Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Умейте обьединять своих питомцев


В.А.Сухомлинский. "О воспитании"
Москва, 1973 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление работ В. А. Сухомлинского...

Нет другого педагога-практика, которого бы я любил и уважал так, как А. С. Макаренко. Тридцать два года я работаю в школе и тридцать два года стремлюсь осмыслить теоретические выводы из его практики. Я восхищаюсь его страстной нетерпимостью к пустословию и краснобайству, смелостью педагогического дерзания. Люблю за гуманность — подлинную, требовательную гуманность, за глубокую веру в человека. За то, что в трудные годы становления советской школы он спас сотни детей и своим опытом доказал, что советская педагогика — истинно человечная педагогика. Для меня он не какой-то недосягаемый образец, а друг, соратник в борьбе за человека, которая, начавшись с залпов «Авроры», идет вот уже более полувека. (28)

Подобный подход к учению выдающегося педагога оказывает медвежью услугу и воспитанию теоретического мышления учителя-практика. Как бы ни были мудры чужие мысли, они, хотя и «сокращают нам опыты быстротекущей жизни», не могут, однако, заменить собственного мышления, ибо сфера нашего труда — живой человек, его душа. Всего лишь с запасом цитат к этому тонкому «материалу» не подойдешь. (28)

Воспитание коллективизма у школьников — это прежде всего воспитание первичного классного коллектива, установление правильных взаимоотношений между учащимися и коллективом класса. (1, 17)

А. С. Макаренко указывал, что в практике воспитательной работы встречается еще мало хорошо организованных общешкольных коллективов. Внимательное изучение воспитательной работы в школах и наш опыт убеждают нас, что причины этого явления не столько в стремлении классного коллектива «уединиться от общего коллектива в границах отдельных классных интересов», сколько в отсутствии хороших первичных коллективов в большинстве классов. (1, 18)

Я искал в его книгах истины, в которых чрезвычайно нуждался. Весь мой скромный педагогический опыт — результат этих исканий. И если вместе с истинами со временем в системе А. С. Макаренко мне открылись и какие-то положения, которые сегодня уже не кажутся столь безупречными, то такова, верно, диалектика педагогического труда. (28)

Я еще раз с болью говорю о том, что бездумное стремление воплотить в жизнь буквально все высказывания А. С. Макаренко, стремление доказать, что все им сказанное правильно, а тот, кто не согласен,— еретик, приносит огромный вред прежде всего самой системе Макаренко, ибо снижает роль того безусловно ценного и непреходящего, что в ней есть.
Я глубоко убежден, что цель коммунистического воспитания — человек, а коллектив лишь средство в достижении этой цели.
И надо обязательно учитывать тот реальный факт, что в школе — великое множество разных коллективов и что так называемый первичный и так называемый общешкольный коллективы никак не могут исчерпать всего богатства отношений ребят. Что касается общешкольного коллектива, то вообще надо подумать, возможен ли он в шаблонном понимании в условиях не коммуны, не детского дома, а обычной нашей школы, объединяющей до 1000 ребят (хотя А. С. Макаренко придавал ему огромное значение, считая, что только с его помощью «можно разбудить могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»). Много лет я пытался создать этот самый общешкольный коллектив. И чем больше стремился к этому, тем ярче выступала тенденция — коллектив ради коллектива, деятельность во имя того, чтобы были «руководство», «подчинение», «взаимозависимость». Уровень развития самых младших и самых старших, их интересы, запросы — все это настолько различно, что, честно признаться, вывод о существовании общешкольного коллектива, что бы я ни предпринимал, явился бы большой натяжкой. Удалось, скажем, добиться, что старшие воспитывают младших (комсомольцы — вожатые пионерских отрядов, руководители кружков). В некоторых случаях, когда дружба ребят проникнута сердечностью, душевностью, такое шефство только радует. Но вся беда в том, что чаще всего никаких духовных, эмоциональных связей, прочных и длительных, между старшими и младшими не возникает. И я не осмелюсь заявить, что в сознании учеников младших классов удалось таким путем утвердить мысль, что они — члены общешкольного коллектива. (23)

Для формирования коммунистических убеждений, особенно нравственных, необходимо, чтобы нравственный опыт человека на каждом этапе развития не отставал от возможностей, которыми он обладает. Эти возможности раскрываются только в деятельности. Коммунистические детские организации — пионерская и комсомольская — играют здесь главную роль. Идейность в действии — это основная предпосылка, чтобы конкретные формы работы детской и юношеской организаций формировали коммунистические убеждения, закаляли волю, создавали характер. (7, 168)

На восьмом году обучения у нас была создана комсомольская организация класса. К этому событию подростки готовились с большим волнением. Вся духовная жизнь пионерского отряда была, по сути, подготовкой к вступлению в организацию, которую подростки рассматривают как организацию для взрослых. Главное, чтобы каждый пришел в комсомол своею собственной тропкой, чтобы каждого в эту организацию привела личная зрелость. (12, 234)

Многие учителя жалуются, что ученический коллектив безынициативен, на все его надо наталкивать. Но настоящая инициативность рождается не сразу. Для этого необходима вначале увлекающая детей коллективная деятельность, нужен опыт борьбы для достижения общих целей, опыт подчинения личных интересов интересам коллектива. (1, 100)

Мы заботились о том, чтобы вступление в комсомол основывалось на внутренней гражданской, общественно-политической зрелости каждого подростка. Именно тут большую роль сыграет индивидуальный, личный опыт общественной работы. Я стремился, чтобы в моем классе каждый подросток переживал чувство своей необходимости для людей, радость личного труда для коллектива. (12, 234)

По традиции, сложившейся в школе, пионерский отряд, прекращающий свою деятельность, передает красные галстуки октябрятам, поступающим в пионеры. И вот мальчики и девочки снимают свои пионерские галстуки и повязывают их юным друзьям. Каждый ученик передал галстук тому малышу, с кем он сдружился. Среди учащихся VIII и III классов были братья и сестры — старшие передавали галстуки младшим как самую дорогую семейную реликвию.
Приняв красные галстуки, дети произнесли торжественное обещание юного ленинца... На память о вступлении в пионеры каждый ребенок получил подарок — книгу о жизни и борьбе выдающегося человека.
Этот сбор навсегда остался в сердцах моих воспитанников. В торжественном обряде приема в пионеры самое главное то, что красный галстук передается от поколения к поколению юных ленинцев. Красный галстук — символ революционной борьбы — не покупается и не продается в магазине, он вручается и бережно хранится. Его носят не повседневно, а лишь в дни праздников, торжеств, пионерских сборов — это традиция нашей пионерской дружины. (10, 234)

...Интересы учебного труда не могут быть единственными интересами школьников. Детей должно объединять все то, чем они живут. Тех учителей, которые пытаются воспитывать коллективизм только на основе учебной деятельности, неизбежно постигает неудача...
Следует учитывать, что чувство коллективизма питается не только удовлетворением, связанным с преодолением препятствий, но и радостью, доставляемой коллективными развлечениями, играми. (1, 23)

Труд для коллектива, выполняемый в течение многих месяцев, становится традиционным, окрашивает детство незабываемыми переживаниями, упрочивает в сознании ребенка чувство долга перед коллективом. (1, 23)

Воодушевить учащихся на труд для коллектива, сделать этот труд важнейшим элементом их духовной жизни — это самая трудная, но и самая важная задача воспитателя. (1, 24)

Следует избегать ставить перед учениками младших классов такие общие цели, как успешное окончание учебного года, переход в следующий класс и т. п., так как это еще не может побудить детей к активной коллективной деятельности. Если и возможна далекая перспектива в жизни коллектива младших школьников, то она всегда должна быть связана с чем-то очень ярким, волнующим, с радостным событием... (1, 25)

Есть мастера-воспитатели, умеющие добиться того, что дети с волнением ожидают не какого-нибудь праздника, а самого обыденного будничного события, например сбора металлического лома или древонасаждения. (1, 25)

Дети должны убедиться в том, что, достигнув цели, выполнив ту или иную работу, они станут лучше, жизнь их будет интереснее. Главным результатом проделанного должно быть коллективно пережитое чувство морального удовлетворения, гордости. (1, 46)

...На первых порах цель, которая ставится перед коллективом, должна предоставлять как можно больше возможностей для индивидуального, личного труда учеников, причем результаты усилий каждого из них должны быть достаточно конкретными. (1, 48)

Сила любого трудового коллектива измеряется развитием индивидуальных возможностей каждого отдельного труженика. (2, 31)

Неизгладимый след в душе воспитанника оставляют чуткость и заботливость, проявленные воспитателем. Но еще сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитателя заключается в том, чтобы каждый ребенок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту. (5, 54)

Человек большой души, прежде всего, любит людей. В этой любви кроется источник его преданности, верности общему делу... Мы строим всю систему взаимоотношений в ученическом коллективе так, чтобы преобладающая часть усилий каждого воспитанника была направлена на заботу о других людях: о товарищах, о родителях, о всех тех, кто нуждается в помощи и поддержке. Нравственный опыт, приобретаемый в таких взаимоотношениях, является неисчерпаемым источником моральных достоинств — бескорыстной доброты, сердечной, искренней чуткости и отзывчивости. (5, 55)

Если ученик хотя бы на протяжении месяца не сделал ничего для других,— это уже ненормальное воспитание. (5, 56)

Какая огромная сила — коллективное чувство ласки и доброты, коллективной доброжелательности. Оно, как бурный поток, увлекает самых равнодушных. (10, 50)

От помощи своим одноклассникам учитель должен постепенно вести учащихся к помощи труженикам, не имеющим непосредственно взаимоотношений со школой,— старикам, инвалидам и другим. Нельзя представить себе высокоидейное воспитание ученического коллектива без такой помощи. Она является наиболее конкретным, доступным детскому пониманию выражением социалистических взаимоотношений советских людей. (1, 246)

В некоторых случаях общественная помощь служит решающей силой, связывающей ученика с коллективом. Это относится прежде всего к детям-сиротам... Даже малейшее проявление равнодушия к ним, которое осталось бы незаметным для ребенка, имеющего родителей, сиротами воспринимается как большая несправедливость, отталкивает их от коллектива, рождает недоверие и подозрительность. (1, 246)

Ответственность перед коллективом нельзя привить словами, она воспитывается делами. Чем больше сделает коллектив для ученика, чем острее переживет школьник чувство благодарности за оказанную ему помощь, тем глубже он ощутит свою связь с товарищами, свою ответственность перед ними. Не добьется успеха тот учитель, который попытается воспитать у учащихся чувство долга перед коллективом только критикой, «прорабатыванием». Критика со стороны воспитателя, товарищей, не будучи подкреплена заботой, помощью, нередко лишь ожесточает школьника. (1, 243)




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +