Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Мотивация социометрического выбора


Петровский А. В. и Шпалинский В. В. "Социальная психология коллектива"
Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

В связи с этим возникает важная социально-психологическая задача, которая должна быть включена в социометрическое изучение выявление мотивационного ядра выбора в межличностных отношениях, т. е. выявление мотивов, по которым личность готова осуществлять эмоциональный (а также и деловой) контакт с одними членами группы и отвергать других.
При прямой постановке вопроса трудно надеяться на искренний ответ, к тому же индивид сам может не отдавать себе отчета, почему он предпочитает одного и не приемлет другого. Поэтому важное значение для указанных целей приобретает экспериментальное выявление мотивации межличностных выборов на основании косвенных данных. Выяснение мотивационного ядра выбора в системе межличностных отношений служит примером совершенствования и углубления социометрических тестов. Благодаря введению методической процедуры выделения мотивационного ядра возникает возможность перейти от исследования поверхностного слоя общения к исследованию более глубинныч его пластов. Так, совокупность межличностных отношений в тон форме, в которой она отражается в социометрическом исследовании, обычно служит основной структурной характеристикой изучаемой общности.
Социометрические индексы выступают как наиболее существенные психологические переменные при изучении внутригруппового взаимодействия, а социометрическая избранность или отверженность всегда представляется «тайной», которую должен расшифровать педагог или психолог.
Что же представляет собой сам социометрический срез, т. е. та информация, которая заключена в матрицах выбора и со-циограммах? Получаем ли мы с его помощью некоторую фундаментальную картину или выявляем лишь недифференцированный по своей природе поверхностный слой взаимоотношений? Как показано В. А. Петровским, здесь могут быть заняты две позиции: 1) по сравнению с формальной картиной деловых связей социометрическая развертка межличностных отношений в группе выступает в роли психологической структуры социальных связей; 2) однако она сама становится формальной структурой по отношению к тем содержательным факторам, которые определяют психологическое единство коллектива. Социометрический прием, например, не способен отличить сложившийся коллектив от корпорации, а корпорацию — от случайной группы.
Преодоление узкосоциометрического подхода в существующих экспериментальных исследованиях возможно по двум направлениям. Во-первых, путем создания новых экспериментальных процедур, строящихся на иной экспериментальной основе (исследования Ю. В. Янотовской и др.), или же путем такого «снятия» социометрического принципа, в котором социометрическая картина выступает лишь как внешняя форма коллективной жизни, в то время как действительная картина усматривается в мотивационных отношениях, соединяющих в одно целое изучаемую общность людей. При этом социометрия не отбрасывается, а занимает свое место в системе социально-психологического изучения группы. Очевидно, что при выявлении существенных отношений, выступающих в форме социометрической связности, необходимо отталкиваться от социометрической картины, иметь ее перед собой и уметь ею пользоваться, но ею не ограничиваться. В. А. Петровский предлагает следующую систему рассуждений (далее мы приведем ее полностью), обосновывающую разработанную им методику мотивационного ядра межличностного выбора в группе.
Допустим, школьнику, не подготовленному к сложному диктанту по пройденному материалу, предоставлено право свободного выбора товарища по парте. В том случае, если школьник прежде всего надеется на помощь соседа, нетрудно представить себе ту операцию, которую он производит в уме. В первую очередь он хотел бы сидеть с Арбузовым, потому что тот, конечно, все напишет правильно и без колебаний окажет помощь, во вторую очередь выбрал бы Березкина, который хотя и поможет, но без всякой охоты... на пятое место поставил бы Зайцева: тот, безусловно, захочет помочь, но и сам может все напутать, и, наконец, последнее место отвел бы для того, кто не только не поделится знаниями, но и сообщит учителю, что ему «мешают».
Конечно, случай, когда школьник полностью полагается на помощь соседа, не надеясь на свои силы, не типичный. Однако если допустить вероятность подобной ситуации и сопоставить два ряда: один, упорядоченный в соответствии со свободным выбором, другой — в соответствии с затаенным планом: «Все, что нужно, сумею списать», — то они совпадут. И тогда надежда получить помощь — единственное содержание мотивационного ядра выбора товарища по парте.
Конечно, какой-то один мотив, рассматриваемый сам по себе, лишь в редких случаях может служить надежной основой всех выборов в соответствии с социометрической инструкцией. Решение относительно мотивационных истоков выбора в коллективе должно быть получено при рассмотрении достаточно общих потребностей развивающейся личности, таких, как потребность руководствоваться ценностными ориентациями референтных групп, как потребность в отношениях ответственной зависимости, потребность в эмоциональной близости с небольшим числом особенно значимых друзей, потребность в поддержании высокого статуса в коллективе, потребность в идентификации себя с коллективом и самовыражении в нем и т. д. Все эти потребности таковы, что могут лишь искусственно быть изолированы друг от друга. Однако их выраженность у разных людей может быть существенно различной. Поэтому и возникает задача определить силу проявления этих потребностей у личности в ситуации социометрического выбора.
Повторяем, что под мотивационным ядром выбора понимается система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочтительности, проявляемой индивидами в социометрическом эксперименте. Допустим, нас интересует соотношение потребностей в общении и в совместной с товарищами практической деятельности. В жизни школьника, например, эти потребности выступают в единстве. Возникает вопрос об их сравнительной ценности при социометрическом выборе. Первая из потребностей может быть представлена, допустим, устойчивой ориентацией школьников на следующие качества товарищей: «С этим человеком всегда можно поделиться своими радостями и горестями»; «С ним всегда есть о чем поговорить»; «Ему можно доверить самую сокровенную тайну». Потребность в совместной практической деятельности может быть представлена в форме следующих оснований выбора: «На этого человека всегда можно положиться»; «Он в трудную минуту найдет правильное решение»; «Если он что-либо обещает, то сделает непременно»; «Он многое умеет и никогда не откажет в помощи». Все эти качества могут быть мотивами выбора в социометрии.
Какая же группа качеств, мотивирующих выбор, наиболее значима в данном случае для школьника? Ответ на поставленный вопрос можно найти при сопоставлении социометрического ранжирования и оценки соучеников по каждому из указанных достоинств. Применим одну из наиболее сильных социометрических инструкций: испытуемый должен ответить на вопрос: «С кем бы ты хотел остаться в классе, если класс будет переформирован?» В соответствии с инструкцией школьник располагает всех своих соучеников в порядке предпочтительности от наиболее желательных до наименее желательных. Далее экспериментатор (с интервалом в несколько дней) предлагает школьникам оценить своих товарищей по каждому из тех достоинств, которые входят в упомянутые нами две группы качеств. Выполняя второе задание, учащиеся упорядочивают список так, что в первом случае получается ряд, ранжированный по первому из предложенных личностных достоинств (к примеру: «Можно ли с этим товарищем поделиться своими чаяниями и чувствами?»), во втором — по следующему («Можно ли ожидать от этого товарища помощи в трудную минуту?») и т. д. Таким образом все качества станут основаниями для ранжирования.
После этого производится ранговая корреляция рядов, упорядоченных по частным достоинствам, с тем рядом, который был получен на базе социометрической инструкции.
Высокие значимые коэффициенты позволяют принять гипотезу о том, что соответствующие личностные достоинства членов группы могут входить в мотивационное ядро выбора в социометрическом эксперименте, и о том, что они же мотивируют индивидуальную предпочтительность.
В приведенной ситуации оценка полученных выборов позволяет, во-первых, выяснить, какие из групп личностных достоинств преимущественно составляют шкалы индивидуальной предпочтительности, во-вторых, выяснить относительный вес каждой из приведенных личностных черт, сопоставляя между собой коэффициенты корреляции, в-третьих, установить группу достоинств, которым соответствуют высокие коэффициенты корреляции. Последняя группа и образует мотивационное ядро выбора. Установив его, можно судить о том, какая из потребностей личности доминирует в выборе. Согласно В. А. Петровскому, проводя эксперимент по установлению мотивационного ядра выбора, следует иметь в виду некоторые обстоятельства.
Качества, тестируемые на вхождение в мотивационное ядро, могут быть предъявлены испытуемому в существенно разных формах. Так, личностные достоинства, которые должны быть оценены каждым испытуемым, могут быть заданы как отдельные качества в их относительно абстрактной форме (добрый, умный, честный, справедливый). Тогда личность, осуществляющая оценку, видит товарища как бы со стороны. Вместе с тем эти же качества могуд выступать в комплексной форме («Я знаю его как очень честного человека, этот человек мне кажется внимательным и отзывчивым, я всегда могу обратиться к нему за помощью»).
Испытуемое указывают, к кому в их классе каждое из этих высказываний относится в первую очередь, во вторую и т. д. Наконец, качества могут быть заданы неявно. В этом случае испытуемому предлагают ознакомиться с содержанием небольших историй, в которых описаны поступки и намерения людей в различных Ситуациях. Поведение героя в каждой из этих ситуаций характеризует его с какой-то определенной стороны, обнаруживая в нем такие черты, как, например, смелость, честность, решительность и т. д. Испытуемый должен ответить на вопрос кто из его товарищей в первую очередь мог бы в подобной ситуации вести себя так же, как герой истории? И т. д. После того как все испытуемые оценены, участвующие в эксперименте должны указать, как они понимают каждую из этих ситуаций и какие черты личности раскрываются в них.
При обработке материала экспериментатор, соотнося ряды раджнрования в соответствий с содержанием предложенных для оценки историй с социометрическим рядом, устанавливает мотивационное ядро выбора. Выявление мотивационного ядра предпочтительности указывается полезным всякий раз, когда возникает вопрос, почему социометрическая картина в данной группе именно такова; почему такой-то член группы предпочитает такого-то; почему некоторая часть группы числится в категории «звезд», а другая — в числе «отверженных». Важность ответов на эти вопросы для социальной психологии несомненна.
Так, экспериментально установлено, что содержание мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных отношений может служить показателем того уровня, которого достигла данная группа как коллектив. В исследовании Н. М. Швалевой показано, что выбор на начальной стадии формирования группы характеризуется непосредственной эмоциональной окраской, а ориентации в выборе партнера при этом направлены в большей степени на внешние стороны выбираемого (общительность, внешняя привлекательность, манера одеваться и т, п.), чем на глубокие внутренние личностные черты. Выбор же в группе более высокой стадии развития осуществляется не только на основании чувств, возникающих при первом впечатлении, но производится исходя из оценки более глубоких личностных качеств, которые проявляются в совместной деятельности и в значимых для личности поступках.
Если в начале процесса групповой дифференциации ориентация на качества, выражающие отношения к другим людям, носит чисто личностный характер, то с развитием группы эти мотивы выбора наполняются социальным содержанием. На первых, начальных этапах развития вновь созданных групп при выборе партнера члены группы исходят из эмоционально-личностных симпатий, то затем по мере становления коллектива содержание мотивационного ядра изменяется — выборы обусловлены ориентацией не на внешние достоинства личности, а на ее моральные и деловые качества.
По мере развития группы как коллектива повышается статус, «цена» таких качеств личности, которые характеризуют мировоззрение и отношение к труду, т. е. особенностей, формирующихся и проявляющихся в совместной деятельности.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +