Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Упражнения в метании с увеличением напряжения


П. Ф. Лесгафт. Избранные педагогические сочинения
Изд-во Ак. Пед. Наук РСФСР, Т. II, М., 1951 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Выше уже было сказано, что метание вместе с бегом составляют самые древние, самые естественные и самые распространенные упражнения, при посредстве которых всего выгоднее поддерживается правильное развитие организма; кроме того, они приучают сознательно управлять своими действиями и производить их с возрастающим напряжением.
А) Метание в цель рукой. При метании в цель применяются различные аппараты, которые служат мишенью; таковы, например, концентрические кружки с центральной точкой, наведенные широкими темными полосками на белом фоне бумаги, на доске или на стене. Кроме того устраивают целые аппараты в виде столба с откидной головой, укрепленного подвижно или неподвижно. Такой подвижной аппарат состоит из круглого или четырехугольного столба, длина которого равняется 1,569 м (5'), а поперечник — 0,131 м; столб этот укрепляется на длинном кресте с таким же поперечником; длина короткой ветви этого креста — 0,134 м, а длина длинной ветви — 0,628 м (2'); столб задней своей поверхностью укрепляется на длинной ветви креста косой подпоркой, длина которой равняется 0,942 м (3'), а поперечник — 0,131 м (5"). На столбе укрепляется подвижно головка, формой и величиной напоминающая голову взрослого человека; она делается из крепкого, неветвистого дерева и укрепляется на столбе при посредстве петли, длина которой равняется 0,314 м, поперечник — 0,039 м, а толщина — 0,013 м. Головка, опрокидываясь назад, натыкается на угловую железную шину, длина которой 0,314 м, а толщина — 0,026 м; одна ветвь этой шины прикрепляется позади петли тремя винтами к столбу, другая, под углом в 45°, к первой ветви, свободно выступает впереди головки, которая и упирается в нее, откидываясь назад. Как верхний конец столба, так и шейку головки обхватывает железный обруч, ширина которого — 0,026 м, а толщина — 0,013 м.
Обручем этим обхватывается также укрепленная часть угловой шины и часть петли, прикрепленная к столбу. Передняя поверхность столба может быть обшита твердым округленным деревом толщиной от 0,052 м (2") до 0,078 м (3").
Если такая мишень для метания укрепляется неподвижно на окраине площадки, то столб, такой же толщины, как в подвижном аппарате, берется только длиннее на 0,314 м или на 0,628 м (2'), т. е. длина всего столба будет равняться 2,197 м или 1,883 м (6'), причем этот столб вкапывается на 0,628 м (2') в землю или, что еще гораздо выгоднее, столб на глубине 0,314 м или 0,471 м вставляется в ободок соответственной длины и поперечника, приготовленный из литого железа, толщиной в 0,007 м. У этого ободка может быть шейка глубиной в 0,013 м с поперечником 0,157 м (6"). Из этого ободка столб может выниматься, и тогда ободок закрывается крышкой, вставляемой в расширенную шейку, которая вынимается оттуда при посредстве ручки.
Палки, применяемые при метании в такую мишень, приготовляются из возможно более крепкого дерева; длина их — 1,883 м (6'), а поперечник — от 0,026 м до 0,033 м; концы таких палок окружаются железными кольцами шириной в 0,026 м, толщиной в 0,003 м, или же самые концы снабжаются винтом с головкой, поперечник которого — 0,013 м. Для метания употребляются также вышеприведенные деревянные и железные палки, а при метании в концентрическую мишень применяются различного рода мячи: каучуковые, литые, деревянные и железные шары и другие предметы различной формы и веса. Для метания выгодно также применять пластинки по образцу древнегреческих дисков; это были чечевицеобразные, т. е. двояковыпуклые пластинки, с округленным краем, гладкой поверхностью и с отверстием посредине, через которое продевался ремень. Пластинки могут приготовляться из дерева (дубового), камня или металла (из бронзы или литого железа); диаметр их равняется 0,314 м, они имеют чечевицеобразную форму; наибольшая их толщина равняется от 0,078 м (3") до 0,104 м (4"). Необходимо, чтобы эти пластинки были различных размеров, начиная с 0,157 м в диаметре и 0,033 м в толщину.
Применяемые при метании камни берутся весом, начиная с 0,205 кг (1/2 Фунта). Такого же веса берутся железные шары и соответственного же размера деревянные из возможно более крепкого дерева.
На стене. на которой укреплена концентрическая мишень, проводится вертикальная черта, разделенная толстыми черными горизонтальными полосками на промежутки равные 1 м, 1/2 м и 5 см. Около самой цели последнее расстояние разделяется на сантиметры и 1/2 см; это делается для определения места расположения мишени над полом. Под прямым углом к вертикальной черте проводится по полу черта длиной в 2 или 3 м, которая разделяется также поперечными полосками на метры, 1/2 м, промежутки в 5 см, а последнее расстояние от стены подразделяется еще на сантиметры и 1/2 см. Наконец, на стене проводится еще третья горизонтальная черта, длиной в 2 или 3 м; середина ее соответствует верхнему концу вертикальной черты. Эта черта также разделяется на метры, 1/2 м, на промежутки в 5 см, причем концевые промежутки подразделяются на сантиметры и 1/2 см.
Упражнение в метании в цель уже описано выше; там уже описан прием, который применяется при этих упражнениях. Для увеличения напряжения и уменья действовать возможно сознательнее, необходимо видоизменять как качество, форму, вес применяемых для метания предметов, так и пространство, скорость и продолжительность производимых действий.
1) Метание мячами. Величина последних видоизменяется; кроме черного каучукового мяча средней величины (с поперечником в 6 см) употребляют черные мячи большего и меньшего размера, увеличивая их до 3 см в поперечнике и уменьшая до 4 см; затем применяют соответственного размера тонкие мячи серого или красного цвета, а также литые, полусплошные и сплошные, последние с поперечником в 4 см и не более 6 см. Дутые мячи берутся от 6 до 10 см, 12 и далее до 15 см в поперечнике; последние обыкновенно красного цвета. Кроме каучуковых мячей применяются при метании и кожаные, приготовленные вышеприведенным способом. Метание производится, как выше сказано, быстрым движением кисти, ладонь которой направлена кпереди, по направлению к цели; последняя в виде концентрических кружков укрепляется на уровне расположения глаз занимающегося, на расстоянии одного метра; место расположения цели также точно определяется и проверяется измерением, производимым одним из занимающихся по очереди. При метании рука с метаемым предметом устанавливается на уровне расположения глаз. Эти упражнения должны развить как глазомер занимающегося, так и уменье сознательно приводить в соотношение получаемые зрительные впечатления с мышечным ощущением — условия, существенные при всякой физической работе. При упражнении в метаний следует затем перемещать постепенно цель, передвигая ее вверх, вниз, в одну и в другую сторону, постоянно определяя размер передвижения; после этого последовательно увеличивается расстояние, причем, как и при всех изменениях вообще, необходимо увеличивать и уменьшать размеры против начального, чтобы более точно приучить занимающихся к определению этих размеров. Далее изменяются поперечник и вес мяча. Расстояние увеличивается и уменьшается на 0,25 м; потом этот размер постепенно изменяется и доводится до наименьшего в 0,025 м и наибольшего, без размаха, от 2 до 5 м; он может быть доведен даже до 10 м. Дальнейшее увеличение расстояния связано уже с малым размахом (в локтевом суставе) и с большим (в плечевом суставе и плечевом поясе). Далее цель перемещается в одну и другую сторону от занимающегося (вправо и влево), причем и здесь изменяется уровень расположения мишени; она передвигается в вертикальном направлении, и изменяется также расстояние между занимающимся и целью. При повторении этих упражнений метрономом определяется скорость отдельных моментов метания; начиная со скорости 30 движений в минуту, ее доводят, увеличивая постепенно, до скорости 80 и даже 90 метаний в минуту. При всех этих метаниях занимающиеся стараются не только попасть в определенную цель, но и поймать мяч, когда он летит обратно. Число таких метаний начинают с трех и, постепенно увеличивая, доводят до 10. После мы увидим, что число таких метаний доходит в известтых играх до 100 и больше.
Видоизменения веса и размера мяча идут также постепенно, причем увеличение его веса обусловливает, главным образом, увеличение напряжения, а увеличение объема (при тонких стенках) требует большей ловкости действий в сравнении с упражнениями с тяжелым мячом того же объема. Все эти метания производят одинаково одной и другой рукой, стоя на приведенных нижних конечностях, а также с разведенными ногами, выступая вперед то ногой, противоположной метающей оуке то соответственной. Необходимо, чтобы при метании центр тяжести тела укреплялся всегда на задней ноге и чтобы тело оставалось во все время метания неподвижно; при метании без размаха действие должно производиться одной кистью. Выше уже было выяснено, что при метании вперед, с обращенной в этом же направлении ладонью, предплечье укрепляется всего выгоднее вследствие перекрещивания расположенных здесь костей; при метании же в сторону кости эти раскручиваются, опора становится менее твердой, и поэтому упражнение требует большего напряжения. Для проверки усвоенного на известном расстоянии метания в цель вперед можно назначить еще метание в цель назад; для этого цель укрепляется позади занимающегося на уровне его глаз, и он старается попасть в цель, руководствуясь только известным расстоянием и местом расположения мишени, т. е. только усвоенным опытом мышечным ощущением, без участия зрительных впечатлений. Это упражнение гораздо труднее для занимающегося, потому что: а) он не руководствуется при этом зрительными впечатлениями, следовательно, одним существенным критерием при его действиях меньше; в) при метании ладонная поверхность кисти направлена назад, кости предплечья располагаются параллельно, подпора поэтому менее укреплена, и производимые действия требуют большего напряжения: наконец, с) это действие менее обычное, поэтому каждый момент его требует большего внимания и связан с большей затратой сил. Как цель, расположенная спереди, так и установленная позади занимающегося быть передвинута на определенное расстояние, книзу, в одну и другую сторону; и здесь может постепенно изменяться расстояние между занимающимся мишенью, а также размер, вес метаемого предмета, и скорость производимых движений.
Метание мяча в цель вперед с малым размахом производится при таком же положении руки, как и при метаний вперед в кистевом суставе, но только перед самым моментом метания делается быстрое движение по возможно большей дуге в локтевом суставе, под конец которого предплечье с перекрещенными костями укрепляется и метание производится только в кистевом суставе. Этим предварительным движением в локтевом суставе увеличивается сила, с которой предмет метается, вследствие тэго, что движение, производимое в одном суставе, непосредственно продолжается в другом, расположенном далее к периферии конечности.
Путь, пробегаемый в воздухе метаемым телом, представляет обыкновенно параболу; чем больше угол, образуемый метаемым телом с горизонтальной плоскостью, тем выше оно летит, но тем ближе падает, и, наоборот, чем меньше этот угол, тем ниже и дальше оно летит и тем быстрее падает на почву. Опыт и исследования показывают, что всего дальше предмет летит, если его метать под углом в 45°; к этому необходимо только ввести поправку, принимая во внимание вес и объем метаемого тала. Вместе с увеличением пространства увеличивается и затруднение при одинаковой точности производимого действия, а вместе с увеличением затруднения увеличивается и напряжение.
Метание в цель с большим размахом, производимым в плечевом суставе и плечевом поясе, отличается еще меньшей точностью. Оно производится, как было уже сказано выше, двумя способами: в одном случае рука проводятся снизу и сзади вверх и над головою вперед; этот способ еще допускает некоторую точность при метании в цель; в другом случае вся рука разгибается сильно назад, причем ладонная поверхность кисти повернута кнаружи; из последнего положения рука дугообразно сгибается вперед, причем ладонную поверхность кисти поворачивают внутрь, обращают ее вперед и кверху. В последнем случае метание в цель всего труднее; при этом всего выгоднее направлять метаемое тело вверх или на далекое расстояние. Как высота, так и расстояние еще увеличиваются, если рука при таком метании вооружена палкой или лаптой, но в таком случае цель, в которую метаемое тело должно попасть, не может быть намечена точно, а только приблизительно.
При всех формах метания с размахом применяются также мячи различных размеров, толщины и веса. Затруднение увеличивается, как с увеличением размера и точности стенок мяча, так и с увеличением веса его, в первом случае вследствие увеличения сопротивления воздуха, а во втором — вследствие увеличения сопротивляющейся массы. При метании с малым размахом пространство увеличивается и уменьшается с тою же постепенностью, как сказано раньше, причем это увеличение при метании с малым размахом может доходить до 15—20 м. При метании с большим размахом увеличение расстояния может доходить до 50 и даже до 60 м, но метание производится с малой точностью. Упражнение в метании с малым размахом может производиться также и по метроному, начиная со скорости 30 движений в минуту и доходя постепенно до 60 и даже до 80 движений в минуту. При упражнении в метании с большим размахом распределение по времени определяется труднее, потому что вообще при всех подобных упражнениях напряжение очень велико, а чем больше напряжение и быстрота действий, тем труднее занимающемуся управлять собой, как на это уже было указано раньше, при разборе стремительного бега. При всех этих упражнениях число движений начинается с одного и не должно превышать 10, чтобы однообразием действий не утомить занимающихся, так как при наступающем утомлении самое движение производится недостаточно точно.
