Обучение географии требует большой наглядности и конкретизации общих понятий и представлений. Рисунок — наглядная опора мышления учащихся, облегчающая и активизирующая процессы мышления, особенно в возрасте, когда отвлеченное мышление слабо развито (IV—VI классы). Этим определяется особенно важное значение иллюстраций в учебнике географии и работы над ними, которой не всегда уделяется достаточное внимание. Авторы методических пособий ограничиваются указанием на необходимость организовать работу над иллюстрациями учебника (А. В. Даринский), тщательно разбирать их содержание, как и стенных картин (Т. С. Панфилова). Между тем здесь есть своя специфика: рисунки и другие иллюстрации учебника находятся у каждого из учащихся, они могут видеть их и до урока и после, выполнять по ним самостоятельную работу. Перед учителем стоит задача — научить приемам этой работы.
Успех ее зависит прежде всего от качества иллюстраций. Рисунки должны быть реалистичны, отображать все существенные признаки формируемых понятий. Особое внимание и большое место надо отвести многоцветным литографиям: только они могут дать правильное представление о географическом ландшафте, море, небе, реке и т. д.
В некоторых учебниках даются задания и разъяснения под рисунками, но недостаточно четко. Они нужны, потому что направляют познавательную деятельность учащихся. Опытные учителя дополняют эти задания, дают варианты к ним. Задания и вопросы к рисунку помогают учащимся в дальнейшем самостоятельно работать над иллюстрациями в классе и дома, что очень важно.
В организационном отношении от учителей требуется тщательная подготовка заданий и специальных.вопросов, направленных на выявление в рисунке географического содержания, географической специфики, которая может ускользнуть от внимания. учащихся при простом просмотре рисунков, без анализа. Например, в V классе формируется понятие о равнинной и горной реке. Учитель дает задание рассмотреть соответствующие рисунки сравнить и ответить на вопросы: 1. По какой местности текут реки? 2. Какие у них берега, русла? 3. Каков характер течения той и другой реки и какую работу они производят? 4. Рассказать об особенностях течения нашей реки. 5. Показать на карте СССР горные и равнинные реки. Учитель подводит итог беседе и уточняет формулировку выводов о различиях между горной и равнинной рекой.
В данном примере учитель формирует представления и понятия, исходя из чувственно-наглядных образов (рисунков) путем "индукции. В других случаях рисунки могут быть использованы и для конкретизации понятий и подтверждения выводов, сделанных путем дедукции; например, понятие о культурном ландшафте в Ферганской долине конкретизируется цветным рисунком — вставкой (в учебнике К. Ф. Строева).
Анализ рисунков в младших классах (V—VI) ограничивается выявлением основной географической специфики, а в последующих он усложняется, старшие учащиеся должны больше видеть и глубже понимать.
Хорошие рисунки имеют и воспитательное значение — они должны вызвать у учащихся впечатления эстетического и морального порядка. После анализа рисунка можно дать задание на дом придумать по нему описание или географический рассказ, допуская включение элементов воображаемых встреч, наблюдений и переживаний. Это послужит интересным материалом для опроса на следующем уроке, например, по рисункам «Река Чусовая», «Северный Урал», «В горах Восточной Сибири» и др.
Работа с рисунками учебника обязательно сочетается с работой по картам, т. е. нахождением иллюстрируемого объекта, и определением окружающей географической обстановки.
Работа с текстовыми картами проводится после ознакомления с условными знаками по заданному учителем плану-вопроснику.
Используются все известные приемы чтения и анализа карт, в частности заполнение контурных карт с переводом штриховки в цветную окраску, например из текстовых карт «Климатические области» (VI—VII классы) наносятся границы, а сами области раскрашиваются цветными карандашами.
Н. Н. Баранский уделяет большое внимание работе с текстовыми картами учебников экономической географии и в качестве положительного примера рассматривает опыт работы учительницы А. И. Абрамовой. Он приводит ее план-вопросник, по которому была проведена самостоятельная работа учащихся на уроке по карте учебника «Размещение электростанций»: 1. Прочтите внимательно заголовок карты, он указывает, в чем основная суть карты.
2. Изучите условные обозначения (следуют конкретные вопросы).
3. Выделите районы скопления электростанций на территории СССР и объясните, почему в этих районах имеются такие скопления. 4. На каких источниках энергии в основном работают электростанции в каждом из этих скоплений? 5. Найдите в каждом из этих скоплений крупнейшие электростанции, запомните их названия и их сырьевую базу. 6. В каждом из данных скоплений отметьте города, имеющие несколько крупных электростанций. 7. Отметьте важнейшие новостройки. 8. Расскажите о том, что узнали из карты.
Такой разбор проводится перед ознакомлением с текстом; карта учебника служит источником новых знаний, которые извлекаются из нее самими учащимися.
Схемы и картосхемы требуют не менее пристального внимания и серьезной работы над ними в классе и дома. Схемы, раскрывающие новые физико-географические понятия, объясняются и по ходу объяснения рисуются учителем на доске, а учащимися — в тетрадях. Таковы схемы вековых колебаний суши, разреза вулкана и шахты, водохранилища и шлюзов, высотных поясов в горах зарубежных стран и СССР, пассатов, муссонов, циклонов и антициклонов, орографические схемы. Рисуя эти схемы на доске, учитель должен показать динамику в развитии географического явления, процесса. Многие схемы из учебника рекомендуется заранее перерисовать в крупном масштабе тушью и красками в виде стенных таблиц и использовать для анализа и комментирования учащимися. В учебниках экономической географий много схем, на которых изображаются производственные связи, существующие в главных отраслях промышленности, внутри экономических районов и между районами, экономические связи между странами. Схемы несложны, и учащиеся легко понимают их язык, символику и самостоятельно работают с ними по заданию учителя — анализируют их и излагают по ним экономико-географические характеристики. Затем переходят к самостоятельному составлению и вычерчиванию подобных схем. Учащиеся с большим интересом выполняют эти работы в классе и дома, так как они помогают понять самое существенное в экономической географии — производственные связи.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.