволяющий последовательно и целостно изучить закономерные связи между процессом обучения и внешними по отношению к нему общественными системами и условиями, затем рассмотреть связи между входящими в обучение процессами преподавания и учения и, наконец, связи между отдельными компонентами самого учебного процесса — задачами, содержанием, методами, формами и др. (...) Из анализа взаимосвязей широких общественно-социальных процессов с целостным педагогическим процессом, в который в качестве элемента входит и процесс обучения, вытекают его закономерности:
1. Процесс обучения (как и педагогический процесс в целом) закономерно обусловлен более широкими социально-общественными процессами и потребностями социалистического общества, в частности потребностью социалистического общества во всесторонне, гармонически развитой личности, способной активно участвовать в производственном, научном, социальном и культурном процессах. Эта закономерность распространяется прежде всего на задачи обучения, а через них на содержание, методы, средства и формы его организации.
2. Процесс обучения закономерно связан с процессами образования, воспитания и развития, входящими в целостный педагогический процесс. Отсюда следует, что обучение всегда должно в единстве осуществлять функции образования, воспитания и общего развития, содействуя всестороннему, гармоническому развитию личности. Из первой и второй закономерностей вытекают принципы направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, коммунистического воспитания и общего развития личности, связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства и принцип научности. 3. Процесс обучения закономерно зависит от реальных учебных возможностей обучаемых. Реальные учебные возможности являются совокупностью внутренних и внешних по отношению к личности условий обучения, которые отражают уровень развития интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер личности, степень сформированности знаний, умений и навыков учебного труда, отношение к учению, сознательность учебной дисциплины и поведения, состояние здоровья и работоспособности. В них своеобразно преломляются внешние влияния, которые оказывают на личность семья, сверстники и др. Из этой закономерности вытекает принцип доступности, который предполагает, что все компоненты учебного процесса (задачи, содержание, методы, формы и др.) будут проектироваться с учетом реальных учебных возможностей обучаемых, причем не на сегодняшнем уровне, а в зоне ближайшего развития, т. е. на таком более высоком уровне, которого ученики могут достичь при направляющей помощи учителя.
4. Процесс обучения закономерно зависит от внешних условий, в которых он протекает. Без необходимых условий, как указывал К. Маркс, процесс труда или совсем невозможен, или может протекать в несовершенном виде. В связи с этим в школе надо создать соответствующие учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и эстетические условия. Надо иметь также и необходимое время для решения поставленных задач. Отсюда следует новый принцип обучения — принцип создания необходимых условий для обучения.
Итак, мы рассмотрели все основные связи обучения с внешними процессами, а также с внутренними и внешними условиями для обучения. Теперь можно перейти к описанию закономерных связей между процессуальными компонентами обучения, т. е. между процессами преподавания и учения, а также его задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации. 5. Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в целостном процессе обучения. Единство преподавания и учения характеризует сущность учебного процесса в социалистической школе, где педагогическое руководство диалектически сочетается с активностью самих учеников. Из этой закономерности вытекает принцип сознательности и активности обучаемых при руководящей роли педагога. 6. Содержание обучения закономерно зависит от его задач, отражающих в себе потребности общества, уровень и логику развития науки, реальные учебные возможности и внешние условия для обучения. Эта закономерность нашла свое отражение как в ранее названных принципах направленности обучения на всестороннее развитие личности, связи обучения с жизнью, так и особенно в принципах научности, доступности, систематичности и последовательности обучения. 7. Методы и средства стимулирования, организации и контроля учебной деятельности закономерно зависят от задач и содержания обучения. К. Маркс в «Капитале» подчеркивал, что цель как закон определяет характер и способ действий человека. Поэтому методы и средства обучения определяются его целями. Данная закономерность требует при выборе методов стимулирования и мотивации учения, методов организации учебно-познавательной деятельности и методов контроля и самоконтроля в обучении учитывать не только задачи, но и специфику содержания, которое уже построено в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями учеников. Эта закономерность учитывается в принципе наглядности и принципе сочетания различных методов обунения в зависимости от задач и содержания обучения. Необходимо также иметь в виду, что с изменением методов обучения создаются возможности для решения более сложных задач, для усвоения более объемных разделов содержания. 8. Формы организации обучения закономерно зависят от задач, содержания и методов обучения. Эта закономерность учитывается в принципе сочетания различных форм обучения (общеклассных, групповых и индивидуальных, урочных и внеурочных) в зависимости от задач, содержания и методов обучения.
9. Взаимосвязь всех компонентов учебного процесса при соответствующих условиях закономерно обеспечивает прочные, осознанные и действенные результаты обучения. В этой закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие. Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации учебно-познавательной деятельности и контроля, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты в образовании, воспитании и развитии школьников. Из этой закономерности вытекает принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения, который теперь относится не только к знаниям учеников, но и к воспитывающим и развивающим влияниям обучения.
Итак, мы описали весьма кратко основные связи, характерные для учебного процесса, и вытекающий из них относительно целостный круг дидактических закономерностей (1). О том, что все эти связи закономерны, свидетельствует их всеобщий характер они проявляются во всех классах, в разных типах школ, в
------------------------------------------------------------
1. Отдельные закономерности, конечно, могут быть разделены на некоторые более частные. Точно так же можно объединить две закономерности в одну. Но важно, что при таком подходе к описанию закономерностей охвачены все основные внешние и внутренние связи процесса обучения, что и дает основание считать этот подход относительно целостным.
-------------------------------------------------------------
различных регионах. Устойчивость этих связей доказывается тем, что они всегда присутствуют в условиях организованного обучения. Необходимость и существенность этих связей вытекает из того, что без их учета, как показывают научные эксперименты и анализ опыта работы учителей, невозможно эффективно организовать обучение. Поскольку эти связи носят всеобщий, устойчивый и необходимый характер, есть все основания считать их закономерными. Закономерности процесса обучения в социалистическом обществе имеют принципиальные отличия от закономерностей обучения в буржуазном обществе. Это проявляется, например, в направленности обучения на
всестороннее развитие всех школьников в социалистической школе и ограниченном решении этой задачи в буржуазной школе, где процветает элитарность образования, а по отношению к детям трудящихся — прямая или замаскированная ограниченность уровня подготовки. В буржуазной школе постоянно дают о себе знать теории свободного воспитания, «неформального обучения» или жесткого педагогического программирования обучения. То есть там сознательно игнорируют закономерную связь преподавания и учения, чтобы опять-таки замаскировать неравное образование для детей трудящихся. Фактически в буржуазной школе функционирует закономерная элитарность образования и гипертрофия элементов учебного процесса Обе эти закономерности отражаются затем на содержании, методах и формах обучения, которые периодически приводят зарубежных педагогов к выводам об отмирании школы, о замене преподавателей обучающими машинами и т. п. Характеристика закономерностей обучения в социалистической школе убедительно подтверждает неизмеримые преимущества социалистического строя и его системы образования. Важно иметь в виду, что в обучении находят отражение не только дидактические, но и психологические, физиологические, кибернетические и другие закономерности, связанные с анализом деятельности учебно-познавательного характера. Например, необходимо учитывать такие принципы педагогической психологии: обучение строится на основе данных возрастной психологии о резервах возраста, ориентируясь на «завтрашний день развития»; обучение организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей учащегося, но не на основе приспособления к ним, а как проектирование новых видов деятельности, новых уровней развития обучающихся; обучение не может быть сведено к передаче знаний, к отработке чействий и операций, обучение — это главным образом формирование личности обучающегося, развитие сферы детерминации его поведения (ценности, мотивы, цели и др.); развивающий и воспитывающий эффект обеспечивает не любая, а формирующая учебная деятельность. В дидактике учитываются также закономерности возрастной физиологии и школьной гигиены, которыми установлена зависимость учебной работоспособности от интенсивности и времени деятельности учеников, изучены изменения работоспособности с возрастом, в течение учебного года, недели, рабочего дня. Школьной гигиеной обоснованы нормативы классной и домашней работы.
Таким образом, успехи всех наук о человеке и его учебно-познавательной деятельности будут влиять на обогащение наших представлений о дидактических закономерностях. Из закономерностей обучения вытекают принципы советской дидактики.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.