Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Единство убеждений и деятельности


В.А.Сухомлинский. "О воспитании"
Москва, 1973 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление работ В. А. Сухомлинского...

Убеждения по самой своей природе не могут быть бездеятельным духовным богатством. Они живут, крепнут, оттачиваются только при активной деятельности... Трудом, взаимоотношениями в коллективе каждый подросток должен что-то доказывать, отстаивать, чтобы вместе с истиной оттачивалось и собственное достоинство, честь. Это и есть духовная борьба... Помочь каждому подростку найти поле для духовной борьбы — в этом я видел одну из граней индивидуального подхода. Чаще же всего сферой духовной борьбы становился труд... Когда идеи живут в труде, тогда и человек живет трудом. (12, 206)

Формирование коммунистических убеждений происходит в процессе активной борьбы наших людей за коммунизм. Эта борьба способствует тому, что на достижение светлых, облагораживающих человека целей направляются все их духовные и физические силы. Деятельностью, в которой наиболее ярко раскрывается единство физических и духовных, нравственных, интеллектуальных, волевых сил, является труд. Созидательный, коммунистический труд во имя преобразования общества заключает в себе безграничные возможности и для преобразования каждого человека. Труд, который в эксплуататорском обществе остается проклятием, стал в нашей стране самой жизнью, наполнился возвышенными, высоконравственными идеями (7, 14)

При правильном воспитании стремление к духовной независимости и самостоятельности надо поощрять, развивать, потому что в нем проявляется здоровое стремление к высоконравственной личной жизни. Совершенно недопустимо и вредно втискивать в рамки режимных требований, правил, ограничений все то, что должно быть исключительно делом морали и определяться прежде всего совестью воспитанников. (8, 106)

Одной из наиболее важных черт высокой нравственности является, с точки зрения воспитанников, скромность личности. Высоконравственным в их глазах является человек, который, осознавая свое достоинство, в то же время уважает достоинство других, при любых обстоятельствах соблюдает чувство равенства вх взаимоотношениях с другими людьми. Мы формируем представление о великих людях — прежде всего о революционерах, выдающихся общественных деятелях - как о людях простых, человечных, полных благородных человеческих чувств и страстей. Примеры поразительной скромности из биографии В. И. Ленина остаются на всю жизнь в сознании воспитанников тем идеалом, которому всегда нужно следовать. (8, 106)

...Мы стремимся внушить воспитанникам очень важную мысль: безграничная преданность коммуниста идее является не каким-то слепым фанатизмом, а результатом глубокого знания законов действительности. Koммунисты, которые во имя идеи отдали жизнь, перенесли нечеловеческие муки и лишения, предстают благодаря осознанию этой мысли перед воспитанниками не как страдальцы, не как люди, зовущие к жертвенности, а как герои, которые продолжают бороться и после смерти — в том смысле, что их героизм воодушевляет на подвиги новые поколения. (8, 96)

Идеологи буржуазии стремятся посеять в умах советской молодежи равнодушие и аполитичность, дух неверия в коммунистические идеалы. Каждый юноша, каждая девушка в нашем обществе является участником борьбы против сеятелей этого духовного зла, участником борьбы за коммунистические убеждения, за глубокую веру в единственную в мире правду — правду коммунистических идей. (12, 52)

Советская школа воспитывает людей, готовых бороться за высшие идеалы человечества — Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братство и Счастье всех народов. Но борьба за высшие общественные идеалы не означает отказа человека от своего личного счастья. Было бы глубокой ошибкой представлять себе борьбу советского человека за высшие общественные идеалы как самопожертвование или самоотречение. Коммунизм — это общественное благо во имя блага каждой человеческой личности. Нарочитая поэтизация и романтизация трудностей, которые приходится переживать нашему обществу в ходе строительства коммунизма, несовместима с нравственным идеалом человека — строителя нового общества... Советский человек сознательно преодолевает трудности, вызванные объективной необходимостью. Но нет трудностей, которые человеку хотелось бы сохранить. Гордость победителя, преодолевающего трудности, как раз и рождается от сознания того, что напряжением его физических и духовных сил сделано все возможное, чтобы людям жилось и работалось легче. (9, 4)

Социальные, политические, нравственные устои общества являются определяющими для счастья каждого индивидуума. Однако чувство полноты духовной, культурной, нравственной жизни, определяющее личное счастье, достигается не только созданием материального благополучия общества, но и воспитанием идеалов, интересов, потребностей, наклонностей, способностей, увлечений каждого человека. (9, 4)

С познания истины воспитание только начинается. Суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные, политические идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Этот процесс возможен только при многогранной духовной деятельности, без которой нет устремления к идеалу, нет живой человеческой личности. (12, 199)

Духовная деятельность — это не какие-то оторванные от повседневного труда самоуглубление и самоанализ. Это творческий труд, кипучая общественная деятельность, одухотворенная благородной целью. Духовная деятельность — это отражение общественных отношений, включая труд, во внутреннем мире человека, в его пристрастиях и устремлениях, в его желаниях. Повторяю: в желаниях. Настоящим человеком становится только тот, у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки, в которых человек опять-таки утверждается, в которых рождаются новые желания. Этот сложный процесс и является тем, что мы в практике воспитания называем идейной жизнью личности... Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу,— вот одно из золотых правил воспитания подростков (12, 200)

У нас, воспитателей, великая и почетная миссия: вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому удается это сделать, может с уверенностью сказать: я постиг цель воспитания. (17)

Человек с детства должен видеть мир в свете идеала, чтобы его жизнь была восхождением к вершине идеального. Идея — не заученная истина, которую человек при случае может произнести. Идея — это боль сердца за правду, истину, красоту. (29)

Молодость очень чутка к нравственному смыслу каждого дела, которое предлагается, каждого поступка, который совершается. Скажите юношам и девушкам, что в холодную осеннюю погоду им надо убирать свеклу, не объясняя, во имя чего надо преодолевать трудности, и вы встретите равнодушие и нежелание работать. Юношей и девушек всегда интересует нравственный смысл предстоящего труда. Если они видят, что напряжением своих сил им приходится расплачиваться за чью-то нерадивость и бесхозяйственность, то их труд теряет воспитательную ценность. Вовлекать в работу, которая по своему характеру является следствием чьей-то лени и нерадивости, можно лишь коллективы, уже имеющие значительную нравственную закалку. В таких случаях целью является не только выполнение определенного объема труда, но и идейная борьба со злом, ленью, нерадивостью, равнодушием, эгоизмом. Только при таком условии сознание победы над трудностями возвышает учеников в их собственных глазах. Если же юноши и девушки в труде не чувствуют себя борцами против зла, победителями в этой борьбе, то их ни в коем случае нельзя вовлекать в труд, цель которого— исправлять чью-то бездеятельность. (11, 183)

Некоторые воспитатели считают, что детям неуместно говорить о лодырях, тунеядцах, расхитителях народного богатства. Мы с этим в корне не согласны. Мы считаем, что подобные попытки создать вокруг ребенка обстановку какой-то идейной стерильности будут только уродовать детскую душу. Нельзя приглаживать, приукрашивать действительность. Нельзя допускать, чтобы в откровенной беседе с товарищами, дома в семье ребенок говорил одно, а на собрании, в официальной обстановке — другое. Нельзя допускать, чтобы ребенок учился кривить душой, лицемерить... Приглаживание жизни рождает догматизм в суждениях и сковывает мысль, служит источником скептицизма, неверия в высокие коммунистические цели и принципы, разоружает человека в борьбе за коммунизм. (11, 208)

Духом правдивости, честности, непримиримости к злу, неправде, обману, фальши, очковтирательству мы стремимся наполнить всю жизнь школы. Мы внушаем воспитаннику убеждение, что перед единственной правдой — правдой коммунистических идей — равны все — от колхозника-сторожа до министра. Мы добиваемся того, чтобы эта правда была единственной призмой, через которую рассматриваются все явления жизни, моральный облик всех людей. (11, 209)

С малых лет мы внушаем... мысль, что результаты труда, особенно сельскохозяйственного, зависят не только от человека, но и от стихийных сил природы. Считай своей заслугой лишь то, что ты сделал своими руками, разумом, творчеством; не приписывай себе того, что дала природа,— соблюдение этих правил утверждает непримиримость ко всему показному, фальшивому. С целью объективной оценки усилий, трудолюбия, старательности мы специально подбираем трудовые задания, в которых на первое место выдвигается преодоление трудностей. Вырастить высокий урожай на хорошей почве — в этом большой заслуги нет. Но если ученик превращает неплодородную почву в почву высокого плодородия, плоды труда воплощают духовную борьбу, поиски; он дорожит ими. В связи с этим часто бывает так, что похвалы, поощрения удостаиваются ученики, получившие сравнительно невысокий урожай, а не те, кто получил значительно более высокий. (11, 210)

Слово (убеждение) и приучение (упражнение) не являются последовательными этапами воспитательного процесса, в ходе которого, как это истолковывается обычно в методике нравственного воспитания, деятельность закрепляет усвоенную норму, утверждает навыки нравственного поведения... На всех этапах духовного развития учащихся практическая деятельность должна тесно сочетаться с разъяснением политических идей и нравственных норм, которые включает в себя понятие советский патриотизм. Только при таком сочетании общественные взгляды и убеждения... осознаются и переживаются воспитанником как идеи высоконравственные. (4, 6)

Человек может не обладать какими-то исключительными способностями; для него задолго до окончания школы может стать ясно, что он не станет ни ученым, ни инженером, ни преобразователем природы, но он никогда не должен чувствовать своей посредственности. Каждый человек, какими бы заурядными задатками и способностями он ни обладал, в нашем обществе может стать самобытной творческой личностью, внести свой вклад в строительство коммунизма. И необъятное поле для проявления такой самобытности — это гражданская честь, достоинство, доблесть в труде на благо народа. Открыть перед каждым человеком эту личную для его расцвета перспективу — благородная и трудная задача школы. (9, 107)

От того, насколько широка сфера духовной жизни воспитанников, зависит действенность двух основных методов нравственного воспитания — убеждения и практического приучения. Мастерство нравственного воспитания... заключается в том, чтобы ребенка с первых шагов его школьной жизни убеждали прежде всего его собственные поступки, чтобы в словах воспитателя он находил отзвуки собственных мыслей, переживаний, рождающихся также в процессе активной деятельности. Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке. Мы побуждаем воспитанников к поступкам, которые имеют ярко выраженный высоконравственный характер. Этот метод нравственного воспитания мы называем побуждением к активному проявлению мысли и чувства. (6, 14)

Познавая доказывать и доказывая познавать — в этом единстве мысли и труда как раз и заключается единство умственного воспитания и мировоззрения. В результатах своего труда ребенок видит не только материальные ценности, но и самого себя — свою настойчивость, силу воли. Очень важно, чтобы это активное видение мира началось в младшем возрасте, чтобы в раннюю юность человек вступил уже с прочной основой мировоззренческих убеждений. (11, 225)

Не надо приучать детей к выспренним словоизлияниям, не следует учить их излучать жар чувств, когда нет конкретных обстоятельств, требующих отдачи духовных сил. Упражняя в выражении заданных чувств, можно воспитать хвастливых болтунов, беспринципных пустомель, словоохотливых демагогов, т. е. в конечном счете людей равнодушных, бесстрастных. Мы не допускаем, чтобы пионеры, приветствуя, например, торжественное собрание взрослых, говорили о том, что они не совсем ясно представляют, чего сами они не пережили. Ребенок должен говорить лишь о том, что его волнует, а не о том, что хотят выразить его словами взрослые. (11, 195)

Нельзя считать, что, сказав пионерам-восьмиклассникам: «Теперь вы уже комсомольцы» — и вручив им в торжественной обстановке комсомольские билеты, мы тем самым сделаем их взрослыми. Наивная вера в магическую силу комсомольского билета нередко мстит воспитателям: если подросток чувствует, что после торжественной церемонии о нем забыли, он становится равнодушным. (12, 234)

Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности. (7, 166)

Человек, для которого революционное научно-материалистическое мировоззрение стало личным убеждением, в жизни и деятельности которого решающее значение имеет марксистско-ленинский взгляд на явления окружающей действительности, станет общественным деятелем независимо от того, какую работу он будет выполнять, на каком посту будет находиться. Его роль в общественном прогрессе определяется не занимаемой им должностью, не выполняемой работой, а нравственным содержанием и направленностью его деятельности. (7, 12)




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +