Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Современные буржуазные теории воспитания


Н.Е.Ковалев и др., "Введение в педагогику"
"Просвещение", Москва, 1975 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

«Общий кризис капитализма продолжает углубляться», — подчеркнул XXIV съезд КПСС в резолюции по Отчетному докладу Центрального Комитета партии. На одной трети земного шара в государствах, образующих мировую систему социализма, прочно утвердился социалистический общественный строй, доказавший свою великую жизненную силу в противоборстве с капитализмом. В капиталистических странах нарастает мощное революционное движение за коренные социальные преобразования. Рушится колониальная система. Капиталистический мир, отнюдь не отказываясь в борьбе против социализма от военных и экономических средств, в создавшихся условиях усиленно мобилизует свои идеологические резервы. Идеология, т. е. система общественных взглядов и идей (политических, философских, религиозных, правовых, нравственных), в классово-антагонистическом обществе неизбежно носит классовый характер. Господствующие классы, используя различные приемы и средства (печать, радио, телевидение, искусство и др.), стремятся навязать свою идеологию трудящимся и таким путем оправдать существование эксплуатации, доказать незыблемость капиталистического способа производства, нападать на социалистические идеи, разрушать (или в крайнем случае, сдерживать) революционные устремления эксплуатируемых классов.
В современных условиях на характер буржуазной идеологии и протекающей в капиталистических странах идеологической борьбы наряду с интенсивным распространением революционных идей в значительной степени влияет изменение социального состава населения. В настоящее время в развитых капиталистических странах около 86 процентов населения работает по найму, тогда как еще тридцать лет назад свыше 34 процентов самодеятельного населения составляли мелкие и средние предприниматели. «В условиях противоборства с социализмом, — отметил в своем докладе XXIV съезду КПСС Л. И. Брежнев, — господствующие круги стран капитала как никогда боятся перерастания классовой борьбы в массовое революционное движение. Отсюда — стремление буржуазии применять более замаскированные формы эксплуатации и угнетения трудящихся, ее готовность в ряде случаев идти на частичные реформы, с тем чтобы по возможности удерживать массы под своим идейным и политическим контролем» (1).
Усиливая среди населения своих государств пропаганду антикоммунизма и антисоветизма, различных клеветнических измышлений о мировой социалистической системе, буржуазия стремится экспортировать эти идеи в страны, освободившиеся от колониального гнета и вставшие на некапиталистический путь развития, а также в социалистические страны, стремясь подорвать морально-политическое единство их народов, вызвать недоверие к учению марксизма-ленинизма, спровоцировать раскол в международном рабочем движении.
В настоящее время в связи с обострением идеологической борьбы между капитализмом и социализмом, в связи с новыми требованиями к уровню и характеру образованности людей в условиях научно-технического прогресса в капиталистическом обществе значительно повысился интерес к вопросам воспитания и образования, к школе, к педагогике. Однако общий кризис капитализма, охвативший не только экономику, но и идеологию (в частности, политику и философию), с большой остротой отразился на педагогической теории и практике.
Для современной бужуазной педагогики характерно большое количество различных школ и направлений, как правило, конкурирующих между собой, однако имеющих единую методологическую основу — идеалистическую философию. Правда, эта философия, в свою очередь, далеко не однородна и включает множество разных течений. Но это не исключает возможности выявить некоторые основные, в той или иной мере присущие всем им черты. Такой наиболее общей чертой является иррационализм, т. е. ограничение познавательных возможностей разума и утверждение веры, интуиции и инстинкта решающим началом в познании. Второй чертой, присущей в разных сочетаниях многим современным буржуазным философским теориям, следует считать фидеизм — учение, признающее потустороннее начало и потому заменяющее научное знание религиозной верой, либо допускающее совместимость науки и религии. Третьей чертой, получившей развитие в буржуазной философии в последние годы, является псевдонаучность — стремление истолковывать те или иные проблемы наук с идеалистических позиций.
Весьма влиятельным течением иррационалистического идеализма является экзистенциализм, или «философия существования» (от латинского слова «экзистенция», что в переводе означает «существование»). Ее исходное гносеологическое положение — утверждение непознаваемости бытия. Поэтому господство человека над силами природы полагается иллюзорным, а стремление перестроить жизнь на разумных началах — бесплодным. Экзистенциализм отличается крайним индивидуализмом:
---------------------------------------------------------------------------------------
1. Материалы XXIV съезда КПСС. М, 1971, с. 15.
---------------------------------------------------------------------------------------
коллектив обезличивает человека, человек может быть свободным лишь в рамках субъективных устремлений. Его судьба фатально обусловлена. Никакие социальные преобразования не могут сделать человека счастливым. Задача перед ним состоит в том, чтобы познать свою личную жизнь. Причем мотивом самопознания, утверждают экзистенциалисты, является осознание человеком безысходности своего положения и необходимость смириться с этим, поскольку каждого в конце концов ожидает смерть, а источником мудрости является страх, который и побуждает понимать жизнь. Подмечая характерные черты существования человека в капиталистическом обществе — его обезличенность, потерю индивидуальности, отсутствие у многих смысла жизни, пребывание в состоянии постоянного страха (для одних — угроза безработицы, для других — разорение в результате конкуренции, для третьих — невозможность получения медицинской помощи в связи с ее страшной дороговизной и т. д.), экзистенциализм снискал значительное число последователей среди разных слоев населения США, ФРГ, Франции и других стран.
Правда, никакой цельной педагогической системы экзистенциалисты не создали, но большинство их высказывало в своих трудах различные, порой весьма противоречивые, мысли о воспитании. Общим для всех педагогов, следующих этой философии, является разработка культа индивидуальности. Задачу воспитания человека они видят в том, чтобы противостоять превращению его в коллективиста, обеспечить сохранение им своей индивидуальности, «неповторимости» личности. Некоторые утверждают, что воспитание вообще «не может ставить себе никаких определенных целей», поскольку человеку нельзя указать, каким он должен стать, так как судьба каждого человека предрешена врожденными данными и условиями среды, к тому же никаких объективных законов человеческого поведения нет. Отсюда естественно вытекает принижение ими роли воспитания и образования в формировании личности и признание эффективным лишь самовоспитания.
Высказывания абсолютного большинства экзистенциалистов пронизаны идеями антикоммунизма, что служит им основанием для утверждения необходимости крайней индивидуализации учебно-воспитательного процесса, сведения до минимума коллективных форм работы с детьми. Воспитание и обучение, считают они, должно обеспечивать формирование «свободной личности», независимой от общества. Всякое подчинение человека каким бы то ни было социальным нормам, по мнению экзистенциалистов, является насилием над личностью, необходимость же такого подчинения на каждом шагу совершенно неизбежна. Поэтому у человека постоянно имеет место чувство неуверенности, страха, а это и является мотивом его самопознания и самоусовершенствования. Такова логика педагогики экзистенциализма, вполне устраивающая монополистическую олигархию: создавая атмосферу пессимизма и тревоги, воспитывать подрастающее поколение, переживающим состояние постоянного недовольства жизнью, лишенным перспективы и избегающим вступать в социальные конфликты с современностью, неспособным бороться за лучшее будущее.
Широкое распространение в капиталистическом мире получило другое направление идеалистической философии — неотомизм. Эта откровенно религиозная философия, признанная официальной философской доктриной католической церкви, представляет собою модернизированное возрождение учения богослова XIII в. Фомы Аквинского («томизм» от латинского Томас — Фома). Наибольшее развитие неотомизм получил, естественно, в тех странах, где широко распространен католицизм (Италия, Испания, Бельгия, Франция, Западная Германия, США). Для данного философского направления характерно стремление доказать совместимость науки и религии, разума и веры. В области социальных проблем последователи неотомизма занимают ключевые позиции среди апологетов антикоммунизма, пытаясь объединить все идеалистические направления для борьбы против учения марксизма-ленинизма. Опираясь на религиозные догмы, они подвергают критике имеющиеся в современном капиталистическом обществе противоречия и ратуют за идеи конвергенции, за добровольное сближение капиталистов и пролетариата в «единый союз» как основу создания некоего нового общественного строя, который, якобы не будет ни капиталистическим, ни социалистическим.
В педагогике неотомизм особое внимание, естественно, уделяет нравственному воспитанию в духе христианского гуманизма. Проявляя озабоченность падением морали среди молодежи, неотомисты объясняют это недостаточностью ее религиозных устремлений. Поэтому важнейшей задачей они считают вовлечение детей и подростков в лоно церкви, а для этого необходимо обеспечивать свой контроль за работой школы. Отсюда и реакционное требование «отделить школу от государства» вместо демократического лозунга об отделении школы от церкви и создания этим условий для светского воспитания и образования.
Ставя целью удержать молодежь в плену религиозных предрассудков и отвлечь ее от социальных проблем, от участия в революционном движении, неотомисты ратуют за укрепление порядка в школе, требуют воспитания у учащихся дисциплинированности, провозглашают нравственным идеалом беспрекословное выполнение воли наставников, администрации. Вместе с тем они широко пропагандируют внешкольные религиозные воспитательные влияния: церковные проповеди, религиозные шествия, праздники и обряды.
Обращают внимание острая критика педагогами-неотомистами идей педоцентризма (1) и требование укрепления ведущей роли учителя в воспитании и обучении детей, поскольку они рассматривают его прежде всего как представителя церкви.
Следует остановиться еще на одном философском направлении, оказывающем большое влияние на зарубежную педагогику - неопозитивизме. Неопозитивизм — это разновидность идеалистического эмпиризма, вынужденного в современных условиях ориентироваться на науку, оставаясь в то же время на позициях иррационализма. В первой половине XX в. эта тенденция составляла основу весьма популярной философской доктрины — прагматизма, возникшего в США, а затем экспортированного во многие страны мира. Термин «прагматизм» в переводе с греческого означает «действие». Поэтому педагогическую теорию, основанную на прагматическом философском учении, зачастую называют «педагогикой действия». Исходным принципом прагматизма является отрицание объективной реальности. Истинным признается лишь то, что имеет в данной ситуации для кого-нибудь практическую полезность. Вне нас, утверждают прагматисты, существует некий бесформенный материал, лишенный всякой структуры и объективных закономерностей. Человек путем своих действий вносит в этот хаос определенный порядок в соответствии с имеющимися у него субъективными потребностями.
Следовательно, единственным критерием истинности познания является индивидуальный опыт, индивидуальная деятельность человека, которая понимается как совокупность механических реакций организма на внешние влияния. Каждый человек имеет врожденное внутреннее «я», и воспитание бессильно что-либо здесь существенно изменить. Целью воспитания, утверждают прагматисты, является создание условий для «самореализации» личности и ее приспособления к среде. Последнее достигается в процессе обучения, сущностью которого является организация деятельности учащихся, где они путем проб и ошибок отбирают, а затем закрепляют наиболее результативные способы удовлетворения своих потребностей и интересов.
Из этих положений следует настойчивое внедрение в практику воспитания и обучения идей педоцентризма, недооценка вооружения учащихся в школе систематическими знаниями и крайний практицизм в отборе учебного материала. Основным способом обучения прагматисты считают деятельность (трудо-
------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Педоцентризм — распространенное в буржуазной педагогике направление, считающее необходимым в основу учебно-воспитательной работы ставить удовлетворение проявляемых учащимися интересов, а не решение задач, обусловленных соответствующими потребностями общества. Это, несомненно, обедняет уровень получаемого школьниками образования, принижает роль учителя в обучении и воспитании, делает учебный процесс малоуправляемым.
------------------------------------------------------------------------------------------------
вую и игровую) школьников, в связи с которой дети приобретают практические сведения и навыки, необходимые для выполнения заданного. Крайнего предела достигает индивидуализация обучения. Роль учителя принижается, сводится к роли консультанта во время самостоятельного выполнения учениками заданий. В области нравственного воспитания характерно всемерное развитие в подрастающем поколении эгоизма, алчности, делячества, приспособленчества.
В последние годы, как одно из следствий научно-технической революции, прагматизм все более и более сдает свои позиции. Неопозитивисты вынуждены шире открывать перед молодежью двери в образование. Но, оставаясь на идеалистических позициях, они стараются ограничивать содержание образования описанием тех или иных явлений, а не их научным объяснением. Тем не менее под влиянием многочисленных фактов в области естествознания неопозитивисты принуждены признавать их доказуемость, наличие научных теорий. Однако борьбу против диалектико-материалистических выводов, к которым неизбежно приходят ученые, они продолжают. В частности, отрицают объективные законы общественного развития. Игнорируя исследование причин, порождающих противоречия в капиталистическом обществе, и утверждая, что понятие «историческая необходимость» выдумана марксистами, они остаются на уровне описания отдельных исторических событий.
Чрезвычайно, «удобна» для господствующих классов буржуазного мира и неопозитивистская этика. Нравственность, ее нормы и оценки они ставят вне научного познания. Моральные поступки считаются проявлением эмоциональных состояний и инстинктов, а поэтому этика не может учить тому, как следует поступать, не может и категорически оценивать поступки, так как одно и то же действие одними оценивается положительно, а другими отрицательно. Отсюда очевидно предоставление широчайших возможностей для произвола.
Позиции последователей позитивистской философии далеко не однородны. Собственно, это характерно для всей современной буржуазной философии. Возникло множество различных философских направлений, взаимно критикующих друг друга, но в то же время объединяемых нарастающей реакционностью, ярко выраженным антикоммунизмом. Это показатель углубления кризиса в области буржуазной идеологии, неспособности выйти из него, оставаясь на позициях идеализма, в какую бы тогу он ни рядился.
Такое положение в области философии неизбежно отражается и на состоянии педагогической науки. Число различных, порой крайне противоречивых, педагогических теорий растет, что свидетельствует о произвольном толковании их адептами тех или иных педагогических явлений без каких-либо попыток вскрыть лежащие в их основе закономерности. Большое место занимают компромиссные направления, пытающиеся примирить противоположные тенденции, но обстановка развивающегося революционного движения, поляризации антагонистических классов, обострения классовой борьбы в области идеологии отнюдь не способствует развитию педагогической мысли в одном направлении.
Правящие круги буржуазного мира, признавая невозможность возвращения социалистических стран на капиталистический путь с помощью прямых лобовых атак на марксизм-ленинизм, но не отказываясь от своих бредовых идей повернуть колесо истории вспять, пытаются продолжать осуществление идеологических диверсий в обход прямых путей. Для таких диверсионных актов используется, в частности, теория «конвергенции».
Высказываются различные варианты объединения двух принципиально несовместимых идеологий — буржуазной, отражающей интересы эксплуататорских классов, и социалистической, основанной на строгом учете закономерностей общественного развития, причем имеется в виду, конечно, поглощение буржуазной идеологией социалистической идеологии.
Большое место в педагогической литературе США и Западной Европы занимает идея «педагогической конвергенции». Суть ее заключается в сближении двух систем воспитания и образования — социалистической и буржуазной — как якобы следствие научно-технической революции. Ее адепты указывают на общность таких явлений, как повышение роли воспитания, пересмотр содержания образования, совершенствование методов обучения, расширение использования технических средств, усиление внимания трудовому воспитанию и обучению и другие. Игнорируя совершенно различные и несовместимые цели воспитания и образования в мире социализма и в капиталистических странах, последователи этой теории ратуют за создание единой образовательно-воспитательной системы, разумеется по буржуазному образцу.
В то же время педагогическая печать капиталистических стран пестрит антикоммунистическими лозунгами, призывами нейтрализовать влияние коммунистических идей, воспитывать детей и молодежь так, чтобы они, не задумываясь о причинах, видели угрозу даже в слове «коммунизм» и были в любой момент готовы бороться против коммунизма всеми средствами. Что стоит, например, включение в учебные планы школ США таких учебных дисциплин: «Коммунизм и его разрушительные последствия», «Демократия против коммунизма» и т. п.?!
В условиях неуклонно набирающего темпы научно-технического прогресса интересы производства все более и более требуют повышения общеобразовательной, политехнической и специальной подготовки рабочих. Образование становится вссьха важным фактором роста экономического благополучия и укрепления классового господства монополистов. Тем не менее в своем стремлении, с одной стороны, создать заслон для интеллектуального развития и формирования на этой основе классового самосознания трудящихся, а с другой — уменьшить расходы на подготовку рабочей силы капиталисты стараются ограничиться лишь необходимым узкопрофессиональным обучением рабочих. И хотя капиталисты вынуждены усилить внимание школе с целью приспособления ее к новым условиям, характеристика их отношения к просвещению трудящихся остается точно такой же, что была высказана Ф. Энгельсом более 125 лет тому назад. «Если буржуазия заботится о существовании рабочих лишь постольку, поскольку это ей необходимо, — писал Ф. Энгельс,— то не приходится удивляться, если она и образрвание дает им лишь в той мере, в какой это отвечает ее интересам. А эта мера не очень-то велика» (1). Даже реакционно настроенные педагоги Запада вынуждены констатировать, что их государства не могут удовлетворить растущую тягу народных масс к образованию; ощущается острейший недостаток средств, выделяемых на школы; система просвещения не в состоянии оперативно реагировать на требования времени.
Рабочий класс капиталистических стран под руководством коммунистических и рабочих партий ведет активную борьбу за демократизацию просвещения, за создание единой общеобразовательной школы, свободной от каких бы то ни было социальных, расовых и национальных ограничений, за повышение научного уровня образования, за увеличение ассигнований на нужды просвещения. Самоотверженно борются против пагубной школьной политики магнатов империализма передовые ученые-педагоги и учителя школ. Они пропагандируют идеи марксистско-ленинской педагогики, достижения педагогической мысли в СССР и в других странах социализма. Многие из них подвергаются репрессиям, лишаются работы, но продолжают разоблачать реакционную сущность буржуазной педагогики, не сдают своих принципиальных позиций.
Значительный вклад внесли в педагогическую науку прогрессивные ученые-педагоги (Д. Брунер, А. Валлон и др,). Было бы ошибочно не учитывать и позитивные находки методического характера ряда прогрессивных педагогических деятелей. Заслуживают признания усиление внимания к учету индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания, приемы возбуждения у школьников познавательной активности, вопросы дифференцированного обучения, приемы программированного обучения и использования технических средств обучения, методы исследования педагогических явлений и психолого-педа-
------------------------------------------------------------------------------
1 Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии.— Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т, 2, с, 343.
------------------------------------------------------------------------------
гогического изучения школьников и др. Тем не менее, творчески заимствуя все лучшее, чем богата мировая педагогика, совершенно необходимо критически переосмысливать каждое явление с позиции марксистско-ленинской педагогической теории, незыблемо сохранять ее принципиальные устои.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +