Графические пособия являются разновидностью наглядных пособий. Они, как модели и коллекции, бывают готовыми или выполненными учителем и учащимися.
В качестве примера готового графического пособия можно привести «Таблицы по географии СССР», составленные Г. Н. Яковлевым. Кроме обычных разрезов земной коры (строение земной коры горного и равнинного участков) и картосхем (сток рек СССР, синоптическая карта СССР), автор удачно, показал образование теплого и холодного фронтов, совместив разрез нижнего слоя атмосферы с рисунками облаков. Такое же совмещение разреза с картой дано в таблицах «Озера СССР», «Моря СССР». Графические работы, выполняемые учащимися по указанию учителя, мобилизуют не только зрение и слух, но и моторные движения, что способствует созданию четких представлений и прочности усвоения.
Рисунки учащихся помогают раскрыть ошибки в понимании и своевременно исправить их, а также выявить способности учащихся. Указывая на ошибки и рекомендуя пути их исправления, учитель имеет возможность воспитывать настойчивость и аккуратность в повторном выполнении задания. Графические работы, сопровождаемые рассказом учителя, развивают мышление учащихся: наблюдая в процессе рисования, они сравнивают, выделяют существенное, обобщают. Рисунки, выполняемые учителем, приковывают внимание учащихся к доске и позволяют фронтально работать со всем классом.
Навык зарисовок очень полезен. На экскурсиях в природу, в музеи часто предлагается сделать зарисовки. Фотографии не заменяют рисунков, потому что на рисунках четко выступает главное. Педагогический рисунок можно сделать при всяком освещении, а самое существенное — это то, что результаты фотографирования обнаруживаются после экскурсии, а рисунок создается в процессе наблюдений. В связи с тем что графические пособия отображают только главное, существенное, они служат формированию понятий.
Графические работы на доске различаются в зависимости от содержания и задач урока. Так, в начальном курсе физической географии, при знакомстве учащихся с формами земной поверхности, с видами различных водоемов, с атмосферными явлениями и т. д., необходимо «опереться» на наглядное изображение их внешнего вида. Для таких целей служат простейшие рисунки — профили холма, долины реки и т. п. Показ размера объекта осуществляется отображением на рисунке предмета, величина которого хорошо известна (дом, человек, дерево). Выявление внутреннего строения предмета достигается рисунками, изображающими географический объект в разрезе. Таким способом изображают чередование пластов водопроницаемых, водоносных и водонепроницаемых, строение вулканической горы, почвенное обнажение и т. д.
Рисунки, изображающие географический объект в разрезе, не только дают представление о строении, но и позволяют учащимся объяснить связи между явлениями. Так, на рисунке почвенного обнажения наглядно и убедительно можно обосновать расположение горизонтов накопления, вымывания и вмывания.
Рисунки-профили могут быть использованы и для показа изменений в природе. Рисунок, изображающий образование облаков над равниной, может быть дополнен стрелками, показывающими направление ветра, который меняет форму облаков. Динамический рисунок, изображающий отступание водопада, помогает понять развитие явления и ярче выявить связи между строением обрыва и процессом размывания рыхлых пород.
Разновидность пород, а также постепенность в развитии явлений хорошо показать с помощью цветных мелков. Кроме того, графические изображения можно дополнить аппликациями. Так, на схематический разрез, показывающий образование родника, мы прикрепляем аппликацию, изображающую облако, струйки воды, стрелки по направлению движения грунтовой воды и, наконец, струйки родника. Объектов для таких динамических рисунков много: зарастание озера, разрушение берегов морским прибоем, движение ледника, образование айсбергов и т. д.
Рисунки, изображающие географические объекты в перспективе, помогают учащимся понять объемность. Это особенно важно в рисунках различных форм рельефа, потому что пространственные представления учащимся V класса еще трудно даются.
Графические работы по экономической географии ставят задачи показа наглядным способом статистических данных, линий производственных связей и, наконец, цифровых показателей по различным отраслям хозяйства на определенной территории (картодиаграммы и картограммы). Перечисленные графические изображения являются схемами, поэтому они должны быть предельно простыми, четкими, доступными пониманию учащихся. Ведь они отражают только главные, существенные черты объекта или процесса какого-либо географического явления.
Преподаватель заранее обдумывает чертеж или рисунок, изображает его схематично, от руки, следовательно, быстро. Свой рисунок он сопровождает объяснениями. Четкость рисунка учителя достигается тренировкой вначале на бумаге, а потом на доске. Для того чтобы учащиеся осознанно копировали работу учителя в своих тетрадях, им разрешается приступить к ней только после того, как даны объяснения и сделаны выводы. Но если рисунок сложен (положение Земли в разные времена года), то учитель выполняет его на доске по частям, чтобы успеть проверить работы учащихся и исправить, если это нужно. Некоторые рисунки учащиеся чертят под диктовку учителя. Такие приемы обучения педагогическому рисунку заставляют учащихся внимательно всматриваться, вдумываться, искать наиболее эффективные способы графического изображения.
Учителя, проводящие эту работу систематически, добиваются того, что учащиеся и дома, самостоятельно готовясь к ответу, оформляют его графически. Полученные навыки помогают учащимся быстро иллюстрировать свой ответ графическими работами на доске. Так, учащиеся V класса, прежде чем рассказывать о реке и ее частях, чертят схематический рисунок системы реки, подписывают названия ее частей, а потом уже строят свой рассказ по чертежу. Чертеж в данном случае служит логическим планом рассказа, дисциплинирует мысли учащихся, помогает подбирать нужные для ответа слова, служит средством проверки правильного понимания материала. Рассмотренные в главе различные типы наглядных пособий и приемы их использования в сочетании с другими методами обучения свидетельствуют о больших и еще не полностью до сих пор используемых возможностях, которыми располагает учитель географии для реализации в преподавании принципа наглядности. Умелое (в определенной системе) применение наглядных пособий обеспечивает успешное формирование географических представлений и понятий, развивает устойчивый интерес к изучению предмета.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.