Весь, этот путь теоретического анализа, который сводится к установлению характера воспитания как процесса, приводит к общему определению воспитания как организованного приспособления к общественной среде различных классов данного общества. Но какой смысл и значение имеют это и другие определения воспитания— ответ на эти вопросы дает только практика. Если данный анализ воспитания помогает лучше осознать его практику, если с помощью его становится легче проводить педагогический процесс, то данное определение воспитания и его теоретические выводы играют ту положителыную роль, которую вообще играет правильно построенная теория. Посмотрим теперь, что дает для практики представление о воспитании как о двух особых, но в известной мере связанных процессах, — «воспитания» и «образования», — и вытекающее отсюда разделение педагогики на теорию воспитания и теорию образования.
Практик требует от педагогической теории того, чтобы эта теория, во-первых, ориентировала бы его в вопросах, касающихся положения ортнизованного воспитания вообще и определенного типа в частности в данном и в историческом изменяющемся обществе; чтобы эта теория устанавливала генезис воспитательных целей, которыми он должен был бы руководствоваться, чтобы она определяла общественную ценность, возможности и границы воспитания. Во-вторых, он хотел бы, исходя из анализа педагогического процесса, получить предпосылки для организации его, включая сюда вопросы плана, программы, организации занятий, методы работ, учета и т. д.
Конкретно педагогический процесс никогда не распадается на воспитание и образование, так как педагог никогда не задается целью тренировать волю, память, чувство независимо от определенного конкретного материала; точно так же он мало себе представляет, что значат общие требования физического воспитания как «гармонического развития здорового, сильного, красивого, ловкого, способного к труду и усилиям, выносливого, закаленного тела, постоянно упражняющего все важнейшие органы человека, препятствуя ослаблению их деятельности или даже полной атрофии». Это есть образец чистейшей абстракции, которая, будучи изолирована от всего конкретного, теряет какой-либо практический смысл, потому что, будучи приложима ко всей области физического воспитания, она не дает никаких руководящих указаний— почему такой идеал надо ставить и как его надо достигать? Педагог мыслит всегда конкретно и требует от теории, чтобы она не только систематизировала материал, относящийся к воспитанию по заранее надуманной схеме, но главным образом позволяла бы предвидеть результат его деятельности в конкретных условиях воспитательной практики.
Только такая теория ценна, которая, анализируя воспитательный процесс, систематизирует данные этого анализа по тем конкретным линиям, которые имеются в его организации. Ни одна программа школ или какого-либо другого педагогического учреждения, ни один организациовный педагогический вопрос не рассматриваются в настоящее время с точки зрения воспитания или с точки зрения образования в отдельности. Составление программ или обсуждение организационных вопросов происходит в терминах, содержащих в себе элементы конкретного педагогического процесса без разделения их на воспитание и образование. Можно себе представить любую систематизацию одних и тех же вопросов, беря различные исходные принципы, но для педагогических вопросов требуется, очевидно, такая систематизация, которая приспосабливала бы теоретические положения к практическому их использованию, а не наоборот, — которая заставляла бы практику приспособляться к теории.
Педагог представляет себе практику воспитания, т.е. тот конкретный результат, которого он достигает по отношению к воспитуемым в терминах, которые мы называем словом «навыки». Он говорит о навыках физического воспитания, художественного воспитания, навыках грамоты, математики, обществоведения и т. д.; он говорит также о динамическом инстинктивно-эмоциональном поведении, о приобретенных под влиянием воспитания телесных соматических изменениях. Если он и употребляет такие понятия, как воля, память, сенсорное воспитание и т. п. психологические термины, то он и берет их не в общем смысле, а применительно к определенному конкретному содержанию (память на числа, различение цветов, то или иное поведение во время игры, за обедом и т. п.), и таким образом эти качества человеческого поведения входят составной частью в понятие «навыков», которые представляют собой синтетические элементы поведения, включающие в себя как степень приспособления к данному материалу, так и степень выявления тех или иных качест вообще. Поэтому анализ педагогического процесса должен итти по линии изучения этих однородных навыков синтетического поведения, изучая, условия их образования как в отдельности, так и в их корреляционном взаимоотношении. Это совершенно естественно, поскольку все воспитание представляет собой не что иное, как кодификационные изменения одной и той же схемы приспособления, при которой нет места разделению этого единого процесса на два: воспитательный и образовательный.
Теория воспитания и образования в отдельности приводит к тому, что первая, как теория воспитания природных свойств человека, рассматривает последнее в плане гигиеническом или психологическом и потому превращается в гигиену, педагогическую психологию или педологию. Там же, где она касается организации воспитательных воздействий, она близка к теории образования. В свою очередь и в теории образования проблемы, которые там рассматриваются, могут быть с одинаковым успехом отнесены и к воспитанию, и к образованию.
Поэтому в силу монистического подхода к воспитанию как к взаимодействию индивидуума с окружающей средой, который также монистически реагирует на нее или приспособляется к ней, мы должны решительным образом отвергнуть деление единого воспитательного или образовательного процесса на две, по существу, различные части. Это не значит, что мы не имеем права для анализа этого процесса выделять из недр более или менее однородные области навыков, привычек, умений, знаний,поведения вообще с целью более углубленного его изучения. При этом мы, однако, никогда не будем забывать, что в каждой такой группе будут иметься налицо как навыки, которые образовались в силу обеспечения развития у индивидуума природных свойств, так и навыки, зависящие от социального окружения и целей школы.
В этой главе мы рассматриваем воспитание как социально-биологический процесс. Исходя только из связей, установленных в этой части нашего анализа, мы можем дать следующее определение воспитания. Воспитание есть:
во-1) индивидуально-ненаследуемое изменение поведения, сознания и телесных качеств человека, организуемое и проводимое в целях окружающей его социальной среды;
во-2) это изменение качеств социального человека есть часть общего социального приспособления, регулирующего взаимоотношения между индивидуумом и обществом, поскольку социальное приспособление в целом есть формирование сознания и поведения человека в процессе его общественного бытия;
в-3) в классовом обществе воспитание всегда происходит в интересах какого--либо класса; в государстве воспитание происходит в интересах господствующего класса, при известном взаимодействии с воспитанием в интересах других классов;
в-4) воспитание есть процесс изменения биологических качеств человека в интересах социальной среды, при котором требования среды являются основными и определяющими, а биологические качества — данными и определяемыми.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.