У истоков мордовской литературы и просвещения мордовского народа заслуженно стоит имя известного поэта, педагога и общественного деятеля Захара Федоровича Дорофеева.
Только исключительное упорство, самоотверженный труд и безграничная любовь к своему народу помогли ему в условиях царского самодержавия пробиться к свету, к знаниям, к культуре, стать поэтом и учителем. Решающую роль в судьбе З. Ф. Дорофеева сыграл тот факт, что с пятнадцати лет он прочно и навсегда связал свою жизнь с революционным движением в России. Позднее, в 1924 году, он напишет в анкете: «...принадлежу и буду принадлежать только к РКП (б)». Это надежное основание помогло ему преодолеть многие трудности и избежать многих ошибок и заблуждений на пути к гражданской, поэтической и педагогической зрелости.
Захар Федорович Дорофеев родился 24 марта (5 апреля) 1890 года в большом мокшанском селе Салазгорь бывшего Спасского уезда Тамбовской губернии, ныне Торбеевского района Мордовской АССР. Семья была большая. С ранних лет все дети приобщались к труду: пахали, сеяли, косили, жали, молотили, помогали по хозяйству, ухаживали за младшими.
В семье высоко ценилась грамотность и, несмотря на трудности, все дети ходили в школу. Салазгорьское училище окончил и Захар, радуя родных своими успехами. Ему хотелось учиться дальше, и он в 1901 году предпринял попытку поступить в начальную мордовскую школу при Казанской учительской семинарии, но принят не был. Вернувшись домой, Захар Дорофеев продолжает образование в Виндреевском двухклассном церковно-приходском училище с четырехгодичным сроком обучения. Здесь властвовали муштра, зубрежка, молитвы, суровый режим. Отдушиной было чтение стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Но мальчик не оставлял мечты о профессии учителя, о семинарии. «Завернусь бывало в зимнюю ночь в мордовскую шубенку и долго-долго не засыпаю на полатях: все мечтаю о семинарии, о семинаристах, где жизнь мне казалась, как в раю», — писал в автобиографии Захар Дорофеев.
Осенью 1905 года после отличной сдачи вступительных экзаменов он был зачислен на подготовительное отделение семинарии. Способного юношу заметил Макар Евсевьевич Евсевьев. Он привлекал его к изучению мордовского фольклора, поддерживал его первые стихотворные опыты. На творчество Дорофеева благотворное влияние оказала русская литература — Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Кольцов. Он знакомится с работами революционных демократов — Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Юный поэт успешно выступает на литературных вечерах, печатается в газетах «Волжский вестник» и «Волжско-Камская речь».
Революционные бури 1905 года ворвались в стены семинарии, оказали большое воздействие на формирование личности будущего поэта и общественного деятеля. Здесь прошли манифестации и сходки. Захар Дорофеев участвует в работе нелегального кружка, составлении и распространении листовок, читает запрещенную литературу. В семинарии были приняты все меры, чтобы подавить бунтарские настроения учащихся. После долгих расследований 30 из них, в том числе и Захар Дорофеев, постановлением педагогического совета от 30 мая 1906 года были исключены из семинарии. И только отсутствие прямых улик и заступничество М. Е. Евсевьева помогли Дорофееву после «серьезного внушения» продолжить обучение и успешно закончить это учебное заведение. М. Е. Евсевьев дал выпускнику прекрасную характеристику: «Особенно интересовался Дорофеев русской литературой и естественными науками. В третьем классе делал попытки писать статьи, причем некоторые из них выходили недурно. На литературных вечерах в семинарии всегда выступал со своими произведениями. На выпускном экзамене Дорофеев дал отличный пробный урок по географии в начальной мордовской школе при семинарии. Довольно хорошо знает и может вести хоровое пение в школе. Характера Дорофеев мягкого и добродушного. С товарищами всегда находится в хороших отношениях... Можно надеяться, что из него выйдет хороший учитель».
1909 год — знаменательная веха в жизни З. Ф. Дорофеева. Он назначается учителем Польско-Ардашевской школы Темниковского уезда Тамбовской губернии. Хотя Дорофеев знал о нищете, бесправии и темноте родного народа не по наслышке, но то, с чем встретился молодой учитель здесь, превзошло все его ожидания. Мордва и прежде находилась под тройным гнетом: царских чиновников, местных богатеев и духовенства, а с наступлением реакции после поражения первой русской революции 1905—1907 годов и неурожая 1909—1911 годов положение народа стало невыносимым, что приводило к многочисленным антипомещичьим выступлениям. Особенной активностью отличались крестьяне Темниковского уезда, где «в период столыпинской реакции ежегодно содержалось от 90 до 115 арестантов».
В Польском Ардашеве молодой учитель столкнулся с большими трудностями: до него в селе не только не было учителя, но не было и самой школы как таковой, поэтому занятия приходилось проводить в крестьянских избах. Многие родители не пускали своих детей в школу.
И только неиссякаемая энергия, горячая любовь к родному народу помогли учителю завоевать авторитет среди жителей села и сделать школу центром культурной жизни не только Польского Ардашева, но и близлежащих сел. Здесь была создана библиотека, накоплено немало репродукций с картин великих русских художников. В школе устраивались громкие читки, проводились беседы, демонстрировались диапозитивы. Очень часто эти вечерние беседы заканчивались пением мордовских и русских народных песен.
Первая мировая война, в окопах которой З. Ф. Дорофеев находился около года, февральская революция и разочарование во Временном правительстве окончательно освободили его от иллюзий просветительства и привели к пониманию необходимости революционного преобразования общества, в конечном счете — к большевикам.
К своей любимой работе в Польско-Ардашевской школе З. Ф. Дорофеев сумел вернуться лишь в конце 1917 года, а в мае 1918 года он назначается заведующим Темниковского УОНО и внештатным инспектором Тамбовского ГУБОНО. С этого времени вся его жизнь принадлежит партии большевиков. Позднее на вопрос анкеты: «Какую работу считаете наиболее подходящей для себя?», он ответит: «Область просвещения по усмотрению партии». С 1919 года — он член РКП (б) и с этого же года — член укома Темниковской партийной организации.
Летом 1918 года Темниковский уисполком направляет З. Ф. Дорофеева в Москву на учительский съезд-курсы, созванный Наркомпросом РСФСР. Одновременно З. Ф. Дорофеев участвует в работе Первого Всероссийского съезда учителей-интернационалистов, где ему посчастливилось услышать выступления В. И. Ленина, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского.
После возвращения из Москвы он активно включился в борьбу за претворение в жизнь программы создания единой трудовой школы, выработанной под непосредственным руководством В. И. Ленина. По инициативе Захара Федоровича в уезде создается революционный учительский профессиональный союз — союз учителей-интернационалистов. Дело в том, что в руководстве правления местного (да и не только местного!) отделения Всероссийского учительского -союза оказалось немало людей откровенно правых взглядов, что они и продемонстрировали на учительском съезде Темниковского уезда, состоявшемся в апреле 1918 года. Мириться с этим было нельзя.
В сентябре 1918 года в Темникове вновь созывается уездный съезд по народному образованию. С докладом «О задачах учительства в организации народного образования» выступил З. Ф. Дорофеев. Съезд прошел под знаком ленинских указаний по коренной перестройке народного образования. В частности, в резолюции, принятой на съезде, говорилось: «Призвать все учительство к дружному объединению для проведения в жизнь идей Единой трудовой школы, направленных для блага и счастья народа».
Но враждебные Советской власти силы не унимались. На внеочередном уездном учительском съезде, состоявшемся в Темникове в январе 1919 года, им удалось повести за собой часть учительства. Захар Федорович был отстранен от руководства народным просвещением. Но борьба, разъяснение политики большевиков, работа в учительских массах продолжались, и вскоре его вновь утверждают заведующим уездным отделом народного образования. Процесс создания новой советской школы шел с большим напряжением сил. В Темниковском уезде царил голод, квалифицированных педагогов не хватало, не было топлива, керосина, денег на зарплату учителям; кулацкие банды, подстрекаемые духовенством, терроризировали сельское население. Из-за тяжелого финансового положения и нехватки учителей, как отмечается в «Истории Мордовской АССР», часть школ Мордовии была закрыта, часть была переведена на местный бюджет, в отдельных селах школы содержались за счет средств, собираемых с населения. В этих условиях З. Ф. Дорофеев провел колоссальную работу по реорганизации школы в Темниковском уезде: расширялась сеть школ, составлялись новые программы, проводились курсы по переподготовке учителей и политпросветработников, открывались библиотеки, клубы, избы-читальни. Он поддерживал все новое, что появлялось в жизни школ, ратовал за соединение обучения детей с производительным трудом, рекомендовал открывать в школах столярные и иные мастерские.
Вел исключительную по своим масштабам агитационную работу: выступал на митингах, читал лекции учителям, вел антирелигиозную пропаганду, был инициатором организации уездной совпартшколы, преобразованной позднее в Темниковский коммунистический университет. Для его слушателей З. Ф. Дорофеев создает оригинальное пособие «Таблица-плакат строения человеческого общества». Это пособие свидетельствует о научной эрудиции автора, об умении очень сжато, доступно изложить довольно сложный, материал.
Таким образом, коренная перестройка школы в далеком Темниковском уезде, несмотря на трудности, продолжалась. Этот процесс развития социалистической культуры мордовского народа был составной частью культурной революции в целом по стране.
В 1923 году Захар Федорович назначается заведующим Пензенским губернским отделом политпросвета, с его помощью в национальных селах создаются новые школы, а при педагогическом техникуме в Пензе организуется мордовское отделение. Он недолго занимал эту должность, но тот факт, что ЦК РКП (б) трижды предлагал, бюро губкома партии откомандировать З. Ф. Дорофеева в распоряжение ЦК, свидетельствует, как пишет О. М. Савин, о том, что «энергичный и опытный партиец... действительно нужен был в губернии...».
С октября 1923 года З. Ф. Дорофеев работает в Москве в центральных советских и партийных органах: сначала инспектором Совета национальных меньшинств Hapкомпроса РСФСР, затем в Наркомнаце, в Мордовской секции при АПО ЦК РКП (б) в мордовском отделе Центрального издательства народов СССР.
Большое внимание он уделяет организации губернских конференций работников просвещения мордвы в Пензе, Саратове, Самаре, Алатыре, изучает положение дел на местах. В частности, в 1924 году Захар Федорович неоднократно бывал в мордовских уездах Пензенской и Тамбовской губерний, где инспектировал школы, выступал перед, учителями и населением с докладами и лекциями. Материалы этих поездок публиковались в журналах и таким образом были доступны широкому кругу учительства.
Будучи секретарем Мордовской секции ЦК РКП (б), он сыграл важную роль в организации Всероссийского-съезда мордовских работников просвещения. В сентябре 1924 года этот съезд созывается в Москве. В его работе приняли участие просвещенцы Нижегородской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской губерний, Башкирской и Татарской АССР. В президиуме съезда были такие видные мордовские деятели просвещения, как З. Ф. Дорофеев, М. Е. Евсевьев, Е. В. Скобелев, Ф. Ф. Советкин и другие. Перед делегатами выступил нарком просвещения А. В. Луначарский.
На съезде были рассмотрены важнейшие вопросы о языке обучения в мордовских школах, о работе мордовских педтехникумов, об издании учебников и книг на мордовских языках, о едином мордовском литературном языке и другие. Даже этот перечень свидетельствует об огромной работе, проделанной съездом. И пусть не все проблемы были решены сразу, но само внимание к ним говорило о том, что просветители мордовского края стояли на правильном пути.
Вскоре после съезда систематически стали проводиться различные курсы переподготовки учителей мордовских школ, выросла сеть школ в мордовских селах, значительно был увеличен специальный лимит на внеконкурсный прием мордвы в техникумы и высшие учебные заведения страны, увеличилось издание учебной и художественной литературы на мордовских языках. С 1924 года начинает свою работу языковая комиссия, в которую вошли З. Ф. Дорофеев, П. С. Глухов, А. П. Рябов.
