В методике географии наблюдение понимается как непосредственное восприятие учащимися объектов и процессов в природе и на производстве с целью формирования географических представлений, понятий и практических умений.
Познание окружающей действительности начинается с чувственного восприятия, т. е. с отображения в сознании человека внешних особенностей объекта или явления. Для научного же познания окружающего мира требуется выработка у учащихся умений наблюдать, т. е. не просто «смотреть», но одновременно и мыслить, чтобы в сознании возникал «верный снимок с объективной действительности» (по выражению В. И. Ленина).
Умение наблюдать важно для выработки ценных качеств характера учащихся: пытливости, наблюдательности, сознательности, умения творчески мыслить.
Упражнения учащихся в наблюдениях полезны и в следующих отношениях: они прививают интерес к занятиям по географии, приучают их сознательно усваивать географический материал.
Для подготовки нашей молодежи к жизни следует систематически развивать у учащихся умение наблюдать на географической площадке, на стационарных площадках, во время экскурсий и походов по родному краю, на уроках, на практических занятиях, на внешкольных занятиях.
Выполняя требование программы по географии об организации систематических наблюдений в природе и на производстве, многие школы уже сделали наблюдения неотъемлемой частью процесса обучения. Однако массовые Обследования школ в различных областях РСФСР показывают, что наблюдения в обучении еще не наш., ли широкого применения по следующим причинам:
1. Значительная часть учителей географии не подготовлена к использованию метода наблюдений в обучении.
2. Во многих школах еще не организованы весьма удобные для занятий «лаборатории под открытым небом» — географические площадки и опорные посты для наблюдений стационарного характера.
3. Еще не разработаны вопросы, разрешение которых позволило бы более полно и всесторонне изучить ближайшие к школе участки родного края путем проведения наблюдений комплексного характера под руководством не только географа, но и хорошо объединенного коллектива преподавателей смежных предметов.
Умение наблюдать можно выработать у учащихся лишь в результате правильно организованных и систематически в определенной последовательности проводимых упражнений. При этом всегда следует заботиться о том, чтобы развивать у учащихся не только «зоркость видения», но одновременно и мыслительные способности.
Успех организации наблюдений определяется: 1) четкостью цели наблюдения (над каким географическим объектом и зачем нужно наблюдать); 2) подготовкой учащихся к проведению наблюдений (в какой последовательности вести наблюдения, какими приборами, как фиксировать наблюдаемые явления, как обрабатывать и оформлять полученные результаты).
Рассмотрим требования по проведению наблюдений погоды. Для понимания причин изменений погоды и взаимосвязей между отдельными ее компонентами нужны длительные наблюдения в строго продуманной системе.
Погода и климат оказывают влияние на развитие растений, на животный мир и на различные стороны жизни населения в определенной части Земли. Опыт передовых, особенно сельских, школ показывает, что учащиеся, хорошо разбирающиеся в вопросах микроклиматических различий отдельных участков земной поверхности и в вопросах прогнозирования погоды, могут своим активным участием в работах принести немалую пользу сельскохозяйственному производству. Четко усвоенные сведения о климате родного края помогут учащимся путем сравнений ярче представлять своеобразные особенности климата других стран при изучении страноведческих курсов в дальнейших классах.
Простейшие наблюдения погоды дети ведут уже в начальной школе в связи с наблюдениями сезонных изменений в природе.
В начале V класса эти наблюдения продолжаются по той же простой программе, которая рекомендуется для начальной школы. Наблюдения в этот период ведут дежурные (2—3 человека в классе), результаты записываются в общеклассный календарь погоды.
Перед организацией наблюдений на этом этапе учащимся предлагается вспомнить:
1) Как обозначается температура ниже 0°? 2) Как узнать по стрелкам, в какую сторону дул ветер? 3) Как отражается облачность? 4) Как по значкам узнать характер выпадавших осадков? 5) Какие явления называются «особыми»? И т. д.
Перед изучением темы «Атмосфера» (примерно за месяц) в наблюдения включаются все учащиеся класса и программа наблюдений усложняется. Вводятся трехразовые наблюдения, позволяющие накопить фактический материал для получения данных о среднесуточной и среднемесячной температуре и давлении, силе ветра в баллах, видах облаков и пр.
В целях подготовки детей к фронтальным наблюдениям по усложненной программе проводится беседа на основе анализа классных календарей за предшествующие месяцы. Перед учащимися ставятся примерно следующие вопросы: в какой день месяца температура воздуха была более низкой? Как понижение температуры сказалось на давлении воздуха? Как понижение давления повлияло на силу ветра? В каком направлении в эти дни дули ветры? Какие в эти дни дули ветры? Какие в эти дни преобладали облака? Какое в эти дни было состояние облачности? Какие осадки выпадали в эти дни? Почему водин из дней с утра шел мокрый снег, а во второй половине дня выпадение снега прекратилось?
Результаты фронтальных наблюдений записываются в индивидуальных дневниках погоды и одновременно дежурные заносят их на общеклассный календарь.
В конце месяца вычерчиваются график изменения температуры за месяц, роза ветров, диаграммы количества ясных, облачных и пасмурных дней, а также дней с осадками.
При анализе дневников погоды особое внимание обращается на выяснение связей между элементами погоды. Например, на основе записей в дневнике могут быть выяснены следующие связи:
1. Как изменялась температура воздуха по месяцам? Правильность ответа сопоставить с изменением средних температур по месяцам. Какой вывод можно сделать?
2. Как изменялось состояние облачности по месяцам? В какой месяц наблюдалось наибольшее количество ясных дней? В какой месяц наименьшее количество? Какой вывод можно сделать об изменении облачности по месяцам?
3. Какие выпадали осадки в сентябре? А в ноябре? Почему в ноябре появились снежинки?
4. Какие ветры преобладали в сентябре? А в ноябре?
5. Как изменялась высота солнца по месяцам? В какой месяц солнце стояло выше над горизонтом? В какой месяц — наиболее низко?
6. Из каких же элементов слагается погода? Назовите элементы погоды. Каков, по вашему мнению, общий признак, характеризующий погоду? Какую общую закономерность по месяцам можно пррследить в изменении погоды?
С наступлением весны интерес у школьников к наблюдениям над погодой значительно повышается. Ведь природа на их глазах начинает пробуждаться: с каждым днем солнце все выше поднимается над горизонтом, продолжительность дня нарастает, сходит снежный покров, вскрываются реки, появляются первая зелень и цветы, распускаются листья на кустарниках и деревьях, начинается прилет птиц. Все это вызывает у школьников приподнятое настроение и стремление глубже познать окружающую природу.
Учитывая это, программу наблюдений над погодой целесообразно расширить, включив в нее изменения, какие происходят в природе на глазах у учащихся (т. е. организовать фенологические наблюдения).
Программу фенологических наблюдений можно заимствовать из книг: Н. В. Попова «Фенологические наблюдения в школе» и из «Методики преподавания географии» С. Ф. Каргаловой, Т. С. Панфиловой и В. Г. Эрдели, изд. 1959 и 1966 гг.
Накопленные материалы по наблюдениям погоды по месяцам и сезонам дают возможность на конкретных данных проследить изменения погоды в течение года. Для выяснения основных особенностей в изменении погоды по временам года необходимы не только записи наблюдений учащихся, но и обобщенные местной метеорологической станцией наблюдения над изменением погоды по сезонам за несколько лет (10—15 лет). Сопоставление этих данных наблюдений позволяет учащимся под руководством учителя выявить определенные закономерности в ходе изменений погоды по временам года. На этой основе обеспечивается формирование понятия о климате вообще и о климате родного края в частности.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.