«Педагогика среды» — это паллиатив сейчас. Она может быть важнейшим фактором в руках пролетариата, когда проблема школы найдет себе разрешение, когда педагогика возьмется за решение проблемы ликвидации разделения труда.
«Словом, нам представляется совершенно бесспорным, что педагогика среды должна стать предметом серьезного педагогического исследования, должна стать неотъемлемой частью предмета педагогики. Поскольку речь идет об анализе классового общества, постольку мы, естественно, должны заниматься исследованием педагогики той или иной социально-классовой среды: педагогика фабричной среды и педагогика крестьянской среды в условиях переходной эпохи — таковы ближайшие темы нашего исследования. Так рисует себе задачу Крупенина. Ну, а позвольте все-таки, поможет ли это изучение вам решить вопрос о слиянии умственного и физического труда? А ведь такова повелительная потребность переходной эпохи.
Я не против педагогики среды, я только хочу отметить, что это — побочная, второстепенная, второочередная задача, легко разрешимая, если нам удастся преодолеть косность и консерватизм в главнейшем вопросе.
Вопрос о среде вытягивает за собой другой вопрос: о значении социальных факторов в воспитании, по которому не мало ломалось копий и, видимо, еще много будет разговоров.
Роль государства пролетариата, роль советов и профсоюзов, значение экономической политики пролетарского государства в деле воспитания нового человека колоссальны, и, разумеется, не принимать их в расчет по меньшей мере реакционно.
Педагогика должна учитывать все эти воздействия, должна использовать и обобщать; однако превратить эту задачу в основную задачу педагогики, ограничивать этим «характерную особенность педагогики переходного периода» — не означает ли самому находиться в плену минимализма и консервативных предрассудков?
Значение социальных факторов в воспитании многократно удалится и займет по праву безмерно-важное место лишь после разрешения педагогической основной и неотложной задачи сегодняшней эпохи.
В новой школе, построенной на фабричном труде, педагогическая теория основным стержнем своим будет иметь опыт деятельности тех «социалыаых факторов», которые сегодня Шульгин зря выпячивает на первый план, заслоняя основную задачу.
Какое существует отношение между организованным процессом воспитания и тем, который протекает без руководства, без плана, стихийно? И этот вопрос стал предметом жестокого обсуждения.
Не без основания Шульгин и его товарищи напоминают консерваторам, что проблема стихийного и организованного разно стоит в странах капиталистических и у нас.
«Тот общественный строй, который ставит своей задачей и не только ставит, но и в своей политике практически осуществляет ликвидацию, уничтожение классов, не противопоставляет, а помогает, ускоряет системой своих идеологических воспитательных воздействий рождение новых общественных отношений, в корне убивающих эту анархию и стихию в формировании социального поведения людей. Больше того, эту систему-то своих воспитательных воздействий строим мы в основном на активном участии масс в этом переустройстве общественных отношений. Вот почему мы утверждаем, что проблема стихии и сознательности, «свободы» и «необходимости», организованности и неорганизованности педагогического процесса в переходную эпоху ставится по иному, что взаимоотношение этих элементов становится принципиально иным в переходную эпоху».
Как представляется товарищам строптивым протестантам процесс перехода «неорганизованного педагогического цроцесса» в организованный? Стихийное— в организованное?
Мы можем, по мнению Крупениной, «овладевать стихийными факторами формирования человека усиливая общность воли, общность плана».
И вот тут начинается самая фантастическая и неожиданно реакционная часть программы строптивых бойцов за новую педагогику. Как они понимают план и плановость в деле собирания-«стихийного», в деле организации «неорганизованного»?
«Тащи все в школу» — такой был лозунг. — Бери все на себя. — Неверный лозунг. Школа — одно из звеньев большей цепи. Это надо понимать. Один из приводов. А их надо пустить все. И не в беспорядке. А в системе. Вот о ней-то и должна итти речь. За плановость. «За использование всех приводов»! — таков лозунг.
Что можно иметь против использования всех приводов? Однако самое выделение школы и отведение ей малюсенького уголка не кажется ли чересчур непедагогичным?
Нет, утверждает Шульгин, задача педагогики в переходную эпоху состоит не «только в том, чтобы воспроизводить прошлое, сколько помогать укрепляться, расти новому. И этот процесс будет происходить тем быстрее, чем раньше и лучше сумеем мы спланировать всю систему воздействия, увязать в едином плане все приводы. Проблема плановости— центральная проблема.
Не будем спорить. Плановость — вещь нужная, если она помогает решению основной проблемы, если она не скрывает за собою стремления потопить актуальнейшую задачу в ворохе второстепенных мелочей. Недоумению нашему ставит предел Шульгин: «Впервые теперь, именно в переходную эпоху встает вопрос о плановости, единстве воздействия через вce эти приводы. В буржуазном государстве кино — частное предприятие. Иметь барыш, выгоду — вот чем определяется программа картин в первую очередь. У нас иное. Это — орудие идеологической борьбы в наших руках. То же надо сказать и о радио, и о театре, и о детской игрушке, и об игре, и т. д. И вот надо увязать все это в единый кулак, связать единой программой. В какую-то систему воздействия надо уложить и кино, и театр, и все остальное. Тогда мы получили бы больший эффект. А сейчас этого нет. Одному учит, одно воспитывает совет, профсоюз, порою другое — театр, литература, кино, радио. Проблема единства, плановости воздействия — наша проблема. Но она не разрешена».
Вы шутите, тов. Шульгин!
Всю страну вы хотите превратить в школу политграмоты и заставлять вслед за вами ежедневно 150 миллионов устно повторять: «аз-буки-веди», — вместо того, чтобы заняться действительно живой актуальной и животрепещущей задачей?
Нет, товарищи, вы не туда обращаете свои взоры. Вы—просто чистейшие утописты, причем самого реакционного стиля, если серьезно думаете собирать все в кулак и тем решить проблему.
Вы — утописты, и, как у всяких утопистов, у вас фантастические планы—ответ на разочарование в том, что суть сегодня. Вы не находите в себе сил взять быка за рога и предпочитаете мечты. А что на самом деле ваши мечты суть отражение ваших неудач, видно из того, как вы обходите самое больное место наше — школу.
«Темп (пятилетки. —В. В.) грандиозен. И чтобы не отстать, чтобы не затормозить его, чтобы помочь ему, нужны героические усилия, нужно напряжение всех сил, нужно отыскать все возможности, добавочные возможности, чтобы воспитать миллионы; на школе, одной школе далеко не уедешь. Нужно умело, хорошо, планово использовать вое. Это имеет колоссальное значение. В нового человека упирается развитие производства, его требует, и недостаточно здесь одной школы. Мы уперлись в проблему культуры».
Вы думаете, что, сказав это, вы на самом деле ищете добавочные возможности? Святая наивность. Конечно, школа как она есть не только недостаточна, но она величина отрицательная, и, пока она есть, мы будем иметь все возрастающий дефицит культуры: не будет кадров, будет колоссальная армия безработной и не нужной интеллигенции, не будет достаточно культурной рабочей массы и крестьянства, зато будут и далее изнывать наши организации под бременем забот о просвещении масс, уже выросших за время революции... оставшихся на низких ступенях культуры благодаря нашей системе народного образования.
Да, развитие производства упирается в нового человека. Вопрос о новом человеке упирается в школу. Вопрос о школе — в консерватизм и китайщину наших педагогов-теоретиков, из коих даже наистроптивые не рискуют додумать мысль до конца.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.