В связи с этим возникает важная социально-психологическая задача, которая должна быть включена в социометрическое изучение выявление мотивационного ядра выбора в межличностных отношениях, т. е. выявление мотивов, по которым личность готова осуществлять эмоциональный (а также и деловой) контакт с одними членами группы и отвергать других.
При прямой постановке вопроса трудно надеяться на искренний ответ, к тому же индивид сам может не отдавать себе отчета, почему он предпочитает одного и не приемлет другого. Поэтому важное значение для указанных целей приобретает экспериментальное выявление мотивации межличностных выборов на основании косвенных данных. Выяснение мотивационного ядра выбора в системе межличностных отношений служит примером совершенствования и углубления социометрических тестов. Благодаря введению методической процедуры выделения мотивационного ядра возникает возможность перейти от исследования поверхностного слоя общения к исследованию более глубинныч его пластов. Так, совокупность межличностных отношений в тон форме, в которой она отражается в социометрическом исследовании, обычно служит основной структурной характеристикой изучаемой общности. Социометрические индексы выступают как наиболее существенные психологические переменные при изучении внутригруппового взаимодействия, а социометрическая избранность или отверженность всегда представляется «тайной», которую должен расшифровать педагог или психолог.
Что же представляет собой сам социометрический срез, т. е. та информация, которая заключена в матрицах выбора и со-циограммах? Получаем ли мы с его помощью некоторую фундаментальную картину или выявляем лишь недифференцированный по своей природе поверхностный слой взаимоотношений? Как показано В. А. Петровским, здесь могут быть заняты две позиции: 1) по сравнению с формальной картиной деловых связей социометрическая развертка межличностных отношений в группе выступает в роли психологической структуры социальных связей; 2) однако она сама становится формальной структурой по отношению к тем содержательным факторам, которые определяют психологическое единство коллектива. Социометрический прием, например, не способен отличить сложившийся коллектив от корпорации, а корпорацию — от случайной группы.
Преодоление узкосоциометрического подхода в существующих экспериментальных исследованиях возможно по двум направлениям. Во-первых, путем создания новых экспериментальных процедур, строящихся на иной экспериментальной основе (исследования Ю. В. Янотовской и др.), или же путем такого «снятия» социометрического принципа, в котором социометрическая картина выступает лишь как внешняя форма коллективной жизни, в то время как действительная картина усматривается в мотивационных отношениях, соединяющих в одно целое изучаемую общность людей. При этом социометрия не отбрасывается, а занимает свое место в системе социально-психологического изучения группы. Очевидно, что при выявлении существенных отношений, выступающих в форме социометрической связности, необходимо отталкиваться от социометрической картины, иметь ее перед собой и уметь ею пользоваться, но ею не ограничиваться. В. А. Петровский предлагает следующую систему рассуждений (далее мы приведем ее полностью), обосновывающую разработанную им методику мотивационного ядра межличностного выбора в группе.
Допустим, школьнику, не подготовленному к сложному диктанту по пройденному материалу, предоставлено право свободного выбора товарища по парте. В том случае, если школьник прежде всего надеется на помощь соседа, нетрудно представить себе ту операцию, которую он производит в уме. В первую очередь он хотел бы сидеть с Арбузовым, потому что тот, конечно, все напишет правильно и без колебаний окажет помощь, во вторую очередь выбрал бы Березкина, который хотя и поможет, но без всякой охоты... на пятое место поставил бы Зайцева: тот, безусловно, захочет помочь, но и сам может все напутать, и, наконец, последнее место отвел бы для того, кто не только не поделится знаниями, но и сообщит учителю, что ему «мешают». Конечно, случай, когда школьник полностью полагается на помощь соседа, не надеясь на свои силы, не типичный. Однако если допустить вероятность подобной ситуации и сопоставить два ряда: один, упорядоченный в соответствии со свободным выбором, другой — в соответствии с затаенным планом: «Все, что нужно, сумею списать», — то они совпадут. И тогда надежда получить помощь — единственное содержание мотивационного ядра выбора товарища по парте.
Конечно, какой-то один мотив, рассматриваемый сам по себе, лишь в редких случаях может служить надежной основой всех выборов в соответствии с социометрической инструкцией. Решение относительно мотивационных истоков выбора в коллективе должно быть получено при рассмотрении достаточно общих потребностей развивающейся личности, таких, как потребность руководствоваться ценностными ориентациями референтных групп, как потребность в отношениях ответственной зависимости, потребность в эмоциональной близости с небольшим числом особенно значимых друзей, потребность в поддержании высокого статуса в коллективе, потребность в идентификации себя с коллективом и самовыражении в нем и т. д. Все эти потребности таковы, что могут лишь искусственно быть изолированы друг от друга. Однако их выраженность у разных людей может быть существенно различной. Поэтому и возникает задача определить силу проявления этих потребностей у личности в ситуации социометрического выбора.
Повторяем, что под мотивационным ядром выбора понимается система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочтительности, проявляемой индивидами в социометрическом эксперименте. Допустим, нас интересует соотношение потребностей в общении и в совместной с товарищами практической деятельности. В жизни школьника, например, эти потребности выступают в единстве. Возникает вопрос об их сравнительной ценности при социометрическом выборе. Первая из потребностей может быть представлена, допустим, устойчивой ориентацией школьников на следующие качества товарищей: «С этим человеком всегда можно поделиться своими радостями и горестями»; «С ним всегда есть о чем поговорить»; «Ему можно доверить самую сокровенную тайну». Потребность в совместной практической деятельности может быть представлена в форме следующих оснований выбора: «На этого человека всегда можно положиться»; «Он в трудную минуту найдет правильное решение»; «Если он что-либо обещает, то сделает непременно»; «Он многое умеет и никогда не откажет в помощи». Все эти качества могут быть мотивами выбора в социометрии.
Какая же группа качеств, мотивирующих выбор, наиболее значима в данном случае для школьника? Ответ на поставленный вопрос можно найти при сопоставлении социометрического ранжирования и оценки соучеников по каждому из указанных достоинств. Применим одну из наиболее сильных социометрических инструкций: испытуемый должен ответить на вопрос: «С кем бы ты хотел остаться в классе, если класс будет переформирован?» В соответствии с инструкцией школьник располагает всех своих соучеников в порядке предпочтительности от наиболее желательных до наименее желательных. Далее экспериментатор (с интервалом в несколько дней) предлагает школьникам оценить своих товарищей по каждому из тех достоинств, которые входят в упомянутые нами две группы качеств. Выполняя второе задание, учащиеся упорядочивают список так, что в первом случае получается ряд, ранжированный по первому из предложенных личностных достоинств (к примеру: «Можно ли с этим товарищем поделиться своими чаяниями и чувствами?»), во втором — по следующему («Можно ли ожидать от этого товарища помощи в трудную минуту?») и т. д. Таким образом все качества станут основаниями для ранжирования.
После этого производится ранговая корреляция рядов, упорядоченных по частным достоинствам, с тем рядом, который был получен на базе социометрической инструкции.
Высокие значимые коэффициенты позволяют принять гипотезу о том, что соответствующие личностные достоинства членов группы могут входить в мотивационное ядро выбора в социометрическом эксперименте, и о том, что они же мотивируют индивидуальную предпочтительность.
В приведенной ситуации оценка полученных выборов позволяет, во-первых, выяснить, какие из групп личностных достоинств преимущественно составляют шкалы индивидуальной предпочтительности, во-вторых, выяснить относительный вес каждой из приведенных личностных черт, сопоставляя между собой коэффициенты корреляции, в-третьих, установить группу достоинств, которым соответствуют высокие коэффициенты корреляции. Последняя группа и образует мотивационное ядро выбора. Установив его, можно судить о том, какая из потребностей личности доминирует в выборе. Согласно В. А. Петровскому, проводя эксперимент по установлению мотивационного ядра выбора, следует иметь в виду некоторые обстоятельства.
Качества, тестируемые на вхождение в мотивационное ядро, могут быть предъявлены испытуемому в существенно разных формах. Так, личностные достоинства, которые должны быть оценены каждым испытуемым, могут быть заданы как отдельные качества в их относительно абстрактной форме (добрый, умный, честный, справедливый). Тогда личность, осуществляющая оценку, видит товарища как бы со стороны. Вместе с тем эти же качества могуд выступать в комплексной форме («Я знаю его как очень честного человека, этот человек мне кажется внимательным и отзывчивым, я всегда могу обратиться к нему за помощью»). Испытуемое указывают, к кому в их классе каждое из этих высказываний относится в первую очередь, во вторую и т. д. Наконец, качества могут быть заданы неявно. В этом случае испытуемому предлагают ознакомиться с содержанием небольших историй, в которых описаны поступки и намерения людей в различных Ситуациях. Поведение героя в каждой из этих ситуаций характеризует его с какой-то определенной стороны, обнаруживая в нем такие черты, как, например, смелость, честность, решительность и т. д. Испытуемый должен ответить на вопрос кто из его товарищей в первую очередь мог бы в подобной ситуации вести себя так же, как герой истории? И т. д. После того как все испытуемые оценены, участвующие в эксперименте должны указать, как они понимают каждую из этих ситуаций и какие черты личности раскрываются в них.
При обработке материала экспериментатор, соотнося ряды раджнрования в соответствий с содержанием предложенных для оценки историй с социометрическим рядом, устанавливает мотивационное ядро выбора. Выявление мотивационного ядра предпочтительности указывается полезным всякий раз, когда возникает вопрос, почему социометрическая картина в данной группе именно такова; почему такой-то член группы предпочитает такого-то; почему некоторая часть группы числится в категории «звезд», а другая — в числе «отверженных». Важность ответов на эти вопросы для социальной психологии несомненна.
Так, экспериментально установлено, что содержание мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных отношений может служить показателем того уровня, которого достигла данная группа как коллектив. В исследовании Н. М. Швалевой показано, что выбор на начальной стадии формирования группы характеризуется непосредственной эмоциональной окраской, а ориентации в выборе партнера при этом направлены в большей степени на внешние стороны выбираемого (общительность, внешняя привлекательность, манера одеваться и т, п.), чем на глубокие внутренние личностные черты. Выбор же в группе более высокой стадии развития осуществляется не только на основании чувств, возникающих при первом впечатлении, но производится исходя из оценки более глубоких личностных качеств, которые проявляются в совместной деятельности и в значимых для личности поступках. Если в начале процесса групповой дифференциации ориентация на качества, выражающие отношения к другим людям, носит чисто личностный характер, то с развитием группы эти мотивы выбора наполняются социальным содержанием. На первых, начальных этапах развития вновь созданных групп при выборе партнера члены группы исходят из эмоционально-личностных симпатий, то затем по мере становления коллектива содержание мотивационного ядра изменяется — выборы обусловлены ориентацией не на внешние достоинства личности, а на ее моральные и деловые качества. По мере развития группы как коллектива повышается статус, «цена» таких качеств личности, которые характеризуют мировоззрение и отношение к труду, т. е. особенностей, формирующихся и проявляющихся в совместной деятельности.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.