Объектом (а в известной мере и субъектом педагогики и по существу дела и, если угодно, филологически) является растущий человеческий организм. Основная задача педагогики эпохи диктатуры пролетариата заключается в полноценной организации поведения ребенка. Педагогикой мы называем социально — и биологически — обусловленную науку о максимально-полноценной организации личного и социального поведения ребенка под углом зрения интересов передового класса.
Организованный педагогический процесс (педагогика в действии) в основном определяется следующими факторами:
а) социально-производственный и естественно-географический фактор в широком смысле этого слова; б) конституциональный фактор (ребенок); в) профессиональный фактор (учитель).
В условиях текущего момента наиболее сложным представляется вопрос о взаимодействиях между педагогическим процессом в тесном смысле этого слова и поведением широкой социальной среды. Труден этот вопрос потому, что он — качественно нов, что впервые глубоко и многообразно поставила его Октябрьская революция. Разрешение этого вопроса поведет к разрешению основных задач советской педагогики. В самом деле: окружающая среда является неиссякаемым источником определенного рода стимулов. Эти стимулы, действуя на ребенка, вызывают в нем ряд юложнейпгих условных рефлексов, ряд благоприобретенных изменений, свойств и т. п. и тем самым формируют то, что мы называем конкретным типом поведения. О этой точки зрения, сама жизнь, весь сложный социальнснпроизводственный комплекс воспитывают человека, питают его поведение, предопределяют его функции. Однако мало признать громадную роль среды в деле воспитания. Мало подчеркнуть особую сложность взаимоотношений между средой и человеком. Нужен анализ среды, нужно выравнивание последней с таким расчетом,
чтобы она вызывала максимум положительных, педагогических реакций. Ребенок проводит в школе 3—5 часов. Здесь он испытывает на себе определенную сумму более или менее сорганизованных под социальным и биологическим углом зрения стимулов. Между тем широкая среда, влиянию которой ребенок подчиняется в течение громадного количества времени, оказывает на ребенка исключительно сильное (положительное или отрицательное) воздействие, которое сплошь и рядом разрушает организованную работу школы. Отсюда — необходимость организации масс, воспитания благоприятной для школьной работы среды, которая не только не разрушала бы работу школы, но закрепляла и развивала бы ее. В статье тов. Шульгина «К вопросу о марксистской педагогике» много спорного и неясного; в этой статье не проведены методологические рубежи, которые говорили бы о качественном своеобразии воспитания взрослого и о педагогике в собственном смысле этого слова. Нет ничего легче погубить педагогику, сделав границы ее безграничными и предмет — беспредметным. Не даром формулы «все» и «ничего» диалектически очень близки друг к другу. По словам тов. Шульгина, предмет педагогики у наших «горе-теоретиков» — неясен. И тем не менее он во всяком случае яснее, чем в универсальной постановке тов. Шульгина. При постановке вопроса о воспитании чрезвычайно важно выяснить хотя бы условные границы воспитания. Разумеется, нелепо думать о том, что такая постановка вопроса так или иначе ослабляет проблему воспитания масс, проблему культурной переделки социальной среды в ее теснейшей взаимозависимости и взаимодействии с делом реализации нашего педшроцеоса. В этом смысле партией, союзами, советами и т. д. проделана чрезвычайно большая, но еще далеко не достаточная воспитательная работа. Проблема организации поведения взрослого — крупнейшая самостоятельная npoблема, в которой, несомненно, будут иметь место элементы педагогики, но которую отнюдь нельзя отождествить с педагогикой, ибо, еще раз повторяем, ребенок и взрослый — это качественно своеобразные величины. И в области разрешения и первой, и второй проблемы уже многое сделано за годы существования Страны Советов.
Тов. Шульгин, ставя вопрос о марксистской педагогике, говорит: «Марксистской педагогики еще нет. Разработаны отдельные частичные вопросы—и только». Мы думаем, что в корне неправ будет тот, кто попытается ответить на этот вопрос по догматической формуле: да — да; нет — нет. И — да, и — нет.
Мы имеем все данные утверждать, что ряд больших педагогических проблем является в значительной мере вырешенным.
В частности в основном принципиально теоретической педагогикой решена проблема организации детской среды.
В основном — эта же педагогика разрешила вопрос о программах. А наши программы (при творческом, не бюрократическом подходе к ним) решают в свою очередь колоссальную проблему рабочего контакта между школьным воспитанием и воспитанием масс Каждый советский педагог прекрасно знает, что до тех пор, пока он не сумеет создать контактной социально-педагогической среды, — он не может называться советским педагогом.
Дальше. Нельзя выкинуть за борт такое достижение советской педагогики, как проблему общественно-полезной работы.
Уже имеются наметки новых путей в деле подготовки и воспитания педагогов-организаторов. Если учитель-организатор сам читает лекции в избе-читальне, сам где-то председательствует сам высиживает заведения, мы говорим, что такой честный работник, не плохой учитель. Он не сумел создать актива, он не овладел социальной клавиатурой. Хороший учитель — это в первую очередь организатор. У него должна
быть создана сеть культурных агентов, в свою очередь группирующих вокруг себя новые силы. Они работают в избе-читальне, они заседают там, где нужно, заседать, они проводят кампании и т. д. Хороший учитель должен уметь направить этот актив, создать великолепную музыку большого культурного строительства. Ставка на учителя-организатора является одним из достижений нашей педагогики.
Можно было бы привести еще ряд данных, свидетельствующих о том, что наш марксистский педагогический баланс довольно приличен. И после этого нам говорят: «марксистской педагогики еще нет. Разрешены отдельные частичные проблемы и — только». Хорошее «и только»!
Если бы тов. Шульгин уделил должное внимание вопросам диалектики познания, он бы сказал гораздо резче и основательнее. Только формулировка была бы «немножечко» иной. Он бы сказал: именно в силу того, что ряд больших проблем поставлен и в значительной мере разрешен советской педагогической мыслью; именно в силу того, что в свете этих решенных задач ярче и обнаженнее вскрываются и противоречия, и небывалые перспективы педагогического характера, — наши достижения становятся слишком мизерными перед лицом качественно-новых перспектив. Но... маленькое «но». Но без этих «мизерных» достижений мы бы никогда не увидели великолепных педагогических далей.
Отсюда наш ответ на вопрос: создана или нет марксистская педагогика? Марксистской педагогики как сложившейся системы, как оформившейся дисциплины мы, конечно, еще не имеем. Но нельзя за 8—9 лет создать марксистскую педагогику, тем более, что ни о какой подгонке этой науки к «довоенному» уровню не могло быть и речи, что здесь сразу же пришлось стать на путь реконструкции педагогики. Однако основы подводятся и уже собрано достаточно материала для постройки первого этажа.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.