Неотъемлемым звеном единой системы народного образования в СССР является дошкольное воспитание. Общественное воспитание детей ясельного и дошкольного возраста — одно из выдающихся завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции. Впервые в мире создана в широком масштабе государственная система дошкольного воспитания. В 1914 г. в стране было всего 177 детских дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 4550 детей. Сейчас в СССР около 103 тысяч дошкольных учреждений, которые охватывают свыше 10 миллионов детей, что составляет 33 процента всех детей дошкольного возраста. Основными типами дошкольных воспитательных учреждений в СССР являются детские ясли (для детей до 3 лет) и детский сад, где воспитываются дети от 3 до 7 лет. С 1959 г. начали функционировать единые дошкольные учреждения, охватывающие детей ясельного и детсадовского возрастов. Основная задача дошкольных учреждений заключается в обеспечении всестороннего развития детей, укреплении их здоровья, воспитании любви к социалистической Родине и родному краю, привитии элементарных трудовых навыков и любви к труду, осуществлении эстетического воспитания детей и подготовке их к обучению в школе. Детские сады организуются местными Советами депутатов трудящихся, а также с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, кооперативными и другими общественными организациями. Руководство дошкольными учреждениями осуществляется органами народного образования. Основные расходы по содержанию детей в государственных дошкольных учреждениях несут исполнительные комитеты местных Советов депутатов трудящихся. Родители лишь частично в зависимости от своей заработной платы оплачивают питание детей. Детские дошкольные учреждения и по месту их размещения, и по продолжительности пребывания в них детей в максимальной степени учитывают запросы и интересы трудящихся женщин, условия их работы. Детские сады и ясли предоставляют женщине возможность участвовать в производительном труде и общественной жизни, удовлетворять свои духовные потребности, повышать культурный уровень. Основное место в системе народного образования во всех странах занимает общеобразовательная школа. Это самое массовое учебно-воспитательное учреждение: в школу поступают на учебу все дети, достигшие определенного возраста. В СССР общеобразовательная школа является единой, трудовой, политехнической. В советском законодательстве о народном образовании подчеркнуто, что в нашей стране средняя общеобразовательная школа является основной формой получения молодежью общего среднего образования. Сеть общеобразовательных средних школ из года в год растет, а вместе с этим непрерывно увеличивается контингент обучающихся в них детей и подростков. Так, в последний довоенный 1940/41 учебный год в стране было 18811 средних школ, в которых обучалось 7 миллионов 354 тысячи школьников, а в 1970/71 учебном году средних школ стало 44226 с контингентом учащихся 30 миллионов 235 тысяч человек. Законодательством Союза ССР и союзных республик определены главные задачи средней общеобразовательной школы:
«осуществление общего среднего образования детей и молодежи, отвечающего современным требованиям общественного и научно-технического прогресса, вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, воспитание у них стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний и умения самостоятельно пополнять их и применять на практике; формирование у молодого поколения марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание социалистического интернационализма, советского патриотизма и готовности к защите социалистической Родины;
воспитание у учащихся высоких нравственных качеств в духе требований морального кодекса строителя коммунизма; обеспечение всестороннего гармонического развития учащихся, их культуры; укрепление здоровья, эстетическое и физическое воспитание учащихся;
подготовка учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, сознательному выбору профессии» (1).
Общеобразовательная школа в СССР имеет несколько разновидностей. Наряду с массовой средней общеобразовательной школой получили развитие школы с углубленным изучением отдельных предметов, школы с продленным днем, школы-интернаты, вечерние (сменные) и заочные школы работающей молодежи, специальные школы для детей с недостатками в физическом и умственном развитии. По продолжительности обучения, а следовательно, по уровню получаемого в них образования общеобразовательные школы подразделяются на восьмилетние, имеющие в своем составе с I по VIII класс, и средние, срок обучения в которых определен в десять лет (с I по X класс). Но для подготовки детей к обучению в школе в том случае, когда им предстоит учиться на неродном языке, а также для тех детей, которые не воспитываются в дошкольных учреждениях, в школах организуются подготовительные классы. В небольших населенных пунктах сельской местности создаются школы в составе первых трех классов. Окончлв в них обучение, дети продолжают учебу в ближайших восьмилетних или средних школах.
Вся жизнь школы, организация учебно-воспитательной работы, права и обязанности руководителей школы, учителей и учащихся регулируются «Уставом средней общеобразовательной школы», введенным в 1970 г. Предусматривается прием в I класс детей, достигших семилетнего возраста, установлено максимальное количество обязательных учебных часов в неделю (в I—IV классах — 24 часа, в V—VIII классах — 30 часов, в старших классах — 32 часа) и проведение факультативных занятий по выбору учащихся. В VIII и X классах проводятся выпускные экзамены. Окончившие общеобразовательную среднюю школу получают аттестат, дающий право поступать в высшие учебные заведения. Учащиеся, достигшие особых успехов в изучении отдельных дисциплин, награждаются похвальной грамотой, а осо-
-----------------------------------------------------------------------------------
1. О состоянии и мерах по дальнейшему совершенствованию народного образования в СССР. М., 1973, с. 69.
-----------------------------------------------------------------------------------
бо отличившиеся выпускники средних школ — золотой медалью «За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение».
Вечерние (сменные) и заочные общеобразовательные школы предназначены для той части городской и сельской молодежи, которая по тем или иным причинам не смогла в свое время закончить среднюю, а иной раз даже восьмилетнюю школу и работает на производстве. Учащимся этих школ предоставляется ряд льгот и преимуществ. В них полностью сохраняется объем знаний, установленный государством для средних общеобразовательных школ, а для желающих учащихся организуются занятия по повышению квалификации или обучение специальности. Расширение сети вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных школ приобретает особое значение в условиях научно-технического прогресса и завершения перехода в стране ко всеобщему среднему образованию молодежи. Все шире и шире внедряется в средние общеобразовательные школы принцип дифференцированного обучения. В целях развития разносторонних интересов и способностей детей и подростков в школах организуются факультативные занятия по выбору учащихся. Кроме того, в стране создаются школы (или классы) с углубленным изучением иностранных языков, математики, физики, химии, биологии и технических дисциплин. Учащиеся в этих школах овладевают полным объемом знаний по всем предметам согласно принятому для средних общеобразовательных школ учебному плану и программам. Дисциплины, избранные ими для углубленного изучения, являются дополнением к обязательному для всех школьников минимуму общеобразовательных знаний. Следовательно, школы с углубленным изучением тех или иных предметов обеспечивают все условия для всестороннего развития своих учащихся, учитывая их индивидуальные интересы и способности. В 1956 г. в СССР были организованы школы-интернаты. В них дети живут, учатся, принимают участие в посильном общественно полезном труде. Учебный процесс осуществляется по учебному плану массовой общеобразовательной школы (обычно восьмилетней). Зачисление детей в школы-интернаты производится по желанию родителей или лиц, их заменяющих. В первую очередь принимаются дети одиноких матерей, инвалидов войны и труда, сироты, а также дети, для воспитания которых в семье отсутствуют необходимые условия. За содержание детей в школе-интернате родители вносят плату, размер которой устанавливается в зависимости от их заработка. Дети, не имеющие родителей, а также дети многодетных и малообеспеченных семей принимаются на полное государственное обеспечение. За последнее время широкое распространение в СССР получили школы с продленным днем. В первой половине дня в школах этого типа проводятся учебные занятия, как в обычных массовых школах. Затем после обеда и отдыха, дети под наблюдением воспитателей выполняют домашние задания, занимаются внеклассной работой. В школе установлен режим, которым определено время занятий, питания, отдыха и прогулок. К приходу родителей с работы дети возвращаются домой. Наряду с указанными типами общеобразовательных школ в стране получила развитие система специальных школ для детей, страдающих физическими недостатками: глухонемых, слабовидящих и слепых, умственно отсталых. Существуют также санаторно-лесные школы для больных и ослабленных детей.
В СССР имеются детские дома для детей, лишившихся родителей: дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) и школьного возраста (от 7 до 17—18 лет). Воспитанники детских домов обучаются в школах обычного типа, а также в профессиональных учебных заведениях. Большое место в системе народного образования СССР занимает профессиональная подготовка молодежи. В профессионально-технических училищах осуществляется обучение квалифицированных рабочих для различных отраслей народного хозяйства. В стране существует широкая сеть городских и сельских профессионально-технических училищ со сроком обучения от одного до двух-трех лет в зависимости от специальности. В профессионально-технические училища принимаются юноши и девушки после окончания восьмилетней и средней общеобразовательной школы. Обучающиеся в училищах получают ученическую заработную плату, а кроме того, им предоставляется бесплатное питание и специальная форма.
Профессионально-технические училища, решая задачу подготовки квалифицированных рабочих, призваны сыграть важную роль в осуществлении всеобщего среднего образования в стране. Неуклонно растет сеть профессионально-технических училищ с более длительным сроком обучения, в которых подростки наряду с получением производственной квалификации овладевают общеобразовательной подготовкой в объеме средней школы. К концу пятилетки число учащихся этих училищ составит 40 процентов от всех обучающихся в дневных профессионально-технических учебных заведениях. Специалистов средней квалификации в нашей стране готовят индустриальные, сельскохозяйственные, транспортные, химические и другие техникумы, педагогические, культурно-просветительные, медицинские училища, училища искусств и специальные школы (юридические, музыкальные, художественные и т. п.). Строятся они на базе восьмилетней и средней школы, причем существуют дневная, вечерняя и заочная формы обучения. Срок обучения в дневных учебных заведениях — 3—4 года для имеющих при поступлении восьмилетнее образование, а для окончивших среднюю школу — 2—2,5 года, в вечерних и заочных учебных заведениях срок обучения на один год больше. Теоретическая подготовка учащихся техникумов и других средних специальных учебных заведений осуществляется в форме лекций и проведения уроков школьного характера, а также занятий в учебных кабинетах и лабораториях. Практическую подготовку по своей профессии учащиеся получают в учебных мастерских и лабораториях, в процессе работы по заданиям и под руководством преподавателей непосредственно на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, в школах, больницах и других учреждениях по специальности. В связи с осуществлением перехода ко всеобщему среднему образованию к концу текущей пятилетки значительно увеличится прием подростков в средние специальные учебные заведения. Только дневные отделения этих учебных заведений примут около 13 процентов выпускников восьмилетних школ. Подготовка специалистов высшей квалификации для народного хозяйства, науки и культуры осуществляется высшими учебными заведениями — университетами и институтами. Университет — многопрофильное высшее учебное заведение, обеспечивающее подготовку специалистов по общественным, естественным и гуманитарным наукам, имея в виду научно-практическую и педагогическую работу своих выпускников. Некоторые вузы называются высшими училищами (например, Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана), высшими школами (например, Высшая следственная школы МВД), академиями (например, Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева), консерваториями. Сеть высших учебных заведений в СССР за годы Советской власти выросла в 8 раз, а количество студентов — в 41 раз и в 1970/71 учебном году превысило 4 миллиона 580 тысяч человек. Особенно показателен рост вузов в союзных республиках. Например, в Белоруссии до революции не было ни одного высшего учебного заведения, в 1970/71 учебном году их стало 28; не было их в Узбекистане, сейчас в Узбекистане 40 вузов; в Казахской ССР имеются 45 высших учебных заведения, до революции в Казахстане не было ни одного вуза. В СССР высшее образование доступно каждому. Обучение в вузах бесплатное. Большинство студентов получает государственную стипендию. Высшие учебные заведения, особенно университеты, являются крупными научными центрами. Профессорско-преподавательский состав в них наряду с учебно-воспитательной работой ведет большую научную работу, в которой принимают участие и студенты. Почти во всех вузах организованы научные студенческие общества.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.