Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Я. А. КОМЕНСКИЙ И ЕГО „МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА"


вернуться в оглавление книги...

Ян Амос Коменский. "Материнская школа"
"Учпедгиз", Москва, 1947 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

I

Мораванин по происхождению, чех по национальности и языку, великий патриот своей родины, гениальный чешский педагог Ян Амос Коменский в течение всей своей жизни работал в области педагогики на благо всего передового, культурного человечества; за Коменским справедливо упрочилось название «наставника мира».
Родился Коменский в 1592 г. в семье, принадлежавшей к радикально-демократической религиозной секте «Чешских братьев». Рано осиротев, он по небрежности опекунов только на 16 году жизни поступил в среднюю латинскую школу в г. Прерове. Здесь обнаружились исключительные дарования и работоспособность Каменского.
По окончании средней школы Коменский получил высшее богословское образование в Герборнском университете, где его учителями оказались профессора, хорошо знакомые с философией и вместе с тем разделявшие взгляды передовых слоев общества того времени в вопросах об отношении к культурной жизни. Под их влиянием созревают философские, социально-политические и педагогические взгляды юного члена секты «Чешских братьев». Они ввели Каменского в курс так называемого «хилиазма».
По верованиям хилиастов, недалеко время, когда сын божий Христос станет земным царём и будет царствовать тысячу лет. В царствование Христа на земле будут устранены все общественные несправедливости и пороки и наступит всеобщее благополучие. Это верование, по разъяснению Энгельса, являлось идеологией наиболее обездоленной в то время плебейской части общества.
«Плебеи в это время, - пишет Энгельс, - ...стояли вне как феодальных, так и городских связей. У них не было ни привилегий, ии собственности, ни даже отягчённого тяжёлыми повинностями владения, которое существовало у крестьян и мелких горожан. Они были во всех отношениях неимущи и бесправны....«Это положение плебеев объясняет нам почему плебейская часть общества уже тогда не могла ограничиться одной только борьбой против феодализма и привилегированных горожан; почему она, по крайней мере в мечтах, должна была выйти за пределы едва зарождавшегося тогда современного буржуазного общества; почему она, не имея никакой собственности, должна была уже подвергнуть сомнению учреждения, воззрения и представления, общие всем покоящимся на классовых противоречиях общественным формам».
Хилиастические мечтания со студенческих лет до глубокой старости не покидали Коменского. И в одном из своих ранних произведений «Лабиринт мира и рай сердца» (1623) Коменский действительно подверг жестокой критике учреждения, воззрения и представления современного ему общества, государства и церкви и систематически продолжал эту критику и поиски более совершенных форм жизни и во всех своих дальнейших педагогических произведениях.
Как патриот своего народа, Коменский ещё на студенческой скамье собирал народные пословицы и выражения, вёл записки на чешском языке прочитанных книг, набросал план энциклопедии для народа... Всё это Коменский проводил под знаком популяризации науки: «Не надо прятать науку в книгах для учёных, надо, чтобы знание было доступно всем, надо, чтобы каждый писал... для своего народа».
По окончании Герборнскбго университета Коменский околи года слушал лекции в Гейдельбергском университете, славившемся также передовыми, прогрессивными профессорами. Большой вклад в мировоззрения Коменского внесло и его путешествие по Западной Европе. Он дошёл до центра мировой торговли того времени - г. Амстердама - и вернулся обратно на родину.
На родине Коменский получает должность директора той средней школы в Прерове, где он сам учился. С 24-летнего возраста, по поручению общины, он принял сан священника, а значительно позже и сан епископа религиозной секты «Чешских братьев», что, однако, не помешало Коменскому развивать и укреплять интересы к педагогическим вопросам.
И уже в первые годы своего директорства в школе в Прерове Коменский написал методическое пособие для облегчённого преподавания латинского языка. Переведённый в цветущий городок Фульнек, Коменский всё своё свободное время отдаёт разносторонней научной и культурной работе: продолжает изучение особенностей чешского языка, подготовляя «Сокровищницу чешского языка», изучает классическую и современную философскую литературу, интересуется географией своей родины и чертит карту Моравии, которой пользовались в течение XVII-XVIII вв.

* * *
Спокойная, мирная жизнь и работа Коменского в Фульнеке была прервана громом раскатов Тридцатилетней войны (1618-1648). Австрийские, немецкие императоры из Габсбургского дома, возглавлявшие католическую реакцию, с помощью испанского и баварского королей двинули огромные полчища войск, первым делом, на радикально-протестантскую Чехию. В 1620 г. в битве при Белой Горе чешские войска не смогли устоять против превосходящих по своим силам полчищ католиков, и цветущая Чехия отдана была наёмным войскам на разграбление.
Австрийские императоры огнём и мечом насаждали католическое вероисповедание, грабили поместья и подчиняли католическим князьям крестьянство. Всем протестантам запрещено было пребывание на территории Чешского королевства.
В этом первоначальном военном разгроме Коменский потерял жену, ребёнка, рукописи. Сначала он скрывался от преследований в горах Чехии, не прекращая, однако, изучать интересовавшую его теперь уже педагогическую литературу. Во время этих скитаний у Коменского созрел план возрождения его несчастной родины. Это возрождение он видел не в чём ином, как в насаждении подлинного научного образования. Под влиянием этих размышлений Коменский начал писать свою «Великую дидактику» как универсальную теорию «учить всех всему».
Когда скрываться в пределах родины уже не представлялось возможным, в феврале 1628 г. Коменский вместе с 30 тысячами семейств протестантов покинул родину и переселился в находившийся неподалеку от границ Чехии польский городок Лешно.
Успехи шведских войск, вступивших с 1629 г. в войну с Габсбургами, окрылили измученных чешских изгнанников надеждами на скорое восстановление независимости их родины. Коменский торопливо заканчивает на чешском языке свои крупнейшие педагогические трактаты: «Великую дидактику» и «Материнскую школу».
Надежды на освобождение родины оказались несбыточными. Чехия потеряла свою политическую самостоятельность, и «Великая дидактика», написанная первоначально на чешском языке, долго не могла увидеть свет. Впервые это выдающееся педагогическое произведение Коменского было опубликовано на чешском языке только во второй половине XIX в.
В Лешно Коменский, ведя педагогическую работу в школе, написал и опубликовал ряд трудов, доставивших ему мировую известность. Это были, во-первых, его учебник латинского языка под названием «Открытая дверь языков», который в течение 10 лет был издан на 12 европейских языках и на 4 восточных; во-вторых, учебное руководство по естествознанию под названием «Физика», тоже выдержавшее несколько изданий на латинском языке и переведённое на английский язык. Наконец, уже помимо Коменского, один из английских меценатов опубликовал в Лондоне первоначальный набросок Коменского под названием «Предвестник всеобщей мудрости» («Пансофия»). Последнее произведение имело исключительный успех. Каждый город Европы, - писал издателю профессор математики в Гамбурге А. Тасс, - горит желанием изучать «Пансофию», или лучшую дидактику. Если бы Коменский не имел ничего более, то и того было бы достаточно, что он «дал такой толчок умам».
В «Предвестнике всеобщей мудрости» Коменский намечал план создания такого руководства для юношества, в котором были бы сконцентрированы все достижения науки, искусств и культурной жизни человечества. Он предполагал, что такого рода руководство не только поможет освоить культурные достижения передовой мысли, но и послужит средством для излечения человечества от всех бедствий, вытекающих из невежества, предрассудков и суеверий. Поэтому Коменский и называл свою «Пансофию» (всеобщую мудрость) «всеобщей медициной для всего больного тела человечества».
Впечатление, произведённое «Предвестником всеобщей мудрости» на передовые круги английского общества, было настолько велико, что английский парламент специальным постановлением пригласил Коменского в Англию для работы по осуществлению его «Пансофии». Коменский принял это предложение и в 1641 г. прибыл в Лондон. Однако разгоревшаяся в Англии гражданская война отодвинула культурную работу на второй план. Тут же, в Англии, Коменский получил приглашение на работу в Швецию и во Францию. В надежде на помощь Швеции в деле восстановления самостоятельности Чехии, Коменский принял предложение шведов, рассчитывая там продолжать свои труды по «Пансофии».
По дороге в Швецию Коменский ненадолго остановился в Голландии, где его радушно встретили передовые круги учёного мира. Между прочим, здесь он имел свидание с известным философам Декартом, который к тому времени уже успел дать довольно сочувственный отзыв о «Предвестнике всеобщей мудрости» Коменского. Оценивая эту работу, Декарт признавал в Коменском сильный ум, идейность и благородную ревность к общественному благу. Однако Декарт отрицательно относился к плану Коменского дать в одной книге всю совокупность наук, и в особенности, к сочетанию истин науки с истинами откровения. Отмечая эти недостатки в планах Коменското, Декарт признаёт за Коменским право иа высокое уважение. Здесь же, в Голландии, Коменского приглашали на работу по руководству школами одного из штатов Америки.
Во время дальнейшей поездки в Швецию Коменского наперерыв приглашали к себе на работу и устраивали ему торжественную встречу передовые круги общественности так называемых вольных немецких городов Бремена и Любека.
Вопреки всяким предположениям и личным интересам, исключительно в интересах своей родины, Коменский вынужден был заниматься в Швеции составлением учебников латинского языка и методикой преподавания языка для шведских школ.
Надежды Коменского на помощь Швеции не оправдались. По Вестфальскому миру 1648 г. Чехия была забыта и осталась во власти немецких императоров на 300 лет, вплоть до 1918 г.
В 1650 г. Коменский получил ещё ряд предложений на службу в другие государства Европы, но он идёт на службу к венгерским князьям из фамилии Ракочи в Трансильвании. Четыре года он руководит там созданной им в Сарос-Потоке так называемой пансофической школой. Это была, по идее Коменекого, общеобразовательная семиклассная школа, являвшаяся образцовой для других школ Венгрии.
В Сарос-Потоке Коменский написал ряд педагогических трактатов по практическому руководству школой, несколько пьес для разыгрывания их на сцене школьниками и свой знаменитый «Мир чувственных «вещей в картинках». Особенный успех у венгерской общественности, как раньше в Польше, а потом в Голландии, имели школьные пьесы Коменского.
«Мир чувственных вещей в картинках» впервые был опубликован в Нюрнберге в 1658 г. Эта книга являлась родоначальницей иллюстрированных книг первоначального чтения и звукового метода для обучения грамоте. С тех пор и до середины XIX в. она оказалась любимой книгой во всех странах Европы в семье и в школе.
Между прочим, по ней учился в детстве поэт Гёте. В конце XVIII и начале XIX в. эта книга выдержала 4 издания и у нас в России; эту книгу и до сих пор переводят и переиздают иа разных языках.
Когда, по возвращении из Венгрии, Коменский проживал в Лешно, его постигло новое тяжёлое несчастье. Во время войны между поляками и шведами, подозревая чешских изгнанников в сочувственном отношении к шведам, польские фанатики в 1656 г. сожгли до тла Лешно. В огне пожара погибло не только имущество Коменского, но и его рукописи - результат работы нескольких десятилетий, в том числе «Сокровищница чешского языка».
Коменский вместе со своими соотечественниками лишился было последнего убежища. Чешские изгнанники разбрелись по разным странам, а их престарелый епископ Коменский был радушно принят в Амстердаме.
Здесь были переизданы отдельной книгой пьесы для школьников, а затем, по постановлению сената г. Амстердама, в 1657 г. было издано «Собрание педагогических сочинений Коменского», написанных с 1628 по 1657 г. Это прекрасное издание и до сих пор является главнейшим источником для изучения большинства педагогических сочинений Коменского. В этом издании впервые была опубликована на латинском языке его «Великая дидактика», а также и «Материнская школа».
Остаток жизни Коменский провёл в заботах и хлопотах перед различными государствами и обществами о своих рассеянных повсюду соотечественниках.
Все несчастья и страдания скитальческой жизни, однако, не сломили благородства устремлённостей гениального наставника мира.
Подводя итоги своей жизни в своей лебединой песне «Единственно необходимое», Коменский подчёркивает, что, лишившись отечества и постоянного пристанища, он всю жизнь оставался человеком исканий...
Скончался Коменский 15 ноября 1670 г. Похоронен в Наардене возле Амстердама.

II

«Материнская школа» - одно из немногих произведений по преддошкольному и дошкольному воспитанию, вполне заслуживающее названия классического. Оно невелико по объёму, но богато по содержанию.
Создавая это произведение, великий чешский педагог руководствовался высокими идейными соображениями. Он подошёл к вопросам преддошкольного и и дошкольного воспитания не только, как бесстрастный учёный, мыслитель, а как гражданин, преданный своей родине, и как моралист, глубоко скорбевший о всех пороках своего времени, мешавших не только его родине, но и всему культурному человечеству идти к благополучию и счастью.
Скрываясь от преследований, лишённый постоянного пристанища, Коменский через пять лет после начала Тридцатилетней войны, в 1623 г., написал трогательную книгу под заглавием «Лабиринт мира и рай сердца». В этой книге Коменский раскрыл морально-общественные пороки своей эпохи: случайное, несправедливое и нечестное распределение материальных благ между людьми, непосильный труд для одних, роскошь и разврат для других, неправду в судах, лицемерие церковников, произвол и продажность светской и церковной администрации, поддерживавшей богатых и сильных в ущерб честным труженикам, наконец, безидейность и пустоту даже учёных и философов. И всё это так запутывало людей, что не без основания Коменский назвал такой мир «лабиринтом», т. е. миром запутанных, безвыходных положений и отношений.
«...Даже те, кто выдаёт себя за вождей других (Коменский имеет в виду представителей церковной и государственной власти. - А. К.), плохо идут вперёд, уходя с прямого пути. Те, которые должны были бы быть светильниками, большей частью распространяют мрак. А где только есть что-либо доброе и истинное, то искалечено, изуродовано, растерзано; мало того, это тень и обманчивое мнение, если сравнить его с тем, что должно было у нас быть. Кто этого не замечает, пусть знает, что он поражён слепотой». (См. «Великую дидактику», «Всем стоящим во главе человеческих учреждений», §§ 10-12.)
Коменский правильно схватил моральное состояние общественной и личной жизни людей его времени. Но вопрос о причинах такого состояния остался для него неясным. Коменский не понял, что эти причины коренятся в социалыно-экономических, классовых, эксплоататорских основах общества. Поэтому Коменский не мог сделать и правильного вывода о целесообразных путях выхода из положения и пошёл по идеалистическому пути. Он стал искать выхода из общественных бедствий в развитии и распространении точных знаний в мире и обществе и в моральном усовершенствований людей. Впрочем, это было вполне понятно для той эпохи. Как известно, пб этому пути пошли и такие ярко выраженные социалисты эпохи Возрождения, как англичанин Томас Мор и итальянец Фома Кампанелла. В основном, такой же путь преобразования общества мыслился и ближайшему предшественнику Кбменского, знаменитому Бэкону Беруламскому, а также и позднейшим философам XVIII в. и даже социалистам-утопистам XIX в.
Нужно отдать честь благороднейшим стремлениям Коменского к распространению знания и науки среди широчайших народных масс. Он стремился «учить всех всему». Понятно, что этот путь в то время не являлся решающим в преобразовании общества, но он безусловно необходим и во всяком случае в ту эпоху в особенности служил ярким выражением демократического направления мысли сторонников этого взгляда.
Огромной заслугой Коменского является то обстоятельство, что он был одним из первых мыслителей, остановивших своё внимание на вопросах преддошкольного и дошкольного воспитания. Он придал этой студени воспитания первостепенное значение и показал, что эта ступень является необходимой составной частью всей системы воспитания подрастающих поколений. Он рассматривал правильное воспитание в преддошкольном и дошкольном возрасте, во-первых, как средство предохранить детей от вредных случайных воздействий на них, а во-вторых, как прочную основу для всего последующего воспитания. Он полагал, что без хорошего первоначального воспитания ребёнка в семье решительно пострадает всё последующее воспитание и образование человека.
Неправильно было бы утверждать, что у Коменского не было предшественников в вопросах дошкольного воспитания. Так, целый ряд вопросов, в том числе о роли наследственности, о детских играх и забавах, даже об общественных формах преддошкольного и дошкольного воспитания, был довольно обстоятельно развит гениальным греческим философом Платоном (427-347 до н. э.)
Каменский знал идеи Платона. Нередко сочувственно цитировал его. Однако предшественники Коменекото выдвигали и обсуждали только отдельные частные вопросы дошкольного воспитания и не привели своих взглядов в такую систему, как это сделал Коменский.
Кроме того, Платон отрицательно относился к семье и семейному воспитанию. Он считал семью, наряду с частной собственностью, главнейшим препятствием к осуществлению социалистического строя. Переоценивая общественные формы воспитания, Платон оторвал ребёнка от матери и предлагал сразу после рождения ребёнка сдать его в ясли. Между тем жизнь пошла совсем иными путями, чем мыслил Платон... И до сих пор мы не можем пренебречь семьёй как естественной первоначальной общественной формой воспитания детей. Тем более Коменский не мог обойти воспитание в семье в своё время, когда, кроме семьи, не было других форм первоначального воспитания и когда с развитием капиталистического строя проявлялись уже слабости семьи в деле воспитания. В этом отношении Коменский является прямым предшественником идей Руссо и Песталоцци и наших великих педагогов Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского, которые высоко ценили семейное воспитание и роль матери.
Выдвигая роль семьи, и в частности матери, в дошкольном воспитании, Коменский говорит о семье вообще и матери любого сословно-классового положения. Не подлежит, однако, сомнению, что для Коменского, сочувственно относившегося к плебеям, были далеко не безразличны интересы плебейской части общества и в его планы семейного преддошкольного и дошкольного воспитания входила забота о том, чтобы его идеи нашли для себя осуществление в возможно более широких кругах.
Своей «Материнской школой» Коменский имел в виду помочь семьям, в частности матерям и няням, правильно, разумно поставить воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте. Коменский всё время стремился к тому, чтобы все дети получили правильное воспитание. Недаром в его системе образовательных учреждений материнская школа рассматривается как необходимая первая ступень образования и воспитания.
Одной из характерных особенностей педагогики нового времени является провозглашённое ещё гуманистами уважение к ребёнку. Однако, любя детей естественной любовью родителей, ценя и уважая права детства, детские радости, развлечения, взрослое поколение, а тем более родители, общество, государство, не могут всё же отказаться от взгляда на детей, как на будущих членов общества и строителей новой жизни. Как естественна любовь к детям, так же естественно и стремление старших поколений передать детям свой опыт и вооружить их знаниями и навыками для предстоящей им не только индивидуальной, но и общественно-политической жизни.
Поэтому представляется весьма серьёзной педагогической проблемой вопрос о том, как сочетать любовь к детям и уважение к их правам на самостоятельную детскую жизнь с правами и заботами взрослых о подготовке из детей деятельных, трудоспособных членов общественно-политической жизни.
В этом отношении характерно уже начало «Материнской школы». Ссылаясь на высказывания античных мыслителей, Коменский пробуждает у читателей любовь и уважение к детям, напоминает читателям, что в детях зреют будущие видные культурные и общественные деятели, учёные, философы, профессора, администраторы. Наконец, путём разнообразных доказательств Каменский показывает, что «для родителей дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни, что дети нам даются как зерцало скромности, приветливости, доброты, согласия и других добродетелей».
Все эти размышления и соображения Каменского о детях, как и некоторая часть его педагогической системы, пронизаны религиозно-христианским мировоззрением автора. Религиозный соображения и мотивы, так часто встречающиеся в «Материнской школе» Коменского, совершенно неприемлемы для нас. Ещё во времена Коменского такой передовой представитель науки и философии, как Декарт, считал недопустимым сочетать истины науки с истинами откровения, то-есть с религиозными взглядами, и читатель нашего времени должен относиться к «Материнской школе» критически и взять из неё то содержание педагогической системы, которое не потеряло своей ценности и значимости и для нашего времени.
В «Материнской школе» в лице Коменского перед нами вырастает мыслитель, усвоивший себе новые принципы, новое понимание детей и их назначения в жизни. Эти новое мировоззрение он последовательно доводит до отрицания старых, обветшавших религиозных представлений. По этим старым представлениям детей считали заражёнными грехом первых людей. На практике в системе отношения к детям господствовали суровые заветы древнееврейского писателя Иисуса, сына Сирахова. Считалось необходимым жестокими наказаниями выколачивать из детей греховность, истязать их тело, чтобы высвободить душу из телесной темницы.
В унисон с эпохой Возрождения Каменский открывает в детях положительные творческие силы и утверждает, что в детях больше первородной здоровости, чистоты и неиспорченности, чем это было принято думать в эпоху раннего средневековья. А потому Коменский ставит задачу помочь детям развить положительные задатки.
По средневековым религиозным представлениям, детей считали уже от рождения наделёнными такой же душой, как и душа взрослых, и не считались со слабостью детского организма и ещё меньше понимали необходимость учитывать постепенность в развитии детей. Коменский же постоянно призывает родителей считаться с ещё неокрепшими физическими и духовными силами детей. Он предлагает учитывать возрастные особенности детей, хотя и не раскрывает этих особенностей в деталях и подробностях. Больше того, он предлагает считаться и с тем, что одни дети развиваются быстрее, а другие медленнее, а потому он советует родителям разумно относиться к этому и не спешить с развитием одних в не замедлять его у других. Предлагая воспитывать и обучать детей в том же направлении, в каком живут и действуют взрослые, Коменский неоднократно предупреждает о необходимости все знания и умения преподносить в доступной для детских сил и интересов форме и только тогда, когда дети способны будут воспринять предлагаемые им знания и умения: одни на третьем-четвёртом году жизни, другие - на пятом-шестом году...
Таким образом, Коменский предвосхитил выводы, вытекающие из дальнейшего развития научного понимания возрастных особенностей детей, которое, впрочем, возникло не раньше второй половины XVIII в.
Настаивая на доступности и посильности для детей знаний и умений, Коменский в «Материнской школе» осуществляет один из важнейших принципов своей «Великой дидактики» - принцип лёгкости и занимательности для детей процесса обучения. Коменский правильно установил тот взгляд на ребёнка, по которому в нём одновременно вызревают и физические, и интеллектуальные, и моральные силы, и знания, и умения, и навыки.
Поэтому Коменский настаивает на всестороннем развитии детей, начиная с преддошкольного и дошкольного периода их жизни. И, защищая принципы лёгкости, занимательности процесса воспитания и обучения, Коменский не останавливается перед заполнением процесса воспитания самым серьёзным содержанием, вплоть до элементов «мудрости», понятно, в доступных для детей пределах и формах.
Если родители «научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами», рассуждает Коменский, то тем более они должны позаботиться о передаче детям «мудрости». В понятие «мудрость» Коменский вкладывает главным образом «умение осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями», чтобы, выросши, дети могли мудро управлять своими делами и обязанностями и проводить настоящую жизнь «честно и разумно».
Таким образом, Коменский предоставляет право и даже вменяет родителям в обязанность готовить детей уже с дошкольного возраста к разумному, честному исполнению общественного долга, к воспитанию честных, правдивых защитников и проводников в жизнь лучших принципов морали.
Признавая за родителями и воспитателями право руководить детьми и воспитывать их в том направлении, которое наиболее понятно и необходимо для взрослых, Коменский ограничивает эти права родителей и взрослых в двух направлениях.
Во-первых, он предостерегает родителей против неумеренных требований к детям, а тем более против излишних строгостей и суровости в обращении с детьми. А во-вторых, Коменский неоднократно осуждает и попустительство со стороны родителей и взрослых, злоупотребляющих снисходительностью к слабостям детских сил.
Центральной частью «Материнской школы» Коменского является четвёртая глава. Здесь Коменский набрасывает программу воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, чтобы в последующих главах раскрыть, как нужно осуществлять эту программу. С первого взгляда эта программа покажется весьма широкой и едва ли осуществимой. Однако, вдумавшись в неё, современный читатель должен понять её целесообразность и систематичность: нравственные достоинства человека, знания и умения - вот два крупных раздела этой программы.
В вопросах морального или нравственного воспитания Коменский в «Материнской школе» меньше зависит от Платона, чем в «Великой дидактике». В «Великой дидактике» Коменский формулирует проблему нравственного воспитания буквально в терминах Платона: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Здесь же, в «Материнской школе», Коменский сразу даёт перечень тринадцати пунктов нравственного воспитания. На первом месте стоят два пункта, касающиеся, так сказать, морали по отношению к физическому здоровью детей, обозначаемые Коменским умеренностью и опрятностью. В последнее качество, вопреки средневековым, аскетическим религиозным традициям, Коменский вносит заботу не только об одежде, но и «попечение о теле».
В остальных 11 пунктах Коменский формулирует ряд требований по отношению к другим людям и, что замечательно, несколько пунктов требований по отношению к самому себе. По отношению к другим людям Коменский требует развивать в детях почтительность к старшим, предупредительность, правдивость в речах, справедливость в действиях по отношению к имуществу, щедрость, деликатность (гуманность) в виде готовности оказывать услуги старшим, изящество манер.
В моральные качества по отношению к себе нужно включить такие требования Каменского, как привычка к труду, способность молчать, где это необходимо, терпение или самообладание и умение, при уважении к другим людям, сохранять и чувство собственного достоинства.
Главнейшими средствами морального воспитания Коменскии считает: пример, своевременные и разумные наставления, соединённые с упражнениями детей в осуществлении наставлений, и умеренную дисциплину. При зтом, в духе своего времени, он не пренебрегает и наказаниями. Но среди наказаний Коменскии рекомендует в первую очередь умеренно повышенный тон и увещания, чтобы ребёнок не допускал проступков. А в качестве второй меры наказания Коменский допускает и розгу, что является одной из отрицательных сторон его педагогической системы. В остальном же приёмы и способы воздействия на детей, выдвигаемые Коменским, нужно считать весьма разумными, обдуманными, применимыми до наших дней.
Заслуживает глубокого внимания забота Каменского о воспитании детей в труде. Причём Коменскии имел в виду такой труд, который не превышает сил ребёнка, и соединяет его с играми детей.
В специальной VII главе, озаглавленной «Каким образом нужна приучать детей к деятельной жизни и постоянным занятиям», Коменский даёт довольно богатый перечень «механических навыков» уже для второго и третьего годов жизни ребёнка: «бегать, прыгать, различным образом поворачиваться, играть с чем-либо, зажигать, снова гасить, переливать воду, переносить что-либо с места на место, класть, поднимать, расстилать, ставить, бросать, свёртывать, развёртывать, сгибать, выпрямлять и пр.»; всё это, подчёркивает Коменский, нужно разрешать детям; больше того, при удобном случае показывать им. Четвёртый, пятый и шестой годы должны быть полны ручного труда и всяких строительных игр.
Давая перечень различных видов деятельности, к которым нужно приучать ребёнка до шести лет, Коменский намечает и элементы физического труда. К таким элементам он относит умения: «рубить, колоть, сечь, строить, располагать, связывать, развязывать, сваливать в кучу, разваливать». Понятно, всё это на посильном для детей материале и посильным инструментом.
Особую обширную программу намечает Коменский, по общепринятой в то время терминологии, в области «свободных искусств». Но содержание «свободных искусств» раскрывается Коменским совершенно по-новому, чем то было принято в средние века.
В средневековых школах и во всей образованности в средние века царило полное невнимание к явлениям природы. А Коменский на первый план выдвигает те знания, которые мы обозначили бы термином «естествознание» в самом широком смысле слова. В естествознании Коменский выделяет знания четырёх видов: физики, оптики, астрономии и географии. Понятно, что во всех этих случаях Коменский предлагает ограничиваться в дошкольном возрасте чисто эмпирическими представлениями о предметах и явлениях природы, т. е. сделать их доступными внешним органам чувств детей, научить детей различать сходные предметы и явления природы и правильно называть эти предметы. Из оптики, например, он считает достаточным знать, что такое тьма и что такое свет, а также различать названия некоторых более употребительных цветов; из астрономии - умение различать солнце, луну, звёзды; из географии - знакомство с местностью, где ребёнок родился и живёт: деревня, город, крепость или замок, что такое поле, луг, лес, река, гора и т. п.
Нельзя не отметить глубоко серьёзную идею, заложенную Коменским в подведение этих знаний под научные названия - оптики, астрономии, географии и др. Коменский совершенно справедливо подсказывает родителям и воспитателям ту мысль, что в этих элементарных познаниях детей уже кроется материал для будущего их научного образования. Приобщая детей дошкольного возраста к этим знаниям, мы закладываем первые основы общего научного образования, и чем ближе воспитатели будут стоять к научному пониманию мира, тем правильнее они поведут и мысль воспитываемых ими детей в научном направлении.
Известный химик конца XVIII в. Лавуазье развивал аналогичную мысль. Он доказывал, что игры и забавы детей, при поднятии ли доступных им тяжестей, при устройстве ли запруд для дождевой воды, непосредственно ведут детей к постижению законов механики твёрдых и жидких тел.
Группируя эмпирические знания детей об окружающем мире и обозначая их научными терминами: физика, оптика, астрономия, география, - Каменский подсказывает воспитателям идею уже в преддошкольном и дошкольном возрасте подготовлять детей к систематизации знаний. Понятно, что эта систематизация в осознанном виде является делом воспитателей. А для детей такая систематизация станет делом привычных сочетаний и группировок сродных и сходных предметов и явлений.
Для гуманитарных знаний детей дошкольного возраста Коменский выдвигает такие науки, как хронология, история, экономика, политика.
Под хронологией Коменский понимает преимущественно единицы для измерения времени: час, день, неделя, месяц, год, весна, лето, зима и пр.
Нужно заметить, что понятие времени, пожалуй, самое трудное для детей и не только дошкольного, но часто и школьного возраста. Мы знаем, как 5-6-летние дети путают понятия «вчера», «завтра». И можно серьёзно сомневаться, чтобы для детей дошкольного возраста оказались доступными представления о событиях, имевших место не только вчера, но и год, два, три тому назад, как этого хотел бы Коменский, когда он раскрывает содержание другого предмета - истории.
Заслуживает внимания и то обстоятельство, что Коменский, в числе других элементарных знаний для детей дошкольного возраста, выдвигает знания из экономики и политики.
В «Материнской школе», как и в «Великой дидактике», Коменский стремится найти сущность образования, и в этих поисках он ставит задачу научить детей всему и притом основательно:
1. - Всё хорошо знать.
2. - Осуществлять в деятельности и
3. - Уметь передать другим свои знания в речи, устно, а на высших ступенях образования и письменно.
В этой идее Коменского заложено богатейшее содержание. Процесс обучения и образования у Коменского приобретает действенный, жизненный, практически важный характер. Образованным оказывается, по Коменскому, тот человек, который не только располагает знаниями, но и способен осуществлять свои знания в деятельности, т. е. направлять их на улучшение жизни. И это касается, по Коменскому, в одинаковой мере не только знания вещей и предметов, но и знания правил нравственного поведения в отношении к людям и к самому себе. Но и этого мало. Коменский ставит перед образованными людьми задачу уже в самом процессе образования учиться передавать свои знания и умения другим. Вот почему в качестве третьего составного звена хорошего образования Коменский ставит развитие речи учащихся.
Развивая свои мысли об обучении деятельности, Коменский устанавливает три вида деятельности. Один вид он относит к деятельности ума, другой - к деятельности языка, третий - к действию рук». К первому виду он относит такие традиционно установленные учебные предметы, как диалектика, т. е. искусство доказывать и спорить, арифметика, геометрия, музыка.
К диалектике Коменский относит такие умения, как понимание детьми того, что такое вопрос, что такое ответ, ими умение отвечать на вопросы прямо, «а не так, чтобы на вопрос о чесноке, рассказывать о луке». Из области арифметики Коменский предлагает требовать от детей дошкольного возраста посильных для них умений: различать, что такое много, что такое мало, считать до двадцати или шестидесяти, понимать, что такое чётное или нечётное число, что будет больше - два или три, сколько будет три и один. А из геометрии Коменский предлагает учить детей дошкольного возраста различать короткое и длинное, узкое и широкое, тонкое и толстое.
Коменский разъясняет читателям, как в дошкольном возрасте у детей закладываются навыки речи и как попутно с этим, при хорошем воспитании, можно подготовлять их к освоению элементов грамматики, риторики и поэтики: умение правильно называть вещи, пользоваться образными выражениями, чувствовать ритм и рифму в речи. Вполне понятно, что все эти навыки усваиваются детьми не в виде отдельных учебных предметов, а в процессе живого общения воспитателей с детьми и детей друг с другом. Понятно также, что Коменский не настаивает на распределении материала этих навыков с полной точностью по годам или месяцам, как в школах. Такое распределение было бы непосильно для значительного количества родителей, невозможно в домашней обстановке и, пожалуй, не нужно по существу дела.
Для развития руки Коменский рекомендует заниматься с детьми дошкольного возраста рисованием и письмом. Понятно, что и тут он имеет в виду самые элементарные навыки в этом направлении: ставить точки, проводить линии, крючки, кресты, круги.
Весьма ценно, что Коменский в своих рассуждениях о методике занятий с детьми дошкольного возраста постоянно рекомендует естественный ход дела. Он предлагает исходить из обиходной жизни и достигать намеченной цели и намеченного содержания знаний и навыков в процессе естественных взаимоотношений родителей, воспитателей и нянь с детьми: во время игр, забав, бесед, наставлений...
Интересны указания Коменского о том, как развивать в детях экономические познания и навыки. Так, уже на четвёртом-пятом году он предлагает приучать детей к бережливости: различать одежды, предназначенные для будней и для праздников; к праздничным одеждам относиться более бережливо. Отсюда дети в этом возрасте поймут, для какой цели предназначены некоторые предметы домашней утвари: сундуки, шкафы, замки, ключи и т. п. В этих же целях развития хозяйственных познаний и навыков Коменский рекомендует подбирать соответствующие игрушки и игры с ними.
В процессе развития речи Коменский предлагает ставить вопросы для называния отдельных предметов и вещей и попутно требовать ясной и отчётливой речи. А постоянная речь с детьми взрослых, те же сказки, ритмические и рифмованные песенки при каждом удобном случае подготовят детей к пониманию впоследствии поэтического творчества.
Огромнейшей заслугой Коменского является понимание им деятельной, подвижной и отзывчивой натуры детей живо откликающихся и на призывы к деятельности и самодеятельности, охотно, с радостью исполняющих посильные для них поручения взрослых, легко подражающих тому, что они наблюдают у взрослых в их поведении и отношении к людям.
Всеми своими советами и указаниями Коменский учит нас тонкому и правильному пониманию детей. Его методика воспитательной работы в дошкольном возрасте может быть названа жизненной и практически наиболее осуществимой. В этом отношении Коменский гораздо более близок и понятен нам, чем многие последующие мыслители.
Можно утверждать, что понятие естественности гораздо правильнее и разностороннее использовано Коменским, чем последующими мыслителями. В это понятие Коменский вложил не только понимание особенностей детей преддошкольного и дошкольного возраста, хотя бы в самом общем виде, но и понимание семьи как части общей культурной жизни, роли матери, няни и окружающих ребёнка детей как проводников и передатчиков детям этой культурной жизнии и её влияния на ребёнка. Коменский сумел показать нам, как в процессе даже обиходной жизни ребёнка, в семье, в его общении со сверстниками создаются условия как благоприятные, так и противодействующие правильному развитию ребёнка. Коменский показал, что в этой же естественной обиходной жизни умный воспитатель и воспитательница найдут элементы и истоки для самых, кавалось бы, отвлечённых наук, вроде диалектики, оптики, физики и т. п. Таким образом, Коменский протянул нить между обиходной жизнью и отвлечёнными науками.
Сосредоточив своё внимание на вопросах преддошкольного и дошкольного воспитания в семье, не раскрыв назревших гораздо позже общественных форм воспитания детей дошкольного возраста, Коменский в своих размышлениях, однако, не даёт оснований рассматривать воспитание в семье формой, противоречащей в какой-либо степени воспитанию в общественных учреждениях. Наоборот, мы видим у Коменского отчётливое заявление о положительном значении и влиянии сверстников на детей. Заканчивая свои размышления о том, «как разумно развивать в детях понимание вещей», Коменский пишет: «Прибавлю одно. Хотя няньки и родители во всём этом могли бы принести детям немало пользы, однако ещё более полезны тут детям сверстники, всё равно - рассказывает ли что-либо один другому или играет с ним. Одинаковый детский возраст, одинаковые успехи, нравы и привычки более способствуют взаимному развитию... Итак, никто не будет сомневаться в том, что ребёнок развивает другого ребёнка более, чем это мог бы сделать кто-либо другой. И поэтому следует не только позволять, но даже принимать меры к тому, чтобы дети ежедневно посещали компании детей и вместе с ними играли на улицах или бегали» (гл. VI, §§ 12-13). В этой последней фразе, без преувеличения, можно видеть во всяком случае некоторое предвосхищение общественных форм воспитания детей дошкольного возраста.
Нравственность и наука - вот цели воспитания, выдвинутые Коменским. Казалось бы, при такой постановке целей воспитания нет места физическому воспитанию. И тем не менее, как бы подчиняясь идеям нового времени, Коменский вносит в свой трактат особую V главу «Каким образом должно развивать у детей здоровье и силу».
В своих размышлениях по вопросам физического воспитания в раннем детстве Коменский ведёт своих читателей на путь содействия радостному, бодрому, здоровому детству.

* * *
Обсуждая вопрос - «Как долго следует держать детей в материнской школе», Коменский считает нецелесообразным передавать детей в школу ранее шестилетнего возраста. Во-первых, не без основания он полагает, что юный возраст требует больше забот, чем те, которые может дать ребёнку учитель, имеющий на своём попечении множество детей. Во-вторых, он считает, что на шестом году едва лишь заканчивается всё образование черепа и головного мозга, следовательно, небезопасно обременять мозг детей систематическим обучением раньше этого срока.
Однако задерживать ребёнка дома долее шести лет, по мнению Коменского, также нецелесообразно. Оставаясь дома, ребёнок привыкнет к бесполезному досугу, а это может повести к тому, что не только задержит своевременное развитие, но и послужит условием для развития у детей вредных привычек, а то и пороков. «Однако,- продолжает Коменский свои мысли, - этого не следует понимать безусловно, как будто переход в школу непременно должен происходить только после исполнения шести лет. Сообразно со способностями ребёнка, этот срок можно или продолжить, или сократить на полгода или даже на целый год».
Коменский не ограничивается тут одними общими соображениями, а формулирует те признаки, которые дают основание для перевода ребёнка в школу:
«1. - Если ребёнок знает то, что ему следует знать в материнской школе.
2. - Если в нём будут замечены внимание и размышление по поводу предлагаемых вопросов и известная способность суждения.
3. - Если у него обнаружится, сверх того, некоторое стремление к более высокому образованию».
Первый из этих признаков носит, до некоторой степени, формальный характер, а два вторых можно считать достаточно надёжными и до настоящего времени. Как педагоги, так и психологи нашего времени считают одним из существенных условий для определения способности ребёнка к обучению в школе развитие у него устойчивого внимания. Понятно также, что таким условием нужно считать и интерес ребёнка к дальнейшему образованию, что сформулировал Коменский в своём третьем признаке.
Последнюю, XII главу Комшсмий посвящает обсуждению вопроса о том, «Каким образом родители должны готовить своих детей к школе». И тут советы Коменского заслуживают полного внимания и распространения в наше время. В этих советах Коменский предлагает родителям не запугивать детей школой и учителями, а, наоборот, ободрять их и изображать перед детьми школу и учителей с самой положительной стороны. Они должны внушать детям любовь и доверие к будущим учителям, раскрывать перед детьми учёность, мудрость учителей и их доброту.
В представленном очерке мы далеко не исчерпали всего богатого и разнообразного содержания «Материнской школы». Но и из изложенного должно быть ясно, что читатель найдёт в этом классическом труде развёрнутую систему преддошкольного и дошкольного воспитания. Ясно также, что эту систему Коменский рекомендует понимать как первую ступень образования подрастающих поколений, охватывающую элементы знаний и навыков, необходимых для дальнейшего образования.
Своей системой Коменский охватывает физическое, моральное, интеллектуальное развитие детей преддошкольного и школьного возраста вплоть до усвоения ими приёмов и навыков поведения в жизни.
Руководствуясь высокими целями и задачами в воспитательной работе, Коменский, однако, постоянно поучает родителей и воспитателей тому, как поставить это воспитание в соответствие с развивающимися, крепнущими физическими силами и природными задатками детей, не мешая им быть детьми и вести бодрую, радостную, детскую жизнь.
Он учит родителей и воспитателей пользоваться обычным опытом ребёнка и его общением со взрослыми, но вместе с тем он предлагает родителям и воспитателям глубоко понять, осмыслить этот опыт как материал, входящий в обучение детей.
Таким образом, Коменский показывает читателям, как уже в раннем детстве накопляются данные для научных и практических познаний, которые представляют собой исключительную ценность и для последующих ступеней образования, вплоть до самой высшей. Ясно, что эта идея Коменского пробуждает в читателях уважение к детскому опыту и ко многому обязывает родителей и воспитателей. Чтобы понять смысл и значение детского опыта и связать его с научными познаниями и высшими моральными качествами поведения человека в обществе, от родителей и воспитателей требуется весьма серьёзное отношение к воспитанию детей в раннем детстве.
Сосредоточившись на воспитании детей в семье, Коменский не дал никаких указаний и соображений по вопросу об общественных формах массового воспитания детей. Естественно поэтому, что у Коменского мы не находим ничего, что касается роли коллектива детей и методов руководства массовым воспитанием детей в общественных учреждениях. Как известно, эти вопросы по отношению к воспитанию детей дошкольного возраста практически поставлены были чуть ли не два века спустя после того, как написана была Коменским «Материнская школа». Но Коменский в немногих словах глубоко и серьёзно оценил общение детей друг с другом и плодотворное влияние этого общения.
Не выделил Коменский в особую главу вопрос о детских играх. Но в то же время он не отрицает игр детей в одиночку и со сверстниками. Великая заслуга Коменского в этом вопросе заключается в том, что он даёт конкретные указания, как ставить игры детей на службу подлинному образованию.
Коменский не выделил в особую главу и вопросов эстетического воспитания дошкольников. Тем не менее в «Материнской школе» мы находим немало, так сказать, попутных замечаний автора, настаивающего на изяществе манер, иа благозвучной ритмической и рифмованной речи, на развитии музыкального чувства у детей. Собрав эти отдельные замечания и указания автора, мы получим довольно стройную систему и в этой области воспитания.
Коменский нередко указывает, что и на каком году можно от детей требовать в смысле знаний и навыков, но при этом не даёт физиологических и психологических оснований. И это понятно. В эпоху Коменского физиология как наука совсем не существовала, а в области психологии мыслители руководствовались главным образом силой интуиции. Психология же детского возраста как наука возникла, по крайней мере на два века позже. Нужно отдать честь проницательности и наблюдательности Коменского, сумевшего в своё время всё же в общем правильно подчеркнуть значительное различие в силе и способности детей преддошкольного и дошкольного возраста, вплоть до серьёзных различий даже для каждого отдельного года дошкольника.
После Коменского вопросы дошкольного воспитания находили своё освещение в трудах выдающихся представителей педагогической мысли: Локка, Руссо, Песталоцци, Оуэна, Фурье и др.
Нам неизвестно, в какой степени Коменский повлиял непосредственно на каждого из последующих представителей педагогической мысли в вопросах дошкольного воспитания. Однако уже большое количество изданий «Материнской школы» на paзличных языках в XVII в. свидетельствует, что «Материнская школа» Коменского находила для себя широкий круг читателей. И трудно допустить, чтобы она не была известна по крайней мере некоторым из выдающихся мыслителей в этой области. В трудах Маркса и Энгельса мы находим строго научное освещение и описание положения детей в капиталистическом обществе, в особенности детей пролетариата. В книге Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» представлен в этом отношении обильный и исключительно ценный материал. Наша партия и правительство с момента прихода к власти проявили и проявляют исключительный интерес, внимание и заботу о развитии сети преддошкольных и дошкольных общественных учреждений. Известно, что ни в одной стране мира нет такой сети преддошкольных и дошкольных учреждений, как в нашей стране. За тридцать лет существования советской власти у нас создан мощный коллектив воспитателей и сотрудников этих учреждений.
За годы существования советской власти у нас уже оформилась своя система воспитательной работы в детских садах и накопилась значительная литература по вопросам дошкольного воспитания. И мы уверены, что в среде воспитательниц в детских садах и родителей «Материнская школа» Я. А. Коменского найдёт своих серьёзных читателей и ценителей, способных отбросить устаревшие взгляды Коменского и воспринять то, что не потеряло своего значения и до наших дней.

* * *
Надеждам Коменского на скорое восстановление самостоятельности Чехии долго не суждено было сбыться. И первые издания «Материнской школы» появились не на родном языке Коменского, а на других языках: два издания на немецком в 1633 г. в Лешно, в 1634 г. в Лейпциге; одно в 1636 г. на польском языке в Торне; одно в 1641 г. на английском языке в Лондоне; наконец, в 1657 г. на латинском языке в амстердамском издании собрания педагогических сочинений Коменского. Следовательно, «Материнская школа» имела необычайный международный успех. Новый интерес к «Материнской школе» возникает со второй половины XIX в., очевидно в связи с развитием практики общественных форм дошкольного воспитания. В 1858 г. «Материнская школа» появилась на родном для Коменского чешском языке. С тех пор на протяжении XIX в. эта книга выдержала многочисленные издания как на чешском языке, так и в переводах с латинского языка.
В нашем отечестве на русском языке эта книга Коменского выдержала уже четыре издания. Есть основания предполагать, что передовые педагоги и общественные деятели нашей страны в лице М. В. Ломоносова, В. Г. Белинского, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского в др. знали «Материнскую школу» великого славянского педагога. Но реакционная политика самодержавного правительства препятствовала распространению у нас передовых педагогических идей, упорно мешала опубликованию этого произведения.
И только с ростом революционного движения в нашей стране, в конце XIX в., появились первые издания «Материнской школы» на русском явыке.
В настоящем издании я вновь пересмотрел перевод Д. Н. Королькова и внёс в него некоторые исправления, преимущественно литературно-стилистического порядка, значительно расширил и пополнил примечания.

Проф. А. А. Красновский

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +