Партия доверила комсомолу вместе со школой осуществлять коммунистическое воспитание советских детей, поручила повседневное руководство пионерской организацией. На протяжении всей истории комсомола работа в школе составляла и составляет одно из основных направлений его деятельности.
Сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции в стране создаются революционные ячейки учащейся молодежи. К весне 1919 года эти ячейки объединились в «Союз учащихся-коммунистов», который к тому времени насчитывал до 8 тыс. членов. В середине апреля этого года в Москве состоялся I Всероссийский съезд учащихся-коммунистов. По решению съезда члены союза учащихся-коммунистов вошли в состав РКСМ. Большое значение для всей деятельности РКСМ в школе имело «Положение о работе РКСМ среди учащихся», принятое ЦК партии 11 мая 1919 года, в котором указывалось, что «школьные ячейки РКСМ... входят в Союз наравне с фабрично-заводскими ячейками» и что, помимо общих задач Союза, на них «возлагается работа по проведению в жизнь школьной революции». Школьные ячейки РКСМ стали мощным средством влияния комсомола на учащуюся молодежь. В своей деятельности они руководствовались ленинской программой воспитания подрастающего поколения.
Комсомол внес свой вклад в создание и упрочение новой системы народного образования. При его активной помощи в первые годы после революции были созданы новые типы школ: школы фабрично-заводского ученичества и школы крестьянской молодежи, которые повели настойчивую борьбу за привлечение к учебе широких масс пролетарской молодежи, за связь обучения и воспитания с трудом.
Вместе с органами народного образования школьные ячейки РКСМ проводили работу по ликвидации неграмотности. Когда в 1930 году было принято постановление о всеобщем обязательном начальном обучении, комсомол объявил себя шефом всеобуча. IX съезд комсомола, состоявшийся в январе 1931 года, одобрил работу комсомольских организаций по шефству над всеобучем и обязал мобилизовать 250 тыс. комсомольцев на ликвидацию неграмотности. Среди молодых культармейцев были тысячи учащихся, которые занимались с малограмотными и своим трудом создавали фонды для нужд школы, заботились о детях из малообеспеченных семей.
В эту пору комсомол горячо взялся за политехнизацию школы. Широкий размах приобретает движение юных натуралистов, техников, организуются поездки ребят из города в деревню и из деревни в город, проводятся экскурсии на предприятия. Школьники-комсомольцы вместе с заводской молодежью принимали самое активное участие в создании необходимой для политехнического и трудового обучения материально-технической базы школ.
Благодаря активной работе органов народного образования, комсомола, всей советской общественности подавляющее число детей и подростков было охвачено обучением в школе. Остро встал вопрос о качестве знаний учащихся, о воспитании у них ответственного отношения к учению, интереса к знаниям. На решение этих задач обратил особое внимание X съезд комсомола, проходивший в 1936 году. Исходя из указаний съезда, комсомольские организации школ провели большую работу по созданию широкой сети различных кружков: литературных, математических, физических, географических, химических, по организации школьных библиотек, пропаганде книги среди учащихся. Комсомольские организации выступили инициаторами читательских конференций, конкурсов и олимпиад юных физиков, химиков, математиков, смотров технического творчества, встреч с деятелями науки и техники. Именно в этот нериод начали проводить Всесоюзные слеты юных мичуринцев, выставки изобразительного и технического творчества детей.
В годы Великой Отечественной войны комсомольские организации школ главное внимание уделяли обеспечению нормальных учебных занятий в условиях военного времени, привлечению школьников к посильной помощи фронту. Комсомольские организации создавали «фронтовые бригады». Помогая старшим, школьники работали в госпиталях, в колхозах, совхозах, на промышленных предприятиях, собирали металлолом, лекарственные травы, ягоды, грибы.
Большую заботу комсомольцы проявляли о материальной базе школы: ремонтировали школьные здания, обеспечивали их необходимым инвентарем, учебно-наглядными пособиями, топливом, заботились о сохранении учебников, бумаги, о бережном отношении к школьному имуществу. Многие школы были заняты под госпитали, и учиться приходилось во временно приспособленных под школы помещениях, на дому, в клубах. Комсомольцы-школьники проявляли энергию, настойчивость в преодолении трудностей, помогали учителям организованно проводить занятия.
В годы войны комсомольцы-школьники показали массовый героизм. Сотни тысяч старшеклассников ушли добровольцами на фронт, проявили мужество и бесстрашие в боях с врагом. Многие из них за боевые подвиги удостоены высоких правительственных наград. На временно оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории комсомольцы, пионеры и школьники стали партизанскими связными и разведчиками. Золотыми буквами вписаны в историю Великой Отечественной войны имена комсомольцев-школьников Зои Космодемьянской, Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Любы Шевцовой, Володи Дубинина и многих, многих других. В оккупированных фашистами городах и селах возникали подпольные комсомольские организации и группы из учащихся. В освобожденных городах и селах комсомольцы организовывали ударные бригады по восстановлению разрушенных оккупантами предприятий, школ. По инициативе комсомола был создан Всесоюзный комсомольско-молодежный фонд помощи детям, в который поступило около 90 млн. рублей. В освобожденные города и села были направлены тысячи посылок от школьных комсомольских организаций. В годы Великой Отечественной войны комсомольцы доказали свою политическую зрелость.
В послевоенные годы комсомол организовал учащуюся молодежь на борьбу за глубокие и прочные знания, активно помогал учителям в повышении качества преподавания основ наук, в организации политико-воспитательной работы среди учащихся. Вопрос о работе комсомола в школе обсуждал состоявшийся в 1949 году XI съезд ВЛКСМ.
Отражением возрастающей роли комсомола в жизни советской школы явилось участие его в работе Всероссийского съезда учителей (1960), на обсуждение которого был вынесен доклад ЦК ВЛКСМ «Комсомол и школа». Съезд призвал учителей, педагогические коллективы повседневно опираться на помощь комсомольских организаций, поддерживать их авторитет, больше доверять комсомольцам, отказаться от мелочной опеки, предоставлять комсомольским организациям больше самостоятельности в решении разнообразных вопросов жизни ученических коллективов.
В период завершения перехода школ на всеобщее обязательное восьмилетнее обучение (1962) комсомол совместно с органами народного образования и исполкомами местных Советов, органами государственной статистики провел Всесоюзный комсомольский рейд по всеобучу; в микрорайонах школ и зонах пионерского действия создавались комсомольские и пионерские посты по всеобучу, осуществлялся контроль за работой учащихся, получивших переэкзаменовку на осень или оставленных на второй год (для них организовывались систематические занятия в загородных и городских пионерских лагерях, ученических производственных бригадах, в школах и по месту их жительства). Борьба за всеобуч для комсомольских организаций всегда являлась делом государственного значения. Введение в стране всеобщего среднего образования — это большая политическая, культурная и хозяйственная задача Советского государства. Комсомол и впредь будет, используя накопленный опыт, настойчиво и целеустремленно бороться за всеобщее обучение, заботиться о каждом ученике.
К XV съезду комсомола (1966) школьные комсомольские организации пришли с новым значительным опытом по формированию у школьников коммунистической убежденности, верности революционным традициям нашей Родины. Авторитет школьного
комсомола вырос, он насчитывает в своих рядах более 6 млн. школьников.
Вдохновляющим примером в воспитании нового человека является жизнь и деятельность основоположников научного коммунизма, пролетарских революционеров.
Большую работу по глубокому ознакомлению учащихся с жизнью Маркса, Энгельса, Ленина проводит комсомольская организация 204-й московской школы. В 1964 году здесь были проведены Марксовские чтения. Готовясь к ним, старшеклассники побывали в Музее Маркса и Энгельса, знакомились с политической и художественной литературой, рассказывающей об их жизни. Каждый учащийся написал реферат. Лучшие работы были прочитаны на итоговом вечере. С большим подъемом готовились комсомольцы и к Ленинским чтениям.
Как эстафету поколений восприняли старшеклассники Киргизии предложение Центрального Комитета комсомола республики стать активными участниками походов под девизом «Серебристая лыжня», посвященных памяти отцов, участников героического лыжного перехода Фрунзе — Москва, совершенного в 1936 году комсомольцами — курсантами Киргизского аэроклуба. Много интересного в работе комсомольской организации 8-й школы Томска: походы и экскурсии по местам революционной и боевой славы, дружба с людьми труда, дискуссионные клубы, работа с пионерами. И во всем комсомольский задор, романтика и большое чувство долга. Совместная работа комсомольских коллективов предприятий, колхозов, совхозов с комсомольцами школ — один из показателей возросшей связи школы с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Трудно представить общественную жизнь Самогай-ской средней школы Литвы в отрыве от жизни местного колхоза. Школа стала центром культурной жизни села. Школьный клуб — это клуб для всего колхоза, здесь библиотека на общественных началах, оркестр, созданный из молодых колхозников и старшеклассников. Драматический коллектив школы получает заявки от соседних деревень на год вперед. Комсомольские собрания, вечера дружбы стали традицией. Комсомольцы-школьники шефствуют над фермами и бригадами. Работа, проводимая школой в течение многих лет, благотворно сказалась на повышении культуры села.
В решениях XV съезда ВЛКСМ записано: «Одна из главных задач школьного комсомола — воспитание у каждого учащегося высокой сознательной дисциплины и ответственности за свою учебу, стремление к добросовестному и творческому овладению знаниями». Съезд потребовал от всех комсомольских организаций школ развивать познавательную активность учащихся, воспитывать у них чувство товарищеской взаимопомощи, нетерпимость к лодырничеству, пренебрежительному отношению к учебе.
В опыте школьных комсомольских организаций за последние годы утвердились такие формы работы:
ученические научные общества. В работе этих обществ активное участие принимают учителя, студенты, аспиранты, ученые, изобретатели, люди различных профессий;
клубы старшеклассников по отдельным отраслям науки, искусства и литературы;
комсомольские лектории, в которых старшеклассники приучаются к самостоятельному изучению и освещению отдельных научных проблем, к выступлениям перед широкой аудиторией;
университеты культуры, политических знаний для изучения отдельных вопросов марксистско-ленинской философии, общественных наук. Университеты возглавляют опытные и знающие специалисты;
районные (городские) лектории для учащихся. Эти лектории создаются при вузах, домах пионеров, профсоюзных клубах, привлекают к чтению лекций преподавателей и студентов, научных работников, инженеров, партийных и комсомольских работников, руководителей предприятий;
литературные диспуты, обозрения новинок художественной и научно-популярной литературы в районных и городских библиотеках, домах и дворцах культуры, подготовка аннотаций, стендов, проведение викторин на базе школьных библиотек;
опытническая работа в области биологии, химии и агрохимии, выполнение научных заданий по исследованию почв, результативности удобрений по поручению научно-исследовательских учреждений, местных организаций;
экскурсии, туристские походы и экспедиции с определенными исследовательскими заданиями, встречи учащихся с деятелями науки и культуры, со специалистами различных отраслей народного хозяйства. Прочное место в системе воспитания старшеклассников завоевали тематические вечера, конференции по отдельным проблемам изучаемых предметов, олимпиады, обсуждение научно-популярной литературы, читательские конференции, диспуты о прочитанных произведениях. Школьные комсомольские организации горячо поддерживают выпуск кружковцами альманахов, в которых публикуются лучшие работы старшеклассников, бюллетеней о достижениях науки и техники.
В наше время недостаточно говорить только о воспитании интереса к знаниям, нужно воспитывать у старшеклассников увлеченность наукой. В школе необходимо создать атмосферу творчества, романтики познания. «Прочти — это интересно и важно», «К вашим услугам журналы и книги», «Это должен знать каждый», «Новости науки и техники» — такие витрины есть во многих школах.
Повышению ответственности за учение способствует и работа комсомольских организаций среди населения: создание при школах, клубах, домоуправлениях консультационных пунктов, кружков, лекториев по пропаганде знании, распространение книги, оказание помощи учащимся школ рабочей и сельской молодежи, выработка мер по преодолению отсева из школ, обеспечение всеобуча.
Важнейшим направлением деятельности школьного комсомола является воспитание потребности отдавать полученные знания товарищам, коллективу, общему полезному делу. Традицией стали постоянная товарищеская взаимопомощь, помощь старших младшим, коллективная ответственность комсомольских групп за пионерский отряд.
Комсомол выступил зачинателем прогрессивных форм соединения обучения школьников с производительным трудом, организации общественно полезной деятельности учащихся. Ученические бригады сельских школ, комсомольско-молодежные лагеря городских школ в колхозах, на ударных комсомольских стройках — яркое свидетельство глубокого понимания школьными комсомольскими организациями своей роли.
Выступая на XV съезде комсомола, Л. И. Брежнев говорил: «Шефство города над селом — это одна из революционных традиций рабочего класса. Надо эту традицию бережно хранить и развивать, крепить дружбу между городом и деревней». Дружба городских и сельских ребят — замечательное средство воспитания, это одно из основных направлений в работе школьных комсомольских и пионерских организаций в последние годы.
В Оренбургской области созданы десятки лагерей труда и отдыха городских и сельских школьников. Лучшим из них является лагерь ученической бригады при Дедуровской средней школе. Ребята проводят опыты по сортоиспытанию. Благодаря их работе на полях хозяйства появилось просо «оренбургское-48». Ребята не только трудятся коллективно, но и коллективно отдыхают.
Жизненно важной проблемой школьников старшего возраста является проблема самоопределения. Каждый старшеклассник стремится «найти себя» — определить свое место в жизни. Но этот выбор в значительной степени зависит от предшествующего воспитания и влияния окружающих. Вот почему в период юношеского становления школа, комсомольская организация, коллектив педагогов должны помочь учащимся выбрать профессию по их способностям и с учетом требований народного хозяйства. К этой работе комсомола созданы секторы, занимающиеся профориентацией.
В ряде школ Челябинской и Свердловской областей в комитетах комсомола созданы секторы, занимающиеся профориентацией.
Одна из важнейших задач комсомола состоит в том, чтобы изо дня в день повышать идейную закалку молодежи.
В последние годы в школьных комсомольских организациях появилось много различных форм политического просвещения учащихся и, что особенно важно, эта работа стала более глубокой и целенаправленной.
Воспитание коммунистической убежденности, беззаветной преданности идеям коммунизма, народу — это основа основ всей системы политического просвещения в школе. Исходя из этого, школьные комсомольские организации строят систему политического просвещения таким образом, чтобы обеспечить глубокое понимание каждым школьником Программы КПСС, важнейших решений партии и правительства, изучение трудов классиков марксизма, истории КПСС и Ленинского комсомола, политического и социального положения молодежи в нашей стране и за рубежом, воспитывать умение правильно анализировать общественно-политические явления. К организации политического просвещения школьной молодежи комитеты ВЛКСМ активно привлекают опытных пропагандистов из числа старых коммунистов, ветеранов комсомольского движения, новаторов и героев труда, широко используют лучшие произведения литературы и искусства, историко-революционные фильмы, передачи радио и телевидения, периодическую печать.
Клубы юных марксистов, Ленинские чтения, политические клубы «Глобус», «Прометей», «Ленинский комсомол», тематические политдоклады, конференции, агитбригады, лекторские группы, семинары, интернациональные клубы, клубы юных журналистов и дискуссионные клубы — таковы рожденные инициативой комсомольцев и педагогов формы политического просвещения. Их сила в действенности, в том, что они не только помогают старшеклассникам познавать жизнь, но и активно вторгаться в нее, приносить пользу Родине.
Прием в комсомол, участие в молодежных праздниках, ритуалы комсомольских собраний и вечеров, соблюдение революционных, боевых и трудовых традиций Ленинского комсомола в повседневной практике работы комсомольских организаций оставляют неизгладимое впечатление у школьников. Интересные, насыщенные большим содержанием праздники и обычаи украшают жизнь комсомольцев и школы, воспитывают у ребят уважение к революционному прошлому, высокую идейность.
В осуществлении поставленных перед советской школой задач по коммунистическому воспитанию детей активная роль принадлежит Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.
В настоящее время в рядах Всесоюзной пионерской организации состоит 23 млн. детей 10—14 лет, это практически почти все учащиеся этого возраста.
Созданная по инициативе В. И. Ленина в первые годы после Великой Октябрьской революции, пионерская организация под руководством партии выросла из первых малочисленных детских групп в массовую организацию школьников. Коммунистическая партия и Ленинский комсомол помогли пионерскому движению найти правильный путь развития, наиболее верные методы и формы деятельности.
Пионерская организация внесла существенный вклад в воспитание советской молодежи, обогатила нашу систему воспитания множеством новых действенных методов. В пионерской организации младшие школьники и подростки получают большие возможности для развития инициативы, для удовлетворения своих интересов, стремлений к высокому общественному идеалу. Именно в пионерской организации дети получают первые навыки общественной работы, приобщаются к революционным традициям старших поколений, приобретают навыки коллективиста-организатора.
Работа пионерской организации высоко оценена Советским правительством, Коммунистической партией. В день своего славного сорокалетия в мае 1962 года Всесоюзная пионерская организация награждена высшей правительственной наградой — орденом Ленина.
В первые же годы революции в нашей стране с небывалой силой растет стремление детей к организации, к сплочению. Коммунистическая партия, придавая этому движению большое значение, всемерно поддерживает его и содействует дальнейшему развитию. В 1919 году в Москве на Красной площади состоялся парад молодежи, в котором принимали участие и дети. Перед молодежью выступил В. И. Ленин. Именно в организации детей видел он лучший путь воспитания коммунаров.
По поручению Центрального Комитета партии комсомол в конце 1921 года приступил к созданию пионерских отрядов. Первые из них были созданы в Краснопресненском, Сокольническом и Замоскворецком районах Москвы. Проходившая в Москве с 16 по 19 мая
1922 года Всероссийская конференция комсомола одобрила опыт москвичей и рекомендовала всем комсомольским организациям последовать их примеру. День 19 мая 1922 года стал днем рождения пионерской организации.
Воспринимая революционные традиции рабочего класса, пионеры вносили в школу новую, революционную струю, благотворно влияли на идейно-политическое воспитание всех учащихся.
Центральный Комитет Коммунистической партии с первых дней зарождения пионерского движения направлял его, помогал ему окрепнуть, стать большой воспитательной силой. По поручению Центрального Комитета партии Н. К. Крупская более 20 лет помогала комсомолу руководить деятельностью пионерской организации, постоянно привлекая к ее работе внимание коммунистов. За годы существования пионерской организации было принято 30 постановлений и резолюций партии по вопросам детского движения в стране, которые определили содержание и принципы деятельности пионерской организации. Огромное значение для развертывания пионерской работы имело постановление XII съезда РКП (б).
Активно помогали развитию пионерского движения видные общественные и государственные деятели нашей страны — Ф. Э. Дзержинский, А. М. Горький, М. И. Калинин, С. М. Киров, В. В. Куйбышев, П. П. Постышев, М. В. Фрунзе.
От поколения к поколению пионеры передавали наказ Ленинского комсомола, данный юной пионерии в траурные дни 1924 года, когда на пленуме ЦК РКСМ пионерской организации было присвоено имя великого вождя. «При жизни Ильича, под его руководством родились и крепли детские коммунистические группы Советской России, — говорилось в обращении участников пленума к пионерам. — Вы должны теперь быть достойны того великого имени, которое написано на вашем знамени».
Какие бы задачи ни выдвигали партия и комсомол на разных этапах развития нашей страны, пионеры всегда живо откликались на них и принимали посильное участие в общей борьбе народа за коммунизм. Борьба с беспризорностью детей, ликвидация неграмотности, коллективизация сельского хозяйства, героический труд по выполнению пятилетних планов, тяжелые годы войны с фашизмом, восстановление разрушенного хозяйства — каждая из этих вех в истории нашего народа была и славной страницей истории пионерской организации. Вот строчки из рапорта юных ленинцев XVI съезду партии: «Мы обучили грамоте свыше 10 тыс. неграмотных. Мы отправили в подшефные села 20 тыс. радиоприемников. Мы послали пионерам деревни свыше 500 тыс. книг, мы внесли на заем индустриализации 1 500 тыс. рублей. Мы с радостью рапортуем, что на средства, полученные от реализации утиля, куплено для колхозов 4500 тракторов».
Всеми своими делами пионеры стремились помогать Родине. Когда в 1939 году в Москве открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, пионерам было дано право вместе со взрослыми показать свои достижения. Здесь были представлены юные натуралисты, техники, участники экспедиций по изучению родного края, розыску ископаемых богатств. И если в первый год работы выставки результаты своего труда, свои умения демонстрировали около 4 тыс. пионеров, то через год их было уже 13 тыс. Группа пионеров за активную помощь колхозам была награждена орденами и медалями Советского Союза.
Подлинный героизм, самоотверженность проявляли пионеры в годы Великой Отечественной войны. 5 пионерам присвоено звание Героя Советского Союза. 36 тыс. пионеров награждены правительственными наградами.
В послевоенные годы свои усилия пионерская организация направляет на оказание помощи школе и учителю в борьбе за получение учащимися прочных знаний, укрепление дисциплины и вовлечение школьников в посильную общественно полезную работу. Широкое распространение получили пионерские экспедиции, путешествия по родному краю. Они значительно обогатили содержание пионерской работы, развили у ребят любознательность, чувство патриотизма.
Каждая пионерская дружина имеет свою специфику, свои традиции и планы. Но есть у юных ленинцев замечательная традиция — в наиболее значительных делах выступать всем вместе, сообща.
Каждый год 2 октября, в день, когда отмечается годовщина речи Ленина на III съезде комсомола, все юные пионеры страны выстраиваются на линейку, чтобы получить от партийных и комсомольских организаций, Центрального совета пионерской организации задание на год.
В 1960 году все пионерские дружины страны участвовали во Всесоюзном смотре в честь 90-летия со дня рождения В. И. Ленина, проходившем под девизом: «Учиться жить и работать по-коммунистически». Самым значительным итогом этого смотра явилось улучшение воспитания пионеров на примерах жизни и деятельности В. И. Ленина и революционных традициях.
Патриотическое движение рабочего класса за коммунистический труд родило новые формы социалистического соревнования в пионерской организации — движение отрядов и дружин за звание «Спутник семилетки». Это соревнование завоевало большую популярность у пионеров, так как предполагало конкретные дела, глубоко созвучные времени.
Новый подъем в работе отрядов и дружин страны вызвала подготовка к 40-летию пионерской организации, проведение пионерской двухлетки «Пионеры — Родине». Пионерская двухлетка — это новая, родившаяся по инициативе самих ребят форма участия пионеров и школьников в коммунистическом строительстве, теснее связавшая жизнь пионерских организаций с жизнью советского народа, с его борьбой за успешное выполнение народнохозяйственного плана.
Готовясь к славному юбилею в жизни нашей страны и всего прогрессивного человечества — к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, Центральный совет пионерской организации объявил в 1964 году Всесоюзный смотр пионерских дружин под девизом: «Сияйте, ленинские звезды!». Задания смотра предусматривали работу пионерии по воспитанию школьников на славных революционных, трудовых, боевых, интернациональных традициях советского народа, изучение жизни и деятельности В. И. Ленина, повседневную кропотливую работу по воспитанию сознательного отношения к учению, развитию детского творчества и его общественно полезной направленности, значительное улучшение физического и эстетического воспитания пионеров.
Все пионерские дружины и отряды страны приняли активное участие в походе боевой славы Всесоюзного смотра «Сияйте, ленинские звезды!», посвященного 50-летию Советской власти. Сотни пионеров и школьников страны участвовали во Всесоюзном походе по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Организуя эту работу, комсомольские организации разработали совместно с советами ветеранов войны, военными комиссариатами, музеями, географическими и историческими обществами задания и маршруты походов и экспедиций для пионерских дружин и отрядов. В походах и экспедициях принимают участие ветераны гражданской и Великой Отечественной войн.
Особенный размах и увлекательные для школьников формы эта работа приобрела в пионерских дружинах Дальнего Востока.
В Приморском и Хабаровском краях многие школы, детские дома, пионерские лагеря имеют шефов — воинов Советской Армии.
Смотр во многом способствовал заметному улучшению патриотического воспитания учащихся. Богатый опыт этой работы накоплен в пионерских дружинах Белоруссии, Украины, Казахстана, Московской, Ленинградской, Горьковской и других областей и республик.
Во Львове есть холм Славы — кладбище воинов, сынов всех народов многонационального Советского Союза, павших при освобождении Львова. Пионерская дружина 2-й школы-интерната Львова провела огромную поисковую работу и воссоздала, сделала достоянием народа историю жизни и подвига героев, захороненных на холме Славы.
Широкое распространение получили за последние годы отряды юных друзей пограничников (ЮДП). В конце пятидесятых годов они существовали лишь в пионерских дружинах нескольких школ. Теперь в пограничных районах страны нет школы, где бы не были созданы отряды ЮДП.
Комсомольские организации пограничных застав, кораблей и других подразделений направили по путевкам местных комитетов комсомола для работы с пионерами и школьниками своих лучших воинов.
Хорошей традицией стало проведение пионерских сборов, линеек и костров дружбы на пограничных заставах, прием в пионеры в комнатах боевой славы погранзастав, создание в школах уголков и выставок о пограничных войсках, совместный просмотр и обсуждение кинофильмов, обмен концертами художественной самодеятельности.
На пограничных заставах, кораблях и в других подразделениях войск за последние годы побывали тысячи пионеров и школьников. Под руководством пограничников ребята совершают увлекательные туристские походы по пограничным тропам, спортивные соревнования. Летом 1966 года во всех пограничных округах были проведены массовые военные игры, в которых приняли участие ребята местных школ.
В честь XV съезда ВЛКСМ и 48-й годовщины пограничных войск проведен смотр-конкурс работы отрядов ЮДП. Около 200 участников — победителей смотра-конкурса побывали в Москве.
Члены отрядов ЮДП совместно с пограничниками и членами добровольных народных дружин принимают активное участие в охране государственной границы.
За высокую бдительность, смелость и находчивость многие ребята награждены медалью «За отличие в охране государственной границы СССР».
В 1966 году лучшие юные друзья пограничников собрались на свой III Всесоюзный слет в Артеке. Проводятся такие слеты и в союзных республиках.
Пионерские дружины ведут эту работу в неразрывной связи с интернациональным воспитанием школьников. Именно углубление и активизация патриотического воспитания позволяет конкретнее и активнее приобщать школьников к революционным традициям народов нашей страны и всего мира.
Принимая участие в пионерском старте мира, во многих школах пионерские дружины создали клубы интернациональной дружбы, разноцветных галстуков, проводят эстафеты дружбы с пионерами союзных республик, с детьми зарубежных стран. Сотни пионерских дружин являются коллективными членами обществ дружбы с народами зарубежных стран. Во Всесоюзной викторине «У нас друзья на всей земле», проводимой «Пионерской правдой», участвовало за два года более 60 тыс. пионеров.
Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина поддерживает отношения с детскими демократическими организациями 80 стран мира. В играх, спорте, в совместном отдыхе рождается дружба между детьми различных рас и национальностей. С 1958 года в Артеке открыт Международный пионерский лагерь, в котором ежегодно отдыхают дети из всех республик Советского Союза и более чем из 40 зарубежных стран. По приглашению зарубежных детских организаций многие пионеры проводят летний отдых в международных детских лагерях других стран.
Большой и плодотворный путь пройден советской школой за 50 лет. Сложилась система общественного воспитания детей, проверены жизнью и усовершенствованы теория и практика обучения и воспитания. Школа и комсомол провели огромную работу по осуществлению ленинского принципа связи школы с жизнью, соединения обучения с производительным трудом учащихся, улучшению идейно-политического, этического, эстетического и физического воспитания школьников. Заметно повысилось внимание общественности к вопросам коммунистического воспитания молодежи, наметилась тенденция преодоления известного разрыва между обучением и воспитанием.
Вопросы обучения и воспитания подрастающей смены всегда были в центре внимания партии. В Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом КПСС, четко определена роль советской школы: «В общественном воспитании подрастающего поколения повышается значение школы, которая призвана прививать детям любовь к труду, к знаниям, формировать молодое поколение в духе коммунистической сознательности и нравственности. Во всем этом высокая, почетная и ответственная роль принадлежит народному учителю, а также комсомольской и пионерской организациям». Деятельность советской школы, комсомольских и пионерских организаций направлена на неуклонное выполнение задач, поставленных Программой КПСС.
Претворяя в жизнь решения XXIII съезда КПСС, ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление (ноябрь 1966 года) «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», которое указывает пути дальнейшего совершенствования системы народного образования и воспитания учащихся и дает ответы на многие важнейшие вопросы деятельности советской школы на современном этапе.
Большое место в постановлении уделено вопросам улучшения воспитания и укрепления сознательной дисциплины школьников. Деятельность школы, комсомольских и пионерских организаций направляется на воспитание у учащихся идейной убежденности, любви к знаниям, к труду.
Требуя повышения ответственности производственных и общественных организаций за воспитание детей в семье, постановление подчеркивает, что вопросы воспитания детей должны быть предметом постоянного внимания и помощи со стороны Министерства культуры, творческих организаций и союзов, ВЦСПС, ЦК комсомола, производственных организаций. Но центром воспитательной работы с детьми и в учебное и внеучебное время, в городе и на селе должна оставаться школа, потому что она имеет самые квалифицированные кадры педагогов-воспитателей. Под руководством Коммунистической партии и правительства, опираясь на помощь общественности, комсомола, советская школа решает важнейшие задачи подготовки всесторонне развитых членов коммунистического общества, воспитания подрастающего поколения бодрым, жизнерадостным, уверенным в своих силах, готовым преодолевать любые трудности в борьбе за победу коммунизма.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.