Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Политехническое воспитание (П. Пинкевич)


"Спорные проблемы марксистской педагогики", сб. статей под ред. А. З. Иоанисиани
М., Изд-во "Работник просвещения", 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В основу организации политехнической школы Маркс кладет следующие принципы: во-первых, построение школы на базе крупного производства, во-вторых, органическое соединение обучения с производительным трудом детей, «в-третьих, всестороннее развитие человека в-четвертых, учет психофизиологических особенностей детей в процессе воспитания и, наконец, в-пятых, наличие таких общественных отношений, при которых устраняется эксплуатация, — т.е. наличие диктатуры пролетариата или условий социалистического общества. Разумеется, указанные принципы не исчерпывают сущности политехнической школы, но они являются главнейшими.
Основным базисом политехнической школы выступает не ремесло и не ручной труд, а крупное производство. Это необходимо подчеркнуть тем более, что даже до сих пор продолжает существовать теория, которая неправильно признает возможным строить политехническое воспитание на основе ручного труда.
В новейшее время некоторые передовые педагоги стали отождествлять теорию всестороннего развития с теорией политехнического воспитания, независимо от того, с какой экономической базой воспитание связывается—с крупным или мелким производством. А между тем, Маркс довольно определенно указывал, что политехническая школа вырастает из фабричной системы. Вот несколько его замечаний: «Крупная промышленность своими катастрофами,— говорит он,— делает вопросом жизни и смерти признание перемены труда, а потому и возможно большей многосторонности рабочих за всеобщий закон общественного производства, к нормальному осуществлению которого должны быть приспособлены отношения». Условия капиталистического производства породили потребность в замене частичного рабочего всесторонне развитым индивидуумом. А как воспитать такого индивидуума? Главным образом, через политехнические школы.
«Одним из моментов этого процесса переворота, стихийно развившимся на основе крупной промышленности, — продолжает Маркс, — являются политехнические и сельскохозяйственные школы, другим — промышленные школы для продолжения образования, в которых дети рабочих получают некоторое знакомство с технологией и с практическим применением различных орудий производства». Стало быть, в результате современного технического развития явилась потребность во всесторонее развитых производителях, а для воспитания таких производителей возникла необходимость в политехнических школах, которые представляют собою один из моментов развития крупной промышленности. Наряду с политехническими школами возникли сельскохозяйственные школы, а также промышленные. Как видно отсюда, Маркс не отождествляет политехнические школы с сельскохозяйственными и промышленными, а различает их, указывая, что и это последние являются результатом развития крупной промышленности. Сельскохозяйственные и промышленные школы являются профессиональными учебными заведениями, поскольку в крупной промышленности и сельском хозяйстве сохранилось еще техническое разделение труда, и в зависимости от этого требовалась профессиональная квалификация производителей. Но эти профессиональные школы отличались от обычных профессиональных учебных заведений тем, что они опирались не на мелкое производство, а на крупное. Политехнические школы являлись прямой противоположностью профессиональным школам: они имели своим назначением дать не специальную, а всестороннюю производственную подготовку и опирались на те элементы в царской промышленности, которые выступали отрицанием технического разделения труда. Политехнические школы не могут быть ни промышленными, ни сельскохозяйственными: они являются универсальными и опираются одновременно как на промышленность, так и на сельское хозяйство.
Маркс, безусловно, имел в виду политехническую школу, когда говорил следующее: «Из фабричной системы, как можно проследить в деталях у Роберта Оуэна, вырос зародыш воспитания будущего, который для всех детей с известного возраста соединит производительный труд с обучением и гимнастикой, причем это будет не только методом повышения общественного производства, но и единственным методом создания всесторонне развитых людей». Приведенная цитата является особенно знаменательной. Недаром она теперь повторяется всегда, когда хотят отметить взгляды Маркса на воспитание. В ней — квинт-эссенция политехнической школы. Здесь указано, что политехническое воспитание, выросшее из фабричной системы, является зародышем воспитания будущего, что сущность этого воспитания заключается в соединении производительного труда детей с обучением и гимнастикой, что в процессе производства будут воспитываться все дети с известного возраста, что такое воспитание будет служить методом повышения общественного производства и методом создания всесторонне развитых людей.
