Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Дорога к книге


Мы, взрослые, как правило, много читаем. Это для нас и отдых после трудного рабочего дня, и радость встречи с чем-то новым, незнакомым, что будит наши мысли, наше воображение. Для многих чтение — как бы вторая жизнь, духовно богатая, творческая. А как читают наши дети?

Недавно у нас в стране было проведено исследование. Оно выявило мрачную картину. Оказалось, 40 процентов детей двенадцати-тринадцати лет в сущности не читают вообще. Причины этого самые разные. Зачастую дети просто не владеют техникой чтения. Даже окончив школу, став абитуриентами, многие читают по складам, медленно, делают большое количество смысловых ошибок. Где уж тут чтению доставлять человеку удовольствие, служить источником информации, а тем более — будить мысли, чувства, воображение...

Другой причиной является увлечение телевизором, поглощающим у детей все свободное время. Спора нет, информация из телевизионных передач «течет» куда быстрее и, на первый взгляд, кажется более полной, чем при чтении. Сколько разнообразных передач на самые разные темы успевает просмотреть, приходя из школы, ребенок, пока вернувшиеся с работы родители не прервут это приятное занятие. Да и с их приходом ребенок чаще лишается лишь права выбирать, но отнюдь не смотреть...

Однако у телевизора есть и недостатки: он навязывает свой темп восприятия и переработки информации; зритель, даже если он эмоционально реагирует на доступное ему произведение, все же лишен возможности остановиться, задуматься, задержать действие на интересном моменте или на том, что осталось для него неясным.

Совсем другое дело — книга. Читая книгу, можно вернуться назад, можно остановиться. И обязательно нужно представить описанный в книге мир, «увидеть» его героев, «включиться» в их жизнь, вступить как бы в сотворчество с автором. Конечно, дети читают по-разному и уровень такого сотворчества у них разный. Одни, к примеру, читают быстро, почти так же, как смотрят телевизор, интересуясь при этом главным образом сюжетом. Другие читают медленно, небольшими частями, но и у них восприятие прочитанного происходит по-разному.

Как-то одни родители пожаловались мне, что их девочка читает мало, подолгу «возится» с одной книгой. Мы решили проверить, как обстоит у нее дело с техникой чтения. И убедились — прекрасно. При такой технике чтения можно читать быстро. Когда же попросили саму девочку рассказать, в чем дело, она смущенно объяснила, почему ей трудно двигаться быстро: «Я читаю, а потом начинаю разговаривать и играть с героями, я с ними дружу, например, с Томом Сойером и Бекки Тэтчер. Придумываю, как мы играем. А когда кончается, читаю дальше». Как видим, у этой девочки возникает подлинное сопереживание героям, начинается внутренний диалог с ними. В таких случаях медленное чтение куда полезнее быстрого «заглатывания» книг.

Но, к сожалению, у большинства школьников понимание художественной литературы стоит, как правило, на низком уровне. Исследователи, которые занимались этим вопросом, констатируют, что только 6 процентов исследованных ими детей действительно понимали прочитанный текст. Наверное, тут немалая доля вины школы. Однако овладеет ли ребенок чтением, способным разбудить его душу,— это во многом зависит от родителей.

Когда мы имеем дело с нормально развивающимися детьми, мы во многих случаях не можем увидеть, на что опирается ребенок, овладевая чтением, потому что это происходит быстро. Там же, где развитие затруднено, психические процессы и деятельность происходят замедленно, и их закономерности проявляются с большей очевидностью. Мы хотим рассказать об опыте обучения чтению художественной литературы, который был накоплен в работе со слепоглухими детьми. Надеемся, что этот опыт будет представлять интерес для всех, кого затрагивает эта проблема, потому что нам удалось достигнуть на этом пути достаточно высоких результатов и потому, что при этом приоткрылись закономерности, которые полезно учесть, обучая чтению любого ребенка.

Слепоглухие дети, с которыми проводились эти занятия, живут, воспитываются и учатся в Москве в экспериментальной группе Научно-исследовательского института дефектологии и в Загорском детском доме. Большинство из них совсем не слышат, но имеют остаточное зрение, позволяющее читать крупный шрифт.

Вот Вадик П. До пяти лет он оставался дома, а затем поступил в Загорский детский дом, учился и воспитывался там до восьми лет. Мальчик научился хорошо общаться с помощью жестов, выучил около 30 слов, «произносимых» с помощью пальцевой азбуки — дактилологии. Но у ребенка начались трудности в обучении — он быстро забывал слова, полученные сведения, стали все более заметными расстройства внимания, частые изменения в настроении, проявились и другие трудности в поведении. Тогда Вадик был переведен из Загорского детского дома в московскую экспериментальную группу.

Как и у всех детей, обучение чтению Вадика началось с отдельных слов, важных для ребенка и сразу же включавшихся в его жизнь, помогавших ему понимать окружающих. За словами пошли фразы, и вот, наконец, появились первые рассказы. Это были рассказы о событиях его собственной жизни, интересных для него именно потому, что он сам был их участником и мог хорошо себе представить, что стоит за словами. Скоро в тексты для чтения стали вводить описания действий его товарищей. Получались, например, такие очень простые рассказы: «Вадик сидит. Вадик ест. Вадик ест плохо. Рома сидит. Рома ест. Рома ест хорошо».

Прошло пять лет. Теперь Вадику тринадцать лет. Он уже умеет говорить. Самые любимые его уроки — уроки чтения. Он любит читать детскую художественную литературу, читает даже неадаптированные тексты (адаптированной называется литература с упрощенным текстом). Многие родители, читая книжки маленьким детям, адаптируют их —заменяют непонятные слова другими, доступными ребенку. Адаптированными текстами пользуются и в школах при изучении иностранного языка. Знаем мы также множество художественных книг, специально «пересказанных» для детей, например, детские варианты «Робинзона Крузо», «Путешествия Гулливера» и др.

Но существуют ли такие же или подобные трудности у нормально развивающегося ребенка? Ведь есть же дети, которые очень рано и притом совершенно самостоятельно начинают читать запоем? Да, таких детей немало. Но есть и много других, для которых чтение остается занятием «принудительным», неинтересным. И зачастую причины здесь те же самые — неумение представить себе описанную ситуацию, если она выходит за рамки их опыта или противоречит ему, неумение сопереживать героям, а тем более выйти за пределы своего пространства и времени.

«Там приехала «Лада», а к ней были привязаны лошади»,— рассказывает шестилетняя Наташа, только что посмотревшая фильм «Золушка». «Зачем же к «Ладе» привязали лошадей?» — удивляется воспитательница детского сада. «Не знаю. Наверно, для красоты»,— пожимает плечами Наташа. Она, конечно, слышала в сказках о каретах, но никогда не пыталась представить себе, как они передвигались. А семилетний Сережа после беседы в школе о происхождении человека доверительно прошептал на ухо маме: «Мама, я честное слово, никому не скажу — кто у нас в семье был обезьяной?»

Трудности, связанные с овладением чтением, констатируют и зарубежные авторы. Английский психолог Маргарет Доналдсон в своей книге «Мыслительная деятельность детей» отмечает, что некоторые дети, даже после трех-четырехмесячного пребывания в школе, не могут сказать, откуда почтальону известно, в какой дом он должен доставить письмо, или как их матери узнают, на какой автобус нужно сесть.

Все свидетельствует: интерес к чтению, умение читать книги в настоящем смысле этого слова,— сопереживать героям, становиться на позицию другого человека, представлять себе происходящее и внутренне участвовать в нем — не приходят само собой. Не зависит оно впрямую ни от технических возможностей чтения, ни даже от уровня речевого развития ребенка.

Технические трудности могут быть преодолены разными путями и, в первую очередь, выбором крупного шрифта (кстати, это очень важно и для хорошо видящего, но еще недостаточно владеющего техникой чтения ребенка). То же самое касается и состояния словаря — там, где общее содержание рассказа, сказки понятно ребенку, близко его опыту, всегда можно найти слова и выражения, которые сделают текст доступным. И все же главное — чтобы чтение стало событием эмоциональной жизни ребенка — каков бы ни был уровень развития его читательских возможностей.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>




.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Юридическая консультация

бесплатная консультация юриста и адвоката

.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Задать вопрос юристу    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +