Учителями в широком смысле слова называют тех, кто вооружает кого-либо знаниями, умениями и навыками. В узком значении слова учитель — это лицо, получившее специальную подготовку, занимающееся обучением и воспитанием учащихся в общеобразовательных школах. Роль и место учителя в жизни человеческого общества и каждого человека трудно переоценить. Потребность в воспитании появилась одновременно с возникновением человеческого общества, одной из главных задач которого всегда была подготовка молодого поколения к жизни, вооружение его необходимыми знаниями, практическими умениями и навыками, накопленным человечеством общественно-трудовым опытом. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того наследия, которое оно получило от старших. Поэтому воспитание представляет собой одно из главных условий существования и развития человеческого общества, является важнейшей общественной функцией. Говоря об опыте, усваиваемом подрастающим поколением, следует иметь в виду не только знания из различных отраслей науки и техники, умения и навыки, используемые в общественной и трудовой жизни, но и взгляды, убеждения, этические нормы, правила поведения людей, достижения искусства. Поскольку передача этого опыта и подготовка к жизни подрастающего поколения имеют место на любой ступени развития общества, В. И. Ленин называл воспитание вечной категорией. Вместе с тем он подчеркивал исторический, классовый характер воспитания и образования. В процессе исторического развития общества, в ходе смены одной общественно-экономической формации другой изменяются цели и задачи воспитания, его содержание и методы. Учительская профессия является одной из самых древних. В глубокой древности учителями были жрецы. Но уже в древней Греции появляются лица, специально занимавшиеся обучением детей и подростков,— вольнонаемные учителя. В средние века, когда церковь захватила монопольное право на просвещение, функции учителей выполняли монахи и священнослужители. С возникновением светских городских школ вновь появляются светские учителя. По мере развития общества происходило существенное изменение задач, выполняемых учителем, его роли и места в общественной жизни. Однако в классово-антагонистическом обществе учителю всегда предстояло быть проводником идей господствующих классов, исполнителем их воли, защитником их интересов. При этом общественное положение учителя и материально-бытовые условия жизни были крайне тяжелыми. Н. А. Добролюбов писал, что в его время профессия учителя не была окружена вниманием общества и столь мизерно оплачивалась, что по сравнению с ней должность письмоводителя у станового пристава казалась верхом благополучия (1). В. И. Ленин в проекте речи, написанной для выступления в Думе большевистского депутата в 1913 г.,— «К вопросу о политике министерства народного просвещения» писал: «Россия бедна, когда речь идет о жалованье народным учителям. Им платят жалкие гроши. Народные учителя голодают и мерзнут в нетопленных и почти нежилых избах. Народные учителя живут вместе со скотом, который крестьяне зимой берут в избу. Народных учителей травит любой урядник, любой деревенский черносотенец или добровольный охранник и сыщик, не говоря уже о придирках и преследованиях со стороны начальства... Да, русские народные учителя загнаны, как зайцы!» (2)
В современных капиталистических странах только учителя привилегированных и частных школ имеют возможность безбедного существования. Они большей частью являются выходцами из обеспеченных семей, получают сравнительно высокую зарплату, верой и правдой служат буржуазии в подготовке надежной смены правящей верхушки. Что же касается учителей массовых школ для трудящихся, то они работают в крайне трудных условиях и материально обеспечиваются очень плохо. Комиссар образования США Джеймс Аллен вынужден был признать, что в стране «система организации образования, его финансирования и обеспечения учителями... не отвечает требованиям современности и дискриминационна». Квалификационный уровень учителей продолжает оставаться низким. В 1968/69 учебном году лишь 27 процентов учителей имели полноценное образование. Это и естественно, так как материальное положение учителей, по признанию президента США, было и остается очень тяжелым. Средняя заработная плата учителя в 1969 г. составляла лишь 70 процентов прожиточного минимума в этой стране (3). Учительница элементарной школы зарабатывает мень-
--------------------------------------------------------------------------------
1. См.: Добролюбов Н. А. Пед. соч. Изд. 2-е. М., 1949, с. 233.
2. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 23, с. 129, 135.
3. См.: Малькова З. А. Современная школа США. М., 1971, с. 354—356.
---------------------------------------------------------------------------------
ше, чем подсобный рабочий на предприятии Форда. Многие учителя вынуждены искать дополнительную работу.
В современных буржуазных странах крайне ущемлено и правовое положение учителей. Во многих штатах США, например, после аттестации, а иногда и после сдачи экзаменов удостоверения на право преподавания выдаются лишь на определенный срок, после чего проводится переаттестация, которая нередко используется для расправы над демократически настроенными учителями. От учителей требуется принесение присяги в лояльности, сдача экзаменов по знанию конституции США или данного штата, проводится проверка «благонадежности» учителей, и те из них, которые «не подходят» по политическим, религиозным, расовым и другим признакам, увольняются.
Однако, несмотря на крайне тяжелое положение учителя в классово-антагонистическом обществе, многие прогрессивные общественные деятели- и ученые-педагоги отмечали достоинства и большое значение профессии учителя. Еще в XVII в. чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский писал, что учителю «...вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» (1). Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно расписывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества (2). Известный немецкий педагог и деятель в области народного образования середины XIX в. Адольф Дистервег считал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным примером для наблюдения, самым живым примером для ученика является сам учитель. ...Его личность завоевывает ему уважение, влияние, силу. Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя» (3).
Выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский так охарактеризовал общественную значимость профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим... что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории...» (4). ---------------------------------------------------------------------
1. Коменский Я. А. Избр. пед. соч., т. II. М., 1939, с. 250.
2. Там же, с. 200.
3. Дистервег А. Избр. пед. соч. М., 1956, с. 203.
4. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы.— Собр. соч., т. 2. М. —Л, 1948, с. 32.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.