Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Школа и семья


М. П. Павлова. "Педагогические воззрения А. С. Макаренко"
Трудрезервиздат, Москва, 1956 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться в оглавление книги...

«Если будем глядеть назад — будем строить дисциплину на угрозах, наказаниях... на жалобах родителям и т. д., если будем глядеть вперед — будем строить детские организации, как спаянные общими переживаниями, общими стремлениями коллективы, где ребята чувствуют себя товарищами... где они сознают себя активными членами советского строя, борющимися вместе со взрослыми за лучшую жизнь».
Н. К. КРУПСКАЯ

Советская женщина-мать является равноправной участницей нашего коммунистического строительства. Лишь в редких случаях встречаешь женщину, которая посвящает себя только семье и воспитанию детей. Но жизнь показывает, что дети этих матерей не вырастают в более полноценных граждан, чем дети тех родителей, которые большую часть времени отдают работе. Старые условия семейного воспитания перестали быть надежными. Ведь в наше время, как говорил А. С. Макаренко, материалом для будущего человека «не может быть ограниченный набор семейных впечатлений... Материалом будет советская жизнь во всех ее многообразных проявлениях» (1). И эта жизнь предъявляет к родителям требования, не сравнимые с требованиями старого времени.
Можем ли мы быть безразличными к тому, как ребенок воспитывается в семье, когда понимаем, что воспитывая детей, «нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, и историю мира».
Серьезность вопросов коммунистического воспитания не позволяет терпеть стихийности воспитания ни на одном участке нашей жизни. Необходимо, чтобы семья воспитывала детей «в общей системе и плане государственных задач и целей борьбы за коммунизм».
Организация планового и целеустремленного влияния семьи на ребенка должна направляться большим педагогическим знанием. Представительницей этих знаний является советская школа. Она и представительница государственного воспитания. Поэтому советской школе принадлежит право руководства семейным воспитанием.
Результатом этого руководства является создание единой системы воспитания и для семьи и для школы. Тогда каждый юноша, каждая девушка к моменту выхода из школы будут готовы к тому, чтобы высоко нести звание нового советского человека и быть знающим хозяином своей страны.
-------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 20.
-------------------------------
Руководство школы семейным воспитанием — область, в которой еще много и спорного и в достаточной степени кустарного. Прежде всего и у школы и у семьи не только нет желания захватить власть в деле воспитания в свои руки, но, наоборот, говорил Макаренко, «каждый компонент этой пары старается свалить всю тяжесть воспитания на другого». Кроме того, зачастую сталкиваешься с убеждением, что семья является более мощным воспитательным фактором. Руководство школы семьей сводится к тому, что по старой шаблонной норме педагог вызывает родителей и говорит: «Примите меры». «Это значит,— поясняет Антон Семенович,— что педагог думает: в моем распоряжении мало средств воспитания, а вот в распоряжении семьи этих средств больше. Отец или мать пустят в дело эти более сильные средства, и мальчик станет воспитанным, по крайней мере, станет учиться» (1).
В чем же заключается это «сильное средство»? Не в том ли, что родители возьмутся за ремень? Правда, об этом не говорят, но, к сожалению, многие родители, после вызова в школу считают единственным выходом прибегнуть к этому «сильному средству». Одна работница-мать, полная отчаяния и растерянности от сознания своей беспомощности, со слезами на глазах так рассказывала о своей дочери: «Как клещами, держишь девчонку, учи, учи, читай, говоришь ей, а как в школу вызовут — такое наговорят, что придешь домой и готова убить». Разве такие слова не являются результатом грубейшей ошибки педагога, который не мог не знать, к чему приведет разжигание неправильных настроений матери. И как только держится до сих пор эта покрытая плесенью старая традиция подобных разговоров с родителями! Ведь известно же, что лучшие передовые учителя, вызывая родителей, считают своим долгом помочь им другими глазами смотреть на своих детей. Эти учителя разъясняют родителям, что не «клещами» надо держать детей, а лишь подлинная забота, внимание, дружеская теплота, связанная со спокойной, но твердой требовательностью, должна быть в отношениях родителей со своими детьми. Вот, например, заслуженная учительница М. В. Кропачева никогда не говорит плохое родителям о детях. Она сначала расскажет только хорошее о них (и нет такого ученика, о котором нельзя было бы рассказать что-то хорошее), а уже после, кстати, скажет: «А вот это меня беспокоит... не сумеем ли мы вместе с вами добиться...» и т. д. «Такой подход, — говорит М. В. Кропачева, — всегда отдавал мне в руки и родителей и ученика».
Иногда прибегают и к другой форме обращения к родителям. Директор школы и классный руководитель идут в семью и начинают учить родителей, как надо воспитывать детей, хотя сами давно пришли к убеждению, что данная семья воспитывать не
--------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 484.
--------------------------------
сможет. «Семья, испортившая ребенка,— предупреждает Макаренко,— в большинстве случаев не поймет ваших поучений.
Перевоспитание — дело очень трудное, и если вы начнете натаскивать такую семью на педагогические действия, можете еще больше испортить дело. Но это вовсе не значит, что нельзя воздействовать на семью. Наконец, мы обязаны ей помочь» (1). По-новому понимает Макаренко возможность воздействия на семью. Основываясь на том, что школа, учителя являются представителями государственного социалистического учреждения, социалистического сектора, а воспитанники — членами этого же сектора, Макаренко считает возможным через воспитанников вносить в семью «нашу правильную культурную и моральную идею». Антон Семенович расказывал про себя так: «...я никогда не вызывал родителей. Я педагог. 16 лет учительствовал и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние в семью» (2). Будучи еще учителем в крюковской железнодорожной школе, А. С. Макаренко организовывал бригады учащихся по территориальному признаку. Руководители бригад каждое утро отдавали рапорт о том, что делается во дворах, как ведут себя члены бригады. Периодически специальным приказом назначался обход квартир, где жили ученики, и при этом обходе присутствовали и Антон Семенович, и старосты классов, и члены бригады. «Вот такие бригады,— говорит Макаренко,— ответственные через бригадиров перед директором, отдающие отчет на общих собраниях,— прекрасный метод воздействия на семью». Такую форму влияния на семью надо решать по логике: «школа — это государственная организация, а семья — бытовая организация, и воздействовать на семью лучше всего через ученика» (3).
Макаренко предлагает всему педагогическому коллективу школы вместо того, чтобы вызывать родителей и говорить им «примите меры», постараться самим организовать быт школьников. Макаренко советует объединять школьников, живущих близко друг от друга, в такие же бригады, прикрепляя к ним и родителей. Это сыграло бы большую воспитательную роль и, кроме того, помогло бы школе изучить семью учащегося, узнать точнее, чему надо научить родителей данного ученика. Например, если в доме «бедлам», если в семье неспособны организовать десяток неодушевленных предметов в квартире, то школе будет ясным и то, что в этой семье не может быть никакого воспитательного процесса. Такой семье необходимо помочь прежде всего наладить внешний порядок, который имеет огромное значение в формировании характера ребенка, так как заставляет его предъявлять к себе большие требования.
---------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 318.
2. Там же, т. 4, стр. 478.
3. Там же, т. 5, стр. 318.
---------------------------------
Макаренко на своем примере убедился, что никто не только не протестует против вторжения в квартиру крепкого, уверенного в себе ребячьего коллектива, а, наоборот, каждый заранее заботится, чтобы все было чисто, чтобы не пришлось краснеть перед контролерами. «Если семья достаточно культурна, она всегда пойдет навстречу, и у нас будет одна идея; если семья мало культурна, она подчинится влиянию не своего ребенка, а влиянию вашего коллектива, вашей организации» (1).
Все это и заставило Макаренко придти к убеждению, что необходимо детей воспитывать в школе так, чтобы они не то, чтобы перевоспитывали семью, а как представители государственной школы вносили в семью какую-то дополнительную здоровую струю. Способ воздействия на семью через ребенка является одним из самых эффективных способов помощи семье, но эта помощь возможна только тогда, когда «школа представляет собой единый целый коллектив, знающий, чего она требует от учеников и твердо предъявляющий эти требования» (2).
Вносить правильные моральные идеи в семью может не только тот ученик, который является образцом в своем поведении. Удобным материалом является и тот, кого порой называют «дезорганизатором». Макаренко предлагает оказать такому мальчику: «Ты ученик такой-то вашей славной школы, семья — это твоя близкая родня, так вот покажи ей, как нужно себя вести». Надо научить детей чувствовать ответственность за семью.
Наши дети — это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать своих детей. Поэтому воспитывая у учащихся чувство ответственности за свою семью, школа поможет им стать в будущем не только прекрасными гражданами, но и хорошими отцами и матерями.
У советской школы имеется еще один и самый ответственный способ помоши семье: школа должна активно учить родителей воспитательному делу, должна добиваться того, чтобы ребенок в семье подвергался влиянию определенной и целостной системе воспитания.
Методика семейного воспитания, раскрытая в трудах А. С. Макаренко,— тема большой книги. В данной главе представляется возможным наметить лишь сановные вопросы, которые Макаренко предлагает школе разъяснять родителям как можно глубже.
Знание воспитательного процесса в огромной мере облегчает родителям дело воспитания, но нельзя отрицать особенных трудностей в семейном воспитании. Однако родители не могут оправдывать свои неудачи в воспитании, ссылаясь на эти трудности. Ведь в жизни советских людей много трудных дел, а все же они считают своим долгом делать их прекрасно. Воспитание — это прежде всего дело, деловая работа, доступная каждому взрос-
---------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 5. стр. 245.
2. Там же, т. 4, стр. 503.
---------------------------------------
лому советскому гражданину. Советское государство вправе требовать от родителей правильного воспитания будущего гражданина. Ведь если родители воспитают плохого человека, то этим они причинят горе не только себе, но и многим людям и всей стране. А поэтому школа и должна помочь родителям понять прежде всего то, что в семейном воспитании у нас не должно быть, несмотря на трудности, никаких неудач, никакого брака!
Цели воспитания диктуются нашим сегодняшним маршам к счастливым дням коммунизма, к дням, когда действующим станет великий закон: «от каждого по способностям, каждому по потребностям», закон который предполагает еще невиданные формы честности, справедливости, чистоты человеческой личности.
Раскрывая родителям сущность потребностей члена коммунистического общества и необходимость отбора и воспитания этих потребностей у детей, школа поможет им понять глубочайший смысл семейного воспитания. Надо разъяснять родителям, что если старая семья представляла из себя организацию накопления, необходимую для учебы детей и для приданого дочери, для «покойной старости» и т. д., то в новой, советской семье такие инстинкты накопления должны быть основательно выключены из ее жизни. Особенно важно дать понять родителям, что потребности ребенка могут развиваться только в связи с потребностями других людей.
Нельзя скрывать того, что в наше время нередки случаи, когда у честных советских тружеников дети вырастают с яркими чертами индивидуализма. В школьной жизни ребенок сталкивается с товарищеским коллективом, в котором восстанавливаются естественные тормозы для развития индивидуализма. Но это очень трудная задача, так как семейные традиции продолжают действовать в прежнем направлении.
Вот и надо разъяснить родителям, что хотя в школьные годы виднейшее место в жизни ребенка занимает школа, это вовсе не значит, что родители могут забыть о своих обязанностях. Они должны всемерно помогать школе и прежде всего постараться найти у себя в семье тормозы для развития индивидуалистических черт в ребенке, которые несовместимы с понятием о новом, советском человеке. А могут ли найти эти тормозы родители, которые скучно и добродетельно жертвуют детям всем, в том числе и собственным счастьем? Макаренко называет таких родителей самыми плохими воспитателями, а их жертву самым ужасным подарком, какой только могут сделать родители своему ребенку.
Дети, воспитанные на молчаливом подвиге матерей, обкормленные их бесконечным жертвоприношением, вырастают в тех самодуров, поработителей и эгоистов, которые все еще так позорят наше общество. Они могут думать только о себе, о своих потребностях, и это в то время, когда в нашей стране только тот человек может считаться полноценным, «потребности и желания которого есть потребности и желания коллективиста» (1). А потому и надо ставить вопрос так: никаких жертв, никогда, ни за что. Наоборот, пусть ребенок уступает родителям, пусть в его глазах отец и мать имеют право на счастье в первую очередь.
У школы имеются большие возможности воспитать у учащихся заботу о родителях, об их счастье. Эта цель должна быть поставлена перед всем коллективом учащихся, и повседневное целеустремленное движение к такой цели и будет прекрасным воздействием на семью. Родители не смогут не увидеть, что дети, отказывая себе хотя бы в маленьком удовольствии во имя того, чтобы сделать приятное родителям, будут преисполнены чувством гордости за свой поступок. Не смогут они не увидеть и того, что эта законная гордость даст ребенку возможность пережить большую и настоящую человеческую радость, которая будет несравнимо выше и больше той радости, которую родители могут доставить ребенку, отказывая себе во всем. Постепенно раскроется перед родителями, что в их слепой любви, в бесконечных жертвах не было и не будет радости ни для них, ни для их детей.
Многим родителям непонятно еще все значение этой главной цели воспитания, которая заставляет нас развивать в детях желание думать о потребностях других людей, о счастье не отдельного человека, а всего общества.
Непонятен многим и основной принцип нового подхода к человеку, принцип требовательного уважения, который обеспечивает успех в воспитании даже самого маленького человека.
Основной принцип семейного воспитания выражен А. С. Макаренко так: «это чувство меры в любви и строгости, в ласке и в суровости...» (2).
Вопрос об умении нормировать ласку и строгость в семейном воспитании является важным и в дошкольном возрасте и в школьные годы ребенка. Некоторые родители возражали Антону Семеновичу, утверждая, что можно воспитать ребенка без всякой строгости, если делать все разумно и ласково. Но Макаренко и не подразумевал под строгостью какой-то особый гнев и тем более истерический крик. «Строгость,— говорил он,— хороша только тогда, когда она не имеет никаких признаков истерики» (3).
Надо научиться быть строгим при очень ласковом тоне. Нужен не крик, а спокойствие, уверенность, твердое решение, и все это производит обычно самое большое впечатление. В этом и будет заключаться и уважение к ребенку, и требование к нему. В безмерной любви к детям как раз и отсутствует требование, без которого нет никакого воспитательного процесса.
Неумеренность в любви к ребенку не только губит лучшие черты его характера, но и заражает ребенка порой самым раз-
----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 47.
2. Там же, стр. 466.
3. Там же, стр. 460.
----------------------------------
нузданным эгоизмом. Родители не замечают, что эта неумеренность является выражением их родительской деспотии и что ребенок, для счастья которого они готовы пожертвовать всем, по их вине становится глубоко несчастным. Категорически настаивает Макаренко на том, чтобы вмешательство родителей в жизнь ребенка подчинялось какой-то норме. Нельзя допускать, чтобы родители во имя своей слепой любви окутывали ребенка сложной, ненужной заботой, оковывающей его свободу и инициативу. Ведь при таком воспитании или из ребенка вырастет «безвольный, не способный ни на какое решение, не способный, ни на какой риск и дерзания человек», или «силы, бурлящие и требующие исхода... взрываются, и дело кончается домашним скандалом: «Был хороший мальчик, а потом что-то с ним сделалось...» (1).
Также вредна неумеренность и в строгости родителей. В обращении с детьми недопустима грубость, а тем более побои и другие телесные наказания.
«Если вы бьете вашего ребенка, для него это во всяком случае трагедия, или трагедия боли и обиды, или трагедия привычного безразличия и жестокого детского терпения. Но трагедия эта — для ребенка. А вы сами — взрослый, сильный человек ...наносящий удары по нежному, слабому растущему телу ребенка, что вы такое? Прежде всего вы невыносимо комичны, и, если бы не жаль было вашего ребенка, можно до слез хохотать, наблюдая ваше педагогическое варварство... Вы думаете, что это нужно для дисциплины? У таких родителей никогда не бывает дисциплины. Дети просто боятся родителей и стараются жить подальше от их авторитета и от их власти.
И часто,— продолжает Антон Семенович,— рядом с родительским деспотизмом ухитряется жить и дебоширить детский деспотизм, не менее дикий и разрушительный... В условиях обоюдного деспотизма погибают последние остатки дисциплины и здорового воспитательного процесса. Действительно важные явления роста, интересные и значительные движения детской личности проваливаются, как в трясине, в капризной и бестолковой возне, в самодурном процессе высиживания снобов и эгоистов» (2). Школа должна раскрыть родителям, что детский каприз - этот подлинный бич семейного коллектива — неизменно родится «как естественный протест против родительской деспотии, которая всегда выражается во всяком злоупотреблении властью, во всякой неумеренности: неумеренности любви, строгости, ласки, кормления, раздражения, слепоты и мудрости» (3). Ни самодурство, ни гнев, ни крик, ни мольба, ни упрашивание не смогут помочь родителям в борьбе с капризами ребенка. Техника семейной дисциплины должна выражаться только в спокойном, серьезном, де-
----------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 461.
2. Там же, стр. 211.
3. Там же.
----------------------------
ловом распоряжении. Если при этом в семье налажен порядок, установлен правильный режим для детей,- то в такой семье будет и необходимое подчинение и послушание. «А если вы еще научитесь различать действительные и фиктивные потребности детей, то вы и сами не заметите, как ваше родительское распоряжение сделается самой милой и приятной формой дружбы между вами и ребенком» (1).
Одним из серьезных заблуждений родителей является их уверенность в том, что основная причина их неудач в воспитании детей — отсутствие времени. Такие родители обычно говорят о том, что общество требует от них целого рабочего дня, а воспитание ребенка — «сидеть дома, отойти от жизни». Эти родители искренне убеждены, что с ребенком прежде всего необходимо о многом говорить, многое ему разъяснять, необходимо держать его все время на «педагогической веревочке».
Макаренко согласен, что для такого воспитания действительно требуется много свободного времени, но это время, по его словам, будет загубленное.
Не отрицая значения бесед, Антон Семенович все же убежден в том, что только полное отсутствие педагогического такта заставляет родителей преувеличивать значение педагогических бесед, чрезмерно надеясь на разговоры с детьми. А что касается «педагогической веревочки», то Макаренко рисует такую картину: ребенок все время как будто находится на привязи, кружит вокруг воспитателя и все время подвергается действию голосовых связок либо другому виду непосредственного влияния. Затем неожиданно для родителей, ребенок срывается с привязи и попадает в самую ужасную «клоаку жизни». Родители приходят в ужас оттого, что ребенок отбился от рук, и тут раздается их вопль, который Макаренко называет отвратительным: «Уличные мальчишки!!!». Родители убеждены, что раньше все было хорошо; что «срыв» произошел только потому, что ребенок подружился с разными мальчиками на дворе, и все пошло насмарку. Они не хотят замечать, что на том же дворе найдутся и такие дети, для которых «семейный коллектив и семейный корректив создали какие-то установки, какие-то традиции, помогающие им осилить влияние уличных мальчиков, не чуждаясь их и не отгораживаясь от жизни семейными стенами» (2).
Вождение ребенка за руку приносит очень большой вред. Оно развивает отрицательную черту характера — пассивность, а главная опасность в том, что, трусливо отгораживая ребенка от влияний отрицательных и враждебных, родители лишают его возможности научиться разбираться в этих влияниях, бороться с ними. А ведь в жизни ребенку все равно придется столкнуться с различными соблазнами и вредными людьми. Поэтому и надо ре-
------------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 212.
2. Там же, стр. 23.
------------------------------------
бенка приучить с детства к обществу самых различных детей. «Он должен уметь и ладить с людьми и сопротивляться, и чем он больше окружен всеми условиями жизни, тем лучше» (1).
Не парниковое, изолированное воспитание требуется от родителей, а постоянный корректив в жизни ребенка — во-время остановить его и направить. Такой корректив связан с тем, что составляет истинную сущность воспитательной работы: с организацией семьи, с организацией жизни ребенка. А в этой организации, в свою очередь, решающее значение имеет то, что принято называть мелочами, пустяками. «Страшной ошибкой будет думать, что в вашей жизни или в жизни вашего ребенка вы что-нибудь выделите крупное и уделите этому крупному все ваше внимание, а все остальное отбросите в сторону. В воспитательной работе нет пустяков» (2).
Для того чтобы руководить жизнью, организовать ее, нужна не большая затрата времени, а разумное использование малого времени.
Для правильного воспитания имеется еще одно условие, которое, по глубокому убеждению А. С. Макаренко, является наиважнейшим, первым требованием к родителям.
Во всех неудачах воспитания родители часто стараются найти виновников этих неудач. Макаренко ставит ребром перед родителями такой вопрос: «Когда в вашей семье появляется первая «детская» неурядица, когда глазами вашего ребенка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглядываетесь назад, почему вы не приступаете к ревизии вашего собственного поведения, почему вы малодушно не спрашиваете себя: был ли я в своей семейной жизни большевиком? Нет, вы обязательно ищете оправданий...» (3).
Не оправданий надо искать при неудачах воспитания, а необходимо о многом подумать, многое пересмотреть в своей семье, возможно, начать всю воспитательную работу сначала, а прежде всего самих себя надо «положить под микроскоп».
Излишне говорить о том, что заядлый лежебока не может воспитать трудолюбивого человека, мошенник — честного гражданина, а у враля не может вырасти правдивый человек. Слишком очевидно, что у таких родителей не может получиться хороших результатов в воспитании, какими бы хитрейшими «рецептами» ни обладали они, каким бы свободным временем не располагали. «Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки» (4). «Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключать-
-------------------------------
1. А С. Макаренко, Соч.. т. 4, стр. 469.
2. Там же, стр. 349.
3. Там же, стр. 17.
4. Там же, стр. 348.
-------------------------------
ся предельная правда вашей жизни,— говорил Макаренко, обращаясь к родителям. — Самое незначительное прибавление лживости, искусственности... легкомыслия делают воспитательную работу обреченной на неудачу» (1). Не думайте, говорил Макаренко родителям, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. «Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь... все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями...» (2).
Корни родительского авторитета также находятся «всегда в одном месте: в поведении родителей, включая сюда все отделы поведения, иначе говоря, всю отцовскую и материнскую жизнь — работу, мысль, привычки, чувства, стремления. Невозможно дать транспарант такого поведения в коротком виде, но все дело сводится к требованию: родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина Советской страны. А это значит, что и по отношению к детям они должны быть на какой-то высоте, на высоте естественной, человеческой, а не созданной искусственно для детского потребления» (3).
Говоря о собственном поведении родителей, Макаренко предполагает и тесную связь семейных дел с общественными. По его мнению, неудача в воспитании постигает и тех родителей, которые хотя и являются на работе и среди людей настоящими советскими гражданами, но свою семейную жизнь ставят независимо от общественной. Категорически настаивает Антон Семенович на том, что дети должны видеть политическое и гражданское лицо родителей, что это лицо должно найти отражение в семье. «Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям... Они должны знать, что вы — общественный деятель, и гордиться вами, вашими успехами, вашими заслугами перед обществом» (4).
Таким образом, успех семейного воспитания будет обеспечен только при условии постоянного, сознательного выполнения родителями их гражданского долга перед советским обществом.
Раскрывая перед родителями эту глубочайшую основу успеха семейного воспитания, школа поможет им понять самый главный метод семейного воспитания: «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом...» (5).
-----------------------------------
1. А. С. Макаренко, Соч., т. 4, стр. 348.
2. Там же, стр. 347.
3. Там же, стр. 149—150.
4. Там же, стр. 347.
5. Там же.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +