Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Воспитание в докапиталистическом и капиталистическом обществах и в стране пролетарской революции (П. Блонский)


"Спорные проблемы марксистской педагогики", сб. статей под ред. А. З. Иоанисиани
М., Изд-во "Работник просвещения", 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Воспитание в классовом (?) обществе есть длительное воздействие на развитие подрастающего человека, организованное в интересах эксплуататоров с целью приспособления этого человека к его будущему классовому положению — в качестве эксплуататора или в качестве эксплуатируемой рабочей силы. В классовом (?) обществе существуют по крайней мере две системы воспитания— для эксплуататоров и для эксплуатируемых. Эти системы— нетрудовое и трудовое воспитание. Содержание воспитания определяется экономической и политической структурой данного общества в данную эпоху. Нетрудовое воспитание эксплуататора в эпоху феодализма—военное воспитание воина-землевладельца; в эпоху торгового капитала — риторическое воспитание плутократа-политика, и в эпоху промышленного капитала — реальное (естественно-научно-историческое) воспитание командиров промышленного общества.
Трудовое воспитание эксплуататоров в рабовладельческом обществе — воспитание обузданного раба, в более позднем и современном обществе — воспитание верующего трудящегося и трудящегося «гражданина-патриота».
«Уже первое большое разделение труда —отделение города от деревни — приговорило сельское население к тысячелетиям долгого отупения, а горожан — к порабощению каждого в отдельности его детальной работой... С разделением труда был разорван на части и сам человек; в целях развития какой-нибудь одной его деятельности были принесены в жертву все прочие физические и духовные способности... Это подавление человека растет одновременно с развитием разделения труда, которое достигает высшей ступени в мануфактуре» (Энгельс, «Анти-Дюринг»). «Мануфактурное paзделение труда приводит к тому, что духовные потенции материального процесса производства противостоят рабочим, как чужая собственность и порабощающая их сила. Этот процесс отделения начинается с простой кооперации. Он развивается далее в мануфактуре, низводящей рабочего до степени частичного рабочего. Он завершается в крупной промышленности, которая отделяет от рабочего науку, как самостоятельную потенцию производства, и заставляет ее служить капиталу». «Человек науки отделяется от производительного рабочего целой пропастью, и наука, вместо того чтобы служить в руках рабочего средством для увеличения ого собственной производительной силы, почти везде противопоставляет себя ему... Познание становится орудием, которое способно отделиться от труда и выступить против него враждебно (Томпсон). Фергюссон уже в «Истории гражданского общества» говорит: «И самое мышление в этот век разделения труда становится особой профессией» (Маркс, «Капитал», 1, 12).
Уже утописты вполне понимали, что система разделения труда калечит трудящийся класс, принуждая рабочего заниматься в течение всей жизни однообразным механическим трудом, состоящим в повторении одного и того же акта. Устранения противоположности между городом и деревней требовали и Оуэн, и Фурье, видя в нем основное условие для упразднения старой системы разделения труда... По плану этих обоих утопистов, каждый член общества занимается как земледелием, так и промышленностью. У Фурье главную роль играют ремесло и мануфактура, у Оуэна, например, — крупная промышленность, но и тот и другой особенно настаивают на том, чтобы организация земледелия и индустрии гарантировала населению наибольшее разнообразие в занятиях, и, согласно с этим, они требовали, чтобы воспитание подготавливало юношество для всесторонней технической деятельности. По мнению обоих, человек должен всесторонне развиваться путем всесторонней практической деятельности, и труд должен вновь получить утраченную им вследствие своего разделения привлекательность» (Энгельс, «Анти-Дюринг»).
Машинное производство технически опрокидывает старую систему разделения труда: «Та быстрота, с которой человек в юношеском возрасте научается работать при машине, устраняет необходимость воспитания особого класса рабочих в исключительно машинных работах. Работа же простого чернорабочего на фабрике может отчасти замещаться машиной, отчасти, вследствие своей крайней элементарности, допускает быструю и постоянную смену занятых ею лиц». «По самой природе своей крупная промышленность требует перемены работ, непостоянства занятий, всесторонней подвижности рабочего. Сама крупная промышленность своими катастрофами делает вопросом жизни и смерти признание перемены труда, а потому и возможно большей многосторонности рабочих» (Маркс, «Капитал», 1, 13). «Как ни жалки в общем постановления фабричного закона относительно воспитания, они объявили начальное обучение обязательным условием труда; их успех впервые доказал возможность соединения обучения и гимнастики с физическим трудом, а следовательно, и физического труда с обучением и гимнастикой... Из фабричной системы, как это можно проследить в деталях у Роберта Оуэна, вырос зародыш воспитания будущего, которое для всех детей с известного возраста соединит производительный труд с обучением и гимнастикой, причем это будет не только методом повышения общественного производства, но единственным методом создания всесторонне развитых людей... Если фабричное законодательство как первая скудная уступка, вырванная у капитала, соединяет с фабричным трудом только элементарное обучение, то не подлежит никакому сомнению, что неизбежное завоевание политической власти рабочим классом завоюет надлежащее место в школах рабочих н технологическому обучению как теоретическому, так и практическому» (Маркс, «Капитал», 1, 13).
«Мы говорим, что ни родители, ни предприниматели не могут получать разрешения общества пользоваться трудом детей и подростков иначе, как под условием, чтобы их производительный труд был связан с образованием. Под образованием мы понимаем три вещи: 1) умственное образование, 2) физическое развитие, такое, какое дают гимнастические школы и военные упражнения, 3) политехническое воспитание, знакомящее с общими научными принципами вcex производственных процессов и в то же время дающее ребенку и подростку практические навыки в обращении с элементарными инструментами всех производств» (резолюция I Конгресса Интернационала, составленная Марксом).
«Цель, которую ставит буржуазное государство школе, — служить орудием классового господства буржуазии. Какую цель ставит себе пролетарское государство? Напрашивается такой ответ: служить орудием классового господства пролетариата. Такой ответ напрашивается потому, что неправильно поставлен вопрос: «пролетарскoe государство»—термин, которым злоупотребляют. Пролетариат берет власть не для того, чтобы поставить рабочий класс в привилегированное положение, а для того, чтобы уничтожить всякое классовое господство, уничтожить всякое государство (см. Ленин, «Государство и революция»). Поэтому и термин «пролетарское государство» — термин ошибочный, порождающий недоразумение. И надо ставить вопрос не так. Надо спрашивать: какие цели ставит школе рабочий класс? Эта цель идет по линии общих целей рабочего класса. Цель заключается в воспитании поколения, которое могло бы осуществить цели рабочего класса. Каково оно для этого должно быть? Насквозь пропитанное коллективистическими инстинктами, ясно понимающее, за что борется современный передовой класс, понимающее, что идеалы рабочего класса лежат на пути общественного развития, что поэтому они реальны, осуществимы. Молодое поколение должно ясно видеть пути, которые ведут к осуществлению целей рабочего класса, уметь идти по этим путям. И буржуазия, и рабочий класс ставят школе определенные цели, но буржуазия смотрит на школу, как на средство классового господства, а пролетариат смотрит на школу, как на средство воспитать поколение, способное положить конец классовому господству» (Крупская).
«Если буржуазное воспитание готовило из пролетарских детей наемных рабов и военное орудие, политически преданных, то мы из наших детей должны подготовить строителей новой жизни, борцов за социалистические, пролетарские идеалы» (Шульгин).
«Самое главное, чем должна отличаться социалистическая школа от теперешней, это тем, что для нее единственная цель — возможно полное всестороннее развитие учащегося; она не должна подавлять его индивидуальность, а лишь помогать ей формироваться... Но, помогая формироваться индивидуальности., школа должна подготовить учащегося к тому, чтобы он умел выявить эту индивидуальность в общеполезном труде. И потому второй особенностью социалистической школы должно быть широкое развитие детского производительного труда. И такая школа будет готовить людей, всесторонне подготовленных к труду, умеющих взяться за всякую работу, приспособиться ко всякой машине, ко всяким условиям производства. И это будут люди, в одинаковой мере способные и к тому интеллигентному труду, который был до сих пор достоянием особого привилегированного слоя и который должен уметь делать само население, чтобы освободиться от зависимости, от бюрократии и самому стать хозяином жизни» (Крупская). «Сейчас все земли, фабрики и заводы переданы рабочим и крестьянам. Рабочие ныне призваны не только стоять у станка и ходить за сохой, но и управлять имениями и орудиями производства— фабриками и заводами. И весьма естественно теперь стремление к науке, проснувшееся среди рабочих. Рабочие тянутся к науке и школе, и наша задача теперь — дать им эту науку и школу. Иные вас упрекают в том, что школу мы делаем классовой. Но школа и была таковой во все время своего существования... Мы говорим, что и наша школа будет классовой, но преследующей интересы исключительно трудовых слоев населения. Необходимо приложить все силы, энергию и знания, чтобы возможно скорее возвести здание нашей будущей трудовой школы, которая лишь одна сумеет оградить нас в будущем от всяких мировых столкновений и боен, подобных той, что продолжается уже 5-й год» (Ленин).
Итак, в обществе, где власть в руках рабочего класса, воспитание есть длительное воздействие на развитие подрастающего человека, организованное в интересах рабочего класса с целью выработки всесторонне развитых людей, могущих положить конец всякому классовому господству и эксплоатапии. Такое всестороннее развитие достигается путем соединения производительного труда с физическим развитием, умственным образованием и политехническим воспитанием и имеет своими предпосылками, с одной стороны, крупное машинное производство, которое технически уничтожает старую систему разделения труда, и, с другой стороны, рабочую революцию, которая уничтожает экономическую и политическую мощь эксплуататоров. Рабочая революция кладет конец дуализму воспитания эксплуататоров и эксплуатируемых и создает единую систему воспитания, в которой трудовое воспитание сочетается с тем физическим и умственным развитием, которое до сих пор было привилегией лишь эксплуататороких классов. «Нельзя себе представить идеал будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение, ни образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания» (Ленин).
«Население заинтересовано в том, чтобы у начальной, средней и высшей школы была одна общая цель: воспитание всесторонне развитых людей с сознательными и организованными инстинктами, имеющими новое продуманное мировоззрение, ясно понимающих все то, что происходит вокруг них в природе и общественной жизни; людей, подготовленных в теории и на практике ко всякого рода труду как физическому, так и умственному, умеющих строить разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь» (Крупская).

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +