Бесспорно, однако, одно, что нет тождества в воспитательной работе, протекающей в школе, и той, которая идет в советах, профсоюзах. Здесь она одна из задач. И они организованы не специально для нее. Это совсем иной тип воспитания, учебы. В процессе труда, в процессе борьбы, в процессе строительства. Не в специальном учебном заведении, не в классе и не десятки учатся. Нет, идет учеба масс. Не может здесь так же, как там, стоять вопрос о планомерном, длительном воздействии одного или одних на других. Здесь, действуя, учатся массы. Не столько на них воздействуют, как они воздействуют, и в то же время перевоспитываются. И нельзя, непростительно играть словечками о «воздействии, соответствующим образом организованном», и т. д. Нельзя условно признавать. Всегда, везде, в любом совете идет воспитательная работа, как бы ока организована ни была. Весь вопрос не в том, идет она или нет, а в том — достаточно ли хорошо она идет и как добиться лучших результатов. И то, что Альберту Петровичу понадобились вновь эти «соответствующим образом» и т. д., это говорит вновь о том, что не понимает он до конца того, что здесь народилась новая педагогика, и хочет он этого или не хочет, признает он или не признает, — это безразлично, все равно воспитательная работа всегда проводится советом, всегда он имеет эту задачу, и этим отличается наша власть от буржуазной, ее задачи не только в принуждении, управлении, в уничтожении врагов, но и в воспитании, так как только для нас дорого человечество, миллионы, так как только мы их хотим высвободить из-под гнета, так как для этого нам нужна и диктатура пролетариата. Не понимает этого Альберт Петрович.
«Отрицаем ли мы, что воспитание и образование должны проходить в процессе самостоятельной работы, в процессе борьбы и строительства? Нет, мы этого не отрицаем».
«Однако... мы будем считать этот процесс педагогическим только тогда, когда он будет кем-то соответствующим образом организован, а не окажется хаотическим, стихийным».
И здесь опять «однако», и здесь «соответствующим образом». А судьи кто? Кто скажет, соответствующим или несоответствующим образом организован процесс? Где критерий?
«Там, где есть хаос, там нет педагогики».
Для Альберта Петровича или хаос, или «соответствующая» организованность, или да, или нет.
Не умеет диалектически мыслить тов. Пинкевич.
«Это не значит, конечно, что нужно отказаться от учета этих неорганизованных воздействий, как это хочет нам приписать Шульгин. Этот учет производится целым рядом наук, и на первом месте — педологией, если говорить о развивающемся человеке, социологией и т. п. Результатами этого учета всегда пользовалась и будет пользоваться педагогика. Но это не значит, что педагог должен поставить своей основной задачей руководство этими — по существу своему не поддающимися руководству явлениями так как они находятся вне его воли».
Хорошо это «по существу своему не поддающимися руководству явлениями».
«А если В. Н. Шульгин выкинет из своих утверждений требование о включении в педагогический процесс так называемого стихийного воспитания, то ничего оригинального в его заявлениях не окажется. Это, как уже знает читатель, утверждали и мы. Больше того: подобного рода утверждения мы встречали и встречаем в архибуржуазной западво-европейской педагогике.
Вот к чему зовет Альберт Петрович. Вот до чего дошел. Я очень благодарен ему за то, что и он там, наконец, признал, что его утверждения — это такого типа утверждения, «которые встречаются в архибуржуазной педагогике». Это верно. Я это и подчеркивал. И поэтому говорил я, что есть у нас с Альбертом Петровичем принципиальные разногласия, а не споры терминологические. Мы говорим, что там, на Западе, в Америке, замедляют стихийно иду щий рост массы. Пинкевич, Калашников у нас предлагают ждать.
Пусть идет, не наше это дело, это — стихийный процесс. Вот когда выработаются стихийно «нормы поведения», когда выработаются типичные черты, вот тогда мы их «отберем» и будем прививать новому поколению людей. «Изучение и разработка вопросов организации воспроизводства этих отобранных типичных черт поведения» — этим занимается педагогика. А мы говорим — это хвостизм, стопроцентный хвостизм. Это буржуазии выгодно так ставить вопрос. Мы ставим его по-иному, мы предлагаем, мы настаиваем, мы требуем ускорения этого роста, организации стихийно идущего процесса обучения миллионов. Это делала, это делает партия в течение десятилетий. Эта работа по воспитанию расширяется в переходную эпоху, и, может быть, она улучшена потому, что мы управляем страной, и потому, что производство в наших руках, и потому, что мы разрабатываем нашу науку, и она должна здесь в этом нам помочь. В том числе и педагогика. В этом же весь смысл. В этом и есть новая, наша, и только наша задача. Если растущее сознание масс на Западе сплющивается, замораживается, тормозится, извращается, мы, наоборот, можем ускорить этот процесс, так как история работает на нас.
Вот почему, несмотря на то, что наша педагогика очень и очень плохо разработана, процесс учебы у нас в тысячи раз быстрее, чем где бы то ни было. Их педагогика — педагогика узды. Наша педагогика — ускорения. Но мы не только можем путем организации воздействия ускорить этот процесс, но в том же направлении работает на нас меняющаяся экономика.
Нет больше собственной хаты, коровы, лошади, плуга. Есть коммуна. Нет больше индивидуальных горшков, русской печи, — столовая в коммуне. Не сидит за люлькой, не возится с печкой и в своем хлеву женщина. Она — полноправный член коммуны, работник. Не пищат на полу вместе с поросятами дети, — они за общим столом, в детсаду или на площадке. Не встречают их матери и отцы только, — они дети коммуны. И о них она заботится, обо всех одинаково. Они — дети коммуны. И их труд вплетен не в индивидуальное отцовское хозяйство, а в трудкоммуны организованно вплетен.
Все это вырабатывает новую психологию. И можно ускорить этот «стихийный» процесс, можно и нужно в него вмешаться. Мы знаем, куда его вести, как направить, и в этом должна помочь педагогика. А то без нее хозяйственники обходятся. От случая к случаю затруднения решают. Колхоз, Отдали туда крестьяне коров. Стали они общими. Но много связано с буренкой переживаний, моя корова, и по-иному к ней, лучше, чем к другим, и в колхозе относится крестьянка. Как быть? Придумали выход. Надо продавать коров. И покупать новых. Тогда — все купленные, все одинаковы. И быстрее отмирает собственническое. Таких случаев сотни; они очень разнообразны. Они типичны, они повторятся всюду. Их можно бы изучить. Ускорить изживание старой психологии могла бы педагогика. То же, что со взрослыми, то и с детьми. И не верно, нельзя ставить вопрос так: пока стихийный процесс идет, дело психологии... пусть она изучает. Нет. Изучая становящееся новое, в процессе изучения помогать перестраивать. Перестраивая — изучать, — так должна быть наставлена проблема. Это—дело педагогики. Но этого не хотят признать наши друзья.
Мы живем в эпоху, когда у нас есть большие возможности переделывать психологию. Рука об руку с экономистами-хозяйственниками через все приводы общественной, партийной, государственной, профсоюзной организации. И пора перестать болтать о том, «если это воздействие соответствующим образом организовано...».
Только те, кто педагогику рассматривает как науку, помогающую овладеть навыками, только тот, кто не понимает своеобразия переходного периода, только тот, кто пытается мешать советскому строительству, только слепой может не видеть того простого факта, что и массы, миллионные массы детей и взрослых хотят учиться, не откладывая учебу ни на час, и соввласть этого же хочет. Массы хотят учиться, чтобы выбиться из нужды, голода, холода, и соввласть хочет дать именно такие знания, которые помогли бы миллионам перестраивать окружающее, строить социализм. Соввласть заинтересована в том, чтобы рабочие, крестьяне лучше управляли, лучше хозяйничали, а это можно только при том условии, когда они учатся; и массы, тянущиеся к управлению, хозяйству, хотят того же. В массе, в одном и том же направлении, идет этот процесс. И это только у нас.
Мы хотим, чтобы миллионы не только управляли машиной, но становились бы изобретателями. И этого же хотят миллионы. И нет предела этому процессу. Чем быстрее, лучше он идет, чем быстрее растут массы, тем быстрее будет развернут коммунизм. В этом заинтересована партия. А как раз прямо в противоположном отношении дело обстоит за границей.
Смерть буржуазии — точные, верные знания масс. Буржуазия маюсы держит на голодном культурном пайке. К тому же кормит суррогатами.
Совсем по-иному у нас складывается этот процесс. И вот педагогика-то переходной эпохи и есть ускоритель этого «стихийно» идущего процесса. Она должна ему помочь, им овладеть. И никто из «архибуржуазных педагогов» об этом не говорит. Об этом говорим только мы. И то, что этого не понимает А. П. Пинкевич, это говорит о том, что он в плену у этих архибуржуазных педагогов.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.