(Ученые записки Харьковского госпединститута иностранных языков, т. 1. Харьков, 1939. На русском языке публикуется впервые)
До настоящего времени еще не до конца преодолен взгляд на процесс приобретения знаний как на накопление ассоциаций (эмпирическая психология) или навыков (бихевиористическая психология). В системе этих взглядов процесс приобретения знаний отрывался от общего процесса формирования и развития личности ребенка, его мышления, сознания. Приобретение знаний ограничивалось памятью, к тому же неправильно понимаемой, сводимой обычно к образованию ассоциативных или рефлекторных связей.
Живой и активный процесс овладения ребенком основами наук представители этих теорий пытались подменить механикой души (ассоционисты) или нервной системы (бихевиористы), якобы автоматически приводящей к приобретению новых знаний...
Подобные взгляды на природу приобретения знаний определяют собой и взгляды на природу их забывания. Если процесс приобретения знаний сводился к накоплению ассоциаций или навыков, естественно, что забывание приобретенных знаний сводилось только к постепенному ослаблению, постепенной утрате ассоциативных или рефлекторных связей. Если процесс приобретения знаний исчерпывался деятельностью памяти, то и забывание знаний также ограничивалось только памятью. Поэтому дальнейшая судьба приобретенных знаний также не связывалась с последующими изменениями и преобразованиями личности: с накоплением опыта, новых знаний, с качественными изменениями в развитии мышления, сознания. Судьба приобретенных знаний сводилась к судьбе ассоциативных или рефлекторных знаний.
Качественные своеобразия в забывании различных продуктов обучения — навыков, умений, научных понятий и проч.— игнорировались. Игнорирование имело место, по сути, даже в тех исследованиях, в которых изучалось забывание различного материала. Характер забывания определяется не самим по себе взятым материалом, а зависит от качественных особенностей деятельности учащихся в процессе приобретения и воспроизведения того или иного материала. Различный материал по-разному связан с дальнейшими изменениями в развитии сознания субъекта, неодинаково влияющими на забывание и воспроизведение - приобретенного материала. Но именно это недостаточно учитывалось в психологии. Поэтому и получившиеся особенности забывания различных продуктов обучения обычно не выходили за границы чисто количественных различий...
Добытые в нашем исследовании факты, кроме того значения, которое заключено в них самих, свидетельствуют о необходимости иного подхода к изучению психических процессов, чем тот, который характерен для классической и современной буржуазной психологии. В самом деле, забывание и воспроизведение знаний рассматривались или как угасание и восстановление ассоциативных, а позже рефлекторных связей или как отдельные проявления памяти, понимаемой метафизически как определенная способность сознания. В обоих случаях утрачивались конкретная живая личность, ее жизненные отношения, отражением которых является сознание. Позже эти взгляды пытались преодолеть, исходя из различно выражаемой идеи связи функций, их взаимодействия. Память различным образом связывалась, с другими функциями, с мышлением, вниманием и т. д. Но признание взаимодействия функций не только не устраняло их метафизического понимания, а, наоборот, утверждало его, хотя выражалось это метафизическое понимание сознания в другой форме. Личность утрачивалась при этих взглядах, утрачивалось действительное сознание как отражение реальных жизненных отношений личности.
Данные нашего исследования показывают, что приобретенные учащимися знания не поступают в распоряжение отдельных функций памяти, мышления и пр. или в распоряжение нескольких взаимодействующих между собой функций. Приобретенные знания всегда есть знания личности. Вместе с кардинальными изменениями, происходящими в дальнейшем процессе психического развития личности, вместе с накоплением новых знаний, приобретением новых, более совершенных способов и приемов в мыслительной деятельности, вместе с изменением отношений к знаниям, связанным с различными областями общественной практики,— может изменяться и прошлый опыт учащегося, могут изменяться ранее приобретенные знания...
Несколько слов об отношении нашего исследования к педагогической практике. В связи с теми особенностями в воспроизведении знаний, о которых мы говорили выше, и роль повторений должна быть понята иначе, чем она понималась в эмпирической и бихевиористической психологии. Повторение обычно выступало как средство восстановить ослабленные ассоциации, в лучшем случае довести забытое знание до прежнего уровня, на котором оно было в момент его приобретения.
«Приобретенные знания и навыки,— писал Торндайк,— совсем не похожи на деньги, которые можно спокойно положить в банковый сейф. Их можно уподобить скорее капиталу, находящемуся в виде зданий или автомобиля, которые нуждаются в ежегодном ремонте для того, чтобы предохранить их от обесценения». В этом сравнении верно то, что знание, как и автомобиль, также нуждается в «ремонте». Но результаты «ремонта» знаний не всегда могут быть, теми, какие обычно достигаются при ремонте здания или автомобиля, где речь идет, в лучшем случае, о восстановлении первоначальной ценности. С нашей точки зрения, если продолжать сравнение Торндайка, то при известных условиях после «ремонта» автомобиля он может оказаться совершенно другой конструкции, а здание в результате «ремонта» может оказаться совершенно другого стиля.
Более правильный взгляд на роль повторений высказывается К. Д. Ушинским. Повторение, говорит он, необходимо «не для того, чтобы починить уже развалившееся здание, а для того, чтобы его укрепить и построить на нем новый этаж». Но и здесь мы считали бы необходимым внести существенные поправки. Повторение может не только привести к починке разваливающегося здания, но и к полной его реконструкции, т. е. к каким-то глубоким качественным изменениям.
Процесс приобретения новых знаний правильнее будет представлять себе как постройку новых этажей, но не над старыми этажами, только укрепленными, а над старыми этажами, заново реконструированными. Процесс приобретения новых знаний связан с процессом переработки, постоянного обновления ранее усвоенных знаний.
В психологии и педагогике многое сделано для изучения роли повторений в закреплении знаний. Было бы очень важно изучить роль повторений не только как средства для дополнительного закрепления знаний или простого их восстановления в памяти, но и как средства их обновления, качественной их переработки. В любой области школьных знаний много есть такого материала, который может быть освоен более глубоко в связи с прохождением другого последующего материала. Учет возможностей таких повторений с указанной целью способствовал бы не только простому закреплению или восстановлению ранее приобретенных знаний, но и качественному их преобразованию, ибо это повторение осуществлялось бы при новых более богатых возможностях учащегося.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.