Таким образом важнейшим признаком политехнического воспитания является соединение производительного труда детей с обучением и гимнастикой. «В социалистическом обществе — говорит Энгельс, — труд и воспитание будут соединены, и для этого предполагается обеспечить подростающим поколениям всестороннее техническое образование». Это же подтверждает и Ленин, Он говорит, что «нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием знания». И дальше Ленин указывает, какое отношение последователи Маркса имеют к труду женщин и подростков, занятых в крупной промышленности, «эту мысль, — говорит он, — высказали еще старьте великие утописты; ее вполне разделяют и «ученики», которые именно по этой причине, между прочим, не восстают принципиально против промышленного труда женщин к подростков, считают реакционным попытки запретить совершенно этот труд и настаивают лишь на постановке его в условия вполне гигиенические».
Итак, с точки зрения последовательного марксизма промышленный труд женщин и детей принципиально признается допустимым даже в капиталистическом обществе, разумеется, лишь при том условии, если обеспечены вполне гигиенические условия труда и если детский труд соединяется с воспитанием.
Политехническая школа, как указано выше, имеет своим назначением воспитать всесторонне развитых людей. Это вызывается потребностями производства. Всесторонне развитые люди повышают производительность труда. Следовательно, политехническое воспитание, как указывает Маркс, есть процесс с двумя сторонами: во-первых, оно есть метод повышения общественного производства и, во-вторых, является «методом создания всесторонне развитых людей». Подчеркиваем, что у Маркса под всесторонне развитыми людьми понимаются не отвлеченные и гармонически развитые личности, а определенные категории всесторонне развитых производителей. Здесь задачи воспитания вырастают из экономических условий и подчиняются потребностям крупной промышленности. Способность к труду, образование, плюс здоровье—вот основные черты человека, воспитанного в политехнической школе.
О характере будущего производителя Энгельс весьма отчетливо говорит в следующих словах: «Освобожденное от пут капиталистического производства общество может пойти еще дальше в этом направлении. Порождая новое поколение всесторонне развитых производителей, понимающих научные основы всего промышленного производства и изучивших практически, каждый в отдельности, весь ряд отраслей производства от начала до конца, оно может создать новую производительную силу, которая с избытком покроет расход по перевозке из самых отдаленных пунктов сырья и горючих материалов».
Следовательно, всестороннее развитие производителей, между прочим, заключается в том, что последние знакомятся с научными основами всего промышленного производства не только теоретически, но и практически, путем непосредственного участия в процессе производства. Эта мысль Энгельса совпадает с известной частью резолюции I конгресса I Интернационала, которая была составлена Карлом Марксом. В указанной резолюции говорится следующее: «Под образованием мы понимаем три вещи: 1) умственное образование, 2) физическое развитие такое, какое дают гимнастические школы и военные упражнения, 3) политехническое воспитание, знакомящее с общими научными принципами всех производственных процессов и в то же время дающее ребенку и подростку практические навыки в обращении с элементарными инструментами всех производств». В этих именно трех перечисленных вещах и состоит всестороннее развитие производителей— умственное образование, физическое развитие и политехническое воспитание. Все это достигается в политехнической школе.
Попутно необходимо затронуть вопрос о гармоническом развитии человека. Обоснователем этой теории, как известно, выступил швейцарский педагог Зейдель. Разобрать точку зрения Зейделя тем более необходимо, что он в первое время своей педагогической деятельности считался марксистом и дал раньше других первую попытку марксистского анализа истории педагогических идей. Еще до него высказывались мысли о гармоническом воспитании. Так, уже Песталоцци рисовал себе совершенного человека, способного «обнаруживать во всем, о чем он судил, во всем, что советовал, и во всем, что предпринимал, — здравый и развитой ум, твердую, мощную, способную на все возвышенное и на всякое усилие доброжелательную душу, также ловкость и настойчивость в делах, что всегда обеспечило бы за ним успех в том, чегo он хотел». Это есть гармонически развитый человек, сочетающий в себе высокий ум, возвышенные чувства и развитую способность к действию. Нечто подобное говорит и Зейдель. Под гармоническим развитием он понимает «развитие всех естественных способностей человека», согласно с его природой, как физических, общественных, технических и умственных, так и взаимопомощи и сочувствия к другим». Каким образом можно осуществить гармоническое воспитание? На этот вопрос Зейдель отвечает так: «Творческим ручным трудом и самодеятельностью, собственным наблюдением и опытом, возбуждающими интерес указаниями и побуждениями к самостоятельному мышлению, кооперацией в игре и работе, самоуправлением в создающихся группировках, самовоспитанием, самоограничением, самоотверженностью должны быть воспитаны люди гармоничные физически и духовно, люди рассудка и чувства, знания и умения, желания и выполнения, мысли и дела, силы и доброты, рассудка и любви, справедливости и исполнения долга, верности в служении народу и человечеству». Не может быть сомнения, что в приведенной цитате Зейдель высказывает немало ценных мыслей, которые имеют большое значение для педагогической практики. Но наряду с этими ценными мыслями допущены такие моменты, которые никак не могут быть приемлемы. Ошибка Зейделя заключается в том, что он преувеличивает значение ручного труда. «Творческий ручной труд, — пишет он, — является основой всякой материальной и духовной, технической и художественной, общественной и нравственной культуры. Без творческого ручного труда нет ни порядка, ни морали, ни общества, ни государства, ни искусства, ни наук». Отсюда у него вывод: «педагогический ручной труд — лучшее средство для образования и более высокий принцип обучения. Что же касается крупного производства, то Зейдель относится к нему отрицательно. «Крупное производство с его специализацией труда,—говорит он, — есть результат множества технических и научных открытий и изобретений и примечания машин. Этот переворот уничтожил цехи и связанное с ними трудовое воспитание юношества. Разделение труда, например, в часовом деле, повышает, конечно, производительность труда и увеличивает национальное богатство, не, лишает труд его воспитательной и образовательной силы. Работа на фабриках не может быть фактором трудового воспитания. Не может быть фактором трудового воспитания выполнение сотой доли какой-нибудь трудовой операции, которая раньше являлась творчеством одного человека. Отупляющая частичная работа — рабство для женщин и детей на фабриках и еще худшее рабство в форме домашнего производства».
Таким образом Зейдель приходит к выводу, что «работой на фабриках и заводах нельзя воспитывать». Он видит в крупном производстве одну его сторону — техническое разделение труда и не замечает другой стороны — отрицания этого разделения труда. Отсюда враждебное ни чем не оправдываемое выступление Зейделя против воспитательной роли фабрик и заводов. Но что особенно поражает во взглядах указанного педагога — так это чрезмерное идеализирование ручного тфуда. Здесь он не замечает той самой особенности, против которой так решительно выступает в отношении крупной промышленности. Он проглядел, что в современных условиях экономического развития ручное производство так же, как и машинное, не лишено технического разделения труда, что здесь тоже существует специализация т.е. выполнение частичных функций отдельным» работниками. Стало быть, говорить о гармоническом развитии человека на основе ручного труда является глубоким заблуждением. По существу же это есть реакционная точка зрения, так как прогрессивной экономической базой, в наше время выступает не ручной труд, а крупное машинное производство.
Стараясь построить гармоническое воспитание на основе ручного производства, Зейдель против своей воли превращает свою воспитательную систему в неосуществимую теорию, в утопию. Если взять современное классовое общество — капиталистическое или переходное с диктатурой пролетариата, то мы видим здесь борьбу противоречий. Так как человек, по выражению Маркса, есть продукт общественных отношений, то в классовом обществе он является продуктом социальных противоречий. О гармоническом развитии человека здесь говорить не приходится. Но Зейдель считает, что гармоническое воспитание осуществится только в будущем обществе. С этим нельзя не согласиться. Социалистическое общество изживает классовые противоречия, и проблема гармонического воспитания людей является в перспективе вполне реальной. Однако, теория Зейделя от этого нисколько не выигрывает ибо высшая ступень общественного развития базируется не на ручном труде, а на крупной машинной индустрии с еще более совершенной техникой, чем это наблюдается теперь. Вот почему теория гармонического воспитания в духе Зейделя должна быть решительно отвергнута. Только постановка вопроса Марксом и Энгельсом о всесторонне развитых производителях является единственно правильной.
Политехническое воспитание строится на строгом учете психофизиологических особенностей детей. Возрастной состав учащихся, их разбивка на группы, продолжительность учебного дня, методы обучения, учебный план и программы — все это не преподносится бюрократически сверху, а приспособляется к особенностям местного детского населения, разумеется, при том условии, чтобы общие задачи и цели воспитания от этого нисколько не пострадали. Политехническая школа учитывает интерес детей, а поэтому основной ее принцип, — связь обучения с производством, — здесь приобретает исключительное значение. Дети получают знания в связи с окружающей жизнью, которая является для них не в форме романтической природы с благоухающими цветами и тенистыми деревьями, а в виде действующих колоссальных фабрик и заводов.
Интерес к производству у детей естественен, и школа должна всесторонне использовать это переживание. Методы занятий строятся по принципу разнообразия, ибо всестороннее развитие получается лишь в условиях практического изучения всего промышленного производства. При обучении дети переходят с фабрики на фабрику в определенной последовательности, а это создает атмосферу разнообразного труда и повышает интерес. Наконец, особеннюстью детского организма является активность, подвижность и действенность. Учитывая это, школа соответствующим образом организует детский труд, который является рациональным средством для умственного образования, физического развития и воспитания необходимых навыков.
Элементы политехнической школы, как сказано выше, возникли в капиталистической индустрии. Но эта школа может осуществиться полностью не в капиталистическом, обществе, а, как выражается Маркс «при разумном общественном строе», под которым, несомненно, понимается иод переходный период с диктатурой пролетариат, или социалистическое общество. «Если фабричное законодательство,—говорит Маркс, — как первая скудная уступка, вырванная у капитала, соединяет с фабричным трудом только элементарное обучение, то не подлежит никакому сомнению, что неизбежное завоевание политической власти рабочим классом завоюет надлежащее место в школах рабочих и технологическому обучению как теоретическому, так и практическому».
Здесь ясно сказано, что только при завоевании рабочим классом политической власти возможно осуществить всестороннее техническое образование в политехнической школе. Об этом говорится и в том месте из «Капитала», которое нами уже цитировалось выше относительно вырастания из фабричной системы воспитания будущего. Наконец, об этом говорит и Энгельс, указывая, что «освобожденное от пут капиталистического производства» общество породит новое поколение всесторонне развитых производителей, которые получат воспитание в политехнической школе. Однако, Маркс и Энгельс не исключали возможности частичного осуществления политехнической школы в рамках капиталистического общества. Подчеркиваем, что здесь идет речь не о развернутой политехнической школе, а об отдельных ее элементах. План такой школы в общих чертах набросан в резолюции I конгресса I Интериационала.
В нем встречаются такие моменты, которые характерны для буржуазного строя, как-то: упоминание о предпринимателях, о товарном хозяйстве (продажа сработанных вещей), о государстве, которое противостоит рабочему классу, и т. д. Тем не менее в этом плане уже предусматриваются элементы политехнической школы в таком объеме, насколько это допускают условия буржуазных общественных отношений. Здесь не должны мы видеть подлинную политехническую школу в таком состоянии, как она развернется в социалистическом обществе, но отыскать в приведенном документе указания на зародышевые формы политехнического воспитания в будущем, — это уже является непосредственной нашей задачей.
Политехническая школа по Марксу охватывает детей и подростков в возрасте от 9 до 17 лет включительно. Они уже с 9 лет должны принимать участие в производительном труде, базой которого является крупная промышленность. Это считается обязательным для всех детей без различия как мальчиков, так и девочек. Но в капиталистическом обществе, где еще не проведен в жизнь принцип, по которому «человек должен работать, чтобы есть» в производстве участвуют только дети рабочего класса. Стало, быть, при капитализме невозможно осуществить один из основных принципов политехнической школы — всеобщее обязательное образование.
В отношении характера труда и продолжительности рабочего дня, дети и подростки обоего пола разбиваются на три возрастных категории, каждая из которых составляет особый класс. Учащиеся каждой категории обладают специфическими психофизиологическими особенностями, которые являются основным критерием для распределения их по различным отраслям производства и для определения характера их работы. В резолюции указывается, что «первая категория (класс) охватывает детей от 9 до 12 лет, вторая — от 13 до 15 лет, а третья — подростков в возрасте 16—17 лет». В физическом отношении эти группы характеризуются тем, что дети до 12 лет находятся в стадии интенсивного роста, Их организм является довольно слабым, хрупким и неприспособленным к тяжелой длительной работе. Период 13—15 лет совпадает с началом полового созревания, а период 16 — 17 лет совпадает с концом полового созревания. В течение указанных сроков организм человека переживает состояние, характеризующееся крупными физиологическими изменениями. Ребенок превращается в подростка (отрока), организм которого приобретает относительно большую крепость и устойчивость. Условия и характер труда для учащихся этих последних категорий изменяются соответственно возрастанию их физической силы.
Для первой категории продолжительность занятий в производстве должна быть ограничена в законодательном порядке двумя часами, для второй категории—четырьмя и для третьей — шестью часами в день. В резолюции упоминается не только крупное производство, но и домашнее хозяйство, в котором могут быть заняты дети. Это еще раз подтверждает, что здесь идет речь не о подлинной политехнической школе, а лишь о том минимуме образования, которое возможно и необходимо дать рабочей молодежи в условиях капиталистического производства. «Мы, — говорится в резолюции,—выдвигаем в настоящий момент лишь крайне необходимые меры». Участие детей и подростков в современном производстве допускается лишь при одном обязательном условии, всякий производительный труд должен быть соединен с образованием. Что Маркс понимает под образованием — это достаточно ясно и конкретно отмечено в резолюции. В связи с принципом соединения образования с производительным трудом встает проблема правильного чередования практических и теоретических знаний. Маркс довольно определенно выступает против такой системы образования, при которой обучение в школе, будучи проводимо периодически, чередуется с обучением в производстве не параллельно, а в известной последовательности через длительные промежутки времени. В качестве примера приводится в «Капитале постановка обучения детей в ситцепечатных и т. п. заведениях. Согласно особому фабричному закону «каждый ребенок перед поступлением в такое печатное заведение должен посещать школу по меньшей мере 30 дней и не меньше 150 чаоов в течение шести месяцев, непосредственно предшествующих его поступлению». Примерно такой же минимум устанавливается и на тот период, когда ребенок уже работает в производстве. Во время своей работы в печатном заведении он также должен посещать школу в течение 30 дней или 150 часов через одно полугодие в продолжении другого». Расписание занятий устанавливается так, что «посещению школы происходит между 8 часами утра и 6 часами вечера». В счет упомянутых 150 часов не идет посещение, продолжавшееся менее 2,5 часов, или излишек над 5 часами в день. «При обыкновенных обстоятельствах,—рассказывает Маркс, цитируя отчеты фабричных инспекторов, — дети посещают утром и вечером в течение 30 дней, по 5 часов в день, и по истечении 30 дней, достигнув узаконенной суммы в 150 часов, покончив со своей книгой, как выражаются они сами, они опять возвращаются в заведение, опять остаются в нем 6 месяцев, пока не наступит новый срок платежа,— срок посещения школы,— и опять остаются в школе до тех пор, пока снова не покончат со своей книгой». Иначе говоря, обучение в школе чередовалось с работой в производстве таким образом, что через каждые 30 дней школьных занятий следовали 6 месяцев практических работ. В результате этого «очень многие дети, посещавшие школу узаконенные 150 часов, при возвращении в нее после 6-месячного пребывания в печатном заведении должны все начинать сначала». «Они, конечно, забывают все, что приобрели в предыдущее посещение школы». Маркс также возражает против бессистемных занятий, когда «ребенка, так оказать, швыряют то туда, то сюда, из школы на фабрику, с фабрики в школу». «В друтих ситцепечатных заведениях, — рассказывает он, — посещение школы поставлено в полную зависимость от хода дел на фабрике, от ее потребностей. Требуемое количество часов за каждый полугодичный период разом пополняется присчитыванием 3—5 часовых посещений, которые распределяются на время, быть может, более полугодия. Например, в один день школа посещается с 8 до и часов утра, в другой день с 1 часа до 4 часов вечера, и после того, как ребенок несколько дней не являлся, он вдруг снова приходит на время с 3 до 6 часов вечера, затем он, быть может, приходит 3 или 4 дня или целую неделю к ряду, потом опять исчезает недели на 3 или на целый месяц и возвращается ва несколько часов в бросовые дни, когда предприниматель случайно в нем не нуждается».
Здесь недвусмысленно подчеркивается крайний вред от бессистемных занятий, которые вызываются тем, что «посещение школы поставлено в полную зависимость от хода дел на фабрике, от ее потребностей». Это замечание следует понимать в том духе, что обучение детей и подростков в производстве ни й коем случае не должно подчиняться исключительно хозяйственным соображениям в ущерб педагогическим требованиям. То и другое должно находиться в нормальном соотношении. Хозяйственный интерес фабрики необходимо сочетать с основными принципами воспитания. Только такая система обучения может считаться рациональной. У капиталистов же, разумеется, хозяйственный интерес является единственной силой, которой они подчиняются. Дешевая зксплуатация детей и подростков есть главнейший для них стимул допускать на фабрику неопытную молодежь (учеников). Вот почему Маркс имел полное основание отметить с глубоким протестом те «уродливо-отвратительные формы», в которых обнаруживалось «сильное нерасположение фабрикантов к постановлениям об обучении детей». Он выдвигал другую систему обучения, как указано выше. Основным ее принципом было соединение обучения с физическим трудом, на что, между прочим, указывалось и в фабричном законодательстве. Он писал следующее: «Как ни жалки в общем постановления фабричного закона относительно воспитания, они объявили начальное обучение обязательным условием труда». Их yспex впервые доказал возможность соединения обучения и гимнастики с физическим трудом, а следовательно, и физического труда с обучением гимнастикой. Фабричные инспектора выслушивая показания учителей, скоро открыли, что фабричные дети, хотя их обучают вдвое меньше, чем обычных школьников, обучающихся в нем, тем не менее успевают пройти столько же, а часто и больше». Подчеркиваем, что Маркс, говоря о соединении обучения и гимнастики с физическим трудом и физическою труда с обучением и гимнастикой, по-видимому, желал отметить, что в данном случае не допускается какой-нибудь односторонний метод воспитания. Например, нельзя было бы практиковать такое обучение, при котором для теории постоянным исходом являлась бы практика или в случае обратного направления для практики постоянным исходом являлась бы теория. Если говорить о рационализации занятий, то необходимо было бы обучение построить так, чтобы правильно сочетались тот и другой исход — от теории к практике и от практики к теории, одновременно или последовательно один после другого. Такой метод занятий, между прочим, практикуется в советской трудовой школе. Маркс был горячим сторонником такой системы обучения, при которой занятия в школе ип р о из в о детве в течение рабочего дня правильно между собою чередуются. «Те, кто проводит в школе только половину дня, — пишет он ссылаясь на отчеты фабричных инспекторов — постоянно свежи и почти всегда способны и готовы учиться. Система труда, чередующаяся со школой, превращает каждое из этих двух занятий в отдохновение и освежение после другого и, следовательно, она много пригоднее для ребенка, чем непрерывность одного из этих занятий. Ребенок, который с раннего утра сидит в школе, особенно в жаркую погоду, не может соперничать с другим, который бодрый и возбужденный приходит от своей работы». Дальше Маркс ссылается на речь Сениора, которая произнесена на социологическом конгрессе в Эдинбурге в 1863 г. В этой речи, между прочим, указывается, что односторонний непроизводительный и продолжительный школьный день детей в высших и средних классах без пользы увеличивает труд учителей и в то же время не только бесплодно, но и с прямым вредом заставляет детей расточать время, здоровье и энергию».
Итак, выступая против бессистемных занятий в школе, оторванных от производства или чрезмерно подчиненных хозяйственным соображениям, Маркс поддерживает принцип рационального чередования школьных и практических работ в течение рабочего дня, ибо это, по его мнению, устраняет однообразие занятий, сокращает продолжительный школьный день, сохраняет «здоровье и энергию» детей, экономит время, освобождает работу — словом, повышает во всех отношениях продуктивность воспитательно-образовательного процесса.
Образование состоит из трех элементов: умственного образования, физического развития и политехнического воспитания. Это последнее в системе образования занимает исключительное место. Если духовное и физическое развитие как принципы могли быть во всякой школе, хотя содержание их, разумеется, изменялось, то политехническое воспитание впервые было обосновано Марксом и Энгельсом и вошло в систему политехнической школы, как наиболее существенный элемент. В зависимости от этого принципа находится постановка основных элементов образования. Умственное и телесное развитие связывается с производительным трудом не непосредственно, а чарез систему политехнического воспитания. Последнее становится необходимым по двум причинам: во-первых, оно вызывается условиями революционной борьбы пролетариата и, во-вторых, порождается развитием крупной промышленности. Революционная борьба требует от рабочего класса политической сознательности, научного мировоззрения и всестороннего развития. При наличии этих условий пролетариат может победить эксплуататоров, установить свою диктатуру и построить социалистическое общество. Поэтому в резолюции справедливо сказано, что образование, понимаемое в духе Маркса и Энгельса, «поднимает рабочий класс далеко над высшим и средним классами», что «будущее рабочего класса и всего человечества зависит от воспитания грядущих поколений».
Всестороннее развитие диктуется потребностями крупного производства. «Обобществление производства, — указывает Энгельс, — обеспечит всем членам общества существование не только материальное, вполне достаточное и постоянно улучшающееся, но и гарантирует им также свободное развитие и проявление их физических и духовных дарований. Накопление материальных условий для такого обобществления производства уже имеется на лицо». Здесь говорится о коммунистическом обществе, предпосылка которого уже имеются на лицо в условиях капиталистического строя. То же самое говорит Энгельс и в другом месте. «Общественное управление производства не может осуществиться людьми в роде нынешних, из которых каждый подчинен одной какой-нибудь отрасли производства, прикован к ней, эксплуатируется ею, где каждый развивает только одну сторону своих способностей за счет всех других и знает только одну отрасль или часть какой-нибудь отрасли всего производства. Уже нынешняя промышленность все меньше в состоянии пользоваться такими людьми. Тем более промышленность, управляемая всем обществом планомерно и в общественном интересе, нуждается в людях со всесторонне развитыми способностями, в людях, способных ориентироваться во всей системе производства». Дальше Энгельс указывает, каким образом будет осуществляться политехническое воспитание в этом обществе. «Воспитание, — говорит он, — позволит молодым людям быстро знакомиться со всей системой производства, оно позволит им поочередно переходить от одной отрасли производства к другой в зависимости от потребностей общества или их собственных склонностей. Таким образом, воспитание освободит их от той односторонности, к которой вынуждает в настоящее время каждое современное разделение труда. Таким образом, общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применить их всесторонне развитые способности» . Люди не будут заниматься одной какой-нибудь работой. Они будут переходить от одного вида деятельности к другому.
Всестороннее развитие людей достигается благодаря «промышленному воспитанию к перемене деятельности». Это промышленное или политехническое воспитание состоит из двух основных элементов. Во-первых, оно имеет теоретическую подготовку, выражающуюся в том, что дети и подростки знакомятся «с общими научными основами всех производственных процессов» и, во-вторых, одновременно обучаются «практическому употреблению и применению элементарных инструментов всех производств». Стало быть, учащиеся в политехнической школе, с одной стороны, приобретают универсальные знания, касающиеся основ техники и принципов организации самых различных производств, а с другой стороны, научаются владеть орудиями производства. Не может быть сомнения, что научиться владеть орудиями производства возможно лишь через непосредственное участие детей и подростков в промышленном труде. Но как происходит ознакомление их «с общими научными основами всех производственных процессов? Может быть, здесь принимается как правило экскурсионный метод? Конечно, нет. И здесь учащиеся приобретают теоретические знания посредством участия в производительном труде.
Распределение детей и подростков по различным отраслям производства и переход их от одного вида деятельности к другому совершается на основе двух принципов: учитывание потребности общества — с одной стороны, и удовлетворение природных склонностей учащихся — с другой.
В связи с политехническим воспитанием встает одна серьезная проблема, а именно: насколько дети и подростки в состоянии овладеть такими знаниями, которые относятся ко всем производственным процессам. Не есть ли это утопия? На этот вопрос отвечает современное состояние техники производства. Какой бы сложностью ни отличалась та или другая автоматическая машина или химический процесс — всегда возможно отыскать основные принципы построения механизма и основные законы химических процессов. Сколько бы различных производств ни существовало — все они имеют в своей основе одни и те же принципы механики, физики, химии, биологии и т. д. Стало быть, изучение научных основ всех производственных процессов может быть сведено к изучению основных законов естествознания и технологии. Это вполне достижимо и возможно; тем более это является реальным в том смысле, что теоретическое изучение вопроса здесь протекает в процесе производительного труда самих учащихся. Метод схоластического обучения, при котором знания усваиваются отвлечено, — здесь совершенно отсутствует. Восприятие в процессе производства отличается глубоким содержанием, всеохватывающим характером, полнотой и прочностью благодаря тому, что оно усваивается организмом в момент активного состояния человека. Поэтому политехническое воспитание облегчает процесс приобретения знаний, а вместе с тем делает доступным для учащихся те из них, которые отличаются сложным характером. Кроме того, следует подчеркнуть, что Маркс и Энгельс, провозглашая принцип всестороннего изучения всех производственных процессов, имели в виду изучение только научных основ или общих принципов всего промышленного производства, а не его деталей и частностей. Все это подтверждает научный характер теории политехнического воспитания.
Организация труда детей и подростков в политехнической школе покоится на коллективных началах. Машинное производство существует и развивается лишь в форме обобществленного труда. В этом именно и состоит экономическая база коллективного воспитания. Социально-политические корни его заключаются в том, что рабочие борются с капиталом не каждый в отдельности, а коллективно. При подходе же к этому вопросу с точки зрения педагогической обнаруживается, что только коллективное воспитание способно всесторонне развить индивидуальность человека. Маркс и Энгельс об этом говорят следующее: «Только в коллективности получает индивид средства, дающие ему возможность всестороннего развития задатков, следовательно, только в коллективности возможна личная свобода».
Учебный план политехнической школы строится согласно принпипам разделения детей и подростков на три возрастные категорти с диференциацией занятий на виды умственного образования, физического развития и политехнического воспитания. Сложность этого учебного плана прогрессивно возрастает по мере перехода к старшим категориям учащихся.
Анализируя сущность капиталистического производства, Маркс приходит к выводу, что прогрессивное его развитие обусловлено практическим применением естествознания и технологии. Он говорит: «Принцип крупной промышленности, всякий процесс производства, взятый сам по себе и прежде всего безотносительно к руке человека — разлагать на его составные элементы, создал всю современную науку технологии. Пестрые, повидимому, лишенные внутренней связности и застывшие формы общественного процесса производства разложились на сознательно планомерные, систематически расчлененные в зависимости от желательного полезного эффекта, применения естествознания». Далее Маркс указывает, что «технология открыла те немногие группы основных форм движения, в которых неизменно движется вся производительная деятельность человеческого тела, как бы разнообразны ни были применяемые инструменты».
Точно также и механика подтверждает тот принцип, что несмотря на величайшую сложность-машин... все они представляют постоянное повторение элементарных механических средств» (Капитал, т. I, стр. 467.) Наука, систематизирует производственный опыт человека, сводя многие явления к немногим основным законам. Это именно и делает возможным изучение «научных основ всех производственных процессов» посредством естествознания, технологии и механики. Указанные предметы лежат в основе учебного плана политехнической школы. Кроме того, сюда присоединяется еще социология.
Труд детей и подростков в политехнической школе не столько продуктивен и производителен, что содержание этих школ отчасти покрывается «продажей сработанных вещей».
Учащиеся работают не бесплатно, а получают за свой труд определенное вознаграждение. Разумеется, что изготовление вещей на рынок и оплата труда учащихся существуют лишь до того времени, покуда хозяйство носит товарный характер. С переходом к коммунистическому обществу, в котором товарные отношения исчезают, политехническая школа освобождается от условий товарного производства, перестраиваясь на коммунистических началах.
Занятия в политехнической школе организуются согласно требованиям гигиены. Безусловно запрещается для учащихся «работа в ночное время и во всех вредных для здоровья производствах». Маркс, повидимому, согласен с тем, чтобы на каждого человека приходилось в сутки не меньше 800 кубич. футов воздуха. А если брать минимальный уровень, то он не должен быть меньше 500 куб. футов.
Маркс требует, чтобы общество взяло под свою защиту детей, ибо последние не в состоянии позаботиться о самих себе. «Дети и подростки, — пишет он, — имеют право на защиту законадательства от злоупотребления родительской властью, которое преждевременно подрывает их физические силы и принижает их моральное и интеллектуальное существо». Понятно, что это требование является жизненным для капиталистического общества, в котором даже родители в отношении своих детей становятся эксплуататорами. В коммунистическом обществе эти отношения исчезнут, а общественное воспитание станет общепринятой системой всестороннего развития детей.
Учитывая опыт Р. Оуэна, Маркс настаивает, чтобы рабочий класс при капитализме осуществил хотя бы минимум указанных мероприятий путем нажима на государственную власть, которая должна издать ряд соответствующих обязательных законов.
«Дети и подростки должны быть спасены от подавляющего действия современной системы». Необходимо общественное мнение превратить в политическую силу. Такое законодательство не укрепит государственной власти, а, наоборот, рабочий класс превращает эту власть, которой до «сих пор пользовались против него, в собственного агента». Так говорит резолюция Женевского конгресса I Интернационала.
Однако Маркс считал возможным предоставить буржуазному государству в отношении воспитания только административно-законодательные функции, но ни в коем случае не педагогические. В «Критике Готской программы» он пишет: «Что совершенно недопустимо, так это— «воспитание народа государством». Определить общим законом расходы на народные школы, образовательный уровень учителей, установить различные отрасли образования, наблюдать через государственных инспекторов за наблюдением этих законных предписаний, как это делается в Соединенных Штатах, — это нечто совсем иное, чем сделать государство воспитателем народа! Следует, наоборот, устранить как правительство, так и церковь от всякого влияния на школу».
Итак, Маркс и Энгельс впервые обосновали теорию политехнического воспитания, указав, что элементы последнего возникают еще в условиях капиталистического общества, что оно развернется довольно широко лишь в переходный период при диктатуре пролетариата и что, наконец, только в коммунистическом обществе можно будет достигнуть подлинной политехнической школы.
Политехническая школа в классовом обществе является пролетарской классовой школой. Пролетариат, борясь за освобождение труда, выбирает оружием своей классовой борьбы и средством своего собственного культурного развития форму политехнического воспитания, которое порождается прогрессивными условиями развития современной крупной промышленности. Следовательно, в капиталистическом обществе и в переходный период политехническое воспитание неизбежно соединяется с политическими задачами пролетариата. Это видно из истории развития рабочего класса и его борьбы против эксплуататоров.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +