Советская дидактика развивалась, восприняв лучшие достижения прогрессивной дидактической мысли прошлого. Вместе с тем она решает новые задачи, появившиеся в совершенно новых условиях, возникших с победой Великой Октябрьской социалистической революции. Новая шкода должна была приобщить к знаниям детей всех трудящихся и стать проводником идей коммунизма среди всего населения первой в мире Страны Советов. Советская дидактика в этих условиях решала вопрос и о содержании образования, которое должно было служить целям утверждения новой идеологии и давать знания, необходимые для включения выпускников школы в трудовую деятельность по восстановлению хозяйства и строительства фундамента новой, социалистической экономики, промышленности, сельского хозяйства. Новой школе нужны были и новые методы, способствующие созданию атмосферы свободного общения учащихся с учителями, стимулирующие интерес к знаниям, творческому поиску ответа на вопросы, которые ставила перед школой и учащимися сама жизнь. На этом пути исканий, проб и ошибок, озаренном великой целью — дать впервые в мировой истории образование широким массам трудящихся и их детям, развивалась и крепла советская дидактика. Огромную роль в ее становлении сыграли прямые указания и установки В. И. Ленина, данные им по всем основным вопросам и направлениям развития советской системы народного образования. Большой вклад был внесен верным другом и соратницей В. И. Ленина Н. К. Крупской, которая принимала самое активное участие в разработке всех важнейших документов, определяющих пути развития социалистической школы. Становление советской дидактики проходило под непосредственным руководством Центрального Комитета Коммунистической партии, который на протяжении всей истории развития советской школы и педагогики оказывал внимание советским ученым и учительству, помогая им освободиться от ошибок, связанных с педагогическим заимствованием и переносом в советскую действительность зарубежного опыта. В решениях партийных съездов и специальных постановлениях о школе Коммунистическая партия выдвигала новые задачи, отражающие каждый раз определенный этап в строительстве социалистического общества, повышая требования к уровню и качеству знаний выпускников советской школы. В настоящее время советская дидактика разрабатывает проблемы и задачи, выдвинутые XXV и XXVI съездами партии и отражающие потребности общества развитого социализма в подготовке молодежи к вступлению в мир труда. Введение в нашей стране всеобщего обязательного среднего образования означает взятие нового, значительного рубежа в решении социальных и экономических задач развития советского общества. Из всего многообразия задач, стоящих перед советской школой, поиском успешного решения которых занимается советская дидактика, можно выделить как привлекающие к себе наибольшее внимание советских педагогов, учительства и общественности следующие задачи: усиление воспитательного воздействия обучения, более полная реализация задачи формирования у учащихся коммунистического мировоззрения, развитие мышления учащихся, формирование качеств творческой личности, развитие познавательной активности и само стоятельности учащихся, повышение эффективности и качества обучения, совершенствование учета результатов труда учителя и учащегося. Несомненно, все эти задачи и раньше стояли перед советской школой и на пути их решения советской дидактикой сделано немало. Усиленное внимание к ним связано прежде всего с особенностями нового этапа общественного развития, в частности с требованиями, порожденными научно-технической революцией, усилением идеологической борьбы. Задача усиления воспитательного воздействия обучения встала сейчас более остро в связи с усилением всей идеологической работы партии, повышением значения идейно-политического воспитания молодежи, задачей формирования коммунистического мировоззрения. На XXIV съезде КПСС было указано, что сердцевиной всей идейно-воспитательной работы партии является формирование коммунистического мировоззрения. Это же было подчеркнуто в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». На XXVI съезде КПСС задача формирования у подрастающего поколения коммунистического мировоззрения была названа в качестве одной из важнейших задач, стоящих перед средней и высшей школой. В дидактике эта задача решается прежде всего через содержание обучения. Дидактика совместно с предметными методиками требует выявления всех возможностей, кроющихся в содержании отдельных учебных предметов, нацеливает на показ основных мировоззренческих идей и использование их для формирования целостного диалектико-материалистического представления о мире. Немалую роль играют и используемые преподавателями мето ды обучения, ориентированные на развитие познавательной активности и самостоятельности, способствующие в целом формированию социально активной личности советского человека. Усиление внимания к проблеме развития мышления связано с процессом интеллектуализации всех видов трудовой деятельности в условиях научно-технической революции, усилением доли умственного труда в работе современного работника производства, необходимостью подготовки человека к труду в условиях современной техники. В дидактике решение этой задачи связано прежде всего с общей концепцией развивающего обучения, с использованием заданий, требующих
совершения основных мыслительных операций, рассуждений, доказательств (подумайте почему, проанализируйте, сравните, сопоставьте; решите, подходит ли это под данное правило; что может произойти, если вы сделаете так; докажите, почему будет именно так и т. д.). Задача развития творческого мышления и формирования качеств творческой личности является также отражением требований общества развитого социализма. Научно-техническая революция, представляя собой одно из проявлений творческой деятельности людей, значительно повышает спрос на все виды творческого труда, предполагает проявление творческой инициативы. Научно-технический прогресс органически слит с научным творчеством, открытиями, техническими изобретениями, рационализацией и требует постоянного усовершенствования трудового процесса, поиска путей повышения его эффективности. Быстрые темпы развития науки и техники приводят к тому, что человек постоянно оказывается в таких условиях, когда ему приходится решать новые задачи, появление которых можно было лишь отчасти предвидеть или которые являются для него вовсе неожиданными. Встречи с новой научной или технологической проблемой, становясь обычным явлением, требуют непрерывной перестройки сознания, отказа от сложившихся установок, приемов и методов труда и творческой разработки новых методов, соответствующих изменяющимся условиям. Выдвижение задачи развития творческих качеств личности обусловлено и высшими социальными целями, стоящими перед нашим обществом: обеспечение всестороннего развития человека, как можно более полное удовлетворение его материальных и культурных потребностей, что получило особенно яркое отражение в решениях XXV и XXVI съездов КПСС. На XXVI съезде, в частности, было подчеркнуто значение интеграции науки и производства, нерушимого союза «творческой мысли и творческого труда». Большое значение, придаваемое в настоящее время формированию качеств творческой личности, получило отражение и в ряде статей Конституции СССР. Так, в статье 47 говорится о праве граждан СССР на научное, техническое и художественное творчество и гарантиях его осуществления. В статьях 14 и 15 подчеркивается роль творческой активности трудящихся в достижении высшей цели общественного производства при социализме. Особенностью решения этой задачи в нашей стране является то, что качества творческой личности должны формироваться у всей массы советских людей, вовлекаемых в общественное производство и развитие культуры и являющихся активными, творческими участниками процесса коммунистического строительства. Это означает, что и перед школой стоит задача развития в каждом учащемся творческого мышления, стремления проявить себя в творческой деятельности. Исследования структуры основных видов творческой деятельности показывают, что при ее осуществлении у человека проявляются: оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть и осознать затруднение, быстро ориентироваться в новых условиях, способность к догадке, интуиция и ряд других качеств, связанных с проявлениями творческих способностей. Эти особые качества служат специфическими характеристиками творческого — продуктивного, оригинального, нестандартного — мышления. В дидактике задачи формирования творческого мышления в процессе обучения решаются через усовершенствование содержания образования, включения заданий творческого характера, а также путем использования специальных методов и форм организации обучения. В частности, определенный вклад в решение этой проблемы вносит так называемое проблемное обучение, в процессе которого учащиеся вовлекаются в самостоятельный поиск способов и источников разрешения учебно-познавательных проблем. Задача развития познавательной активности и самостоятельности в пополнении своих знаний связана с быстрым устареванием профессиональных знаний, происходящим в связи с обновлением техники и технологического базиса, ростом научной информации, а также с повышением общей культуры и развитием духовных потребностей советского человека. Уже на XXIV съезде КПСС было подчеркнуто, что в связи с быстрым развитием науки и техники «полученное в молодости образование — это лишь база, которая требует постоянного пополнения знаний». И на XXV съезде КПСС вновь было указано, что «в современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации». Поэтому выпускники школы должны быть практически и психологически подготовлены к тому, что им предстоит всю жизнь пополнять свои знания. Отсюда в дидактике усилено внимание к развитию познавательных интересов у учащихся, формированию умений и навыков самостоятельной работы, в частности умений пополнять свои знания с помощью справочной литературы, периодической печати. Большая работа проводится по обучению учащихся общим принципам и приемам организации самообразования. Одна из важнейших проблем современной
школы и дидактики — повышение эффективности и качества обучения, интенсификация учебного процесса, что соответствует общей
направленности развития всех областей жизни нашей страны и установок, данных на XXIV, XXV и XXVI съездах КПСС. На XXVI съезде, в частности, была специально подчеркнута важность задачи повышения качества обучения, качества подготовки кадров, постоянного совершенствования учебного процесса, повышения качества преподавания, улучшения качества школьных программ и учебников. Реализация этих задач, помимо осуществления работы на названных выше участках, предполагает такую организацию учебного процесса, при которой ученики за каждый час учебных занятий смогут усвоить оптимальный объем строго отобранных и общественно значимых знаний, каждый из уроков является обучающим, воспитывающим и развивающим, а для повышения результативности обучения разумно и рационально используются все имеющиеся в распоряжении учителя методы, технические и другие средства, стимулирующие активную познавательную деятельность учащихся. В дидактике эта задача исследуется в плане концепции оптимизации обучения.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.