Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Стили руководства и лидерства


Петровский А. В. и Шпалинский В. В. "Социальная психология коллектива"
Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Как показывает практика, психологический климат в коллективе определяется прежде всего деловыми отношениями руководства и подчинения, отношениями ответственной зависимости. Следовательно, от стиля руководства в значительной мере зависит эффективность деятельности коллектива, уровень осознанности общих целей и задач каждым его членом, степень личного участия в их реализации.
Деление лидеров и руководителей с точки зрения стиля и методов работы на авторитарных и демократических берет начало в экспериментах по лидерству, проведенных в свое время под руководством К. Левина. В искусственно смоделированных ситуациях К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт исследовали работоспособность, сплоченность, уровень и характер общения в группах при условиях, когда в деятельности лидера проявлялись черты авторитарного или демократического стиля руководства. Кроме того, были рассмотрены также случаи, когда лидер, по существу, не вмешивался в дела группы. Опыты К. Левина подчеркнули, что идеальным стилем руководства, при котором достигается оптимальный эффект деятельности группы, является демократический стиль.
Лидер авторитарного типа действует обычно самостоятельно, не считаясь с мнением окружающих. Приказ, указание, инструкция, выговор, благодарность — основные формы его связи с членами группы. Он замыкает информацию на себя, и поэтому его подчиненные живут обычно в мире догадок и слухов. Авторитарный лидер не считается с межличностными отношениями, сложившимися в группе, в «звездах» и «предпочитаемых» видит своих соперников, низко оценивает возможности и способности членов группы, стремится к тому, чтобы в группе все были «ведомыми».
Вольно или невольно он или подавляет, или не использует инициативу отдельных индивидов, так как считает, что он «все знает сам» и что никто, кроме него, «все равно ничего не сможет хорошо сделать». В таких группах у всех членов очень ослаблено чувство ответственности за общее дело, труд становится для них формальной обязанностью, а общественная активность резко падает.
При регистрации и анализе взаимодействий авторитарного лидера с членатаи группы (Г. П. Макарова) более половины способов общения с «ведомыми» носят исключительно приказной характер и состоят из отрывочных команд, неконструктивной критики и отрицательно окрашенных замечаний.
Авторитарный лидер, обнаружив ошибку, высмеивает виновного, чаще всего не объясняя, как ее можно исправить. В присутствии подчиненного обсуждает его достоинства и недостатки с другими руководителями. В случае отсутствия авторитарного лидера работа в его группе замедляется, а иногда и просто прекращается. В опытах К. Левина, как только авторитарный лидер выходил из комнаты, члены группы откладывали работу в сторону или резко снижали уровень деятельности. При длительном отсутствии лидера такая группа была не в состоянии самостоятельно продолжить или организовать эффективную деятельность и чаще всего распадалась, так как в группе не находилось лиц, желающих или способных взять на себя ответственность или инициативу за продолжение деятельности.
В отличие от авторитарного лидера демократический воспринимается членами группы как «один из нас». Он всегда опирается в организации деятельности как на помощь, так и на поддержку других, старается наиболее оптимально распределить нагрузки и обязанности, учитывает индивидуальные склонности и способности индивидов. Он умело использует влияние «звезд» для укрепления сплоченности и дисциплины.
Для воспитания чувства ответственности и инициативы охотно делегирует свои полномочия другим членам группы. Демократический лидер видит смысл своей деятельности не только в контроле и координации, но и в воспитании и обучении членов, поэтому задачи, которые он ставит перед группой, всегда мотивированы, индивидуальные усилия и успехи каждого не только замечаются, но и поощряются, становятся достоянием гласности. При таком стиле деятельности члены группы, решая постоянно возникающие задачи, используют чаще всего непроторенные связи, прибегают к выдумке, творчеству и инициативе, проявляя большую заинтересованность в работе.
Просьба, совет, информация, обращение к знаниям и умениям индивидов, доверительная интонация отличают вербальное общение лидера с группой. По данным исследований (Г. П. Макарова), лишь 5 процентов способов общения с членами группы носят у демократического лидера характер команд или отрывистых приказов (у авторитарного лидера 60 процентов). В отсутствие такого лидера деятельность группы не прекращается и не замедляется. Уровень деятельности остается прежним — группа оптимально и быстро решает текущие задачи под руководством ситуативных (инструментальных) лидеров.
Известно, что в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника. Авторитарный подход к воспитанию и обучению, как показывает Н. Ф. Маслова, порождает неадекватную самооценку учащихся, задерживает становление коллективистических тенденций, прививает культ силы, формирует невротиков, у школьников возникает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми.
Об опасности волевых и авторитарных методов в педагогике свидетельствует следующий случай. Изучая один из классов, мы встретились с такими установками и ценностными ориентациями, которые могли сложиться у некоторых ребят лишь в условиях искаженного понимания ценностей, соответствующих принятым моральным и этическим нормам. Называя черты лидера, ряд учащихся наиболее высоко оценили такие качества, как «умение выходить сухим из воды», «умение использовать других для выполнения того, что должен сделать сам», «умение заставить других беспрекословно подчиняться», «внешняя привлекательность и физическая сила», и лишь последние места на шкале ценностей занимали такие черты, как широта интересов, способность к самопожертвованию, защита слабого, самокритичность и т. д.
Исследовали источники такой своеобразной переориентации подростков. Оказалось, что подобные взгляды были проекцией тех отношений, которые сложились между школьниками и старшими юношами в дворовых компаниях в результате безнадзорности и слабого воспитательного воздействия со стороны школы. В значительной степени они были отражением и того стиля работы, который насаждал классный руководитель, сразу взявший в отношениях с классом подчеркнуто резкий и формальный тон, насаждавший культ безропотного подчинения и послушания, казенщину и формализм. В результате этого общественное мнение класса было развито слабо, «любимчики» злоупотребляли доверием учителя, класс был неинициативен в общественных делах, хотя внешне по всем показателям как будто и не считался худшим. Неверно взятый тон и неверное понимание сущности воспитательного процесса со стороны руководителя намного отбросили класс назад, и потребовались энергичные меры и решительная перестройка всей воспитательной работы, прежде чем в классе удалось оздоровить обстановку.
Разумеется, приведенная выше социально-психологическая характеристика деятельности демократического и авторитарного лидеров группы лишь в общих чертах, в «чистом» виде рисует особенности их стиля руководства. В реальной жизни редко встречаются «чистые» виды. В конкретных ситуациях деятельности бывает иногда необходим и волевой прием, и некоторая доля авторитарности. Пример тому — деятельность А. С. Макаренко как воспитателя, руководителя большого и сложного коллектива.
При демократизме его деятельности как руководителя (основные функции руководства были переданы коллегиальному органу — совету командиров) его непримиримость к недостаткам, активное вмешательство в судьбу и жизнь колонистов, используемые иногда волевые приемы были направлены не на обезличку и подавление индивидуальности, а, наоборот, на пробуждение активной позиции личности, расцвет ее индивидуальности, победу коллективистических и творческих начал над стихийностью и анархизмом.
Отрицая чуждый марксизму авторитарный стиль руководства, советская социология и социальная психология исходят из учения В. И. Ленина о роли личности и масс в истории, из потребностей непрерывного развития и совершенствования социалистических общественных отношений. Применительно к коллективу вопрос о соотношении демократического и авторитарного стиля руководства вообще не может обсуждаться — авторитаризм в любом виде чужд подлинному коллективу.
В решениях XXIV и XXV съездов КПСС отмечается, что повышение трудовой, политической и общественной активности советских людей — важнейшая задача всех уровней руководства и управления. Этого можно достичь лишь путем кропотливой каждодневной воспитательной работы, основанной на принципах уважения к личности, веры в ее способности и возможности. Любые отступления от ленинских принципов руководства ведут к субъективизму и произволу, к принижению сознательного и активного элемента в человеческих отношениях, в конечном счете ослабляют сплоченность, активность и сознательность индивидов, а в целом и уровень интегративной деятельности трудовых коллективов.

Темы для подготовки к семинарским занятиям

1. Механизмы взаимоотношений личности с обществом.
2. Нормы, установки и ценностные ориентации как регуляторы поведения личности.
3. Понятие о психологическом статусе личности.
4. Социальная роль как механизм, посредством которого общественные интересы детерминируют поведение личностей в группах и коллективах.
5. Феномен социально-психологической установки.
6. Эмоционально-психологические отношения в процессе взаимодействия членов группы и их дифференциация посредством социометрических процедур.
7. Лидерство как один из видов групповой дифференциации.
8. Феномен лидерства в школьных коллективах.
9. Стиль руководства учителя как способ воздействия на личность учащегося.

Темы для рефератов

1. Мотивационная роль социальных ожиданий.
2. Социальная роль как социально-типическая система поведения.
3. Интериоризация роли как необходимый этап принятия роли.
4. Роль установок в системе межличностных отношений.
5. Особенности соотношения реальных и социометрических выборов в ситуациях совместной деятельности.
6. Исследование мотивации выбора как углубление и расширение возможностей социометрических процедур.
7. Возможность выявления референтной группы личности посредством референтометрической методики.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +