Диктатура, которую мы сейчас имеем, еще один раз подтвердила научность марксизма, еще раз показала то, что, пользуясь марксизмом, мы можем не только заглядывать в будущее, ной приближать его. И на нашем знамени, на котором написано «борьба за коммунизм», тем самым вписана борьба за нового человека, за гармонически развитую личность. После Парижской коммуны мы впервые имеем такой государственный строй, который пытается через все приводы, через всю систему мер выковать новую экономику и нового человека. Это одна из задач диктатуры пролетариата, государства в целом. Вот почему клеветой на диктатуру пролетариата Ленин считал недоучет ее воспитательной работы. Вот почему он писал: «Буржуазия старается затушевать важную роль диктатуры пролетариата, ее воспитательную задачу, особенно важную в России, где к пролетариату принадлежит меньшинство населения. А между тем эта задачи должна выдвигаться на первый план» (3 ноября 1920 г.). Смысл диктатуры пролетариата—добиться тех условий, в которых возможно существование гармонически развитого человека.
По мере того, как мы приближаемся к коммунизму, изменяются и люди. Их надо изменять в процессе переустройства. И чем быстрее идет этот процесс, быстрее должны изменяться и они. Иначе будут ножницы. Иначе будет тормозиться процесс строительства. Но для такой переделки людей недостаточны старые способы переделки. Нужны особые приводы. Особые школы. И они есть.
Партия учит, советы учат, профсоюзы — школа коммунизма, — говорим мы. И это не фигуральные выражения, это не беспечность В. И. Ленина к «научной» педагогической терминологии, как это пытается изобразить Пинкевич. Нет. В этом подчеркивается одна из основных задач этих организаций. Так осуществляется «целевое изменение социального поведения». В этом состоит характерная особенность педагогики переходной эпохи. Целевое воспитание протекает не только в рамках учреждений Наркомпроса, ВОНХ и т. п. учреждений, специально предназначенных для воспитательных задач. Нет. Но и по иным каналам. Предмет педагогики таким образом расширяется не только в том смысле, что она имеет дело и с воспитанием взрослого, но и тем, что воспитание это протекает и в учреждениях, и организациях, которые одной из своих задач, зачастую не решающей, ставят и эту задачу.
Роль, удельный вес педагогики меняется, так как перевоспитание миллионов становится задачей не только партии и профсоюзного, но и государственного аппаратов в целом. И чем дальше, тем больше: так как «меры принуждения будут сменяться все больше и больше методами убеждения». Такова тенденция процесса. Это надо со всей решительностью и ясностью сказать.
А. Калашников колеблется: «Эта цитата очень четко обрисовывает ту группу воздействия общественно-государственного аппарата, которые могут стать при известных условиях предметом педагогики. Но это только первая, правда, решающая черта. И вместе с тем, первая линия разногласий. Есть и другие. По иному складываются в переходную эпоху взаимоотношения между экономикой, политикой и педагогикой. Неправы те, кто идет вместе с А. Г. Калашниковым и вместе с ним утверждает следующее: «Метод планового хозяйства ни в какой мере не ликвидирует социального формирования человека в прежнем его толковании, т.-е. последнее будет состоять из двух процессов: процесса стихийного, необходимого в данных общественных условиях формирования психики человека, и процесса целевого, организованного воспитания». Это не верно. Неверно потому, что меняется взаимоотношение между «стихийным» и «организованным», меняется удельный вес «организованного»: то, что было «стихийным», становится организованным. А это самое существенное, самое важное. Надо увидеть своеобразное, новое, то, что отличает нас от прошлого. В этом суть. А не говорить о том, что еще осталось от прошлого. Так как и это оставшееся находится в ином окружении, в иных связах и т. д.
Своеобразия не видит А. Г. Калашников. Он в прошлом. Он тянет назад. А нам надо вскрывать, изучать настоящее, растущее, намечающееся. А оно и вот в чем. У нас сейчас больше чем когда бы то ни было возможностей сознательно изменять поведение человека и не только путем агитации, пропаганды, но и путем ряда экономических мер. И мы это делаем. Берем самый простой пример. «Коммуна», «совхоз», «колхоз». Кто может сомневаться в том, что эта надежнейшие способы «переделки нравов общества, надолго загаженных проклятой частной собственностью». Именно так, И неверно утверждение о том, что экономист-законодатель никогда в точности предусмотреть не может и очень часто совершенно не интересуется «изменением поведения, происходящим в результате перехода к коллективному сельскому хозяйству». Неверно это, во-первых, потому, что изменение поведения в результате этого перехода можно более точно предвидеть, чем изменение поведения в результате пребывания в школе; во-вторых, потому, что не может не интересоваться этим процессом экономист, так как в проблему создания нового человека упирается и развитие промышленности, так как его задача не в том, чтобы добиваться эффекта, а в том только, чтобы этот результат был нашим, лил воду на нашу мельницу. И не учитывать это, совершенно не интересоваться этим у нас — нельзя.
Это взаимосвязные вещи, особенно у нac. И игнорировать это — нельзя.
Мы учили массы на собственном практическом опыте. И в первую очередь мы должны, можем учить на опыте, который мы создаем путем ряда экономических мер, которые мы развертываем по плану, с определенными задачами. Отказаться от этого было бы величайшей глупостью. Я никто нигде не отказывается. Наоборот, мы пытаемся ускорить, сознательно ускорить процесс. В этом смысл борьбы за развертывание школ, детсадов, изб-читален, кино в коммунах, совхозах, колхозах. В. этом смысл бытовых секций. За новый быт ведем мы борьбу. За иное отношение к общественной собственности, за иное отношение к людям. И ячейка в коммуне занимается этим, и в ее руках ряд приводов.
Мало того. Дело ставится шире. Мы пытаемся пропитать теми новыми настроениями, которые рождает коллективное хозяйство, мы пытаемся ими заразить и необъединенных в коммуны крестьян. Мы это делаем. Этого требуют от нас и «экономисты». А. Калашников утверждает, что они не интересуются этими изменениями поведения. Не верно это.
Но он идет дальше. Он утверждает, что и интересоваться этим не следует, так как мы все равно не сможем предвидеть эти изменения.
Но учет—это не есть еще точное знание, говорит он, и поэтому результаты экономических мероприятий особенно постольку, поскольку они производят новые производственные отношения, почти невозможно предвидеть в отношении тех изменений, которые происходят в поведении человека, так как здесь возникают новые условия социального окружения человека, которые также никогда не существовали, и поэтому предвидеть действие их на человека является почти невозможным.
Ну, а как же быть, если поверить Калашникову, с Марксом, Энгельсом, Лениным? Они предвидели.
Энгельс еще в принципах коммунизма писал: «Уже нынешняя промышленность все меньше в состоянии пользоваться такими людьми. Тем более промышленность, управляемая всем обществом планомерно и в общественном интересе, нуждается в людях со всесторонне развитыми способностями, в людях, способных ориентироваться во всей системе производства. Разделение труда, расшатанное уже в настоящее время машиной и превращающее одного в крестьянина, другого в сапожника, третьего в фабричного рабочего, четвертого в биржевого спекулянта, — исчезнет совершенно. Воспитание позволит молодым людям быстро знакомиться со всей системой производства, оно позволит им поочередно переходить от одной отрасли производства к другой, в зависимости от потребностей общества или их собственных склонностей. Таким образом, воспитание освободит их от той односторонности, к которой вынуждает в настоящее время каждого современное разделение труда. Таким образом общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применить их всесторонне развитые способности.
Энгельс предвидел! И с ним спорит, его опровергает Калашников. Но это жгучий спор.
Как быть с коммунами, если поверить Калашникову?
Предвидеть действие их на человека является «почти невозможным». Не получим ли мы из них вместо коммунистов-коммунаров контреволюционеров, собственников, эгоистов, ведь «предвидеть почти невозможно».
И это повторяет Калашников не один раз.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.