Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Основные этапы развития воспитания и педагогики


Н.Е.Ковалев и др., "Введение в педагогику"
"Просвещение", Москва, 1975 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

Воспитание в первобытном обществе. Появление воспитания как преднамеренной целеустремленной деятельности людей относится к возникновению человеческого общества. О том, что представляло собой воспитание на заре человечества - в первобытном обществе,- можно лишь предполагать, наблюдая протекание этой общественной функции у современных нам племен, сохранивших в своей жизни остатки родового общественного строя. Исследования таких племен и народностей историками, этнографами, экономистами и представителями других наук обнаружили, в частности, поразительную ловкость и искусность в добывании пищи путем охоты и рыболовства, в строительстве жилищ, наличие у многих племен высокого уровня мастерства в искусстве. Очевидно стремление передать этот опыт старших детям и молодежи, причем сделать это можно было только путем приобщения их к практической деятельности взрослых.
Поскольку при первобытнообщинном строе не было деления общества на классы, отсутствовала эксплуатация, существовали коллективный труд и общая собственность на средства производства, воспитание носило бесклассовый характер. Все дети получали одинаковое воспитание. Некоторая специфика в характере усваиваемого мальчиками и девочками общественного опыта обусловливалось лишь их возрастными и половыми различиями.
Первые в истории человечества учреждения общественного воспитания - «дома молодежи», возникшие в глубокой древности (вероятно, в период матриархата), с появлением письменности стали и местом обучения детей чтению и письму. Позднее, около 3 тысяч лет до н. э., обучение грамоте было перенесено в создаваемые специально для этих целей учебные заведения - школы. Это происходило в период интенсивного образования частной собственности, разделения общества на классы, отделения умственного труда от физического и обособления особых привилегированных групп - жрецов и управителей, эксплуатировавших большую часть населения общины. Неизбежно стал меняться и характер воспитания - оно перестало быть равным для всех. Из «домов молодежи» стали возникать школы, доступные для всех детей, и школы для детей богатых и знатных, т. е. привилегированной части населения. В этих школах начали готовить детей к роли вождей и жрецов. Их обучали появившимся начаткам знаний, письму и чтению, военному искусству, вводили в тайны религии, учили быть властителями.
Таким образом, с появлением антагонистических классов - рабовладельцев и рабов - воспитание приобретает классовый характер. Господствующие классы всегда использовали и используют воспитание и образование в своих интересах, стремясь формировать у подрастающих поколений выгодные для себя качества личности. Однако в ходе исторического развития возникали определенные особенности воспитания в зависимости от своеобразия той или иной общественно-экономической формации.
Воспитание и педагогическая мысль в рабовладельческом обществе. Первой классовой общественно-экономической формацией является рабовладельческая формация, достигшая наивысшего развития в древней Греции и Риме. Общим для всех рабовладельческих государств было подчинение воспитания детей рабовладельцев задаче подготовки их к защите данного общественного строя, к угнетению рабов. В школах большое внимание уделялось физическому и военному воспитанию детей рабовладельцев, им внушалось презрение к физическому труду. Дети рабов не получали никакого образования, они воспитывались, участвуя с раннего возраста вместе со старшими в изнурительном труде в хозяйстве рабовладельца. Что же касается детей, происходящих из свободных, но бедных семей, то они могли получать в школах лишь самое элементарное образование.
Высказывания по вопросам воспитания и образования впервые обнаруживаются в трудах философов Древнего Востока. Более широкие обобщения педагогической мысли встречаются в философии древней Греции и Рима, но первый в истории человечества труд в области педагогики принадлежит преподавателю римской школы ораторов Марку Фабию Квинтилиану (42-118). Это двенадцатитомный трактат, озаглавленный «Ораторское образование», в котором содержатся высказывания автора, образующие в совокупности определенную педагогическую систему.
Многие возникшие тогда педагогические идеи прошли через века и дошли до наших дней, подвергаясь, разумеется, изменениям в зависимости от особенностей того или иного исторического периода. К таким идеям относится прежде всего идея всестороннего развития личности.
В своих истоках понятие «всестороннее развитие личности» раскрывалось как сочетание умственных и физических сил человека, т. е. включало умственное, эстетическое, нравственное и физическое развитие. Ни о каком трудовом воспитании тогда не могло быть и речи, поскольку в рабовладельческом обществе физический труд считался уделом рабов и не мог являться предметом воспитания и обучения детей рабовладельцев, на которых была ориентирована вся система воспитания и образования.
Воспитание и педагогика в феодальном обществе. В феодальном обществе воспитание попало под сильнейшее влияние церкви. Религиозная идеология в эпоху феодального средневековья была господствующей во всех областях общественной жизни.
Феодальное общество характеризуется делением на сословия, господствующими среди них были дворянство и духовенство. Владея всей землей, они обладали неограниченной возможностью эксплуатации крестьян. Церковь, захватив монопольное право на руководство наукой, философией, просвещением и искусством, придала всему воспитанию и образованию религиозный характер. Основной задачей школы стало воспитание безропотных, покорных хозяевам слуг. Воспитание приобрело ярко выраженный сословный характер.
В раннем средневековье существовали лишь церковные учебные заведения для мальчиков. При монастырях создавались монастырские школы, занятия здесь проводили монахи. В содержание образования включалось изучение религии, церковное пение, чтение и письмо, а позже и начатки философии, грамматика, риторика, основы математики и астрономия.
В церковных центрах были созданы школы повышенного типа - соборные или епископские. В них изучался «полный курс средневековых наук», или «семь свободных искусств», как их тогда называли: грамматика, риторика, философия, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Большое место занимало изучение богословия и церковных обрядов; преподавание всех остальных предметов осуществлялось также на церковной основе.
Несколько позже при некоторых церквах стали открывать приходские школы, в которых детей учили читать, писать, в отдельных случаях считать, но основным содержанием обучения была религия и церковное пение. В этих школах количество учащихся обычно не превышало 10 человек. Установленного срока обучения не было. Занятия проводил священнослужитель в каком-нибудь церковном помещении или даже у себя дома.
Очень трудной для детей была учеба в школах средневековья: обучение грамоте велось на латинском, т. е. не на родном, а на чужом для них языке. На латинском языке преподавались и другие предметы, были написаны церковные и учебные книги. Ученики, как правило, вынуждены были механически зазубривать непонятные им книжные тексты. Отклонение или пропуск чего-либо в тексте при ответе урока влекли за собой суровое взыскание. Вообще дисциплина в школах средневековья была очень суровой. Малейшее нарушение ее учениками вызывало жестокие наказания. Палкой и розгой стремилась церковь «укротить дух» подростка, воспитывать детей и молодежь в духе покорности и безропотного подчинения служителям бога на земле и светской власти.
Дети дворян воспитывались вне школы. Старшие сыновья в этих семьях получали так называемое рыцарское воспитание, которое включало «семь рыцарских добродетелей» (умение ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть копьем, играть в шахматы, слагать и петь стихи), «рыцарскую мораль», манеры «высшего света» и, разумеется, религиозные взгляды и убеждения. Главным было военно-физическое воспитание, которое мальчики до 7 лет получали в семье. Затем с 7 до 14 лет они находились в замке своего сюзерена, где выполняли функции пажа, а последующие семь лет были его оруженосцами. По достижении 21 года юноши посвящались в рыцари.
Младшие сыновья феодалов воспитывались и обучались в замках своих родителей до зрелого возраста. Их готовили к церковной деятельности или к светской службе. Домашнее воспитание получали и девушки. Лишь в XII-XIII вв. стали создаваться пансионаты при женских монастырях, где воспитывались и получали элементарное образование дочери крупных феодалов.
Дети ремесленников и крестьян получали воспитание в семье, принимая с детских лет активное участие в производительном труде. Практически они оставались неграмотными и усваивали лишь основы ремесла и сельскохозяйственных работ.
В связи с ростом городов и появлением новых сословий - ремесленников и купцов - возникла потребность в новом характере воспитания и образования по сравнению с тем, которое давали церковные школы. Стали создаваться цеховые школы для детей ремесленников и гильдейские школы - для детей купцов. В них больше внимания уделялось чтению, письму и счету, меньше - религии. Позднее цеховые и гильдейские школы объединились, породив новый тип учебных заведений - городские начальные школы.
В XII в. начали возникать высшие учебные заведения - университеты (в Париже, Оксфорде, Кембридже, Праге, Кракове и других городах). Это свидетельствует о значительном развитии науки и культуры. Правда, церковь стремилась подчинять их своему влиянию, тем не менее роль университетов в развитии культуры, науки и просвещения велика.
Безраздельное господство религии в деле воспитания привело к тому, что педагогическая мысль стояла на крайне низком уровне, а идея всестороннего развития личности была вообще погребена. С первыми зачатками нового, капиталистического способа производства - в эпоху Возрождения - развивается и педагогическая мысль, появляются трактаты и литературные произведения по вопросам воспитания детей.
Но идея всестороннего развития личности приобрела в эпоху Возрождения некоторое своеобразие. Во-первых, возросло внимание к образованию и умственному развитию учащихся, причем увеличился удельный вес естественных наук. Во-вторых, большее внимание стало уделяться развитию познавательной активности и самостоятельности учеников в обучении. Тем не менее понятие «всестороннее развитие личности» по-прежнему не включало трудового воспитания, подготовки всех членов общества к труду. Идея трудового воспитания нашла свое место в зародившихся в ту пору социалистических теориях.
Родоначальником педагогики как науки по праву считается выдающийся чешский педагог Ян Амос Каменский (1592-1670). Ему принадлежит свыше 200 трудов; венцом его творений является «Великая дидактика», изданная в 1657 г. Величайшей заслугой Коменского является его стремление открыть закономерности воспитания и обучения. Знание этих закономерностей сделало бы процесс формирования личности ребенка управляемым.
Воспитание, школа и педагогика в капиталистическом обществе. Пришедший на смену феодализму новый общественный строй - капиталистический - вызвал значительные изменения во всех областях жизни, в том числе в воспитании и образовании. Буржуазия не могла не осознать крайнюю ограниченность феодального образования, оторванного от жизни, от практики. Быстро развивающаяся промышленность требовала, с одной стороны, квалифицированного инженерно-технического персонала, а с другой - грамотных рабочих, способных обслуживать машинное производство.
Стала расти сеть школ. Появились новые типы учебных заведений - технические школы, технические и ремесленные училища, техникумы, реальные и коммерческие училища, прогимназии. В учебные планы школ были введены новые предметы, упорядочен учебный процесс, совершенствовались методы обучения.
Одной из существенных особенностей новой системы образования было превращение сословной школы эпохи феодализма в классовую школу, хотя в ряде стран долгие годы еще продолжали существовать сословные учебно-воспитательные учреждения. Например, в России до самой Великой Октябрьской социалистической революции имели место кадетские корпуса для детей офицерства, духовные и епархиальные училища для детей духовенства, институты благородных девиц и пажеский корпус для детей дворян и т. д.
В капиталистическом обществе юридическое право учиться в большинстве учебных заведений получили дети всех сословий. Формально школа становилась доступной для всех, кто в состоянии платить за обучение, однако воспользоваться этим правом фактически могли только имущие семьи. Большинству населения - пролетариату и крестьянской бедноте - обучение детей и подростков в учебных заведениях в течение более или менее длительного времени было практически недоступно. Высокой была плата за обучение. Но и при условии ее отмены, как это имело место в некоторых странах, содержание детей в течение долгого ряда лет учебы, приобретение одежды установленного образца, учебников, письменных принадлежностей и т. д. было непосильно для абсолютного большинства трудящихся.
Скудный бюджет рабочей семьи требовал возможно быстрейшего включения детей и подростков «в заработки». Пришедшее на смену мануфактурному производству машинное способствовало этому, широко открыв двери заводов и фабрик детскому труду. Поэтому миллионы детей не получали даже начального образования, а те счастливчики из малоимущих семей, кто смог поступить в средние учебные заведения, вынуждены были в большинстве случаев бросать учебу.
Учитывая требования научно-технического прогресса во всех областях промышленного производства, буржуазия вынуждена была идти на расширение сети общеобразовательных школ, введение всеобщего начального, а в ряде случаев и среднего образования, увеличение средних и высших специальных учебных заведений, университетов.
Вместе с тем буржуазия, опасаясь развития сознания у трудящихся, всемерно усиливает религиозное воспитание во всех учебных заведениях; в школьном преподавании извращаются данные наук, широко внедряются принципы буржуазной морали.
Типичным для капиталистического общества является крайнее ограничение прав (в том числе и в отношении возможности получения образования) угнетенных национальностей. Расовая дискриминация в отношении негров имеет место в США и в наши дни. Значительная часть негритянских детей вообще не посещает школу, причем абсолютное большинство их учится в особых школах, где обучение находится на крайне низком уровне. Вместе с белыми учатся лишь 10-12 процентов от общего числа учащихся-негров. Не удивительно, что в США среди негров неграмотных в 4 с лишним раза больше, чем среди белых, а 80 процентов негров-мужчин из-за отсутствия образования используются на неквалифицированной работе.
Буржуазия, определяя цели, содержание и характер воспитания, воздействует на сознание и поведение молодежи не только через школу, но и другие каналы (прессу, театр, радио, телевидение, молодежные организации и т. п.). Классовая сущность воспитания в капиталистическом обществе обычно прикрывается лицемерными заявлениями буржуазии об аполитичности и общечеловеческом характере воспитания.
Разоблачая всю фальшь подобных утверждений, В. И. Ленин говорил: «...Чем более культурно было буржуазное государство, тем более утонченно оно лгало, утверждая, что школа может стоять вне политики и служить обществу в целом.
На самом деле школа была целиком превращена в орудие классового господства буржуазии, она была вся проникнута кастовым буржуазным духом, она имела целью дать капиталистам услужливых холопов и толковых рабочих» (1).
По мере укрепления капиталистического способа производства проблема воспитания всесторонне развитых людей теряла свою остроту. По отношению к широким народным массам это обусловливалось тем, что техника того времени не нуждалась для обслуживания в высокообразованных рабочих, а буржуазия, укрепив свое положение, все более и более предавалась праздности, убежденная в возможности наращивать прибыли, эксплуатируя не только физический, но и умственный труд.
Идея всестороннего развития личности получила в это время развитие лишь в трудах социалистов-утопистов начала XIX столетия (Сен-Симона, Фурье, Оуэна и др.), отводивших в проектах преобразования общества большое место воспитанию и обучению.
К. Маркс и Ф. Энгельс о воспитании и образовании. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс создали теорию научного коммунизма, составной частью которого является марксист-
-----------------------------------------------
1.Ленин В. И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению 28 августа 1918 г.- Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 37, с. 76-77.
-----------------------------------------------
ское учение о воспитании. Разрабатывая проблемы общественного развития и исследуя процессы формирования личности, они вскрыли ряд закономерностей воспитания как общественного явления, а по многим вопросам выявили и педагогическую сущность воспитания и образования, заложив таким образом основы педагогической науки. Вместе с тем многие философские, социологические и экономические труды Маркса и Энгельса и созданная ими философская система - диалектический и исторический материализм - явились неоценимой предпосылкой и средством глубокого познания педагогических явлений.
Прогрессивные мыслители всех времен до Маркса, в том числе и социалисты-утописты XIX в., в силу ограниченности своего мировоззрения были не способны открыть законы развития общества, вскрыть подлинную природу воспитания как общественного явления, его место и роль в общественной жизни и развитии личности. Подвергая острой критике волчьи законы капиталистического общества, они считали, однако, что человечество может мирным путем прийти к счастливой жизни. Для этого нужно лишь соответствующим образом воспитать людей.
Маркс и Энгельс доказали, что воспитание определяется условиями материальной жизни общества, объективными законами общественного развития, что оно носит исторический характер, что цели воспитания, его содержание, методы и формы определяются общественными отношениями, присущими соответствующей общественно-экономической формации, что в классово-антагонистическом обществе воспитание неизбежно отражает интересы господствующих классов, носит классовый характер.
Опираясь на огромный фактический материал, они подвергли уничтожающей критике то воспитание, которое получали дети рабочих в наиболее развитых капиталистических странах в середине XIX в. Систематическое недоедание, крайне тяжелые жилищные условия, отсутствие ухода и медицинской помощи неизбежно вызывали большую смертность пролетарских детей, а оставшиеся в живых росли зачастую физически неполноценными. Однако нужда побуждала родителей направлять детей с ранних лет на заработки на заводы и фабрики, где они подвергались жесточайшей эксплуатации.
Изнуряющий, продолжавшийся от зари до зари и сводившийся, как правило, к механическим действиям труд крайне ограничивал умственное развитие детей пролетариата. Сеть начальных школ в рабочих районах была ничтожно мала, а обучение в них протекало на очень низком уровне. Большинство детей вообще оставались неграмотными, но даже те, кто посещал школу, сплошь и рядом не умели читать. К тому же они зачастую не приобретали никакой профессии, хотя с ранних лет работали на предприятиях. «...Большая часть детей, занятых на современных фабриках и мануфактурах и с самого нежного возраста прикованных к простейшим манипуляциям, - отметил Маркс, - целые годы подвергается эксплуатации, не имея возможности научиться какой-либо работе, которая сделала бы их впоследствии пригодными хотя бы на этой же самой мануфактуре или фабрике» (1).
Более 100 лет прошло с тех пор, когда это было написано выдающимся мыслителем человечества К. Марксом. Много эпохальных событий и общественных процессов имело место в эти годы. Возникла и успешно развивается социалистическая система во главе с Союзом Советских Социалистических Республик, уходит в небытие колониальный режим, и десятки стран, освободившихся от гнета монополий, встали на демократический путь развития, во всем капиталистическом мире углубляется общий кризис и нарастает революционное движение, приближая торжество идей Маркса - Энгельса - Ленина на всем земном шаре. Существенные изменения последовали и в области народного просвещения в капиталистических странах. Уступая требованиям прогрессивных сил, а с другой стороны, следуя диктуемой современной промышленностью потребности в повышении образовательного уровня рабочих, эксплуататорские классы увеличили ассигнования на просвещение, расширили сеть школ, внесли ряд усовершенствований в содержание и методы обучения. Тем не менее не только сохранились, но еще более обострились вскрытые Марксом и Энгельсом противоречия в области воспитания и образования детей рабочих в капиталистических странах.
В странах Западной Европы и США провозглашено всеобщее среднее образование, но принципиально разным оно является для детей привилегированных слоев населения и для детей трудящихся. В большинстве капиталистических стран производительный труд детей имеет возрастные ограничения, и все же огромное количество подростков бросает школу недоучившись, вынужденные так или иначе искать себе работу.
Разоблачая лицемерие утверждений буржуазных теоретиков и оппортунистов разных толков о возможности получения равного образования всеми детьми в условиях капиталистического общества, К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно указывали, что полноценное образование для детей трудящихся может быть обеспечено лишь после победы пролетарской революции.
К. Маркс и Ф. Энгельс считали участие детей и подростков в производительном труде прогрессивным явлением, предлагая,
-------------------------------------------
1. Маркс К, Капитал, т. 1.- Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. Изд. 2-е, т. 23, с. 495.
-------------------------------------------
однако, пролетариату бороться против той ужасной эксплуатации детского труда, которая имела место на капиталистических предприятиях. Включение детей с определенного возраста в рабочую среду в качестве непосредственных участников производительного труда, а поэтому неизбежное приобщение их к общественной жизни, к экономической и политической борьбе пролетариата за удовлетворение своих интересов является могучим фактором воспитания у них революционного сознания, накопления практического опыта революционной борьбы, формирования личности активного борца за дело рабочего класса. Но отмечая прогрессивное значение привлечения детей к участию в общественном производстве, Маркс настаивал на том, чтобы они обязательно посещали школы. «...Родителям и предпринимателям ни в коем случае не может быть разрешено применять труд детей и подростков, если он не сочетается с воспитанием» (1).
Неоценимое значение для развития научной педагогики имела выдвинутая Марксом идея политехнического обучения детей и подростков. Он убедительно показал, что в решении задачи всестороннего развития личности огромное значение имеет такое теоретическое и практическое трудовое обучение, которое облегчает рабочим приспособление к неизбежным в крупной промышленности частым изменениям в технике и технологии.
Возможность такого обучения обусловлена общностью в устройстве и принципах работы многих механизмов и машин. Уяснение рабочим этой общности, а также усвоение естественнонаучных и научно-технических основ различных технологических процессов, несомненно, облегчает приобретение им способности «к перемене труда» (К. Маркс) в условиях непрерывного изменения технического базиса крупной машинной промышленности.
Но выдвигая требование такой технической подготовки молодежи в качестве одного из пунктов программы борьбы рабочего класса за улучшение своего положения и освобождение, Маркс учитывал, что в условиях капиталистического способа производства политехническое обучение не может получить широкое распространение, что это будет возможно только после завоевания рабочим классом политической власти.
Таким образом решающим условием всестороннего развития человека К. Маркс и Ф. Энгельс считали соединение обучения с производительным трудом детей и подростков. Обращаясь к перспективе решения этой проблемы в социалистическом обществе, Маркс подчеркнул, что тогда «для всех детей
----------------------------------------------
1. Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т, 16, с. 198.
----------------------------------------------
свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей» (1). Следовательно, К. Маркс и Ф. Энгельс заложили фундамент научной педагогики. Они выявили закономерности формирования человеческой личности, научно обосновали необходимость и пути всестороннего развития человека, выявили сущность воспитания как общественного явления, показали его роль в развитии общества и личности, выдвинули идею политехнической подготовки членов социалистического общества и основные направления ее реализации. Важнейшее значение имело вооружение ими педагогики подлинно научной методологией - материалистической диалектикой.
История школы и педагогики в России (до 1917 г.). Обращаясь к вопросам развития воспитания и образования в России, следует отметить, что сохранившиеся памятники материальной культуры древних славянских племен свидетельствуют о высоком уровне развития наших далеких предков.
Обнаруженные во время раскопок в г. Новгороде (1951-1953 гг.) берестяные письменные источники, относящиеся к XII-XV вв. и являющиеся в своем большинстве частными письмами жителей Новгорода, свидетельствуют о широком распространении грамотности как среди мужчин, так и женщин.
Функционировавшие при монастырях и отдельных церквах школы не удовлетворяли тягу к грамоте русского народа. Уже в XII в. стали появляться «мастера грамоты», которые обучали за плату детей (а иногда и более взрослых учеников) письму и чтению.
По дошедшим до нас памятникам можно судить о том, что в древнерусской школе большое значение придавалось воспитанию у учащихся честности и правдивости, любви к труду, уважения к старшим и, что особенно следует подчеркнуть, любви и преданности отечеству («Лучше есть на своей земле костьми лечь, нежели на чюже славну быти»). Что же касается обучения детей, то здесь характерно стремление к пониманию ими читаемых текстов. Высокие требования предъявлялись к письму и знанию грамматики.
Появление первых письменных памятников с педагогической тематикой относится к XI в. Из них особый интерес представляет «Поучение князя Владимира Мономаха детям». В нем с большой силой подчеркиваются те черты личности, которые считались главными достоинствами человека, - честность, трудолюбие и гуманизм. «Любите человека, - наказы-
-------------------------------------------
1. Маркс К. Капитал, т, 1, - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 23, с. 495.
-------------------------------------------
вал автор не только своим детям, но и всем, кто последует за ним. - Не давайте сильным губить слабых... Бойтесь всякой лжи, пьянства и любострастия, равногибельного для души и тела... Леность - мать пороков, берегитесь ее... Все хорошее узнав, вы должны помнить; чего не знаете, тому учитесь...»
Экономическое и культурное развитие нашей страны почти на два с половиной века было задержано монголо-татарским нашествием. Погибли культурные ценности, были сожжены школы и книгохранилища. Только при монастырях сохранились культурные центры, где осуществлялось обучение грамоте.
Тем не менее, в XV в. на Руси стали возникать небольшие частные школы. Это были школы грамоты. Они не могли удовлетворить потребности в уровне образованности развивавшегося централизованного Русского государства. Созванный Иваном Грозным в 1551 г. Стоглавый собор принял решение о широком развитии на Руси школ. В XVII в. сеть школ достигла значительных размеров, а вместе с тем увеличилось количество грамотных людей, причем не только среди бояр, дворян и духовенства, но и среди купечества, городских ремесленников и даже крестьян.
Большое значение имело распространение на Руси книгопечатания. В конце XVII столетия начинают печататься не только церковные, но и светские книги, в частности буквари, учебники.
Рассматривая вопросы развития педагогической мысли в России, нельзя не коснуться деятельности школ, организованных в конце XVI в. русскими братствами юго-западной Руси. Придавая большое значение просвещению в борьбе с католицизмом, которое использовало школу в целях ополячивания украинских и белорусских крестьян, братства, в свою очередь, стали создавать школы. Разработанные в этих школах уставы представляют большой педагогический интерес: они выражают демократические требования в области воспитания и обучения. Например, устав школы Луцкого братства (1624 г.) весьма четко формулирует основные принципы ее работы:
«Учителя должны учить и любить детей всех одинаково, как самых богатых, так и сирот убогих, и тех, которые ходят по улицам, прося пропитания».
«Богатые перед убогими - в школе ничем не могут быть выше, как только наукою».
«Дети в школе должны быть разделены на трое: одни, которые будут учиться распознавать буквы и складывать, другие, которые будут учиться читать и выучивать разные уроки, третьи будут приучаться объяснять читанное».
Здесь закладывается деление учащихся по классам.
От учителей требуется следить за посещением занятий учениками и выяснять причины их отсутствия в школе, ежедневно проверять выполнение домашних заданий, «заботливо учить детей полезным наукам, за непослушание наказывать, но не тирански, а наставнически».
Как видим, в братских школах проявились прогрессивные педагогические идеи. Деятельность их была намного совершеннее школ Западной Европы того времени. Тем не менее общая культурная отсталость России была очень значительной. В ее преодолении выдающаяся роль принадлежит Петру I. Открывая профессионально-технические, военные и общеобразовательные учебные заведения, он стремился создать определенную государственную систему просвещения в стране.
В середине XVIII столетия в стране усиливается тенденция заимствования западной культуры. Екатерина II стала широко привлекать иностранцев к руководству делом народного образования и к разработке проектов создания в России учебных заведений. Основным принципом в системе просвещения становился сословный, т. е. создание учебных заведений для детей дворян и ограничение возможности народным массам получать образование. Тем не менее тяга в народе к знаниям, к учебе неуклонно возрастала. В прогрессивных кругах общества все чаще стали появляться сторонники развития просвещения в России и внедрения передовых педагогических идей.
Основоположником русской педагогической науки, зачинателем разработки в России детской и педагогической психологии был К. Д. Ушинский (1824-1870). Многие его педагогические идеи получили возможность воплотиться в жизнь только в условиях советской системы воспитания и образования, и это делает Ушинского особенно близким нашему учительству.
К. Д. Ушинский в созданной им педагогической системе охватил большое число основных вопросов воспитания и обучения, уверенно встал на путь теоретических обобщений педагогического опыта, справедливо считал, что управление процессом формирования личности возможно лишь на основе знания закономерностей педагогических явлений и всестороннего изучения ребенка. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - отметил К. Д. Ушинский в предисловии к двухтомной монографии по важнейшим проблемам педагогики и педагогической психологии - «Человек как предмет воспитания».
Стремясь принести как можно больше пользы народу, Ушинский составил учебные пособия для учащихся начальной школы - книги для чтения «Родное слово» и «Детский мир». Эти книги расширяли кругозор учащихся, были интересными и весьма доступными для детей. «Родное слово» было переиздано 150 раз. Несколько поколений школьников воспитывались в начальной школе по книгам Ушинского.
Педагогическая система К. Д. Ушинского получила широкое распространение в стране и оказала большое влияние на последующее развитие педагогической мысли в России. Имя Ушинского глубоко чтит советский народ. В РСФСР учреждена медаль К. Д. Ушинского, которая вручается авторам лучших педагогических работ. Педагогическое наследие этого выдающегося мыслителя является предметом глубокого изучения и творческого применения в практике советской школы.
Новый качественный этап в развитии педагогики в России наступил в конце XIX в., когда на арену общественной жизни вступил российский пролетариат.
В. И. Ленин о воспитании и образовании. Зарождение новой, социалистической педагогики в России на рубеже двух веков связано с именем Владимира Ильича Ленина.
В. И. Ленин обогатил все области учения К. Маркса и Ф. Энгельса важнейшими положениями применительно к эпохе империализма, пролетарских революций и построения социализма. В своих печатных трудах и устных выступлениях он рассмотрел актуальнейшие и сложнейшие проблемы народного образования и педагогики в период подготовки и свершения Великой Октябрьской социалистической революции, а затем строительства новой школы и создания условий для осуществления коммунистического воспитания.
Вопросы воспитания и образования В. И. Ленин всегда рассматривал во взаимосвязи с экономикой и политикой. В ряде своих статей он подверг острой критике политику царизма в области просвещения, показал стремление господствующих классов использовать воспитание и образование в своих интересах, превращение школы в орудие классового господства буржуазии. Царизм боится дать знания трудящимся, утверждал Ленин, министр внутренних дел «смотрит на рабочих, как на порох, а на знание и образование, как на искру... если искра попадет на порох, то взрыв направится прежде всего на правительство» (1).
Программа РСДРП, разработанная В. И. Лениным и принятая II съездом партии (1903 г.), в области народного образования предусматривала широкие демократические преобразования: обучение в школе на родном языке, отделение церкви от государства и школы от церкви, бесплатное общее и профессиональное образование для всех детей обоего пола до 16 лет, снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства. Воспрещалось использовать труд подростков до 16 лет, а рабочее время молодежи 16-18 лет ограничивалось шестью часами (2).
------------------------------------------------
1. Ленин В. И. О чем думают наши министры? - Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 2, с. 78,
2.См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 1. М., 1970, с. 63-64.
------------------------------------------------
В. И. Ленин всегда придавал большое значение работе с молодежью, ее воспитанию, имея в виду значение преемственности поколений в революционной борьбе. По eгo предложению в повестку дня II съезда был включен вопрос об отношении к учащейся молодежи. В феврале 1905 г., в разгар революционной борьбы, Ленин вновь поставил вопрос о необходимости смелее вербовать молодежь в ряды борцов за дело рабочего класса. Молодежь стремится к передовым, социалистическим идеям. Необходимо вовлекать ее в революционное движение, в практическую работу, а вместе с этим учить марксизму, формировать социалистическое сознание. «Будущее принадлежит молодежи», - всегда отмечал В. И. Ленин.
Великая Октябрьская социалистическая революция явилась могучим фактором коренных преобразований во всех областях жизни России, а в частности всей системы воспитания и образования, повышения культурного уровня населения страны. Противники Октябрьской социалистической революции, подчеркивая культурную отсталость России, наличие огромного количества неграмотных, предрекали гибель Советской власти. Реформисты разных направлений утверждали: прежде чем начинать строить социализм, необходимо добиться, чтобы народ достиг «определенного уровня культуры». Ленин, резко критикуя подобные тенденции, писал: «Если для создания социализма требуется определенный уровень культуры (хотя никто не может сказать, каков именно этот определенный «уровень культуры», ибо он различен в каждом из западно-европейских государств), то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы» (1).
Ленин неоднократно подчеркивал, что неграмотность, низкий уровень культуры трудящихся ограничивают их возможности активно участвовать в строительстве социализма.
Основными линиями в осуществлении культурной революции В. И. Ленин считал не только ликвидацию неграмотности среди взрослого населения, но и введение в стране всеобщего обучения детей школьного возраста, общий подъем культурного уровня трудящихся всех национальностей, а также создание подлинно народной интеллигенции.
Поистине грандиозны успехи, достигнутые нашей страной за годы Советской власти во всех областях социалистического строительства, а в частности в культурном развитии. Почти 70 процентов мужчин и 90 процентов женщин в дореволюционной России были неграмотны, а по переписи 1970 г. 74,8 процента работающего населения в городах и 49,9 процента в сельской
----------------------------------------------
1. Ленин В. И. О нашей революции. - Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 45, с. 381.
----------------------------------------------
местности имели высшее и среднее (полное и неполное) образование. В 1914/15 г. на 10 тысяч жителей обучалось в учебных заведениях всех типов 580 человек, в 1970/71 г. - 3 тысячи 300 человек, т. е. каждый третий. Около 4/5 детей школьного возраста в царской России, отмечал Ленин, оставались вне школьного обучения, т. е. были обречены на безграмотность. В наши дни в соответствии с решением XXIV съезда КПСС в стране завершается переход на всеобщее среднее образование. В советских вузах обучается студентов в 3 1/2 раза больше, чем во всех высших учебных заведениях Англии, Франции, Италии и ФРГ, вместе взятых. В стране ежеминутно выпускается более 2 тысяч экземпляров книг. Выдающиеся достижения Советского Союза в развитии культуры и просвещения получили мировое признание не только со стороны наших друзей, но и недругов.
Важнейшим звеном в системе воспитания подрастающего поколения В. И. Ленин считал школу, подчеркивая ее классовый характер, связь школы с политикой. Буржуазия пыталась и пытается утверждать, что ее интересы в области воспитания и образования являются интересами всего народа, особенно после провозглашения общедоступности школы. Ленин неоднократно разоблачал эти лживые утверждения. Стране, сбросившей с себя иго капитализма, нужна новая школа, которая отвечала бы интересам трудящихся в области воспитания и образования детей.
В принятой на VIII съезде РКП (б) в марте 1919 г. Программе Коммунистической партии, проект которой разрабатывался при активном участии В. И. Ленина, четко была определена вставшая перед партией в области народного просвещения задача «довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 г. дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества». В числе ближайших задач на этом пути Программа указывала: «Проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет»; «создание сети дошкольных учреждений»; «полное осуществление принципов единой трудовой школы, с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей обоего пола, безусловно светской, т. е. свободной от какого бы то ни было религиозного влияния, проводящей тесную связь обучения с общественно-производительным трудом, подготовляющей всесторонне развитых членов коммунистического общества»; «всесторонняя государственная помощь самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян»; «широкое развитие профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста в связи с общими политехническими знаниями»; «открытие широкого доступа в аудитории высшей школы для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих» (1).
Красной нитью через весь раздел программы партии, касающийся воспитания и образования подрастающих поколений, проходит идея формирования всесторонне развитой личности.
Ленин неоднократно обращался к вопросу о всестороннем развитии людей, подчеркивая, что только при социализме эта мечта человечества получает возможность практического осуществления как объективная закономерность общественного развития и удовлетворения естественных потребностей человека.
В то же время он настойчиво указывал на необходимость во всей воспитательно-образовательной работе, ориентируясь на эту великую цель, ставить перед собой в каждом историческом периоде такие задачи, которые вытекают из потребностей общества и являются реальными для решения в данных конкретных условиях. Это требует неуклонного следования определенным ведущим принципам в воспитании и обучении детей и подростков в стране, вставшей на путь социалистического строительства.
В высказанных В. И. Лениным в разное время мыслях о воспитании и обучении заложены основы этих принципов, которые мы называем ленинскими принципами в воспитании и обучении.
Это, прежде всего, обусловленность воспитания и образования политикой Коммунистической партии, партийность, высокая идейность всей воспитательно-образовательной работы, направленность на вооружение подрастающего поколения коммунистической идеологией. Молодежь, которой предстоит жить в коммунизме, должна учиться коммунизму, говорил Ленин в своей речи на III съезде РКСМ.
К этому очень близко примыкает принцип связи воспитания и образования с жизнью, с трудом, с практикой коммунистического строительства. Ленин остро критиковал старую школу за ее оторванность от жизни, осуждал царившую в ней зубрежку. Он настаивал на вооружении поколения строителей коммунизма подлинно научными, глубокими знаниями. «Коммунистом стать можно лишь тогда,- говорил Ленин,- когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» (2). А затем подчеркнул, что учиться молодежи нужно, «связывая каждый шаг деятельности в школе, каж-
-------------------------------------------------
1. См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 2. М., 1970, с. 48-49.
2. Ленин В. И. Задачи союзов молодежи.- Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 41, с. 305.
-------------------------------------------------
дый шаг воспитания, образования и учения неразрывно е борьбой всех трудящихся против эксплуататоров» (1).
Принцип сознательности и активности детей и подростков в процессе воспитания и обучения обусловлен задачами воспитания сознательного и активного строителя коммунизма, обладающего научным мировоззрением и определенным объемом знаний, стремлением и умением их самостоятельно приобретать и творчески использовать в своей познавательной деятельности и практической работе. «...На место старой учебы, старой зубрежки, старой муштры, - учил В. И. Ленин молодежь, - мы должны поставить уменье взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был бы у вас чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что вами самими продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования» (2). Задача воспитания всесторонне развитой личности требует проявления активности и самостоятельности детей и подростков не только в учебе, но и в других областях жизни и труда.
Эти ленинские принципы легли в основу разрабатываемой новой, подлинно научной педагогической теории и школьной практики в СССР.
Ставя перед новой школой задачу вооружения учащихся подлинно научными знаниями, формирования на этой основе диалектико-материалиетического мировоззрения, Ленин большое внимание уделял вопросам, чему и как учить детей. Н. К. Крупская и А. В. Луначарский в своих воспоминаниях отмечают, что В. И. Ленин всегда проявлял интерес к составлению новых школьных программ. Его высказывания о путях овладения знаниями, о методах и способах обучения, о необходимости развития познавательной активности и самостоятельности школьников в учебном процессе явились неоценимым вкладом, основой советской теории обучения и образования. «Перед вами, - говорил Ленин в цитированной выше речи, - задача строительства, и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецентов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы» (3).
По мере развития советского общества неуклонно возрастает роль знаний как необходимой предпосылки успешного строительства социализма, а затем коммунизма. «Без знаний нет коммунизма», - подчеркивал Ленин. Причем речь идет о необ-
----------------------------------------
1. Ленин В. И. Задачи союзов молодежи.- Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 41, с. 315.
2. Там же, с. 306.
3. Там же, с. 308.
----------------------------------------
ходимости получения подрастающим поколением не только общего, но и политехнического образования. Общее образование вооружает учащихся знанием основных фактов и законов развития природы и общества. Политехническое обучение призвано ознакомить детей и подростков с основными принципами всех процессов производства и вооружить умениями обращения с простейшими, наиболее употребительными орудиями труда. Политехническое образование должно осуществляться в тесной связи с общим образованием, неоднократно подчеркивал В. И.Ленин, развивая идеи К. Маркса и Ф. Энгельса.
Политехническую трудовую подготовку В. И. Ленин считал важнейшей составной частью коммунистического воспитания подрастающего поколения, рассматривая ее вместе с тем как необходимую предпосылку вовлечения детей и подростков в производительный труд, с тем чтобы использовать этот фактор для воспитания всесторонне развитой личности.
Большое внимание уделял В. И. Ленин вопросам нравственного воспитания. Ему принадлежит заслуга дальнейшей разработки марксистского учения о морали, раскрытия сущности коммунистической нравственности, понимание которой утвердилось после Великой Октябрьской социалистической революции. В нравственном воспитании В. И. Ленин большое место отводил воспитанию сознательной дисциплины, коллективизма, коммунистического отношения к труду и общественной собственности.
Неотъемлемой частью коммунистического воспитания он считал воспитание социалистического патриотизма, любви к своему социалистическому Отечеству и пролетарского интернационализма.
Ленин высказал бесценные мысли о путях и методах нравственного воспитания. Он подверг критике тенденцию свести нравственное воспитание к разглагольствованию о нормах и правилах нравственного поведения. «Воспитание коммунистической молодежи должно состоять не в том, что ей подносят всякие усладительные речи и правила о нравственности... В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма» (1), - учил В. И. Ленин. Не отрицая необходимости формирования у детей и подростков этических понятий и соответствующих чувств, Ленин подчеркивал необходимость параллельно с этим организовать накопление подрастающим поколением социального опыта. Для этого должны быть использованы все возможности. «Задача Союза молодежи, - говорил он, - поставить свою практическую деятельность так, чтобы, учась, организуясь, сплачиваясь, борясь, эта молодежь воспитывала бы себя и всех тех, кто в ней видит вождя, чтобы она воспитывала коммунистов. Надо, чтобы все дело
-------------------------------------------
1. Ленин В, И. Задачи союзов молодежи. - Полн. собр, соч. Изд. 5-е, т. 41, с. 313.
-------------------------------------------
воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали» (1).
В условиях многонационального государства, каким являлась Россия, вопрос о праве народов всех национальностей на самоопределение занимал очень болыцое место. Подписанная В. И. Лениным в октябре 1918 г. «Декларация прав народов России» провозгласила равенство всех национальностей в стране. Одной из весьма актуальных задач стало неуклонное осуществление во всех республиках ленинских идей о культурной революции.
В постановлении Народного комиссариата просвещения «О школах национальных меньшинств» (31 октября 1918 г.) было указано, что все национальности, населяющие страну, пользуются правом организации обучения на своем родном языке. В короткие сроки национальные республики успешно решили сложнейшие проблемы народного образования: достигнута была не только сплошная грамотность всего взрослого населения, но и значительное повышение уровня образованности и общей культуры трудящихся некогда отсталых окраин царской России, причем обеспечено полное равноправие женщин; успешно осуществляется переход на всеобщее среднее образование, выросли кадры высшей и средней квалификации в национальных республиках.
Таким образом, В. И. Ленин разработал важнейшие положения о воспитании, обучении и образовании, явившиеся основой советской педагогики: о культурной революции, о связи педагогики с политикой, об условиях развития и формирования личности, о целях, задачах и составных частях коммунистического воспитания, о путях всестороннего развития человека, С главных направлениях в содержании и методах воспитательно-образовательной работы, о сущности нравственного воспитания и политехнического обучения. Ленин вооружил педагогическую науку методологией научного познания. Он показал роль и место учителя в рядах строителей коммунизма, высоко поднял его престиж в глазах народа. История советской школы и педагогики. В первые же дни после победы Великой Октябрьской социалистической революции партия поставила во главе народного образования таких выдающихся ученых и общественных деятелей, как Надежда Константиновна Крупская и Анатолий Васильевич Луначарский, сыгравших большую роль в развитии советской педагогики. В те годы молодая Страна Советов не располагала достаточным количеством квалифицированных, марксистски образованных научно-педагогических кадров. Некоторые педагоги целиком отвергали все, что было добыто педагогической наукой в прошлом, как якобы устаревшее и реакционное. Были такие,
---------------------------------------
1. Ленин В. И. Полн. собр, соч. Изд. 5-е, т. 41. с. 308-309.
---------------------------------------
что даже школу считали пережитком прошлого. Другие, наоборот, полагали, что необходимо все оставить по-старому, поскольку существует, как они утверждали, «общечеловеческая педагогика». Очевидно, что ни те, ни другие не понимали или не хотели понять новых, продиктованных революцией и со всей остротой вставших перед страной задач, места и роли школы в строительстве социалистического общества.
9 ноября 1917 г. была организована Государственная комиссия по просвещению под председательством первого народного комиссара по просвещению А. В. Луначарского. Перед этой комиссией была поставлена задача выработки главнейших положений системы народного образования, прежде всего принципов новой школы. В октябре 1918 г. были опубликованы два исторических документа: «Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» и «Основные принципы единой трудовой школы» (известные более как «Декларация о единой трудовой школе»). Это были основополагающие документы, определявшие характер новой школы, принципы строительства советской системы народного образования: социалистический гуманизм, демократизм, право всех на образование независимо от социального положения, пола и национальности, полная светскость школы, единая трудовая политехническая школа, тесно связанная в своей учебно-воспитательной работе с жизнью и призванная осуществлять всестороннее развитие детей и подростков. Этими документами было положено начало разработке советской педагогической теории.
Несмотря на большую занятость решением сложнейших задач, стоявших перед молодой Советской страной, В. И. Ленин много времени уделял вопросам воспитания, строительства новой школы. Под его руководством были, выработаны первые декреты Советской власти о школе, выяснены основные теоретические и практические вопросы образования и воспитания в Стране Советов. Многочисленные выступления В. И. Ленина на съездах и совещаниях по народному образованию легли в основу зарождавшейся советской педагогической науки. Борьбе за осуществление этих ленинских идей была посвящена вся последующая работа по строительству советской школы и развитию педагогической науки. Генеральным направлением в создании новой школы было обеспечение социалистического содержания всей ее учебно-воспитательной работы, в соответствии с вставшими перед советской системой просвещения задачами: перестроить содержание и методы школьного образования с целью осуществления связи обучения с жизнью и в то же время вооружить учащихся необходимым объемом общеобразовательных знаний.
Наряду с проблемой содержания и методов обучения перед новой школой и нарождавшейся советской педагогикой с большой остротой встали вопросы теории и практики политехнического образования. Огромное значение для творческого развития идеи Маркса о политехнической подготовке подрастающего поколения имели, как выше отмечалось, выступления В. И. Ленина на совещаниях и съездах по народному образованию, его указания и директивы руководителям Наркомпроса (1).
Неоценимую роль в борьбе за ленинское понимание принципа политехнизма и его значение в укреплении связи школы с жизнью сыграли в двадцатых годах руководители Наркомпроса А. В. Луначарский и Н. К. Крупская. К разработке проблемы политехнизма они подходили с принципиальных марксистско-ленинских позиций, учитывая жизненные интересы Советского государства, актуальные задачи социалистического строительства, которые в каждом историческом периоде определялись политикой Коммунистической партии.
Н. К. Крупская, А. В. Луначарский и другие педагоги-марксисты постоянно указывали в своих работах, что труд учащихся на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве должен быть органически связан со всей системой коммунистического воспитания, должен не только вооружать детей трудовыми умениями и навыками, но и расширять политехнический и общеобразовательный кругозор. Отдельные школы успешно решали эту проблему, но для большинства она оказалась не под силу. Зачастую имел место отрыв трудового обучения и воспитания от изучения учащимися общеобразовательных дисциплин. Да и само трудовое обучение сплошь и рядом носило ремесленный характер, сводилось к ручной обработке древесины или металла в плохо оборудованных учебных мастерских.
Педагогическая наука в те годы не могла вооружить учительство научной теорией политехнизации школы. Правда, в конце двадцатых годов сеть научно-исследовательских педагогических учреждений значительно окрепла: в 1927 г. был создан Институт методов школьной работы, а через год - Институт методов внешкольной работы. Возникли научно-исследовательские институты педагогики в Ленинграде, при 2-м Московском университете, в Харькове, Минске, Ташкенте и др. Однако перед молодой советской педагогической наукой стояло очень много задач, и по своей значимости они не допускали какой-то очередности в решении. Наряду с проблемами содержания школьного образования и методов обучения, обеспечения политехнической подготовки молодежи стояли не терпящие отлагательства вопросы воспитательной работы школы.
Среди актульных вопросов формирования нового человека одно из центральных мест занимали вопросы воспитания коллективистских черт личности и использования коллектива как
-----------------------------------------
1. См., в частности, заметки В. И. Ленина на тезисы Н. К. Крупской,- Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 42, с. 228-230.
-----------------------------------------
мощного фактора воспитания. В.разработке этих вопросов трудно переоценить значение Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого. В 1920 г. А. С. Макаренко организовал трудовую колонию, на опыте которой разработал научно обоснованную теорию воспитания детского коллектива. Литературное наследие А. С. Макаренко, его художественные произведения, статьи, лекции и доклады заключают определенную педагогическую систему, теоретические основы и методику воспитательной работы.
Большое внимание было привлечено к атеистическому воспитанию, к формированию у детей и подростков материалистического мировоззрения, политических взглядов и убеждений, к физическому и эстетическому воспитанию. Весьма действенным средством идейно-политического воспитания и моральной закалки детей и подростков было вовлечение их в общественно полезную работу. В этом педагоги видели, по выражению А. В. Луначарского, «первую школу коммунизма» для подрастающего поколения.
Важную роль в решении задач коммунистического воспитания в двадцатых годах стали играть комсомольские и пионерские организации. Возникновение и развитие организации юных пионеров связано с именем Н. К. Крупской, которая через всю свою жизнь пронесла интерес и заботу о коммунистическом движении детей и молодежи. Ее первая статья об объединении молодежи в революционные союзы («Союз молодежи») была опубликована в газете «Правда» 14 мая 1917 г., а последнее письмо, адресованное пионерам, напечатано в «Пионерской правде» 16 февраля 1939 г., т. е. за 11 дней до ее смерти.
Все первое десятилетие строительство новой школы было наполнено острой идейной борьбой за утверждение марксистско-ленинских принципов в советской науке о воспитании и образовании. К концу двадцатых годов под идейным руководством Коммунистической партии была проведена огромная работа по преодолению различных влияний буржуазной западноевропейской и американской педагогики и пережитков старой дореволюционной системы обучения и воспитания. Тем не менее и в педагогической теории и в школьной практике имели место серьезные недостатки и ошибки: уровень знаний учащихся заставлял желать много лучшего, во многих случаях политехни-зации школы носила формальный характер, столь же формальной была связь теории с практикой в процессе обучения и т. д.
Центральный Комитет партии в период 1931-1937 гг. принял ряд специальных постановлений (1), в которых наметил конкрет-
------------------------------------------
1 См.: Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. М. 1972, с. 122-149.
------------------------------------------
ные пути перестройки школы и педагогической науки в соответствии с потребностями, обусловленными новым этапом социалистического строительства.
Постановления ЦК партии потребовали от наркомпросов переработки школьных программ, с тем чтобы четко определить в них круг систематизированных знаний основ наук, которыми должны овладеть ученики. Подчеркнута была необходимость применения проверенных на практике методов обучения, упорядочения трудового политехнического обучения, обеспечения подлинно коммунистического воспитания школьников. Органы народного образования обязывались усилить методическое руководство школой, издать полноценные учебники, улучшить подготовку учительских кадров и т. д.
Для развития педагогической науки особенно большое значение имело постановление ЦК партии от 4 июля 1936г., в котором разоблачалась реакционная сущность некритически заимствованной в США лженауки о ребенке - педологии, утверждавшей фаталистическую обусловленность судьбы детей влиянием наследственности и какой-то неизменной среды и явно недооценивавшей роль воспитания и обучения в их развитии. ЦК партии в постановлении подчеркнул большое значение педагогической науки, что явилось стимулом оживления в разработке педагогической теории, повышения принципиальности в решении различных педагогических проблем, усиления внимания методологическим вопросам в педагогике и укрепления таким путем ее теоретического фундамента.
В тридцатых годах вышли в свет книги по общим вопросам педагогической теории, учебники по педагогике для педагогических институтов и педагогических училищ, монографии по дидактике. В научно-исследовательские институты педагогики пришли свежие, молодые силы, широкое развитие получила научно-исследовательская работа на кафедрах педвузов, большое место стало занимать изучение и обобщение передового опыта работы школ и отдельных учителей.
В результате проведенных мероприятий по упорядочению содержания и методов обучения в школах значительно повысился уровень общеобразовательной подготовки учащихся, усилилась воспитательная работа, деятельность школьного комсомола и пионерской организации. Собравшийся в 1939 г. XVIII съезд партии, рассматривая вопросы коммунистического воспитания, отметил достигнутые школой успехи в образовательно-воспитательной работе, указав вместе с этим на необходимость усиления подготовки школьников к практической жизни.
Весной 1941 г. проходила Всесоюзная конференция по педагогическим наукам. На ней были подведены итоги проведенных исследований по ряду вопросов и рассмотрены те проблемы, на которые следовало нацелить внимание научных институтов педагогики, лабораторий и кафедр педвузов и университетов.
Но грянула война. Новые задачи встали и перед педагогической наукой. Вся учебно-воспитательная работа школ приняла ярко выраженную военно-патриотическую направленность. Важнейшей задачей школ стало сохранение контингентов учащихся, усиление заботы и воспитательного влияния на них в связи с неизбежным для военного времени ослаблением воспитания в семье. Нужно было обеспечить не только идейно-политическую и образовательную, но и хорошую физическую подготовку молодежи, наладить труд учащихся для оборонных нужд и в сельском хозяйстве, организовать обучение школьников основам агротехники в связи с привлечением их на сельскохозяйственные работы, а вместе с тем развернуть широкую массовую оборонную и политико-просветительную работу среди населения. Школы успешно справились с этими задачами. Предвидя неизбежность роста требований к воспитанию н образованию подрастающего поколения после окончания войны и необходимость в связи с этим повышения уровня научно-педагогического руководства, Совет Народных Комиссаров СССР принял в октябре 1943 г. постановление «Об организации Академии педагогических наук РСФСР».
Создание научного центра в области педагогических наук значительно повлияло на оживление научно-исследовательской работы во всех областях педагогики, частных методик, психологии, дефектологии и истории педагогики. Расширился круг теоретических исследований, глубокому изучению были подвергнуты методы педагогических исследований. Вместе с тем практика воспитательно-образовательной работы, задачи, вставшие перед школой, потребовали от научно-исследовательских институтов Академии педагогических наук определения содержания общего образования, поиска методов и организованных форм обучения, обеспечивающих глубокое и прочное усвоение учащимися знаний, умений и навыков. Сделана была попытка составить программу воспитательной работы в школе.
Таким образом, в послевоенные годы значительно возросла необходимость повышения уровня учебно-воспитательной работы школы, поскольку коммунистическое воспитание всех членов общества, а особенно подрастающего поколения, все больше и больше становилось одним из решающих условий успешного осуществления перехода страны от социализма к коммунизму.
Обострилась необходимость усилить подготовку учащихся школ к практической деятельности. Состоявшийся в 1952 г. XIX съезд КПСС, рассматривая вопросы социалистического строительства, постановил: «В целях дальнейшего повышения социалистического воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению». Начался новый этап в теоретической и практической разработке вопросов политехнической подготовки, трудового обучения и воспитания детей и подростков.
Начатая в 1964 г. работа по составлению новых учебных планов и программ для общеобразовательной школы успешно завершилась, и программы внедряются в практику работы школ. Широко развернулась деятельность Академии педагогических наук, ставшей с 1966 г. союзным научным центром, в области подготовки учебников и методических пособий. Значительно продвинулись исследования и таких актуальных проблем, как использование в учебном процессе технических средств и элементов программирования и многие другие важные вопросы дидактики.
Не мало было сделано научно-исследовательскими институтами и кафедрами педвузов и по разработке проблем воспитательной работы (формирование коммунистического мировоззрения и морального облика учащихся, воспитание детей и подростков на революционных, боевых и трудовых традициях советских людей, на примере жизни и деятельности В. И. Ленина; трудовое, эстетическое и физическое воспитание учащихся; работа школьной комсомольской и пионерской организаций).
Большая работа была проделана и в области истории педагогики. Проведены крупные историко-педагогические монографические исследования, изданы полные собрания сочинений Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, и К. Д. Ушинского, педагогические произведения В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и других классиков русской педагогики.
Значительный вклад в разработку важнейших педагогических проблем внесли психологи. Педагогическая и возрастная психология стала надежной опорой в решении многих вопросов воспитания и обучения школьников.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +