В центре педагогической дискуссии стоял вопрос о соотношении воспитательной роли школы и среды. Товарищ Крупская так формулировала его: «Учесть, что теперешний общественный уклад, наш советский строй качественно отличается от строя буржуазного или строя феодального, и надо это качественное различие достаточно отразить в нашей педагогике. Педагогика в феодальном строе имела один удельный вес, в капиталистическом строе — другой, а у нас в советской стране она имеет опять-таки другое значение; наше влияние на ребят — определенное планомерное влияние совершенно иначе увязывается с влиянием всего общественного уклада, чем это было раньше» («Опорные вопросы», стр. 49).
Требование совершенно иной увязки школьного воспитания с влиянием всего общественного уклада — и есть требование ликвидации всякой «восстановительской» установки, установки на поправке к старой школе, установки Калашникова, например.
В самой постановке вопроса у тов. Крупской заключено требование новой школы, нашей школы, школы не только «в организационном смысле» противостоящей школе капиталистической.
Дело, конечно, не сводится только к учету влияния среды, даже если помнить, что только мы и можем опереться на социальную среду, окружающую нашего учащегося, ибо мы не замазываем классовую борьбу, идущую в социальной среде, а именно на эту классовую борьбу и опираемся, ибо мы трезво учитываем, где мы встречаем сочувствие и где—классовое противодействие. Задача заключается в отыскании специфичности сочетания работы школы с «внешколой», со средой, ибо правы те, которые напоминают, что и буржуазия сейчас уделяет чрезвычайно большое внимание «педагогике среды».
Именно в одном из сборников Института методов школьной работы, где печатаются обострившие дискуссию статьи тт. Шульгина и Крупениной, помещен интересный реферат о книге Ген. Каутца «В тени фабричных труб». Это—реакционная и черносотенная работа. Но автор ее — наблюдательный и относительно дальновидный человек. Он указывает на то, что дети рабочих, несмотря на все усилия школы, революционизируются окружающей их средой. Анализируя роль фабрики, прфсоюзов, партии, быта и т. д., Каутц требует принятия соответствующих контрмер по отношению ко всякому фактору, воздействующему на учащегося вне школы. Он пишет: «Чтобы проникнуть в психологию юношества, необходимо в такой же мере знание индустриально-педагогических влияний со всеми особенностями, свойственными нашей эпохе (эпохе войны и революции), как для глубокого понимания литературного произведения необходимо знание условий его возникновения». В нашей педагогической литературе имеются изложения еще ряда других подобных зарубежных изданий. Но буржуазия может только ставить задачу сочетания работы школы с влиянием среды, ибо задача эта исторически неразрешима для нее по отношению к детям трудящихся, у которых — в эпоху войн и революции—в большинстве и в конечном счете все-таки должно победить и победит: влияние среды, а не школы, борющейся со средой. При этом отнюдь не следует забывать о чрезвычайной силе школы и всей системы духовного влияния буржуазии на рабочий класс, об успехах буржуазии в деле прямого развращения одних слоев рабочих или угнетения и забитости других. Об этом у нас шла речь и в первой главе, где мы полемизировали с меньшевистскими теоретиками культурной демократии.
То, что буржуазия осознала или осознает необходимость «увязки» школы с жизнью, подчеркивает особенную актуальность этой задачи у нас. В период революции ребенок растет быстрее, окружающее его живет все интенсивнее и интенсивнее, поэтому естественно увеличение влияния среды, «неорганизованного» воспитательного процесса.
Тот же тов. Калашников писал однажды, что «революционное содержание школы и ее теоретические программы находятся в известном противоречии с тем практическим опытом, который выносят учащиеся из своего социально-бытового окружения» (сборник 1, стр. 33). Все учащиеся! Одно и то же социально-бытовое окружение! От классовой борьбы, идущей в стране и в школе, тов. Калашников, как видим, отделывается тем, что всю революционную программу школы противопоставляет социально-бытовому окружению учащихся. Можно подумать, что советские педагоги находятся в таком же положении, как и Каутц в Германии! Можно подумать, что революционные программы школы не отражают сердцевину, суть, основное из социально-бытового окружения детей советской страны! Но как эта ликвидаторская установка Калашникова соответствует всей его теории?!. Как окончательно уясняет она ее смысл?!
Мы основываемся на том, что не только в основном, — в конечном счете, с большими боями и колебаниями, опять-таки — среда трудящихся воздействует на их детей в том же революционном духе, что и школа, — но что школа условиями всего социально-бытового окружения оказывается способной, несмотря на противодействие той или иной среды, перевоспитывать, хотя и в весьма разной мере глубоко, всех детей, учащихся в школе.
Разный учет соотношения школы со средой неизбежно должен вести к различной оценке роли детского коммунистического движения, например, к различной оценке всех педагогических вопросов и задач, встающих в связи с перестройкой школы.
Мы не заинтересованы, конечно, ни в каком отказе от школы (такие тенденции действительно имеются), ни в каком игнорировании роли учителя, ни в каком-либо невнимании к возрастным особенностям детей и подростков, ни в каком-либо зачеркивании особых задач педагогики. Но мы нуждаемся в том, чтобы была поставлена задача разработки марксистской пролетарской педагогики, чтобы в школьном строительстве действительно побеждал курс на культурную революцию, чтобы школа развивалась на основе специфического сочетания со средой, на основе подлинной общественной активности ребят, как школа политехническая, как школа, воспитывающая большевистское мировоззрение у учащихся, как школа советская не только по названию, но и по существу работы.
Нам надо, чтобы на место споров о том, возможна ли марксистская педагогика и есть ли отличие между школой переходного периода и школой капитализма, скорее пришла разработка пролетарской педагогики по существу. Здесь мы снова видим, как необходимо правильное общее понимание культурной революции, как зависит от него возможность развития нашей идеологии на всех участках социально-культурного строительства. В условиях продолжающейся и обостряющейся классовой борьбы в стране запаздывание с ликвидацией «восстановительских» установок отнюдь не на руку борющемуся пролетариату.
Все вопросы перестройки школы неизбежно ставят перед нами общие вопросы системы народного образования: вопросы политехнизма, вопросы сроков обучения, вопросы единства всей системы, вопросы удовлетворения потребностей социалистического строительства со стороны всех просветительных учреждений и организаций.
На «восстановительской» установке и дискуссии в области педагогики мы остановились лишь для того, чтобы показать к чему приводит практика, недооценивающая большие революционные задачи, и какие теории порождаются этой практикой. Перепроизводство клавишных дел мастеров в ущерб трактористам и педагогические теории Калашникова — это растения, вскормленные на одной и той же почве, — это сорная трава на поле культурной революции.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.