Важную роль в строительстве мордовской школы сыграл Второй Всероссийский съезд учителей мордовской национальности (сентябрь 1925), на котором председательствовал З. Ф. Дорофеев. Он выступил с одним из основных докладов, в котором поставил вопрос об улучшении преподавания родного языка. Одновременно указал на необходимость изучения в мордовской школе русского языка. Многие его мысли актуальны сегодня. Он говорил: «Некоторые из наших авторитетных товарищей... указывают, что русский язык должен проходить как иностранный язык... Я почему-то думаю, что русскому языку мордви-«енок обучится скорее, чем немецкому, потому что чуть ли не с самых пеленок он слышал русские фразы в мордовской семье. ...Всюду и везде мы сталкиваемся с русским населением. Вот это и должно быть положено в ос-анову обучения русскому языку. Я считаю, что русский язык обязательно должен преподаваться в мордовской школе и не просто как язык, а как язык именно революции, как язык революционного народа».
З. Ф. Дорофеев понимал, что без добротных учебников ла родном языке проблему школьного строительства не решить. Поэтому он интенсивно работает над созданием учебников для детей и взрослых. И вклад, внесенный им в эту область, невозможно переоценить. В период с 1925 по 1932 год он создал 15 учебников и учебных пособий на мокшанском языке. А первыми ласточками были букварь для детей «Валда ян» («Светлый путь») и «Мокшень валке» («Мокшанский букварь») для взрослых (1925).
В последующие годы были созданы книги для чтения «Од веле» («Новая деревня», 1926—1928), «Пиже пакся» («Зеленое поле», 1927), «СССР-сь» («СССР», 1929), букварь на мокшанском языке, «Якстере теште» («Красная звезда», 1930) и другие.
Все учебники и учебные пособия З. Ф. Дорофеева вобрали в себя новейшие достижения педагогической мысли своего времени, опыт народной педагогики и свой собственный. Они оснащены ярким речевым материалом: сказками, пословицами, поговорками, песнями, собственными стихами, краткими рассказами о хозяйственной деятельности местного населения, о важнейших событиях в жизни страны и за рубежом. Захар Федорович включал в свои учебники переводы произведений классиков русской и советской литературы.
Учащиеся мордовских школ пользовались его учебниками вплоть до 1932 года. Да и в последующие годы, будучи главным редактором редакции учебной литературы, издаваемой на мордовских языках, Учпедгиза РСФСР, он оказывал большую помощь в подготовке и издании учебной литературы на мокшанском и эрзянском языках.
Важная просветительская миссия принадлежит З. Ф. Дорофееву как основоположнику мордовской литературы. В 1912 году произошло знаменательное событие не только в его жизни, но и в истории мордовской культуры — в Москве был издан первый поэтический сборник «Песни и думы народного учителя». В нем поэт выразил думы и чаяния народа, веру в неминуемое и скорое торжество свободы, равенства и братства людей.
Яркий след в мордовской литературе оставило его послереволюционное творчество. В своих стихах поэт прославлял революцию, труд и знание. Одним из первых среди мокшанских поэтов он воспел Владимира Ильича Ленина. В 1925 году выходит его второй поэтический сборник «Эсь мороньке» («Свои песни»). Кроме оригинальных стихов и песен в него вошли переводы известных революционных песен «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Замучен тяжелой неволей», «Красное знамя» и другие. Они способствовали развитию мордовской музыкальной культуры.
В 1934 году в Москве издается сборник песен З. Ф. Дорофеева, впервые положенных на музыку и в нотной записи. Его широко использовали в школьной практике мордовские учителя.
Великую Отечественную войну З. Ф. Дорофеев встретил уже немолодым человеком, давали о себе знать и раны, полученные еще в 1916 году. Тем не менее он без промедления записывается добровольцем в народное ополчение и отправляется на фронт. Но осенью 1941 года под Смоленском он тяжело заболел и был демобилизован. С этого времени тяжелый недуг так и не позволил ему встать в строй. 18 июля 1952 года перестало биться сердце коммуниста, который своей общественной, литературной и педагогической деятельностью, всей своей жизнью являл пример бескорыстного и самоотверженного служения родному народу, его идеалам и интересам.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.