Как было бы полезно для педагогики трезво разобраться, что посильно детскому (подростковому, юношескому) коллективу, а что представляет для него совершенно невозможную задачу. И необходимо это вовсе не для того, чтобы усомниться в силе коллектива; напротив — чтобы, избавившись от демагогии, точно определить: вот при каких условиях он становится действительно могучей воспитательной силой.
Свести все многообразные влияния в одно, добиться, по возможности, гармонии — задача педагога. (24)
Наше стремление как можно надежнее организовать жизнь учащихся доходит подчас до абсурда. Комсомольские организации требуют, чтобы даже в выходные дни в школах был организован коллективный отдых подростков, чтобы даже в воскресенье учителя их развлекали, следили, чтобы не попали они в дурную компанию. Вся эта псевдозабота о нравственности подростка будит тревожные мысли: кого же мы воспитываем? В душе человека, которого до зрелости боятся распеленать, перекармливают удовольствиями и радостями, поселяются пустота и скука. (32)
Правильное духовное взаимодействие коллектива и личности в подростковом возрасте предполагает чуткость, тактичность, деликатность коллектива по отношению ко всему сугубо интимному. Уметь правильно определить грань, за которой начинается недоступная для постороннего вмешательства интимная сфера,— в этом заключается большое искусство воспитателя. Чем выше интеллектуальный уровень и глубже, чище нравственные убеждения воспитанника, тем шире эта сфера, тем богаче должна быть духовная жизнь коллектива, чтобы личность нашла в нем источник своего дальнейшего развития. (6, 161)
Трудно найти человека, который в своей жизни ни разу не совершил бы ошибки, тем более возможны эти ошибки в детстве, когда происходит становление морального облика. Но ни один поступок ребенка нельзя сравнивать с аналогичным поступком взрослого. Кража в детском коллективе — это совсем не то, что аналогичные проступки взрослых. И если проступок ребенка разоблачается и осуждается так же, как проступок взрослого, в чутком детском сердце надолго (нередко на всю жизнь) остается травма. Ребенок, допустивший ошибку и поставленный перед всем коллективом, замыкается в себе, чуждается товарищей, и — что особенно нежелательно — притупляются его порывы и стремления к хорошим делам, заглушаются его желания быть честным, высоконравственным. Вот почему среди всех неблаговидных поступков детские кражи требуют больше всего чуткости и внимательности, проникновения в душевный мир ребенка. (5, 13)
Очень вредна и «организованная самокритика». С самокритикой иногда получается, по словам известного немецкого поэта И. Бехера, как с покаянием: самокритикуются, самобичуются — и инцидент считается исчерпанным. Такая «самокритика» приобретает черты фарса, она становится не только бесплодной, но и вредной по отношению к тому делу, которому должна служить подлинная и искренняя самокритика. Если ученик не понял или не прочувствовал неправильность своего поступка или поведения, его ни в коем случае нельзя побуждать к «покаянию» перед лицом коллектива. Подлинная самокритика — это голос совести. (8, 113)
...Непродуманное применение наказаний ослабляет ученический коллектив и часто приводит к круговой поруке. На первом этапе своего возникновения с точки зрения детей круговая порука является справедливой защитой коллектива против несправедливости педагога. Известно, что в самых младших классах круговой поруки не бывает. Дети здесь откровенно и чистосердечно рассказывают учителю о предосудительных поступках товарищей. Нет в младших классах и конфликтов между виновником проступка и детьми, рассказывающими об этом проступке учителю. Того, кто откровенно сообщает учителю о предосудительном поступке товарища, здесь не называют «ябедой», «доносчиком» и другими позорными прозвищами. Эти слова появляются в лексиконе детей позднее, вместе с возникновением круговой поруки. (5, 144)
Каковы бы ни были факты, побуждающие учеников к взаимному покрывательству, суть дела всегда одна и та же — это неуместное применение такого тонкого метода воспитания, как наказание. А ведь нередко воспитатели пытаются даже добиться того, чтобы детский коллектив одобрил наказание, наложенное на школьника, создают видимость общественного мнения у детей, даже делают попытку наказывать от имени коллектива. Эти попытки приносят очень большой вред, так как вносят дезориентацию в тот небольшой опыт общественной жизни, который есть у школьников. (5, 45)
Надо учитывать диалектическое противоречие воспитательного влияния на душу формирующегося человека: то, что сильнее воздействует на личность, нередко вызывает внутренний протест, а иногда и возмущение. Воспитатель должен осторожно подходить к решению вопроса о том, можно ли посвящать коллектив в то, что воспитанник считает глубоко личным, неприкосновенным. Сфера личного в жизни гражданина современного социалистического общества неизмеримо расширилась и продолжает расширяться. Обнажая личное, сердечное, воспитатель не только унижает человеческое до стоинство воспитанника, но и притупляет его эмоциональную чуткость, огрубляет натуру, воспитывает — незаметно для самого себя и, может быть, вопреки своим намерениям — ту толстокожесть, которая в конечном счете ведет к эмоциональному невежеству. (14, 2)
Часто говорят об общественном мнении коллектива, о его влиянии на личность... Все эти вещи возможны и становятся реальностью лишь при том условии, если в школе, в коллективе — высоко нравственная атмосфера, сформировано активное отношение к нравственным ценностям. Без этого не может быть и речи об общественном мнении коллектива, без этого сообщество школьников остается рыхлой массой, толпой и, следовательно, не является коллективом. (14, 4)
Да, детский коллектив — опора воспитателя. Но каким бы сильным инструментом ни было воздействие его на личность, он не всемогущ. Более того, именно потому, что этот инструмент сильный, зачастую он оказывается довольно опасным в руках не только невежды, но и мастера. Чем внешне эффектнее он применяется, чем глубже проникает в сердце, тем больше опасность «перегнуть палку», превратив общественное мнение в средство расправы над школьником. (28)
Бездумно следуя принципу «параллельного воздействия», многие воспитатели забывают, что коллектив — это не что-то безликое и абстрактное. Взгляд воспитателя на детский коллектив как на инструмент, который находится у него «под рукой» и всегда «готов к употреблению», игнорирует всю сложность духовного мира коллектива и составляющих его индивидов. (28)
Любая структура, любое организационное строение общешкольного коллектива играет свою роль в воспитании учащихся лишь тогда, когда они имеют положительный опыт коллективистских взаимоотношений, приобретенный в первичных коллективах. (1, 22)
С сожалением смотрю на тех детей, к которым коллектив «прикрепляет» в помощь сильного товарища. Слабый настолько привыкает считать себя слабым, что скажи ему: тупица, остолоп, недотепа — он только жалобно улыбнется. Больно смотреть на таких детей, а ведь они есть в наших классах. (24)
Если дети осознают себя как единое целое, коллектив становится большой воспитывающей силой. Эта сила проявляется не столько в том, что коллектив осуждает и наказывает, сколько в том, что он берет на свой счет и хорошее и плохое, принимает на себя ответственность за предосудительные поступки. (5, 48)
...Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируются благодаря взаимному влиянию Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного, духовно богатого мира составляющих его людей. (28)
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.