Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Развитие высшего и среднего специального образования


"Народное образование в СССР". Под ред. М. А. Прокофьева и др.
Издательство "Просвещение", М., 1967 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Великая Октябрьская социалистическая революция поставила перед высшей школой задачу подготовки специалистов нового типа. Большую роль в перестройке высшего образования сыграли положения Программы РКП (б), принятой на VIII съезде партии в 1919 году.
Система высшего образования и структура высшей школы были коренным образом перестроены в соответствии с подписанным В. И. Лениным 2 сентября 1921 года историческим декретом, утвердившим новое Положение о высших учебных заведениях РСФСР.
Высшая школа стала строиться на коллегиальной основе, организация всей учебной работы вузов определялась с участием представителей студенчества. В циркуляре ЦК РКП (б) «О работе парторганизаций в вузах и рабфаках» от 14 декабря 1922 года подчеркивалось, что «значение высшей школы на боевом в настоящее время культурном фронте огромно. Ее задачи — дать стране в кратчайшее время красных специалистов по всем отраслям государственного строительства».
Партия призывала вузы обратить особое внимание на развитие партийной, политико-просветительной и культурно-массовой работы среди студенчества, согласовывая ее с учебной деятельностью, укрепляя связь студенческой молодежи с рабочими массами.
Положением о научных работниках высших учебных заведений, утвержденным СНК РСФСР 20 января 1924 года, была ликвидирована имевшая место в дореволюционной высшей школе кастовость в подборе научных работников. Указывалось, что научными работниками высших учебных заведений могут быть все лица, обладающие достаточной научной подготовкой, определяемой на основании как собственных их работ, так и отзывов соответствующих учреждений и отдельных специалистов.
В. И. Ленин подчеркивал вместе с тем необходимость широкого привлечения к педагогической деятельности старой профессуры. В постановлении ЦК РКП (б) «О ближайших задачах в деле установления связи вузов с производством» от 12 января 1925 года подчеркивалось, что «построение преподавания и вся жизнь вузов должны связаться с практикой возможно ближе, причем связь должна увеличиваться из года в год. Теоретические задания, практические упражнения в стенах вуза и работа в производстве должны быть тесно увязаны друг с другом».
Практика должна ввести студента в понимание той среды и тех условий, в которых ему предстоит работать, он должен хорошо изучить экономику той или иной отрасли промышленности, хозяйственное положение предприятия, его перспективы, пути повышения производительности труда и т. д.
С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции началась большая работа по расширению сети высших учебных заведений. Усилия Коммунистической партии и Советского правительства по организации подготовки специалистов в восстановительный период дали свои результаты.
Основной задачей первого пятилетнего плана развития высшего и среднего специального образования являлось увеличение выпуска специалистов, в особенности по инженерно-техническим специальностям, при безусловном повышении качества их подготовки.
Контингент студентов увеличился за пятилетку в вузах в 2,8 раза и в техникумах в 3,5 раза. Существенно изменился социальный состав студентов. Доля рабочих и крестьян в общей численности учащихся возросла с 1928 по 1932 год в вузах с 49,3 до 72,1% в техникумах с 57,1 до 79,6%.
За годы первой пятилетки было подготовлено 198,7 тыс. специалистов с высшим и 319,8 тыс. со средним специальным образованием, а всего 518,5 тыс. человек. Это обеспечило значительное увеличение числа специалистов, занятых во всех отраслях народного хозяйства и культуры.
Так, если в 1928 году в народном хозяйстве страны насчитывалось специалистов с высшим образованием 233 тыс. и со средним специальным образованием 288 тыс., то в 1933 году число лиц с высшим образованием возросло до 403 тыс., или более чем в 1,7 раза, и со средним специальным образованием до 575 тыс., или примерно в 2 раза.
Особое внимание уделялось правильному размещению высших и средних специальных учебных заведений, с тем чтобы приблизить подготовку специалистов к местам их будущей работы и обеспечить подготовку специалистов из местного населения.
В конце первой пятилетки в Белорусской ССР имелось уже 18 вузов, в Узбекской ССР — 27, в Казахской ССР — 15, в Азербайджанской ССР — 13, в Молдавской ССР — 3, в Киргизской ССР — 3, в Таджикской ССР — 5, в Армянской ССР — 7, в Туркменской ССР — 5, тогда как в дореволюционное время на территории этих республик не было ни одного высшего учебного заведения, а на территории Киргизской ССР, Таджикской ССР и Туркменской ССР даже ни одного среднего специального учебного заведения.
Завершение технической реконструкции народного хозяйства во второй пятилетке (1933—1937), осуществление ленинской национальной политики по подъему производительных сил и культурному росту населения во всех национальных республиках потребовало дальнейшего увеличения подготовки специалистов для промышленности, сельского хозяйства, народного просвещения, здравоохранения.
Исходя из этого, планом на вторую пятилетку предусматривалось увеличить число специалистов в народном хозяйстве на 70%, в том числе с высшим образованием на 60%. За годы второй пятилетки было подготовлено 370 тыс. специалистов с высшим образованием (92% их наличия на начало второй пятилетки) и 623 тыс. специалистов со средним специальным образованием (108% их наличия на начало второй пятилетки), или в 2,2 раза больше, чем в первой пятилетке.
Особое внимание уделялось повышению качества подготовки специалистов. В развернутом постановлении ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» было записано, что от советского специалиста требуется все более высокая квалификация, овладение глубокими знаниями научных основ современной техники, знанием системы советского хозяйства и его планирования; ЦИК СССР предложил наркоматам пересмотреть список специальностей, по которым вели подготовку вузы, втузы и техникумы, в целях максимального сокращения номенклатуры специальностей и установления их с учетом перспектив развития данной отрасли народного хозяйства и достижений науки и техники, а также необходимости дать специалисту широкую общенаучную и общетехническую подготовку для полного овладения данной специальностью. В связи с этими указаниями в стране была проведена широкая дискуссия по вопросу о профиле специалистов.
Вместо 950 существовавших до выхода этого постановления специальностей к середине 1935 года установлено только 275 более широких специальностей.
Существенно изменены учебные планы и программы в направлении более широкой общенаучной и общетехнической подготовки специалистов: количество часов, отводимых в учебном плане на специализацию, сокращено с 35% до 17%. В вузах США в тот период на специальные предметы отводилось 10—15% времени, в Германии — 10—12%. Установление нового перечня специальностей, который в основном сохранялся до 1954 года, способствовало улучшению планирования и качества подготовки специалистов.
Принятый XVIII съездом ВКП(б) третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938—1942) предусматривал проведение широкого круга мероприятий по поднятию культурно-технического уровня рабочего класса СССР до уровня работников инженерно-технического труда.
Планом намечалось довести контингент учащихся в вузах и втузах до 650 тыс., с тем чтобы главное внимание в ближайшие годы было обращено на повышение качества высшего образования. Задания третьего пятилетнего плана успешно выполнялись.
В 1940/41 учебном году в стране насчитывалось 817 вузов с контингентом обучающихся 812 тыс. (в том числе с отрывом от производства — 585 тыс.) и 3773 средних специальных учебных заведения, в которых обучалось 975 тыс. человек. За три года третьей пятилетки было подготовлено и направлено в народное хозяйство 328 тыс. специалистов с высшим и 678 тыс. со средним специальным образованием.
Выполнение третьего пятилетнего плана было прервано второй мировой войной, развязанной гитлеровской Германией. В годы войны высшие и средние специальные учебные заведения понесли большие потери в учебно-материальной базе. За военные годы (1941— 1945) было подготовлено всего 302 тыс. специалистов с высшим образованием и 540 тыс. со средним специальным образованием — значительно меньше, чем за три предвоенных года.
На восстановление разрушенных войной вузов и техникумов потребовалось несколько лет. Если в 1940 году вузы подготовили 126,1 тыс. специалистов, то в 1945 году только 54,6 тыс., или в 2,3 раза меньше, а техникумы — 118,1 тыс. против 236,8 тыс., или в 2 раза меньше. Размер выпуска специалистов предвоенного, 1940 года был достигнут высшими учебными заведениями только в 1948 году, а средними специальными учебными заведениями — в 1947 году.
В связи с этим, а также с большими потерями специалистов во время войны в четвертой пятилетке (1946—1950) страна ощущала острый недостаток специалистов. В течение 1946—1948 гг. в СССР было построено, восстановлено и введено в действие около 4 тыс. государственных промышленных предприятий.
Для них в большом количестве требовались высококвалифицированные инженеры и техники. Чтобы представить, сколь остро стояли в те годы вопросы подготовки кадров с высшим и средним специальным образованием, достаточно указать, что насыщенность народного хозяйства инженерами в 1950 году составляла только 89 человек на 10 тыс. рабочих и служащих и была ниже, чем в 1940 году.
Партия и правительство осуществили ряд мер по расширению сети вузов и техникумов. Преодолевая серьезные трудности с материальной базой и профессорско-преподавательскими кадрами, высшие и средние специальные учебные заведения страны в годы первой послевоенной пятилетки (1946—1950) подготовили 652 тыс. специалистов с высшим и 1 278 тыс. со средним специальным образованием.
Пятый пятилетний план (1951—1955) предусматривал дальнейший подъем всех отраслей народного хозяйства, рост материального благосостояния народа, развитие здравоохранения и культуры. В соответствии с задачами дальнейшего развития народного хозяйства и культуры в плане предусматривалось увеличить за пятилетие выпуск специалистов всех родов из высших и средних специальных учебных заведений примерно на 30—35%, а выпуск специалистов из высших учебных, заведений для важнейших отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства примерно в 2 раза.
В целях обеспечения возрастающей сети школ необходимым количеством учителей намечалось увеличить прием в педагогические институты в 1951—1955 гг. на 45% по сравнению с приемом за 1946—1950 гг.; предусматривалось увеличение приема в педагогические институты Литовской ССР в 2,3 раза, Латвийской ССР — на 90% и Эстонской ССР — на 60%, с тем чтобы преодолеть отставание среднего образования в этих республиках, унаследованное от буржуазного строя.
Учитывая возрастающее стремление взрослого населения к повышению образования, намечалось обеспечить дальнейшее развитие заочных и вечерних высших и средних специальных учебных заведений для обучения трудящихся без отрыва от производства.
Были предусмотрены меры по расширению подготовки научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру (примерно в 2 раза по сравнению с предыдущей пятилеткой), улучшению научной работы высших учебных заведений, использованию научных сил для решения важнейших вопросов развития народного хозяйства, обобщению передового опыта и обеспечению широкого практического применения научных открытий.
Задания пятого пятилетнего плана по развитию высшего и среднего специального образования были успешно выполнены. При задании увеличить за пятилетие выпуск специалистов всех родов из высших и средних специальных учебных заведений на 30—35% фактически он был увеличен на 39 %, в том числе из вузов — на 72 % и из техникумов — на 22 %.
Директивами по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956—1960 гг., принятыми XX съездом КПСС 25 февраля 1956 года, предусматривалась подготовка специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях в размерах, полностью обеспечивающих потребность народного хозяйства и культурного строительства.
Общий выпуск специалистов с высшим и средним специальным образованием решено было увеличить примерно в 1,5 раза, а для отраслей тяжелой промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства — примерно в 2 раза по сравнению с пятой пятилеткой. Фактически за 1956—1960 гг. было подготовлено 4074 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием против 2 681 тыс. в 1951—1955 гг., или в 1,52 раза больше.
В контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 гг., утвержденных внеочередным XXI съездом КПСС, было предусмотрено дальнейшее расширение и улучшение подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием.
Прием в высшие учебные заведения СССР увеличился с 456 тыс. в 1958 году до 853 тыс. в 1965 году, или на 87%; прием в средние специальные учебные заведения увеличился с 584 тыс. в 1958 году до 1 100 тыс. в 1965 году, или на 88%.
В течение 1959—1965 гг. в средние специальные учебные заведения было принято 6 287 тыс. учащихся. За 1959—1965 гг. из учебных заведений было выпущено 2413 тыс. специалистов высшей и 3 584 тыс. специалистов средней квалификации. Эти данные показывают, что задания семилетнего плана по развитию высшего и среднего специального образования в СССР не только выполнены, но и перевыполнены.
Анализ данных о главных показателях работы высших и средних специальных учебных заведений за годы Советской власти свидетельствует о том, что основное расширение сети учебных заведений было произведено в первой пятилетке; в последующие годы расширение контингента учащихся производилось в основном за счет укрепления и расширения материальной базы существующих высших и средних специальных учебных заведений, создания филиалов, вечерних и заочных факультетов и отделений непосредственно на предприятиях и в совхозах.
Осуществлялось также объединение некоторых учебных заведений, а в ряде районов с интенсивным развитием производительных сил, преимущественно в восточных районах страны, создавались новые учебные заведения.
В результате осуществления ленинской национальной политики все союзные республики добились значительных успехов в развитии высшего и среднего специального образования. В 1965/66 учебном году в СССР на 10 тыс. населения приходилось 166 студентов высших и 158 учащихся средних специальных учебных заведений — больше, чем в любой другой стране мира.
Все союзные республики СССР по числу студентов высших учебных заведений на 10 тыс. населения превзошли уровень капиталистических стран Европы, а РСФСР, Грузинская ССР, Узбекская ССР, Эстонская ССР и Армянская ССР также и уровень Соединенных Штатов Америки. Расширение подготовки специалистов в СССР осуществлялось в тесной связи с планами развития всех отраслей народного хозяйства.
Для обеспечения преимущественного развития на отдельных этапах социалистического строительства определенных отраслей народного хозяйства подготовка специалистов по ряду специальностей расширялась более высокими темпами.
Рост выпуска из высших и средних специальных учебных заведений, особенно в послевоенные годы, обеспечил увеличение числа специалистов, занятых в народном хозяйстве страны (без военнослужащих), с высшим образованием со 136 тыс. в 1914 году до 5 227 тыс. в 1966 году, или в 38 раз, а со средним специальным образованием соответственно с 54 тыс. до 7 697 тыс., или в 142 раза.
Значительно увеличилась насыщенность специалистами всех отраслей народного хозяйства и культуры СССР. К 1967 году в СССР каждый восьмой работник, занятый в народном хозяйстве, имел высшее или среднее специальное образование, а в таких отраслях, как просвещение и здравоохранение, каждый второй работник — дипломированный специалист.
XXIII съезд КПСС наметил грандиозную программу дальнейшего развития высшего и среднего специального образования в стране. В Директивах по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг., утвержденных XXIII съездом КПСС, предусматривается подготовить за пятилетие примерно 278 7 млн. специалистов с высшим и средним специальным образованием, или на 65% больше, чем в 1961—1965 гг.; довести в 1970 году прием учащихся в средние специальные учебные заведения до 1600 тыс. и в высшие учебные заведения — до 940 тыс. человек; улучшить качество подготовки специалистов.
Эти задания XXIII съезда КПСС успешно претворяются в жизнь. В 1966/67 учебном году в высшие учебные заведения было принято 897 тыс. человек и в средние специальные учебные заведения — 1 211 тыс.
Успехи СССР в области развития высшего и среднего специального образования и создания многочисленных кадров специалистов являются общепризнанными. Они достигнуты в ранее отсталой стране за исторически короткий срок благодаря социалистическому строю, в результате планового ведения народного хозяйства и повседневного внимания Коммунистической партии и Советского правительства к развитию образования трудящихся.
СССР располагает в настоящее время необходимым количеством высококвалифицированных кадров специалистов, каких не имеет ни одно государство в мире.
За годы Советской власти в нашей стране сложилась стройная система подготовки кадров высшей квалификации для различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры. Советская школа готовит специалистов, которые сразу по окончании учебного заведения могут без дополнительной подготовки включаться в работу по специальности.
Учитывая, что молодой специалист не может в вузе овладеть всеми знаниями, которые потребуются ему в практической деятельности, советская высшая школа стремится вооружить студента фундаментальными общенаучными знаниями. Для каждой специальности общенаучные дисциплины различны. Перечень специальностей, по которым готовятся кадры высшей квалификации, естественно, не может быть стабильным. Он определяется современными требованиями народного хозяйства, развитием науки, техники, культуры. В 1967 году высшие учебные заведения СССР готовили кадры по 343 специальностям, объединенным в 22 группы.
Выдающуюся роль в подготовке специалистов широкого профиля по многим естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам играют университеты, ставшие подлинными центрами науки и культуры. Воспитанники советских университетов успешно трудятся в различных отраслях народного хозяйства, в научных учреждениях, а также на педагогической работе в средней и высшей школе. Значительное место в подготовке специалистов широкого профиля для различных отраслей народного хозяйства занимают высшие технические учебные заведения. Они готовят специалистов по энергетике, металлургии, машиностроению и приборостроению, электронной технике, электроприборостроению и автоматике, радиотехнике и связи, химической технологии, лесоинженерному делу и технологии древесины, целлюлозы и бумаги.
Если взять, например, машиностроение и приборостроение, то общенаучная подготовка по этим специальностям будет примерно одинаковая, а специальная подготовка дифференцируется применительно к каждой из отраслей машиностроения и приборостроения.
Большое место в общей системе подготовки квалифицированных кадров занимает подготовка строителей, геодезистов и картографов, гидрологов и метеорологов.
Широкое распространение получила подготовка специалистов в области здравоохранения и физической культуры. Педагогические институты готовят в большом количестве квалифицированных учителей по всем предметам школьного обучения.
Сельскохозяйственные вузы решают задачу подготовки специалистов широкого профиля по сельскому и лесному хозяйству. Сложилась известная система подготовки инженеров транспорта, специалистов в области технологии продовольственных товаров, товаров широкого потребления, экономистов, юристов и работников искусства.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +