Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Приемы работы с текстом учебника


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Объяснительное чтение учебника, преследующее цель сообщения новых знаний, более глубокого понимания материала и привития навыков сознательного чтения текста, большое место занимает в IV классе. Проводится оно на первых уроках и при прохождении трудных тем в V—VI классах. Методика этой работы впервые разработана еще Д. Д. Семеновым и благодаря ему вошла в практику школы. В период, когда преобладал в обучении географии комбинированный урок, объяснительное чтение мало применялось и мало освещалось в методиках и журналах.
Кроме таких условий, как обеспеченность учебниками и атласами, требуется умение учителя вовлечь в работу весь класс н каждого ученика в отдельности. Успех зависит от предварительной подготовки учителя: подобрать статью, выделить новые названия и термины для объяснения и записи, составить вопросы, подготовить дополнения и иллюстрации. Работа протекает следующим образом: выбирается статья, требующая объяснений и дополнений, делится на части, перед учащимися ставится задача и указывается порядок работы. После чтения каждой части новые слова (термины, названия) объясняются и записываются учителем на доске, а учащимися — в тетрадях. Географические объекты показывают по картам попутно. Если объект уже известен учащимся, то он показывается на картах по прочтении всего абзаца.
Учащиеся по очереди читают, отвечают на поставленные учителем вопросы и исправляют ошибки в чтении и ответах. Учитель руководит работой, вовлекая в нее всех учащихся, углубляет и дополняет их ответы интересными сведениями, демонстрирует стенные картины или диапозитивы, учит комментировать рисунки. Если это необходимо, учитель показывает, как следует правильно и выразительно читать (сам читает статью или часть ее).
После проработки текста учащиеся по заданию учителя пересказывают статью — сначала по частям, а затем один из учащихся излагает самое главное содержание. Новые географические объекты еще раз показываются на стенной карте и в атласах.
Такая длительная проработка текста занимает целый урок и необходима в начале каждого курса. В дальнейшем переходят к выяснению более общих вопросов в трудных статьях и занимают на объяснительное чтение не весь, а только часть урока; учащиеся ставят вопросы.
В VII—VIII классах объяснительное чтение проводится реже — по трудным разделам, и главное внимание уделяется выяснению причинно-следственных связей, нахождению и выражению своими словами главных мыслей; эти задания ставятся и выполняются как самостоятельная работа.
Н. Н. Баранский уделяет большое внимание объяснительному чтению в курсах экономической географии — уже с целью развития навыков обращения со статистическим и картографическим материалом, географического мышления и умения составлять связные характеристики стран и районов; он считает необходимым проводить эту работу в начале каждого раздела учебника и по трудным (в отношении терминов и выражений) статьям.
Рекомендации Н. Н. Баранского, в частности об уделении особенного внимания экономическим показателям, о подготовке для каждого понятия четкой и ясной формулировки, вопросов для упражнений в чтении статистических таблиц, графиков и картосхем, для проверки усвоения содержания зачитываемого текста, распространяются и на другие курсы (VII—VIII классы). А. В. Даринский также справедливо считает объяснительное чтение одним из основных видов работы с учебником и определяет его место, но он не прав, сводя работу учащихся к пересказыванию текста своими словами. Учащиеся должны участвовать и в объяснениях и углубленном анализе текста.
Для приучения школьников к углубленной самостоятельной работе над учебником проводится выборочное чтение текста с целью отбора и выделения необходимого материала для ответов на вопросы и выводов.
Работа проводится по заранее подготовленным заданиям учителя, и результаты его проверяются тут же в классе. Применяются следующие приемы (в порядке нарастания их трудности): нахождение того или иного определения понятия; 2) нахождение ответа на вопрос, на который дан прямой ответ в учебнике; 3) нахождение ответа на вопрос, на который нет прямого ответа и требуется осмыслить текст; 4) нахождение в учебнике объяснения географического явления, установление географических связей и зависимостей; 5) составление тех или иных выводов, оценка природных условий. Возьмем для примера тему «Климат Европы» (учебник для VI— VII классов, П. Н. Счастнева и П. Г. Терехова, стр. 34—40). После беседы о главных географических факторах, определяющих климат, учитель предлагает: а) прочесть текст о влиянии Атлантического океана и ответить, в чем выражается это влияние — прямой ответ; б) найти ниже в тексте определение понятия об изотермах.
При изучении климатических областей Европы, после работы над климатическими картами и объяснений, учитель дает задание: а) найти в тексте материал для характеристики летней, а затем зимней погоды в Северной, Восточной, Западной и Южной Европе (осмыслить текст); б) объяснить различия в погоде этих частей Европы.
Умению делать выводы, в частности давать оценку природных условий для сельского хозяйства и промышленности на основе карт и текста, следует учить уже в VI—VII классах при прохождении тем о природных зонах.
Вопросы и задания для выборочной работы с текстом постепенно усложняются; в старших классах они рассчитаны главным образом на истолкование и даются иногда в качестве домашнего задания, например обосновать специализацию хозяйства Молдавской ССР. Лучшим средством для выработки сознательного чтения служит составление плана и конспекта на статью учебника, что признается во всех методиках. Этот вид работы способствует развитию логического, «географического» мышления, в частности мыслительных операций анализа и синтеза, и установления причинных связей и зависимостей.
У учащихся вырабатывается навык выделять из прочитанного главное, отмечать наиболее характерное в географическом объекте и явлении, устанавливать логическую связь и последовательность между вопросами, делать выводы и сводить (обобщать) в единый план, излагать по этому плану.
Наиболее обстоятельно освещен опыт работы по составлению планов и конспектов на географические тексты в статье С. Цветкова «Из опыта работы с учебником» («География в школе», 1956, № 6). Обычно этот вид работы применяется уже в начальной школе, где учащиеся составляют самые простые планы в виде коротких заголовков.
На первых порах (IV—V классы) учитель сам дает план после рассказа, записывает на доске, предлагает учащимся прочесть статью и рассказать ее по данному плану. Затем они принимают активное участие в составлении планов под руководством учителя, который, задавая вопрос, помогает учащимся найти главную мысль, необходимые слова для ее краткого выражения. Выбираются наиболее удачные формулировки и записываются на доске и в тетрадях. Во втором полугодии 2—3 таких работы уже давались на дом.
В V—VI классах составляется более подробный (развернутый) план: не только озаглавливаются части статьи, но и в каждом заголовке выделяются опорные слова — «вехи», по которым учащиеся могут восстановить содержание. В VI и VII классах работа усложняется за счет объема статьи, в которой выделяются и озаглавливаются подтемы, их части, выделяются «вехи». Учащиеся постепенно осваивают приемы и переходят от фронтальной к самостоятельной работе над планами дома, результаты которой выборочно проверяются.
В старших классах план характеристики отдельных районов приближается к кратким тезисам. Учащиеся должны уяснить географическую специфику и ее отражение в хозяйственной деятельности людей. Примерная схема такого плана в курсе географии СССР: 1. Важнейшие природные особенности. 2. Чем они объясняются? 3. Как советские люди используют природные условия и богатства, как они преодолевают трудности? 4. Какие задачи стоят перед советским народом по новому пятилетнему плану?
При отборе статей для самостоятельной работы необходимо иметь в виду, что не все они пригодны для этой цели, так как не в каждой статье учащиеся смогут разобраться самостоятельно. Одни из них требуют предварительной разработки, демонстрации приборов, наблюдений, например «Смена времен года», а другие, например «Циклоны и антициклоны», очень трудны. Следует учесть и методическое построение статьи. Она должна иметь, кроме внутренней законченности, ясный и стройный логический план, «прозрачный, легко уловимый учеником средних способностей» (Перовский Е. И.).
«Сравнение — душа географии»... и «только из сравнения выделяются различия от места к месту, а также и причины этих различий»... (Н. Н. Баранский, 1960). В этом дидактическая сущность формирования единичных географических понятий; поэтому составление сравнительных характеристик на основе текста учебников географии должно занимать свое место при изучении страноведческих курсов в виде фронтальной и самостоятельной работы в классе и дома.
В методических пособиях раскрыты приемы сравнения при изложении материала учителем и во время опроса, но как вид самостоятельной работы учащихся с текстом учебника не освещен. Суть методики в основном та же, что и при составлении сложного плана, конспекта; но здесь приходится учащимся работать над двумя (а иногда и более) текстами-статьями. В дидактическом отношении эта работа не менее полезна: способствует развитию логического мышления, анализа и синтеза, умений найти и отобрать материалы, найти главное и установить причины (закономерности), которые определяют черты сходства и различия.
Работа начинается в V классе и постепенно усложняется— от сравнения отдельных географических объектов, сравнений по отдельным элементам физико-географической (географическое положение, рельеф, климат) или экономико-географической характеристики к комплексным сравнениям ландшафтов, территорий, экономических районов. Поставив перед учащимися познавательную задачу, учитель дает план, указывает тексты и карты, на основе которых должна быть составлена сравнительная характеристика. Планы определяются научной логикой географической темы; они различны для рельефа, рек, климата и для комплексных характеристик территорий.
Приведем пример сравнительной комплексной характеристики влажных экваториальных лесов Южной Америки и Африки. Учитель дает задание сравнить влажные экваториальные леса Амазонки с лесами Конго по плану: 1) расположение лесов и величина занятых ими территорий; 2) климатические условия; 3) характер и состав лесов; 4) животные и их образ жизни; 5) население и его занятие. По каждому вопросу найти черты сходства и различия (план записан на классной доске заранее). Указываются страницы текста (карты природных зон и климата Африки и Южной Америки). Работа ведется фронтально, под руководством учителя.
Учащиеся сначала прочли статью о тропических лесах Южной Америки (предварительно они ознакомились с нею по заданию учителя дома) и бегло прочли затем статью об Африке. Перешли к отбору материала для ответа на первый й второй вопросы, поскольку они связаны и решаются с помощью не только текста, но и карт. Было разрешено работать по двое и вести запись на черновике. После коллективной проверки и исправления по вызову учителя формулируются устные ответы на первый и второй вопросы.
1. Влажные экваториальные леса в Южной Америке расположены, как и в Африке, у экватора — к северу и, особенно к югу и расширяясь к западу. Занимают они в Южной Америке большую территорию — 30% всего материка (около 6 млн. кв. км), а в Африке — 8% (около 2,5 млн. кв. км).
2. Климат этих областей экваториальный — равномерно жаркий и влажный, но в Южной Америке больше осадков (2000—3500 мм), в Африке — меньше (1500—2500 мм); температура в Южной Америке немного ниже.
По третьему вопросу (о характеристике и составе леса) использовали главным образом текст, рисунки учебника и стенные картины и пришли к такому суждению: благодаря сходным климатическим условиях экваториальные леса Южной Америки, как и в Африке, очень густые, многоярусные, но называются здесь «сельвасы». Во время разливов Амазонки лес на поймах надолго заливается водой. В составе растений есть сходные — фикусы, пальмы, лианы, орхидеи, папоротники, мхи, но еще больше отличных растений. В амазонских лесах отметили деревья пара, дающие орехи, каучуконосы — гевею, тропическую кувшинку — викторию регию; в африканских лесах — красное, железное и кофейное деревья.
Названия деревьев записаны. Учитель уточнил сведения о растениях, указал на экологические особенности — приспособление их к местным условиям. Так же провели сравнение по четвертому и пятому вопросам.
По мере усвоения приемов работы учащиеся составляют сравнительные характеристики самостоятельно; частично или в целом работа дается на дом. Ее можно оформить письменно (в VII— VIII классах) в виде краткого конспекта или таблицы, в которой против каждого вопроса плана заполняются две широкие графы — одна о сходстве, а другая о различиях. В старших классах рекомендуется оформлять сравнительные характеристики в виде краткого реферата с картосхемой.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +