(Менчинская Н. А. Развитие арифметических операций у детей дошкольного возраста. Экспериментальное исследование. М., 1934 г.)
Вопрос о возникновении у ребенка числовых представлений на основе наших экспериментальных данных разрешается следующим образом: ребенок-дошкольник, с одной стороны, воспринимает пространственные группы объектов как нечто целое, с другой стороны, он повторяет вслед за взрослыми заученный ряд числительных. Пока эти два процесса существуют раздельно, числового представления еще нет, но предпосылки его возникновения уже имеются. Числовое представление возникает тогда, когда порядковый ряд числительных используется для понимания группы. Вместо качественного образа группы выступает количественный образ группы. Функция счета как бы «снимает» функцию числового восприятия. Но, снимая эту функцию, она сама претерпевает изменения, начиная применяться для понимания группы как количественной совокупности. Наши экспериментальные данные достаточно ярко осветили момент столкновения двух противоречивых тенденций в арифметическом развитии и выявили его скачкообразный характер в момент перехода от низшей стадии к высшим.
Те исследователи (Лай, Книллинг, Мейман и др.), которые представляют арифметическое развитие в виде прямой, только количественно усложняющейся линии, заблуждаются. Уже у ребенка-дошкольника имеются некоторые знания числительных, приобретенные им в процессе социального общения, которые тем не менее не нарушают основного характера его арифметики. Так, внутри низшей стадии арифметического развития вызревают те новые силы, которым надлежит в дальнейшем опрокинуть эту стадию и перевести арифметические процессы в качественно новую стадию развития.
РОЛЬ РЕЧИ В СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЯХ
Целостное восприятие количеств, связанное с формой, которое мы наблюдали у наших дошкольников и детей-имбицилов, протекает без участия речи. Эти процессы преимущественно являются доречевой стадией арифметического развития. У дошкольника в течение довольно длинного периода вербальный момент, воплощенный в числовых названиях, существует раздельно от операций с количествами. Резкий качественный перелом наступает тогда, когда числовые названия вовлекаются в операции с количествами, когда последние вербализуются. Однако следует заметить, что первоначальный анализ количественной совокупности, выделение количества, совершается еще до участия речи...
На первых порах, когда речь еще окончательно не преодолела процессов непосредственного восприятия количеств, мы замечаем, что анализ количества бывает связан с пространственным внешним расчленением...
Процесс вербализации динамичен, и на различных этапах своего развития он по-иному трансформирует счетные операции; кроме того, та или иная стадия вербализации имеет совершенно разное значение в зависимости от того, какая задача перед ней ставится и в какую операцию она включена. Первая ступень вербализации — это определение количеств посредством числительных. Эта ступень вербализации вполне достаточна для задачи счета объектов. Но далее возникает новая, более сложная задача — задача совершения счетных операций, задача вычислений. Мы наблюдаем интересный факт в арифметическом развитии — новая задача продолжает длительное время наполняться старыми приемами, в новую форму счетных операций вливается содержание старых процессов. Нами было показано, что счетные операции детей нулевой группы и даже многих первогодок являются, по существу, счетом наглядных объектов. Дети еще не созрели для более трудной задачи и остаются некоторое время на прежнем уровне развития, выявляя внешне видимость прогресса. Процессы остаются теми же, но их функции меняются. В самом деле, в операциях счета наглядные объекты играли роль объектов счета, в операциях вычисления они уже играют другую роль — роль наглядных способов счисления.
В новой, более усложненной задаче вербальный момент сначала продолжает выполнять свои функции только в нераздельной связи с наглядным объектом. Дальнейшее арифметическое развитие идет по линии вытеснения вербальным моментом наглядного объекта из сферы средств вычисления и принятия этих функций исключительно на себя.
В этом процессе нам удалось установить несколько этапов: первый этап — когда процесс называния числительных из области внешней речи переходит в область внутренней речи, но остается второй компонент средств вычисления — наглядный объект, который по своей природе может существовать только вовне. На нашем материале нам много раз приходилось наблюдать это явление: ребенок совершает счетную операцию молча и двягая пальцами. Джед, наблюдая за развитием счета, констатировал, что постепенно, по мере того как дети становятся старше, замечается сокращение внешних реакций счета (движение губ, головы) и замена их внутренними тенденциями артикуляции. Вот точно такой же процесс мы и наблюдали в счетных операциях. Процесс называния числительных ушел внутрь, и на следующем этапе развития должны произойти отпадение наглядных средств и соответственная трансформация вербальных процессов.
Идем еще дальше по генетической лестнице вверх... Операции теперь сводятся не к счету единиц, а к действиям с количественными совокупностями. Уничтожению внешних реакций, связанных с употреблением наглядного материала, сопутствуют сокращение и усложнение внутренних реакций. Этот момент, когда речь окончательно овладевает счетными операциями, является переломным моментом в арифметическом развитии ребенка.
Далее наступает следующий этап в развитии вербализации, когда объектом счета становится самый счет, т. с внутренняя абстрактная операция,— появляется система счисления.
При переходе счетных операций в область внутренней речи вступает новый мощный фактор — фактор автоматизации. Большая часть ответов учеников в арифметике воспроизводится автоматически в силу навыка.
НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ДВУХ РОДОВ НАВЫКОВ
Необходимо четко разграничивать два рода навыков. Мы отличаем навык, приобретенный автоматически в силу многократного повторения данного стимула и данной реакции, от навыка интеллектуализированного, возникшего в результате понимания процесса и затем уже многократного повторения. Навыки первого типа действуют только в тех же самых условиях, в которых они были созданы. Навыки второго типа допускают возможность ориентировки в новых, изменившихся условиях, сам навык при этом разрушается, его внешняя оболочка спадает, но остается лежащее в основе навыка понимание процесса, в результате создается новый навык, соответствующий новым условиям. Навыки второго типа обеспечивают возможность широкого переноса данной реакции в различные ситуации; последнее является невозможным при наличии навыков первого типа — неинтеллектуализированных. Механизм навыков первого типа сводится исключительно к воспроизведению, в интеллектуализированные навыки часто привходит момент творчества, момент изобретения... По мере арифметического развития ребенка в счетных операциях момент изобретения, момент творчества в сильной мере затушевывается, но это не значит, что он отсутствует. Здесь необходимо осветить вопрос о возникновении у ребенка десятичной системы счисления. Сторонники механической теории навыков могут нам сказать, что десятичной системе детей учат путем дрессировки, что момент какого-либо творчества в процессе усвоения ребенком десятичной системы совершенно отсутствует. Если система счисления и дается ребенку в процессе обучения, то все же в процесс овладения структурой системы у ребенка привходит момент творчества...
Таким образом, овладение общими идеями арифметики, как, например, идеей числовой системы, необходимо предполагает участие высших интеллектуальных процессов. Научение таблице умножения или правилам письменного счисления также не может протекать только по методу дрессировки. За этими арифметическими навыками должно стоять мышление, творчески постигшее общую идею умножения и общую идею десятичной системы, т. е. эти навыки должны быть интеллектуализированы. Как осмысление, так и автоматизация имеют в процессе образования арифметических навыков большое значение. Всякий навык, прежде чем стать автоматизированным, должен быть ясно осознан учащимся. Дальнейшее продвижение школьника в арифметике возможно только на основе того, что те операции, которые требовали вначале сознательных усилий мысли, начинают воспроизводиться автоматически, тем самым у школьника освобождается энергия для сознательного усвоения новых, более сложных операций.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.