Кинофильмы, как всякие наглядные пособия, вызывают у учащихся большой интерес, помогают представить изучаемые объекты, понять их, а следовательно, и прочно запомнить. Фильм позволяет показать явления в движении, зафиксировать явления, отдаленные от учащихся, а иногда неповторимые или недоступные для наблюдения в природе. Самым существенным является то, что кинофильм позволяет показать процессы с различной скоростью, некоторые процессы показываются ускоренно, например разрушение горных пород, другие, наоборот, замедленно — разрушение берега морскими волнами.
Благодаря мультипликации возможно показать явления неулавливаемые объективом киноаппарата: движение воздушных токов, подвижную и наглядную карту, движения, изолированные от других сопутствующих. Телескопическая съемка позволяет показать животных в естественных условиях на близком расстоянии от зрителя. Возможность показа объектов природы аналитически, с разной скоростью, в разных масштабах, с разных точек зрения, по-разному смонтированными позволяет не только создать представления, но и раскрыть сущность явления.
Методика работы с кинофильмами на уроках географии, несмотря на наличие специальной книги И. И. Самойлова и нескольких статей в журнале «География в школе», разработана недостаточно. Методические рекомендации, даваемые различными авторами, носят преимущественно общедидактический характер, без учета специфики содержания географических фильмов и особенностей их восприятия школьниками.
Наиболее простой способ применения кинофильмов в преподавании географии — это киносеанс перед большой аудиторией (несколько параллельных классов) во внеклассное время. Перед показом фильма учитель сам просматривает его и составляет план вступительной беседы, нацеливающей учащихся на внимательное рассмотрение главных объектов. В киносеансах могут быть использованы как немые, так и звуковые фильмы обзорного характера и даже документальные фильмы научно-популярного характера. Если фильм был показан до изучения темы, то в дальнейшей работе на уроке учитель может опереться на созданные средствами фильма представления и понятия.
Фильм, показанный после изучения темы в классе, служит закреплением материала программы. Возможен и другой способ использования фильма — это предварительный показ классу. В таком случае учитель, нацелив внимание учащихся, дает им задание в 3—4 вопроса на выделение главных образов или на установление связей географических явлений, на базе которых в дальнейшем будут формироваться понятия. На следующем уроке учитель проверяет прочность восприятия учащимися материала фильма, используя вопросы предварительного задания.
Учитывая большой интерес советских школьников к народам Африки, во многих школах организуют вечера, конференции «С киноаппаратом по Африке».
Наиболее «интенсивный» способ применения фильма — это использование его на уроке наравне с другими методическими пособиями. В 30—40-х годах увлечение показом фильмов на уроках в ущерб другим методическим средствам породило термин «киноурок». Анализ работы многих учителей той поры показал, что содержание фильма усваивается учащимися только в том случае, если материал его анализируется и используется во всех звеньях урока.
В настоящее время этот способ не рекомендуется.
Место показа фильма в структуре урока разное в зависимости от характера фильма и от поставленной задачи. Если фильм служит введением к изучению материала и преследует цель возбуждения интереса к изучению какого-либо географического явления, его демонстрируют в начале урока. Ставя задачу закрепления материала темы средствами фильма, его показывают в конце урока. Методика работы в обоих случаях проста, учитель предварительно задает 3—4 вопроса по основному содержанию фильма. После просмотра учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
В теме «Озера СССР» (VII класс), например, в качестве введения может быть применен фильм «Озера и болота». Продолжительность демонстрации всего фильма — 6 минут. Последнюю часть о болотах показывать не следует, потому что материал изложен неполно и слишком элементарно для учащихся VII класса. В начале фильма показываются снимки озер. Эти кадры дают наглядное представление об озерах разного типа. Перед демонстрацией учитель организует восприятие, говоря: много озер в Советском Союзе, распределены они неравномерно по территории, разнообразны их формы, очертания берегов, глубина, уровень и состав воды. Посмотрите в фильме виды некоторых озер и запомните, какой они формы и каковы очертания берегов.
Во время показа учитель предлагает учащимся выделить эти признаки, а после просмотра проводится работа по карте, где эти же черты варьируются в зависимости от происхождения озер. Глубину и уровень воды учитель дает на материале схематического чертежа учебника. На примере этого урока можно видеть, как в основу формирования единичных понятий озер разного типа положены представления, созданные средствами фильма. Дальнейшая работа с физической картой СССР и со схематическими чертежами позволила выделить другие существенные признаки.
Наиболее полное и глубокое использование содержания фильма осуществляется в процессе объяснения нового материала. Продолжительность показа в таком случае не должна превышать 10—12 минут, иначе не остается времени на закрепление материала, на работу с картой и на проверку усвоения.
Подготовка учителя к уроку с использованием кинофильма как источника знаний несколько сложнее, чем к обычному. Учитель вначале, просматривая монтажный лист, знакомится с содержанием фильма и отбирает нужные фрагменты. Если монтажного листа нет, то задачей первого просмотра является составление его. Второй просмотр необходим для разработки методических приемов работы с фильмом. Готовясь к уроку, учитель определяет место включения работы с картой. Если в кадры фильма не включена карта, ее необходимо дать во введении перед просмотром, чтобы учащиеся связывали все видимое в фильме с определенным местоположением, и в заключении, где карта нужна для установления связей между географическими явлениями.
Приведем пример использования кинофильма как источника знаний. В теме «Вулканы» возможно использование фильма «Везувий» как источника знаний, необходимых для формирования общего понятия «вулкан» и единичного — «вулкан Везувий». Учитель привлекает внимание учащихся к фильму словами: трещины и разломы земной коры иногда достигают такой глубины, что доходят до очагов раскаленной магмы внутри Земли, в тех местах происходят извержения вулкана. Посмотрите фильм об извержении вулкана Везувия, происходившем в 1944 году.
Учащиеся находят Везувий на физической карте Европы. Учитель предлагает при просмотре обратить внимание на: 1) форму вулкана, 2) стадии извержения и 3) разрушительную силу извергающейся лавы. На эти вопросы учащиеся и отвечают после просмотра, но не на все сразу, а по частям. После определения формы вулкана учащимся предлагается начертить ее в тетрадях. Один из них чертит на классной доске, этот чертеж служит закреплению образа. Разрез вулкана, дающий возможность понять процесс извержения, образование вулканической горы и ее частей можно рассмотреть в учебнике, а еще лучше, если учитель сам его начертит на доске, тогда яснее будет видна динамика явления. Выделив существенные признаки вулкана — форму горы, строение, части, — учащиеся приступили к формированию общего понятия, но оно не будет полным без стадий извержений, которые вычленяются на основе просмотренного фильма. Для проверки понимания проводится анализ двух рисунков в учебнике. Учащиеся должны определить изображенные на рисунках стадии извержения Везувия. Далее проводится работа с картами. По физической карте Европы и картосхеме в учебнике возможно определить местоположение Везувия. Расстояние от берега моря и ближайших населенных пунктов учащиеся определяют по масштабу, какой из указанных — г. Сан-Себастьяно (в фильме говорится, что он находится в 12 км от Везувия). Эти сведения нужны для ответа на третий, последний вопрос. Благодаря этим данным учащиеся осознают размеры разрушительной силы извержения.
На приведенном примере видно, что фильм органически включался в систему работы на уроке. Перед показом его была установлена связь с материалом предыдущего урока (землетрясения), предварительные вопросы помогли вычленить основное содержание фильма, а последующая работа с чертежом разреза вулкана позволила выделить некоторые существенные признаки формируемых понятий. Фильм в таком уроке никак не заменял учителя; наоборот, по ходу демонстрации его требовались краткие комментарии, например: посмотрите, люди бегут с подушками на головах, чтобы падающие камни их не убили. Комментарии различны, в зависимости от навыка учащихся воспринимать фильм, от подготовки учащихся к восприятию и от характера самого фильма.
Начиная работу с фильмом, учитель обычно сам дает пояснения, сам читает надписи. В процессе показа не следует задавать вопросы, потому что ответ потребует размышления и прозвучит, когда на экране пойдут уже другие кадры, не относящиеся к поставленному вопросу. Можно задержать фильм на нужном кадре, но опасность перегрева заставляет избегать этого способа. Вопросы на установление связей лучше задавать в перерывы или после показа. Для усиления эмоциональности восприятия полезно использовать дополнительный текст. Так, при показе кадров, изображающих сухие степи весной, впечатление усиливается от чтения выдержки из стихотворения Джамбула: «Шиты шелком у нас луга, утопает в цветах нога...»
Средства закрепления содержания фильма также разнообразны. Это могут быть вопросы к существенной его части, графические работы: разрезы, схематический рисунок, работа с рисунками в учебнике. Может быть и работа с текстом учебника, запись определений понятий. Содержание фильма может войти и в домашнее задание. По уроку на тему «Вулканы» в домашнее задание входят рисунки, изображающие разные стадии извержения вулкана Везувия. Могут быть и другие задания. Так, после просмотра фильма «По Военно-Грузинской дороге» учащимся предлагается на контурную карту Кавказа нанести маршрут путешествия с «пометкой остановок, а по фильму «Рыбный промысел в Баренцевом море» составить план фильма, а по нему — рассказ.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.