Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

О предмете педагогики (П. Груздев)


"Спорные проблемы марксистской педагогики", сб. статей под ред. А. З. Иоанисиани
М., Изд-во "Работник просвещения", 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

О предмете педагогики подробно писал Калашников, который при определении педагогики как науки исходит из того положения, что во всяком человеческом обществе существуют два воспитательных процесса: «один протекает в организованной среде специально для того, чтобы среда вырабатывала определенные навыки, знания и умения, а другой проходит в самой общественной среде со всей ее сложной конструкцией». (Педагогическая Энциклопедия. Т. I, стр. 14).
Первый процесс, куда включается система специальных мероприятий культурно-просветительного характера: школа, детсад, клуб и т. п.,—называется организованным, целенаправленным педагогическим процессом. Второй называется неорганизованным, стихийным педпроцессом, протекающим независимо от воли людей.
Сюда входит семья, производство и другие элементы социально-трудовой среды. Последние факторы тоже воспитывают и даже сильнее, могущественнее, чем так называемое организованное воспитание, ню они не являются предметами изучения педагогики, т. к. изучаются другими науками: социологией, социальной психологией и пр. Педагогика таким образом является наукой только об организованном педагогическом процессе. Однако она должна учитывать достижения других смежных наук, т. к. оба процесса, организованный и стихийный, находятся в постоянной и определенной связи между собой.
Такой же взгляд разделяет и Пинкевич, хотя он возражает против терминологии так называемого неорганизованного педпроцесса, заменяя его понятием развивающей среды.
Пинкевич определяет педпроцеес как «планомерное» и длительное воздействие на человека с целью соответствующего развития последнего». Педагогика — наука о сущности, законах, организации, методах педагогического воздействия (процесса).
Пинкевич только расходится с Калашниковым по вопросу о различных сторонах педагогичеюкюто процесса, продолжая различать воспитание и образование. Первое ставит целью организованное развитие природных свойств человека, второе—создание мировоззрения и вооружения знаниями и умениями.
Другие педагоги-марксисты расширяют педпроцесс до социального формирования личности, куда включается вся совокупность факторов, определяющих социальное поведение человека или группы людей.
Эта группа педагогов-марксистов (Шульгин, Крупенина и др.) выступила против Пинкевича и Калашникова, считая, что указанные авторы при разрешении вопроса о предмете советской педагогики не ушли дальше буржуазной педагогики и повторяют ее зады, когда они ограничивают педагогическую науку так называемым организованным педпроцеосом, а фактически — школой.
По мнению этой группы, определения Пинкевича и Калашникова совсем не отражают своеобразия педагогики переходной эпохи.
Содержание предмета педагогики не остается неизменным при всяком классовом обществе. Педагогика является такой же исторической наукой, как, напр., и политическая экономия. Поэтому не может быть педагогики вообще, а следует говорить о педагогике определенной исторической эпохи, определенного господствующего ываоса, педагогике капиталистического общества, педагогике пролетариата в переходный период и т. д. Особенности переходной от капитализма к социализму эпохи, устанавливают новые отношения между организованным и стихийным воспитанием, нежели они сложились в буржуазном обществе.
Если в буржуазном обществе человек воспитывается не только в условиях так называемого организованного процесса, то тем более общественная среда оказывает воспитательные воздействия на человека в период диктатуры пролетариата.
В обществе, строящем социализм, воспитание нового человека осуществляется всем аппаратом государственной власти. В самой природе советской власти заложены воспитательные функции, которые проводятся различными организациями этой власти.
Таковы в первую очередь партийные, советские, профессиональные организации, которые имеют свою конкретную педагогику и огромное воспитательное значение которых не учитывается теми, кто в педагогической науке видит только старые обычные формы и методы воздействия. Таким образом объекты и границы советской педагогики расширяются сравнительно с тем, что изучала буржуазная педагогика как наука.
Отсюда вытекает следующее определение предмета изучения марксистской педагогики, какое дает Крупенина в статье «К вопросу о предмете и методологии в педагогике», — исследование всего процесса социального формирования человека, изучение организации, методов, форм, в которых он развертывается в условиях данной конкретной исторической эпохи и данной классовой среды, исследование всей суммы факторов, которые его определяют, закономерностей, которым он подчинен.
В своих тезисах Калашников и Пинкевич отводят обвинение в приверженности к традициям буржуазной педагогики по той причине, что они так же, как Шульгин и Крупенина, не отрицают огромного значения педагогического воздействия партии, профсоюзов, советов и т. п. В подтверждение сказанного они приводят не одну цитату из своих прежних работ. Пинкевич вообще не видит существенных разногласий с Шульгиным, считая, что «споры являются исключительно терминологическими».
Оба автора в то же время подчеркивают, что в этом взгляде ничего нового и сугубо (?) марксисткого нет, т. к. эти же вопросы теоретически и практически разрабатывает и буржуазная педагогика за границей. Оказывается, спорить не о чем, хотя «дискуссия, поднятая Шульгиным, безусловно имеет одну положительную сторону: она побудила многих (кого, например?) заняться вопросами о педагогическом воздействии в деятельности партии, профсоюзов, советов и т. п., а это действительно важно» (ст. Пинкевича в том же сборнике).
Не отрицая педагогики общественных организаций, хотя и с некоторыми оговорками, о чем речь будет ниже, и Пинкевич и Калашников по вопросу о предмете педагогики отстаивают свою прежнюю позицию, возражая против приведенного определения Крупениной на том основании, что в таком случае педагогика превратится в какую-то энциклопедию наук.
«Советская педагогика, — говорит Калашников, — должна изучать не только школьный педагогический процесс, но и всякий иной процесс изменения поведения человека, который имеет признаки педагогического, т.е. имеет целью определенную организацию воздействия и приводит к определенным результатам».
По этой формуле как будто можно впустить в педагогическое святилище воспитательные воздействия партии, советов и т. п., т. к. эти общественные организации ставят известные цели, имеют определенные организации воздействия, которые приводят к определенным результатам.
Как будто все условия налицо.
Но, с другой стороны, также очевидно, что под это предложение не подойдет изучение педагогических влияний на поведение человека той или иной социальной среды, складывающейся на основе производственных отношений. Это влияние приводит к определенным результатам, но здесь может не быть определенной организации воздействия и тем более определенных целей.
Оставленные за пределами педагогики социальная среда, семья, производство, улица и т. п. изучаются социальной психологией и социологией. Данные этих наук должны быть использованы педагогикой.
Итак, советская педагогика попрежнему будет изучать только организованный педпроцесс. И в этом отношении педагогика переходного периода ничем не отличается от буржуазной. Изменяются цели воспитания, содержание воспитания, но предмет педагогики остается одним и тем же во всяком классовом обществе.
Все 44 страницы своей статьи Кашашников употребил на доказательство этого положения, обставив свои аргументы различными ссылками из Маркса, Плеханова, Ленина и других видных марксистов.
Кто же прав в этом споре?
Чтобы более правильно подойти к решению вопроса о предмете марксистской педагогики, необходимо, разумеется, исходить из основных особенностей общественного развития в переходную эпоху диктатуры пролетариата.
Одно из основных отличий советского общества от буржуазного состоит в преодолении стихийных элементов в общественной жизни, во все большем внедрении в нее планового начала и сознательного регулирования стихий.
Мы живем в стране, строящей социализм. Рост социалистических элементов есть в то же время усиление нашей власти над стихиями.
В свете этих задач переходного общества мы должны подходить и к разрешению проблем теории и практики воспитания нового общественного человека.
Основная задача здесь та же, что и в области хозяйственно-экономической — преодоление стихийных, особенно антиобщественных воздействий на социальное поведение человека, наиболее организованное использование в воспитательных целях всех положительных средств, какими располагает советское общество, и организованный отпор, сведение на нет отрицательных антисоветских влияний социальной среды, всех пережитков старой культуры.
Отсюда вытекает необходимость возможно более точного учета и знания влияний, какие оказывает социальная среда на человека или группы людей.
Изучение этой социальной среды и должно составлять одну из основных задач марксистской педагогики.
Педагогика включает в сферу своего исследования, кроме так называемого организованного процесса, еще то, что называется воспитанием среды в широком смысле.
Рассматривая с этой точки зрения общие работы по педагогике (Пинкевича и Калашникова в том числе), мы должны признать, что все они толкуют главным образом о школе и детях школьного возраста, т.е. фактически не о всем даже организованном процессе, а только о части его.
Сколяризм — увлечение школьной работой — не может не быть свойственным тем, кто прошел через старую педагогику.
Авторы работ по педагогике занимаются разработкой проблем воспитания по отношению не ко всему детскому населению, а только школьному, т. к. не менее половины детей не охвачены школой, а воспитываются в условиях так называемого стихийного педпроцесса. Изучение, учет этих воспитательных воздействий среды на ребенка или подростка не поставлены педагогикой как неотложная задача, хотя бы и были об этом заявления отдельных авторов. Мы должны признать, что в курсах педагогики совсем не нашла отражения проблема взаимосвязи организованных факторов воспитания и «стихийных», роль и влияние последних на социальное поведение человека в советском обществе.
Более того, пока еще не проявлено научного интереса к воспитательной работе различных государственных и общественных организации, между тем как условия нашего социалистического строительства настойчиво требуют пристального внимания и изучения всего опыта воспитательной переделки масс.
Поэтому совершенно правильно ставит эти проблемы воспитания в нашей стране группа товарищей из института методов школьной работы. Вопрос о педагогической теории в переходную эпоху поставлен не в плоскости рассуждений об «организованном» или «стихийном» педпроцессе вообще, к чему сводятся, как увидим, вся статья Пинкевича и сущность статьи Калашникова.
Если в советской стране проводится огромная, невиданная в мире воспитательная работа, освобождающая от грязи старого общества миллионы трудящихся, осуществляемая различными организациями, от детских садов до Академии, от месткома до ВЦСПС и т. д., то спрашивается, не должна ли марксистская педагогика сделать предметом своего изучения все эти воспитательные процессы, которые протекают нередко стихийно, неорганизованно. Не должна ли передовая марксистская педагогическая теория внести наибольшую организованность и сознательность в эти процессы, овладеть ими научно, не дожидаясь того момента, когда эти процессы, сделавшись типичными, по терминологии Калашникова, будут поданы марксисту-педагогу на блюде организованного педпроцесса. Не будет ли такое ожидание педхвостизмом? Да, будет. Доказательства — статьи Калашникова и Пинкевича все в том же сборнике.
Ни тот, ни другой не видят качественных отличий советской педагогики от педагогики буржуазной. Пинкевич, напр., совсем не говорит о педагогике переходного периода, ограничиваясь общими рассуждениями об организованном и неорганизованном педпроцессе вне времени и пространства. Калашников, хотя и озаглавил свою статью «Предмет и задачи советской педагогики переходного времени», однако не находит, чтобы были какие-либо качественные отличия в социальном формировании человека в советском обществе от такого же формирования в капиталистическом обществе. В какой степени организованный педпроцесс становится фетишем в педагогике, видно из следующих слов Пинкевича: «Мы никогда не отрицали педагогического воздействия всех общественных организаций, если только это воздействие соответствующим образом организовано и целенаправлено». К чему это «только»? Как будто воспитательные воздействия этих организаций — партии, советов и пр.— вообще могут быть хаотическими и не преследовать определенных целей. Затем, что значит организовано соответствующим образом? На какой стадии соответствующей организованности педагогичеокое воздействие, напр, нашей партии, может войти в педагогический процесси и, следовательно, быть предметом изучения педагогами, и на какой стадии это воздействие не может быть предметом такого издания? Между прочим, совершенно в том же духе Пинкевич решает вопрос о семейном воспитании и образовании: оно может быть формой педпроцесса, если имеет планомерный характер. Чем и как измеряется эта планомерность семейного воспитания, чтобы педагогу можно было сказать — вот эта семья включается в предмет педагогики, потому что здесь наблюдается организованный педпроцесс, а вот другая семья не включается, т. к. в ней проводится стихийное воспитание.
Роль семьи как воспитательного фактора нужно ставить не в зависимости от планомерности или непланомерности вообще, что в высшей степени условно и растяжимо, а в зависимости от определенного социального строя и известного общественного класса, к которому принадлежит семья как общественная ячейка, ибо, по выражению Энгельса, «семья есть произведение социальной системы, которая в ней отражается». Еще один пример недиалектической постановки вопроса. В ответной статье Пинкевич пишет: «Мы не отрицаем того, что воспитание и образование должны проходить в процессе борьбы и строительства. Однако мы будем считать этот процесс педагогическим только тогда, когда он будет кем-то соответствующим образом организован, а не окажется хаотическим, стихийным. Там, где есть хаос, нет педагогики (стр. 48).
Слово «хаос», по нашему мнению, здесь совсем не подходит. Ведь речь идет (по смыслу всей статьи) о воспитательных влияниях, какое оказывает на людей социальная среда, в данном случае советская общественная среда. Эти влияния можно еще назвать стихийными в том смысле, что они не зависят от сознания людей, но не хаотическими.
Но дело не в этом, а в том, что вопрос о стихийности и организованности педагогических воздействий разрешается опять-таки безотносительно к определенному общественному строю. То, что хаотично для буржуазного общества, может не быть таковым в обществе, переходном к социализму. В переходном обществе усиливается организованность в области социального формирования человека, причем это усиление происходит динамично по мере усиления социалистических элементов в стране. Нельзя сказать, что этот процесс превращения стихийного в организованное происходит без сознательного участия организованного коллектива людей в советском обществе. План электрификации страны, пятилетний план социалистического хозяйства — не является ли все это примерами того, как организованный пролетариат взнуздывает стихию.
Нельзя теоретику марксистской педагогики, т.-е. передовому борцу за культуру нового человека, за действительно всестороннее воспитание этого человека, отмахиваться от изучения и использования тех сил, какие формулируют социальное поведение человеческой массы, хотя в данный период они и кажутся стихийными. А нет ли элементов организованности в этих стихийных процессах и нельзя ли увеличить роль этих элементов, если мы сознательно вмешаемся в стихию, вооруженные передовыми знаниями.
Статья Пинкевича отвечает на эти вопросы следующим образом: «Вот когда все это стихийное воспитание станет организованным и планомерным, тогда можно будет включить его в предмет марксистской педагогики, а до тех пор мы будем только учитывать, что скажут другие науки, в частности социология, о стихийных силах социального формирования личности».
В общем ту же точку зрения отстаивает и Калашников.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +