Объяснительное чтение учебника, преследующее цель сообщения новых знаний, более глубокого понимания материала и привития навыков сознательного чтения текста, большое место занимает в IV классе. Проводится оно на первых уроках и при прохождении трудных тем в V—VI классах. Методика этой работы впервые разработана еще Д. Д. Семеновым и благодаря ему вошла в практику школы. В период, когда преобладал в обучении географии комбинированный урок, объяснительное чтение мало применялось и мало освещалось в методиках и журналах.
Кроме таких условий, как обеспеченность учебниками и атласами, требуется умение учителя вовлечь в работу весь класс н каждого ученика в отдельности. Успех зависит от предварительной подготовки учителя: подобрать статью, выделить новые названия и термины для объяснения и записи, составить вопросы, подготовить дополнения и иллюстрации. Работа протекает следующим образом: выбирается статья, требующая объяснений и дополнений, делится на части, перед учащимися ставится задача и указывается порядок работы. После чтения каждой части новые слова (термины, названия) объясняются и записываются учителем на доске, а учащимися — в тетрадях. Географические объекты показывают по картам попутно. Если объект уже известен учащимся, то он показывается на картах по прочтении всего абзаца.
Учащиеся по очереди читают, отвечают на поставленные учителем вопросы и исправляют ошибки в чтении и ответах. Учитель руководит работой, вовлекая в нее всех учащихся, углубляет и дополняет их ответы интересными сведениями, демонстрирует стенные картины или диапозитивы, учит комментировать рисунки. Если это необходимо, учитель показывает, как следует правильно и выразительно читать (сам читает статью или часть ее).
После проработки текста учащиеся по заданию учителя пересказывают статью — сначала по частям, а затем один из учащихся излагает самое главное содержание. Новые географические объекты еще раз показываются на стенной карте и в атласах.
Такая длительная проработка текста занимает целый урок и необходима в начале каждого курса. В дальнейшем переходят к выяснению более общих вопросов в трудных статьях и занимают на объяснительное чтение не весь, а только часть урока; учащиеся ставят вопросы.
В VII—VIII классах объяснительное чтение проводится реже — по трудным разделам, и главное внимание уделяется выяснению причинно-следственных связей, нахождению и выражению своими словами главных мыслей; эти задания ставятся и выполняются как самостоятельная работа.
Н. Н. Баранский уделяет большое внимание объяснительному чтению в курсах экономической географии — уже с целью развития навыков обращения со статистическим и картографическим материалом, географического мышления и умения составлять связные характеристики стран и районов; он считает необходимым проводить эту работу в начале каждого раздела учебника и по трудным (в отношении терминов и выражений) статьям.
Рекомендации Н. Н. Баранского, в частности об уделении особенного внимания экономическим показателям, о подготовке для каждого понятия четкой и ясной формулировки, вопросов для упражнений в чтении статистических таблиц, графиков и картосхем, для проверки усвоения содержания зачитываемого текста, распространяются и на другие курсы (VII—VIII классы). А. В. Даринский также справедливо считает объяснительное чтение одним из основных видов работы с учебником и определяет его место, но он не прав, сводя работу учащихся к пересказыванию текста своими словами. Учащиеся должны участвовать и в объяснениях и углубленном анализе текста. Для приучения школьников к углубленной самостоятельной работе над учебником проводится выборочное чтение текста с целью отбора и выделения необходимого материала для ответов на вопросы и выводов.
Работа проводится по заранее подготовленным заданиям учителя, и результаты его проверяются тут же в классе. Применяются следующие приемы (в порядке нарастания их трудности): нахождение того или иного определения понятия; 2) нахождение ответа на вопрос, на который дан прямой ответ в учебнике; 3) нахождение ответа на вопрос, на который нет прямого ответа и требуется осмыслить текст; 4) нахождение в учебнике объяснения географического явления, установление географических связей и зависимостей; 5) составление тех или иных выводов, оценка природных условий. Возьмем для примера тему «Климат Европы» (учебник для VI— VII классов, П. Н. Счастнева и П. Г. Терехова, стр. 34—40). После беседы о главных географических факторах, определяющих климат, учитель предлагает: а) прочесть текст о влиянии Атлантического океана и ответить, в чем выражается это влияние — прямой ответ; б) найти ниже в тексте определение понятия об изотермах.
При изучении климатических областей Европы, после работы над климатическими картами и объяснений, учитель дает задание: а) найти в тексте материал для характеристики летней, а затем зимней погоды в Северной, Восточной, Западной и Южной Европе (осмыслить текст); б) объяснить различия в погоде этих частей Европы.
Умению делать выводы, в частности давать оценку природных условий для сельского хозяйства и промышленности на основе карт и текста, следует учить уже в VI—VII классах при прохождении тем о природных зонах.
Вопросы и задания для выборочной работы с текстом постепенно усложняются; в старших классах они рассчитаны главным образом на истолкование и даются иногда в качестве домашнего задания, например обосновать специализацию хозяйства Молдавской ССР.
Лучшим средством для выработки сознательного чтения служит составление плана и конспекта на статью учебника, что признается во всех методиках. Этот вид работы способствует развитию логического, «географического» мышления, в частности мыслительных операций анализа и синтеза, и установления причинных связей и зависимостей. У учащихся вырабатывается навык выделять из прочитанного главное, отмечать наиболее характерное в географическом объекте и явлении, устанавливать логическую связь и последовательность между вопросами, делать выводы и сводить (обобщать) в единый план, излагать по этому плану.
Наиболее обстоятельно освещен опыт работы по составлению планов и конспектов на географические тексты в статье С. Цветкова «Из опыта работы с учебником» («География в школе», 1956, № 6). Обычно этот вид работы применяется уже в начальной школе, где учащиеся составляют самые простые планы в виде коротких заголовков. На первых порах (IV—V классы) учитель сам дает план после рассказа, записывает на доске, предлагает учащимся прочесть статью и рассказать ее по данному плану. Затем они принимают активное участие в составлении планов под руководством учителя, который, задавая вопрос, помогает учащимся найти главную мысль, необходимые слова для ее краткого выражения. Выбираются наиболее удачные формулировки и записываются на доске и в тетрадях. Во втором полугодии 2—3 таких работы уже давались на дом. В V—VI классах составляется более подробный (развернутый) план: не только озаглавливаются части статьи, но и в каждом заголовке выделяются опорные слова — «вехи», по которым учащиеся могут восстановить содержание. В VI и VII классах работа усложняется за счет объема статьи, в которой выделяются и озаглавливаются подтемы, их части, выделяются «вехи». Учащиеся постепенно осваивают приемы и переходят от фронтальной к самостоятельной работе над планами дома, результаты которой выборочно проверяются.
В старших классах план характеристики отдельных районов приближается к кратким тезисам. Учащиеся должны уяснить географическую специфику и ее отражение в хозяйственной деятельности людей. Примерная схема такого плана в курсе географии СССР: 1. Важнейшие природные особенности. 2. Чем они объясняются? 3. Как советские люди используют природные условия и богатства, как они преодолевают трудности? 4. Какие задачи стоят перед советским народом по новому пятилетнему плану?
При отборе статей для самостоятельной работы необходимо иметь в виду, что не все они пригодны для этой цели, так как не в каждой статье учащиеся смогут разобраться самостоятельно. Одни из них требуют предварительной разработки, демонстрации приборов, наблюдений, например «Смена времен года», а другие, например «Циклоны и антициклоны», очень трудны. Следует учесть и методическое построение статьи. Она должна иметь, кроме внутренней законченности, ясный и стройный логический план, «прозрачный, легко уловимый учеником средних способностей» (Перовский Е. И.).
«Сравнение — душа географии»... и «только из сравнения выделяются различия от места к месту, а также и причины этих различий»... (Н. Н. Баранский, 1960). В этом дидактическая сущность формирования единичных географических понятий; поэтому составление сравнительных характеристик на основе текста учебников географии должно занимать свое место при изучении страноведческих курсов в виде фронтальной и самостоятельной работы в классе и дома.
В методических пособиях раскрыты приемы сравнения при изложении материала учителем и во время опроса, но как вид самостоятельной работы учащихся с текстом учебника не освещен. Суть методики в основном та же, что и при составлении сложного плана, конспекта; но здесь приходится учащимся работать над двумя (а иногда и более) текстами-статьями. В дидактическом отношении эта работа не менее полезна: способствует развитию логического мышления, анализа и синтеза, умений найти и отобрать материалы, найти главное и установить причины (закономерности), которые определяют черты сходства и различия.
Работа начинается в V классе и постепенно усложняется— от сравнения отдельных географических объектов, сравнений по отдельным элементам физико-географической (географическое положение, рельеф, климат) или экономико-географической характеристики к комплексным сравнениям ландшафтов, территорий, экономических районов. Поставив перед учащимися познавательную задачу, учитель дает план, указывает тексты и карты, на основе которых должна быть составлена сравнительная характеристика. Планы определяются научной логикой географической темы; они различны для рельефа, рек, климата и для комплексных характеристик территорий.
Приведем пример сравнительной комплексной характеристики влажных экваториальных лесов Южной Америки и Африки. Учитель дает задание сравнить влажные экваториальные леса Амазонки с лесами Конго по плану: 1) расположение лесов и величина занятых ими территорий; 2) климатические условия; 3) характер и состав лесов; 4) животные и их образ жизни; 5) население и его занятие. По каждому вопросу найти черты сходства и различия (план записан на классной доске заранее). Указываются страницы текста (карты природных зон и климата Африки и Южной Америки). Работа ведется фронтально, под руководством учителя.
Учащиеся сначала прочли статью о тропических лесах Южной Америки (предварительно они ознакомились с нею по заданию учителя дома) и бегло прочли затем статью об Африке. Перешли к отбору материала для ответа на первый й второй вопросы, поскольку они связаны и решаются с помощью не только текста, но и карт. Было разрешено работать по двое и вести запись на черновике. После коллективной проверки и исправления по вызову учителя формулируются устные ответы на первый и второй вопросы.
1. Влажные экваториальные леса в Южной Америке расположены, как и в Африке, у экватора — к северу и, особенно к югу и расширяясь к западу. Занимают они в Южной Америке большую территорию — 30% всего материка (около 6 млн. кв. км), а в Африке — 8% (около 2,5 млн. кв. км).
2. Климат этих областей экваториальный — равномерно жаркий и влажный, но в Южной Америке больше осадков (2000—3500 мм), в Африке — меньше (1500—2500 мм); температура в Южной Америке немного ниже.
По третьему вопросу (о характеристике и составе леса) использовали главным образом текст, рисунки учебника и стенные картины и пришли к такому суждению: благодаря сходным климатическим условиях экваториальные леса Южной Америки, как и в Африке, очень густые, многоярусные, но называются здесь «сельвасы». Во время разливов Амазонки лес на поймах надолго заливается водой. В составе растений есть сходные — фикусы, пальмы, лианы, орхидеи, папоротники, мхи, но еще больше отличных растений. В амазонских лесах отметили деревья пара, дающие орехи, каучуконосы — гевею, тропическую кувшинку — викторию регию; в африканских лесах — красное, железное и кофейное деревья.
Названия деревьев записаны. Учитель уточнил сведения о растениях, указал на экологические особенности — приспособление их к местным условиям. Так же провели сравнение по четвертому и пятому вопросам.
По мере усвоения приемов работы учащиеся составляют сравнительные характеристики самостоятельно; частично или в целом
работа дается на дом. Ее можно оформить письменно (в VII— VIII классах) в виде краткого конспекта или таблицы, в которой против каждого вопроса плана заполняются две широкие графы — одна о сходстве, а другая о различиях. В старших классах рекомендуется оформлять сравнительные характеристики в виде краткого реферата с картосхемой.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.