Настоящая хрестоматия является учебным пособием по курсам теории и истории возрастной и педагогической психологии для студентов университетов и педагогических институтов, специализирующихся в указанной области психологии. В ней представлены работы, отражающие начальный период становления и развития этих психологических дисциплин в нашей стране сразу после Октябрьской революции и вплоть до середины 40-х годов.
В последующие две книги будут включены работы советских авторов в период с 1946 по 1979 г., а также работы, отражающие историю и современное состояние зарубежной возрастной и педагогической психологии.
Работы, помещенные в первой книге, относятся к важнейшему периоду в истории отечественной психологии, отмеченному началом исследований проблем психологической науки на основе марксистско-ленинской теории. В первые три десятилетия после Октябрьской социалистической революции трудная и фундаментальная перестройка психологического знания шла во всех областях психологии. В области психологии обучения и развития борьба за марксистскую психологию была особенно острой. Именно здесь проходила основная линия борьбы, предопределявшей выбор кардинальных направлений в деле организации воспитания и обучения новых поколений социалистического общества.
Данная хрестоматия имеет три раздела в соответствии с тремя этапами развития психологии в этот период в нашей стране. На каждом из этапов претерпевала изменение трактовка природы развития и функционирования психики. В первом разделе представлены работы этапа перехода к построению психологии на основе марксистско-ленинской философии (от 1918 г. до конца 20-х гг.). Центральными для характеристики этого этапа развития психологии являются работы К. Н. Корнилова, М. Я. Басова, Л. С. Выготского, П. П. Блонского, И. А. Соколянского. Работы последнего не приводятся, но дано важное свидетельство, появившееся в зарубежной прессе, о перестройке воспитания слепоглухонемых детей в Советской России (Л. Вильсон).
Во втором разделе приведены работы следующего этапа, связанные с началом конкретных исследований на базе новой методологии (от конца 20-х гг. до постановления ЦК ВКП(б) о педологических извращениях в системе Наркомпроса в 1936 г.). Основные достижения этого этана были связаны с исследованиями Л. С. Выготского и его сотрудников — А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской и др.; с работой С. Л. Рубинштейна об онтогенезе сознания; с изучением Д. Н. Узнадзе формирования понятий у дошкольников.
Наконец, в третьем разделе помещены работы, характеризующие последующее развитие советской возрастной, и педагогической психологии в предвоенные и военные годы, в ходе которого преодолевалась известная ограниченность в разработке теории и методов исследования в работах первых двух этапов и наращивалось новое теоретическое знание, составившее основу дальнейшего интенсивного развития психологии в нашей стране. В работах этого периода определялась и стала ведущим методологическим положением идея единства сознания и деятельности. Она нолучила экспериментальное подтверждение в исследованиях развития познавательной деятельности у ребенка, проведенных А. В. Запорожцем и его сотрудниками, в идее формирующего эксперимента, реализованной в работах Р. Г. Натадзе, А. В. Аснина.
Весь материал в хрестоматии в основном систематизирован по хронологическому принципу. Все другие принципы оказались малоподходящими. Так, трудно было отделить работы по возрастной психологии от работ по педагогической психологии. В рассматриваемый период исследования в этих областях были неразрывно связаны между собой. Почти у каждого автора генетический и функциональный аспекты исследования выступали в органическом единстве, что составляло их несомненное достоинство. Нецелесообразной оказалась и группировка работ по другим критериям: по проблемам онтогенетического развития (факторы и движущие силы развития, периодизация развития, особенности развития по возрастам и др.) и по таким аспектам психологии учения, как усвоение определенного предметного содержания (психология обучения чтению, письму, математике и др.), а также по отдельным аспектам психологии воспитания (психология отношений, мотивации, характера и др.). Поэтому в каждом разделе работы различных авторов представлены в хронологическом порядке без специальной систематизации их по другим критериям, кроме статьи А. Н. Леонтьева, опубликованной в 1947 г., которая в целях большей полноты анализа проблемы обучения слепоглухонемых детей дополняет работы, относящиеся к 1940 г. (А. Р. Лурия, Ф. A. Pay). Составители пытались возможно более полно отразить в данной хрестоматии фронт исследований по детской, возрастной и педагогической психологии, осуществляющихся в рассматриваемый период. В этой связи наряду с работами, определявшими основные направления перестройки теории и методов исследования, приведены работы, носящие характер частных исследований, не отступавших от традиций классической экспериментальной психологии.
Ряд работ, имеющих принципиальное значение для возрастной и педагогической психологии, осуществленных в рассматриваемый период, остался неопубликованным и впервые печатается выборочно в настоящем выпуске хрестоматии. К ним принадлежат доклад А. Н. Леонтьева, выступления А. Р. Лурия и Ф. A. Pay, кандидатские диссертации П. Я. Гальперина и Д. Б. Эльконина. Статьи А. В. Запорожца и В. И. Аснина впервые публикуются на русском языке. Их перевод с украинского языка был выполнен В. Ф. Моргуном. Составители благодарят его за любезную помощь.
Мы глубоко благодарны Н. Ф. Добрынину, П. Я. Гальперину, А. В. Запорожцу, А. А. Смирнову, Д. Б. Эльконину за предоставленную нам возможность воспользоваться их личными архивными материалами и за ценные советы по отбору работ для включения в данный выпуск хрестоматии.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.