Противоречие между социальным воззрением педагога и его официальным положением, как проводника идей господствующею класса в области воспитания, является одним из тех противоречий, которые осложняют классовую сущность воспитания. Сам учитель очень часто не дает себе отчета, почему он выступает против господствующей педагогической доктрины. Он начинает мотивировать это необходимостью «свободы» педагогического творчества; но свобода, в абсолютном понимании этого слова, есть понятие отрицательное и в конкретных взаимоотношениях приводит к утверждению того, что становится на место ранее отрицаемого в порядке требования «свободы». В данном случае это утверждение нового содержания педагогического процесса так же мало зависит от свободной воли педагога, как и все остальные поступки: оно связано с его мировоззрением, отличным от мировоззрения официальной педагогической доктрины. «Шаррельману (известный немецкий педагог), например, казалось, что он творчески углубляет школьный процесс, вводя новые принципы воспитания и не соглашаясь работать по правительственным программам. На самом же деле он проводил идеи анархической мелко буржуазной педагогики, что далеко было не по вкусу вильгельмовскому инспектору, который и выбросил его в результате из школы». Известный также немецкий педагог Ф. Гансберг совершенно правильно оценивал положение, когда говорил о борьбе за новую школу и о гонении на нее оо стороны реакционно-монархической школьной бюрократии: «Не во имя пластилина и проволоки объявили мы войну старой школе, не из-за этих мелочей бюрократия выбросила на улицу таких талантливых педагогов, как Гурлитт, Шаррельман, Винекен и Гауффе». Конечно, не в этих мелочах — пластелине и проволоке — было дело, но в коренном расхождении понимания целей педагогического процесса с официальной школьной педагогикой.
Двойственность положения педагога как гражданина и как служащего приводит к тому, что профессиональные объединения учителей начинают получать гражданскую политическую окраску. В силу этого образуются различные учительские сююзы, объединяющие своих членов не только по профессиональному признаку, но и по политическому. Так, например, в современной Германии, кроме массы разных Verein'oв, стоящих на официальных педагогических платформах, существуют также союз решительных школьных реформаторов, имеющих более или менее яркую социал-демократическую окраску, и «секция интернационала работников просвещения», разделяющая платформу коммунистической партии. Члены этих профессиональных политических учительских объединений играют известную роль в общеполитической жизни страны и тем самым влияют на направление и цели педагогического процесса не только изнутри (как педагоги), но и извне (как граждане, стоящие на той или иной социальной позиции).
Другим субъектом, непосредственно вносящим в школу влияние окружающей социальной среды, является учащийся. Он приходит в школу далеко не как пассивный материал, который может быть определенным образом обработан, но он получает определенные знания и навыки поведения уже на базе того опыта, который он воспринял от внешкольной среды. У ребенка довольно рано складываются свои интересы, желания и влечения, которые окрашены интересами окружающих его взрослых. Один происходит из семьи рабочего, другой — из семьи интеллигента, третий — из семьи лавочника и, несмотря на то, что они все приблизительно дети-однолетки и биологическая база (в смысле роста инстинктов, физиологических потребностей) у них, примерно, одинакова, тем не менее у каждого из них имеется свой опыт, отличный от другого не в каких-либо деталях, а в том общем и основном, чем различаются социальные группы взрослых, к которым они принадлежат по своим связям. Несомненно однако, что эта известная социальная окраска опыта ребенка чрезвычайно поверхностна, обладает малой инертностью и может быстро меняться. Смешно искать у ребенка как бы классовый опыт, заключенный в его крови от рождения и семейного воспитания, образующий некоторую печать, с которой ребенок дальше продолжает развиваться. Надо помнить, что классовый опыт и классовое сознание рождаются только у взрослых, когда они вступают в социальную жизнь на основе определенных производственных отношений к природе и к другим людям. Только этот опыт дает прочные классовые корни. У ребенка же в потребительский период eго жизни никакого классового опыта нет; детский опыт только поверхностно социально окрашен. Понятно поэтому, что идеологами какого-либо класса становились очень часто люди, родившиеся в совершенно противоположной по своему классовому содержанию социальной обстановке. Достаточно вспомнить имена Маркса, Ленина, с одной стороны, а с другой — американских миллиардеров и политических деятелей.
Отсюда также становится понятной та легкость, с которой дети и подростки меняют свое политическое мировоззрение или правильнее, его ростки, если они не приобретены ими в процессе активного общественного бытия, при котором они в той или иной мере являются участниками общественно-производственного процесса. Однако эта легкость перевоспитания мировоззрения у подростков становится в то же время и трудностью, когда хотят это мировоззрение закрепить. Обычно классовая школа, как она существует во всех государствах, «старается это сделать путем преподавания религии, определенно окрашенной истории, обществоведения, организации национальных, патриотических и революционных праздников и т. д. Но школа в жизни ребенка не занимает особенно большого моста, и его навыки и начинающее складываться мировоззрение подвержены хаотичным внешкольным воздействиям, которые весьма легко могут изменить то, что прививается в школе, особенно если эти воздействия связаны с интересными для ребенка процессами, эмоционально его захватывающими, питающими рост его инстинктов и потребностей. Активные общественные группы, заинтересованные в воспроизводстве собственной психологии и идеологии, давно уже поняли, что школа представляет собой сравнительно ограниченный подбор стимулов, с помощью которых могло бы прочно формироваться социальное поведение ребенка, и прежде всего это поняли наиболее активные деятели буржуазии, которые поставили себе задачей подчинить своему контролю и своим воспитательным воздействиям внешкольную жизнь подростка и юноши. Эти стремления положили начало так называемому скаутскому движению, которое с 1898 года начал пропагандировать английский полковник Баден-Пауэлл. Достаточно познакомиться с законами скаутского движения, чтобы почувствовать весь его яркий классовый характер; именно почувствовать, потому что педагогика скаутизма обращается не столько к уму и сознанию молодежи, сколько к ее инстинктивно-эмоциональной сфере.
Так, наряду со школьной педагогикой возникает дополняющая ее, а иногда и противостоящая ей педагогика детского и юношеского движения, которое представляет собой не что иное, как своеобразную «борьбу за кадры» определенных общественных групп и классов. На ряду с организациями детского и юношеского движения, руководимыми господствующим классом, возникает такое же движение других общественных групп и классов. Появляются различные детские союзы, контролируемые мелкобуржуазной демократией (Wandervegeln), социал-демократией. (Jungsturm), революционным пролетариатом (детские коммунистические группы); с другой стороны, имеются различные фашистские детские организации и т. д. Вследствие развивающегося детского движения на диференцированной классовой основе в школу начинает проникать политика совершенно организованным путем.
Господствующие классы в буржуазном государстве в отношении воспитательных мероприятий проводят некоторую среднюю линию, которая удовлетворяла бы центральные массы этого класса. Вследствие этого как правые, так и левые части этого класса стремятся дополнить школьную политику с помощью организованного детского и юношеского движения. Низшие классы — пролетариат и беднейшее крестьянство—наоборот стремятся с помощью своего детского движения парализовать буржуазное влияние государственной школы, с помощью его проводить воспитание в своих интересах. В XX веке не редкость встретить в школах буржуазных государств, на ряду с массой, так сказать, беспартийного юношества, и ряд «партийных» группировок, контролируемых какой-либо действительно политической партией. В своей работе педагогу и школе в целом приходится считаться с этими «партийными» группировками, так как они, будучи организованы, могут довольно настойчиво проводить свою линию поведения, которая диктуется в конечном счете их принадлежностью к определенной классовой ветви детского и юношеского движения.
Таким образом объект воспитания — учащийся — он часто может быть и его прямым субъектом, поскольку организованным путем (с помощью детских и юношеских организаций) может оказывать определенное влияние на течение педагогического процесса в школе, на изменение его целей и содержания, так как «партийные» группировки организованных учащихся оказывают соответствующее идеологическое влияние не только на всю массу детей в школе, но и на педагога. В отношении образовательных учреждений, предназначенных для взрослых, такую же роль проведения определенного классового влияния на всю организацию академической жизни (например, в высших учебных заведениях) играют настоящие политические партии и различные классовые организации, вроде студенческих союзов (например, христианский студенческий союз, корпорации и
т. д.). Однако в отношении взрослых эти академические и политические организации не играют такой роли, как в школе, так как сами учащиеся вовлечены в общеполитическую жизнь страны и получают политическое воспитание все время в процессе своей гражданской жизни.
В этом отношении большое значение имеют различные политические партии, которые проводят через свои аппараты воспитательную работу, сводящуюся к организации различных агитационно-пропагандистских мероприятий, партийных школ, прессы и т. д. К этому надо присоединить также воспитательную работу, которую организуют профсоюзы, кооперация и другие общественные организации.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.