Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Создана или нет марксистская педагогика? (Каменев)


"Спорные проблемы марксистской педагогики", сб. статей под ред. А. З. Иоанисиани
М., Изд-во "Работник просвещения", 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Объектом (а в известной мере и субъектом педагогики и по существу дела и, если угодно, филологически) является растущий человеческий организм. Основная задача педагогики эпохи диктатуры пролетариата заключается в полноценной организации поведения ребенка. Педагогикой мы называем социально — и биологически — обусловленную науку о максимально-полноценной организации личного и социального поведения ребенка под углом зрения интересов передового класса.
Организованный педагогический процесс (педагогика в действии) в основном определяется следующими факторами:
а) социально-производственный и естественно-географический фактор в широком смысле этого слова; б) конституциональный фактор (ребенок); в) профессиональный фактор (учитель).
В условиях текущего момента наиболее сложным представляется вопрос о взаимодействиях между педагогическим процессом в тесном смысле этого слова и поведением широкой социальной среды. Труден этот вопрос потому, что он — качественно нов, что впервые глубоко и многообразно поставила его Октябрьская революция. Разрешение этого вопроса поведет к разрешению основных задач советской педагогики. В самом деле: окружающая среда является неиссякаемым источником определенного рода стимулов. Эти стимулы, действуя на ребенка, вызывают в нем ряд юложнейпгих условных рефлексов, ряд благоприобретенных изменений, свойств и т. п. и тем самым формируют то, что мы называем конкретным типом поведения. О этой точки зрения, сама жизнь, весь сложный социальнснпроизводственный комплекс воспитывают человека, питают его поведение, предопределяют его функции. Однако мало признать громадную роль среды в деле воспитания. Мало подчеркнуть особую сложность взаимоотношений между средой и человеком. Нужен анализ среды, нужно выравнивание последней с таким расчетом, чтобы она вызывала максимум положительных, педагогических реакций. Ребенок проводит в школе 3—5 часов. Здесь он испытывает на себе определенную сумму более или менее сорганизованных под социальным и биологическим углом зрения стимулов. Между тем широкая среда, влиянию которой ребенок подчиняется в течение громадного количества времени, оказывает на ребенка исключительно сильное (положительное или отрицательное) воздействие, которое сплошь и рядом разрушает организованную работу школы. Отсюда — необходимость организации масс, воспитания благоприятной для школьной работы среды, которая не только не разрушала бы работу школы, но закрепляла и развивала бы ее. В статье тов. Шульгина «К вопросу о марксистской педагогике» много спорного и неясного; в этой статье не проведены методологические рубежи, которые говорили бы о качественном своеобразии воспитания взрослого и о педагогике в собственном смысле этого слова. Нет ничего легче погубить педагогику, сделав границы ее безграничными и предмет — беспредметным. Не даром формулы «все» и «ничего» диалектически очень близки друг к другу. По словам тов. Шульгина, предмет педагогики у наших «горе-теоретиков» — неясен. И тем не менее он во всяком случае яснее, чем в универсальной постановке тов. Шульгина. При постановке вопроса о воспитании чрезвычайно важно выяснить хотя бы условные границы воспитания. Разумеется, нелепо думать о том, что такая постановка вопроса так или иначе ослабляет проблему воспитания масс, проблему культурной переделки социальной среды в ее теснейшей взаимозависимости и взаимодействии с делом реализации нашего педшроцеоса. В этом смысле партией, союзами, советами и т. д. проделана чрезвычайно большая, но еще далеко не достаточная воспитательная работа. Проблема организации поведения взрослого — крупнейшая самостоятельная npoблема, в которой, несомненно, будут иметь место элементы педагогики, но которую отнюдь нельзя отождествить с педагогикой, ибо, еще раз повторяем, ребенок и взрослый — это качественно своеобразные величины. И в области разрешения и первой, и второй проблемы уже многое сделано за годы существования Страны Советов.
Тов. Шульгин, ставя вопрос о марксистской педагогике, говорит: «Марксистской педагогики еще нет. Разработаны отдельные частичные вопросы—и только». Мы думаем, что в корне неправ будет тот, кто попытается ответить на этот вопрос по догматической формуле: да — да; нет — нет. И — да, и — нет.
Мы имеем все данные утверждать, что ряд больших педагогических проблем является в значительной мере вырешенным.
В частности в основном принципиально теоретической педагогикой решена проблема организации детской среды.
В основном — эта же педагогика разрешила вопрос о программах. А наши программы (при творческом, не бюрократическом подходе к ним) решают в свою очередь колоссальную проблему рабочего контакта между школьным воспитанием и воспитанием масс Каждый советский педагог прекрасно знает, что до тех пор, пока он не сумеет создать контактной социально-педагогической среды, — он не может называться советским педагогом.
Дальше. Нельзя выкинуть за борт такое достижение советской педагогики, как проблему общественно-полезной работы.
Уже имеются наметки новых путей в деле подготовки и воспитания педагогов-организаторов. Если учитель-организатор сам читает лекции в избе-читальне, сам где-то председательствует сам высиживает заведения, мы говорим, что такой честный работник, не плохой учитель. Он не сумел создать актива, он не овладел социальной клавиатурой. Хороший учитель — это в первую очередь организатор. У него должна быть создана сеть культурных агентов, в свою очередь группирующих вокруг себя новые силы. Они работают в избе-читальне, они заседают там, где нужно, заседать, они проводят кампании и т. д. Хороший учитель должен уметь направить этот актив, создать великолепную музыку большого культурного строительства. Ставка на учителя-организатора является одним из достижений нашей педагогики.
Можно было бы привести еще ряд данных, свидетельствующих о том, что наш марксистский педагогический баланс довольно приличен. И после этого нам говорят: «марксистской педагогики еще нет. Разрешены отдельные частичные проблемы и — только». Хорошее «и только»!
Если бы тов. Шульгин уделил должное внимание вопросам диалектики познания, он бы сказал гораздо резче и основательнее. Только формулировка была бы «немножечко» иной. Он бы сказал: именно в силу того, что ряд больших проблем поставлен и в значительной мере разрешен советской педагогической мыслью; именно в силу того, что в свете этих решенных задач ярче и обнаженнее вскрываются и противоречия, и небывалые перспективы педагогического характера, — наши достижения становятся слишком мизерными перед лицом качественно-новых перспектив. Но... маленькое «но». Но без этих «мизерных» достижений мы бы никогда не увидели великолепных педагогических далей.
Отсюда наш ответ на вопрос: создана или нет марксистская педагогика? Марксистской педагогики как сложившейся системы, как оформившейся дисциплины мы, конечно, еще не имеем. Но нельзя за 8—9 лет создать марксистскую педагогику, тем более, что ни о какой подгонке этой науки к «довоенному» уровню не могло быть и речи, что здесь сразу же пришлось стать на путь реконструкции педагогики. Однако основы подводятся и уже собрано достаточно материала для постройки первого этажа.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +