Выше уже говорилось о позициях буржуазных ученых по вопросу наследования интеллектуальных способностей и психических свойств, об отрицании ими роли благоприятной социальной среды в формировании личности человека. Здесь представляется необходимым изложить их наиболее общие положения о роли биологического и социального в развитии человека и указать на тенденции в их развитии.
В буржуазной педагогике распространены и биологизаторский и социологизаторский подходы, которые, получая выгодную буржуазии интерпретацию, используются для «научного» обоснования антидемократической школьной политики. Так, сторонники доминирования биологического начала в развитии человека утверждают, что как общие особенности человека как представителя рода, так и индивидуальные особенности, характеризующие его как индивида, предопределены его природой и поэтому процесс развития следует рассматривать как процесс вызревания того, что заложено в человеке от рождения. Развитие же представляет собой в основном лишь количественные изменения этих предопределенных свойств, которые «проявляются» в окружающей человека среде. Воспитание в силу этого способно лишь ускорить или затормозить процесс этого «проявления». Эти позиции характерны для многих направлений современной буржуазной педагогики и педагогической психологии и прежде всего экзистенциализма, прагматизма, неотомизма. Биологические теории — главная научная основа педагогики «свободного воспитания», предписывающей воспитателю не вмешиваться в естественный ход развития ребенка. Поскольку воспитание ничего не может изменить, оно должно быть приспособлено к задаткам и способностям ребенка, и поэтому образование высокого уровня следует давать лишь детям, обладающим высокими умственными способностями. Основным результатом их приложения к практике является создание системы привилегированных школ для якобы более способных детей, которыми в результате тенденциозно проводимого отбора с помощью так называемых тестов по проверке умственной одаренности оказываются дети из обеспеченных групп и сословий. Представители другой крайней точки зрения считают самым важным и предопределяющим в развитии человека условия его жизни, особенности окружающей его, прежде всего домашней, среды. Отсюда они выводят различия в умственных способностях и уровне развития детей, выросших в различных условиях, испытывавших с раннего детства влияние различной домашней среды, ближайшего социального окружения. В буржуазной педагогике и психологии распространен термин «социально обездоленные» дети, «благоприятная» и «неблагоприятная» среда, влияние которой также уже с детства роковым образом предопределяет обреченность таких «социально обездоленных» детей на замедленное развитие, а отсюда — на получение неполноценного, урезанного образования. Как отмечали еще К. Маркс и Ф. Энгельс, буржуазия, делая таким образом невежество неизбежным следствием бедности, вдвойне совершает преступление против личности. Сторонники этих концепций в буржуазной педагогике утверждают также, что детям, выросшим в неблагоприятной среде, не стимулировавшей их интеллектуального развития, бесполезно предлагать образование, требующее напряжения интеллектуальных сил, нацеленное на их развитие. Если же и делаются какие-либо попытки поставить всех детей в относительно равные условия, то эти дети якобы проигрывают по сравнению с детьми, выросшими в более культурной среде, благоприятствовавшей развитию еще до школы их задатков и способностей. В настоящее время, когда буржуазия под влиянием требований, связанных с развитием современного производства, которому нужны более высокообразованные и квалифицированные работники, вынуждена заниматься вопросами повышения уровня образования в массовой школе, проблема соотношения влияния среды и наследственности и определения границ возможностей воспитания встает с еще большей остротой. Так, прежде всего стали появляться псевдонаучные доказательства, оперирующие математическими выкладками, которые указывают на относительно большую весомость влияния наследственности по сравнению с влиянием среды. В среднем на наследственность отводят 75—80% всей суммы влияний, а на влияние среды — соответственно 25—20%. Очень симптоматичным в этом плане является нашумевшее выступление в 1969 г. американского психолога Дженсена, утверждавшего, что усилия американских деятелей просвещения по оказанию помощи в получении образования негритянским детям совершенно безполезны, так как основным в развитии является их расовая наследственность, предопределяющая их более низкие по сравнению с белыми способности к умственному развитию и интеллектуальной деятельности. Это выступление, опирающееся на тенденциозно истолковываемые «научные» доказательства и анкетный материал, послужило толчком для разгула наиболее реакционных сил в современной буржуазной педагогике, которые ищут в этой концепции опору политики классовой дифференциации в образовании. Вновь подняты на щит утверждения о генетически детерминированных классовых, социальных и расовых различиях, которые под влиянием выступлений педагогов, общественности, а главное — активной борьбы трудящихся за демократизацию образования стали подаваться в более завуалированной форме. В настоящее время обе эти психолого-педагогические концепции буржуазных деятелей просвещения выступают в тесном переплетении и, как правило, теперь говорят лишь о преобладающем влиянии того или иного фактора, а не о полном отрицании какого-либо из них. Несмотря на все варианты и разновидности этих сочетаний, общим у них остается одно — их классовая и политическая направленность против трудящихся, против национальных меньшинств, использование их для обоснования политики классовой и расовой дискриминации, полное подчинение воспитания интересам и социальному заказу правящих классов.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.