2) Метание деревянными и железными шарами. Их размер и вес были приведены уже выше. Самое метание производится так же, как и метание в цель мячами: одной кистью, с малым размахом и с большим размахом вышеприведенными способами. При посредстве упражнений деревянными и железными шарами занимающийся знакомится с различными качествами метаемых предметов, а различным весом железных шаров постепенно и последовательно увеличивается напряжение производимых действий. Начинаются упражнения в метании шарами также на расстояние 1 м, причем, как мишень, применяется вышеописанный аппарат.
При более настойчивых упражнениях взрослый в состоянии свободно бросить шар весом от 400 г (1 фунт) до 600 г (1 1/2 фунта) на расстояние от 61 м (200') до 65 м. Увеличение напряжения при метании таких предметов зависит не только от качества и веса, но также от формы метаемого тела, так как при различных формах видоизменяется сопротивляемость воздуха, причем гладкое сферическое тело относительно выгодно для метания. Самый выгодный размер шара при метании для руки взрослого, если поперечник его — 0,050 м (2") и вес около 1 фунта; при более легком теле или увеличении его объема метание в цель затрудняется увеличением сопротивления воздуха. Относительно числа метаний шарами, скорости, пространства необходимо соблюдать ту же последовательность, как и при метании мячом; необходимо только при этих упражнениях принимать в расчет расстояние и направление отраженного шара, чтобы не подвергнуть занимающегося ушибам или вообще каким-нибудь механическим повреждениям. Необходимо также, чтобы занимающийся всегда знал точно вес, размер шара, расстояние, высоту мишени и вообще все условия, определяемые измерением, которые должны непременно производиться занимающимися поочередно.
3) Метание пластинками или дисками является также очень полезным видоизменением метания; так как этими предметами выгодно преодолевается сопротивление, оказываемое воздухом, поэтому их можно метать на большее расстояние с относительно малой тратой сил. Упражнения с дисками, видимо, много применялись в древней Греции; при состязаниях они принадлежали к легким палэстрическим упражнениям и состявляли часть пятиборья. Пластинки метались просто рукой или при посредстве ремня. При метании рукой пластинка захватывается таким образом, что округленый край прилегает к ладони, большой палец располагается с одной стороны, а четыре — с противоположной, причем вся конечность отвисает прямо сбоку тела, затем ею размахивают вперед и назад, и, наконец, диск метается с размахом. Вследствие того, что пластинка захватывается за край, а не в середине, и данный ей толчок действует на периферии, она, передвигаясь по воздуху, производит вращательные колесовидные движения. Метать диски можно в цель и на большие расстояния. Особенно выгодно последнее упражнение, которое не может, однако, производиться в закрытом помещении, а непременно на площадке, на воздухе. При метании в цель дисками должны быть все те же условия, как и при метании мячами; здесь метание производится также одной кистью, с малым размахом, с большим размахом. При метании в цель без большого размаха пластинка захватывается между большим пальцем и четырьмя остальными, причем пальцы располагаются лучеобразно. Метание начинается деревянными пластинками и должно приучать занимающегося, главным образом, к уменью приспособляться к видоизменениям формы. Железные же и каменные пластинки, по мере увеличения веса, требуют постепенного увеличения напряжения, которое также увеличивается с увеличением расстояния, на которое пластинка метается. Расстояние это при большом размахе может быть доведено до 70—80 м, а при посредстве ремня — до 90 и даже до 100 м. При метании пластинок в цель, мишенью служит вышеописанный аппарат с откидной головой.
4) Метание палками производится как деревянными, так и железными; размеры и вес их указаны раньше. Мишенью для метания палками служит аппарат с откидной головой. Цель этих упражнений, как и упражнений с пластинками, состоит в том чтобы приучить занимающихся справляться с различными формами и действовать с различным напряжением. Начинаются упражнения деревянными палками, длина которых доходит до 1,830 м (6') и даже до 2,135 м. При упражнении палка всегда захватывается соответственно месту расположения центра тяжести ее; для этого она берется на середине большим и указательным пальцами, причем располагается на середине лучевой стороны третьего пальца, на котором она покоится. Захватывают палку также большим пальцем с одной стороны и двумя или всеми остальными — с другой стороны. Первый прием применяется при метании деревянных и вообще легких палок, а второй — при железных, тяжелых палках. Последние захватываются также всей рукой, причем иногда подкладывают под палку только малый палец; это делается в тех случаях, когда метание производится через большое расстояние или с большой силой. При метании устанавливают первоначально левую разогнутую ногу спереди, а правую стопу располагают поперечно, на шаг назад, причем конечность несколько сгибают в колене; плечи устанавливаются по направлению линии метания, причем правая верхняя конечность, согнутая в локтевом суставе, удерживает палку на уровне расположения глаз. При метании с размахом производят рукой более или менее быстрые движения вперед и назад, причем, однако же, палку удерживают в горизонтальном положении, по направлению к цели и на высоте глаз.
Обыкновенно различают, главным образом, два рода метания: ядровое (Kernwurf) и дугообразное (Bogenwurf). Первая форма метания применяется, главным образом, при метании в цель и может быть произведена с большой силой, вторая форма применяется при метании на большие расстояния. Как в других формах метания, так и здесь оно может производиться в виде движения в кистевом суставе, с малым размахом, причем последний производится в локтевом суставе и с большим размахом, который производится в плечевом суставе и в плечевом поясе. Так называемое ядровое метание соответствует двум первым, только что приведенным видам, а метание по дуге соответствует третьему виду.
Упражнение в метании палками в цель, производимое в кистевом суставе, может производиться только на небольших расстояниях, но метаемое тело может быть брошено с большой силой. Начинаются эти упражнения деревянными палками длиной в 1 м. Метание производится как одной, так и другой рукой, но не только в вышеприведенном положении, но и в исходном положении, с обращенным к цели лицом. При метании в вышеописанном положении необходимо переменять положение ног, устанавливая их в обратном положении как при метании одной рукой, так и другой.
При дальнейшем видоизменении упражнений увеличивается длина палок, а для постепенного увеличения напряжения увеличивается тяжесть, причем применяются железные палки различных размеров и веса. Число метаний начинается с одного и доходит до 10 метаний. Наконец, начиная с трех последовательных метаний, определяется также и скорость их, которая начинается с 30 движений в минуту и доходит до 60 и даже до 80.
Упражнения в метании палкой с малым размахом производятся на большем расстоянии, чем предыдущее; оно начинается также деревянными палками малого размера на расстоянии 3 м и доходит, при увеличении расстояния, до 10 м. Затем увеличивается также размер палок и их вес, причем применяются железные палки. Наконец, увеличивается число метаний и их скорость, как и в предыдущем случае, причем последняя доводится до скорости 50 или 60 движений в минуту.
Упражнения в метании палками с большим размахом производятся на большом расстоянии, причем берется большая цель, так как эта форма метания производится с меньшей точностью. При этом виде метания берутся обыкновенно самые длинные палки (от 1 1/2 до 2 м), причем палка захватывается позади центра тяжести, так что перевес приходится на переднюю половину; она направляется косо, передним концом кверху, причем разогнутая рука приведена несколько назад и книзу, тыльная поверхность кисти обращена при этом к спине. Во время полета палка должна описывать дугу, так что к цели она должна подходить косо, сверху вниз. Укрепленная сзади правая нога переносится во время размаха на шаг вперед и под конец этого движения, совпадающего с размахом руки в плечевом суставе и плечевом поясе, палка метается дугообразно; самый толчок сообщается палке в кистевом суставе.
Метание с большим размахом может еще производиться, если палку захватывать вытянутой вверх рукой, так что она будет находиться выше головы; в таком случае размах будет меньше, так что метать палку можно на меньшее расстояние, но в более точно обозначенную цель. Чтобы метать палку на возможно большее расстояние, упражнение это производится с выпадом вперед или даже с разбегом. При метании палки с выпадом она первоначально располагается, как сказано выше, горизонтально, на уровне глаз, затем быстрым движением руки палка передвигается вперед и вниз, так что передний конец ее направляется несколько дугообразно назад; в это время правая нога быстро выпадает кпереди, причем рука опять передвигает палку вперед, и, в то время, когда левая нога передвигается кпереди, палка бросается в цель. При метании палки с разбегом занимающийся бросает ее в то время, когда после нескольких шагов разбега левая нога выступает вперед и занимающийся мгновенно принимает положение, описанное выше, при метании с места; он более уже не останавливается и отходит влево, чтобы не мешать следующему за ним лицу. Во всех этих случаях упражнения производятся как одной рукой, так и другой, причем в обоих случаях занимающийся устанавливает по очереди вперед то левую, то правую ногу, а также производит это упражнение при исходном положении. Наибольшее расстояние, которое достигается при метании палками с большим размахом, не превышает 25—30 м при метании деревянными палками; расстояние уменьшается при увеличении длины этих палок, а также при метании железными палками; в последнем случае оно доходит только до 12—15 м. Число этих упражнений также постепенно увеличивается и не должно превышать 10 метаний. При увеличении числа последовательных метаний, одним занимающимся или при упражнении целого ряда занимающихся, производящих метания последовательно друг за другом, определяется и скорость производимых движений. Такие упражнения начинаются со скорости 20 движений в минуту и доходят до скорости 50—60 движений в минуту.
Упражнение в метании с большим размахом, на большое расстояние, связано с таким большим напряжением, что может быть допущено не ранее 15-летнего возраста и то только при систематическом ходе упражнений, правильном физическом развитии занимающегося и при питании, соответствующем производимой работе.
Это относится также ко всем видам метания железными палками.
5) Метание в цель камнями имеет такое же значение, как метание мячами и шарами, но выгоднее в том отношении, что приучает занимающихся действовать с самыми разнообразными формами, не ассоциируя эти действия с какой-нибудь одной известной формой. Целью для таких упражнений служит деревянная доска с отверстием на середине; поперечник доски = 0,314 м, а диаметр отверстия = 0,157 м (l/2'), для большей крепости доска обивается жестью. Позади отверстия укрепляется на ремешке соответственной величины пластинка, называемая ядром, которая откидывается и пропускает камень, когда он попадает в цель; пластинка эта окрашивается обыкновенно в черный цвет и этим резко выделяется на окружающей ее жести. Камни берутся различной величины, начиная с 200 г (1/2 фунта), причем метание начинается с такого же расстояния, как и метание мячей и шаров. В этом случае, так же как и при метании палками, производится два рода метаний: ядровое и по дуге. Самое название «ядровое» произошло от названия пластинки только что описанной мишени. При метании камнями применяются все те же приемы, как и при метании описанными уже предметами, в особенности мячом и шарами. Все видоизменения веса, расстояния и скорости производятся таким же образом, как и при всех описанных раньше упражнениях.
В) Метание в цель при посредстве различных снарядов. К этим снарядам принадлежат пращи, рычаги в виде лапты, стрелы, огнестрельное оружие и т. д. Все упражнения с этими снарядами возможны только на площадке; из них более подходящими для систематического курса могут быть упражнения с пращами; остальные снаряды могут служить с большой пользой для практического применения изученных приемов.
Упражнение в метании пращем (funda) применялось у многих древних народов. По указанию Сервиyca, пращи впервые применялись при метании жителями Балеарских островов, Плиниус приписывает это открытие финикиянам, Страбо — этолийцам.
Очень может быть, что это упражнение существовало у различных народов самостоятельно; во всяком случае, жители Балеарских островов были очень искусны в метании пращем; они начинали это упражнение с малолетства и достигали большого искусства; насколько это известно, они и до сих пор охотно занимаются этим упражнением. Обыкновенно отличают длинные пращи (macrocola) и короткие (brachycola), которые различаются между собой длиной и толщиной. Пращи делаются из длинного куска кожи, овальной или ромбоидальной формы, к концам которого прикрепляются ремни или тесемки. Длинные пращи делались также из двух или трех кожаных пластинок, прошитых вместе. На середине праща, состоящего из одной пластинки, делается отверстие, в которое вкладывается камень, или же он накладывается на середину пластинки. Пращ, приготовляемый из нескольких пластинок кожи, оказывает большую сопротивляемость, и поэтому при посредстве его метаемый предмет может быть брошен с такой силой и точностью, как стрела, направленная тетивой лука. Предметами метания могут служить камни, куски дерева, свинца и других металлов.
Применяется пращ следующим образом: пластинка складывается в виде петли, по середине которой помещается метаемое тело; один ремень праща, прилегающий к ладони, крепко обматывается вокруг кисти, а другой ремень обводится вокруг кисти один или два раза. Пращ приводится в движение круговым движением в кистевом суставе, под конец которого мало укрепленный ремень отпускается, метаемое тело отбрасывается быстрым движением руки по направлению к намеченной цели. При посредстве пращей тело может быть брошено на чрезвычайно большое расстояние.
Последовательные осложнения при упражнениях пращем состоят также в увеличении метаемых тел, в применении длинного и короткого праща, в увеличении числа производимых движений, их скорости и т. д., как при различных формах метания рукой. При посредстве длинного праща метаемый предмет может быть брошен на большое расстояние, а при коротком — на малое расстояние, но с большей точностью.
Из всего сказанного видно, какое выгодное упражнение для верхних конечностей составляет метание и как при этих упражнениях развиваются в полном соответствии все части молодого организма, потому что упражния эти производятся при опоре на ногах, т. е. в положении в котором человек производит обыкновенно свою работу. Кроме того, самое упражнение верхних конечностей развивает в них ловкость, т. е. целесообразность и быстроту вполне соответствующие типу существующих здесь мышечных аппаратов, а также расположенных здесь сосудистой и нервной систем. Из анатомии известно, что верхние конечности получают сосуды относительно большего калибра и с более толстыми стенками; процентное отношение калибра сосудов верхних конечностей к калибру нижних равняется 0,70:0,31, а толщина стенок первых относится к толщине стенок последних, как 3,3 : 1,8. Такое выгодное условие для восстановления траты, связанной с работой верхних конечностей, допускает здесь очень быстрые движения, а также производство действий отдельными частями мышечного аппарата; последнее условие дает возможность производить очень тонкие действия, приспособленные к намеченной цели. Разъединенность действий мышечного аппарата при деятельности верхних конечностей увеличивается еще и тем, что мышцы получают здесь большее количество нервных проводников, способствующих этому разъединению. Так, например, количество волокон локтевого нерва относится к количеству мышечных волокон верхних конечностей, в которых он разветвляется, как 1 : 235,9, между тем как число волокон большеберцового нерва, разветвляющегося в глубоких мышцах на задней поверхности, относится к мышечным волокнам, как 1 : 428,8, а к числу волокон трехглавого разгибателя стопы, как 1 : 2273. Насколько мышцы верхних конечностей богаче нервными волокнами сравнительно с мышцами нижних конечностей, настолько же больше возможность разъединять производимые ими действия, т. е. настолько же последние могут быть целесообразнее. Наконец, при приведенных упражнениях действия верхних конечностей производятся при опоре на туловище что вполне естественно и соответствует отношению опоры к месту приложення сил мышц верхних конечностей.
Всего более разъединенная и тонкая работа мышц верхних конечностей возможна только при верхней опоре, а при опоре на периферии, т. е. на кисти, возможны только одни грубые, массовые действия, связанные с сильными мышечными ощущениями.
Обыкновено в школах применяют еще упражнения на различных аппаратах для развития, как говорится, сил занимающихся. К этим аппаратам принадлежат, главным образом, параллельные брусья, горизонтальный шест, трапеция и все аппараты для лазания. Относительно параллельных брусьев профессор Э. Дюбуа-Реймон говорит, что на этих брусьях существует ряд упражнений, которые драгоценны для закаливания плечевого пояса и рук. На этих же аппаратах, говорит он дальше, начинающий точно и удобно подготовляется к упражнению на лошади (вольтижорство) и на гигантских шагах. Все эти рассуждения показывают только, как мало до сих пор еще выяснено значение телесных упражнений и что до сих пор не отделяют педагогических задач от санитарных. С анатомо-физиологической точки зрения нельзя допустить упражнений, не соответствующих строению и отправлениям отдельных частей организма, в особенности молодого, в котором не только активные органы еще недостаточно развиты, но где даже части опоры еще не слиты и не окрепли и поэтому ни в каком случае не допускают неестественных упражнений, при которых руки превращаются в ноги и должны действовать под отягощением веса всего тела, нарушая постепенность и последовательность в деятельности. Исследования показали, что у новорожденных субъектов вес мышечной системы составляет от 20 до 22% веса всего тела, между тем как у взрослых она составляет на трупе около 45%. Коэффициент роста всей мышечной системы, по исследованиям Тейле, равняется 32,8, между тем как коэффициент роста всего тела равен 20. Эти числовые данные показывают, в каком состоянии находится мышечная система у молодого субъекта, как сильно она изменяется в зависимости от его деятельности и как поэтому легко несоответственной работой понизить производительность молодого организма. Кроме того, известно еще, что костная система крепнет и отдельные части костей сливаются только к 20-му или 21-му году, что до этого возраста средние и концевые части костей разъединены между собой хрящевыми прослойками.
Только по мере укрепления костной опоры и слияния отдельных частей костей молодой человек должен постепенно и последовательно приучиться к продолжительности, стойкости и настойчивости в своих действиях. Вообще всякий педагогический метод может только в том случае способствовать развитию и образованию молодого человека, когда он соответствует его организации и природе и применяется постепенно и последовательно.
Период возмужалости ребенка, соответствующий 13 — 15-летнему возрасту, связан с такими изменениями в его организме, что применение, как раз в этом возрасте, упражнений на аппаратах, требующих большого напряжения, часто не соответствующего силам ребенка и, главное, исключающего постепенность и последовательность в действиях, совершенно не может быть допущено. Исследования показывают, что в этом периоде удваивается емкость сердца, идет усиленный рост тела, увеличивается его вес, изменяется голосовой аппарат, появляется новая деятельность в виде половой деятельности, появляются последние точки окостенения в мышечных отростках основы и начинается слияние концевых частей с телом отдельных частей основы; все это связано с глубокими изменениями в психических проявлениях молодого человека. Со всем этим необходимо считаться, как как все эти условия не допускают применения в этом возрасте упражнений, нарушающих в каком-либо отношении естественный ход развития молодого человека.
Кроме приведенных анатомо-физиологических данных существуют еще и психологические. Всякое сильное мышечное сокращение, а также упражнение, связанное с большим напряжением, сопровождаются соответственным ощущением; нарушение постепенности физических действий, связанных с напряжением, нарушает также постепенность в интенсивности ощущения, что неизбежно приводит к понижению впечатлительности и апатии. Всякое сильное мышечное ощущение есть своего рода порок со всеми его последствиями. В школе приходится обыкновенно бороться с недостатком внимания у учеников, с неисполнением предъявляемых им требований, с апатией, резкостью, грубостью нрава; все это составляет последствия нарушения постепенности и последовательности появляющихся у них ощущений. Сильные ощущения как раз противоположны условиям образования; развитые до страсти, они доводят до умоисступления и поэтому нарушают возможность образования. Мысль требует для своего развития строгой постепенности и последовательности, а также точного распределения работы по времени; это одинаково верно как относительно условий для умственного, так и для физического образования, т. е. как для умения владеть своими мыслями, так и физической работой. Живописец, артист, музыкант теряют тонкость в производимой ими работе, как скоро они вообще поднимают какие-либо тяжести или вообще производят какие-либо грубые действия. Художник-фехтовальщик всегда откажется фехтовать штыком или эспадронами, потому что знает, что у него от этого «грубеет рука», и он не будет в состоянии фехтовать рапирой с требуемой тонкостью и чуткостью. Все это показывает, какое большое психическое значение имеет сильное мышечное ощущение; оно, как всякое сильное ощущение, подводит молодого человека под психо-физический закон, на основании которого оказывается, что интенсивность ощущения увеличивается только в арифметической прогрессии, в то время как возбудитель должен возрастать в геометрической прогрессии.
Кроме всех приведенных научных оснований, не допускающих применения вышеописанных гимнастических аппаратов в школе, непригодность их еще подтверждается историческим опытом. Во всем древнем мире при физическом развитии молодых людей главными упражнениями были метание и бег. В Греции и в Риме в период так называемого классического образования не употреблялся ни один из приведенных аппаратов; главным упражнением, которым занимались в гимназии, было пятиборье, состоявшее, как известно, из борьбы, бега, прыжков, метания диска и копья. У них, сколько известно, не было даже упражнения в лазании. Между тем в этом периоде физическое образование содействовало развитию тех красивых форм человеческого тела, которые до сих пор служат образцом классической пластики.
Ловкость молодого человека, его уменье приспособлять свои действия были также, насколько известно, поистине классическими. Лучше всего физическое образование в настоящее время поставлено в Англии; между тем оно получается, главным образом, играми, состоящими в метании и беге. У тех же народов, у которых применяются в школах описанные гимнастические аппараты, теряется гармония в развитии всего организма и получается четырехугольное тело немецких турнеров. При одностороннем развитии сил верхних конечностей, в особенности при упражнениях с опорою на кистях (что происходит при упражнениях на всех вышеприведенных гимнастических аппаратах), ноги не развиваются соответственно и получается тело, сильно развитое в верхней части, так называемое «четырехугольное тело», опирающееся на слабые ноги и негодное для тонкой работы. Если профессор Дюбуа-Реймон находит, что упражнения на этих аппаратах хорошо подготовляют к вольтижорству и к упражнениям на гигантских шагах, то первое может служить разве только специальным занятием для кавалеристов, вольтижоров и разных акробатов, но никак не может входить в общеобразовательный курс, а упражнения на гигантских шагах связаны только с сильными ощущениями и дают такое большое число механических нарушений, как-то: переломов, ушибов, вывихов и т. д., что подобные упражнения в детском возрасте ни в каком случае не смеют быть допущены.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +