Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Беседа


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Беседа — это такой метод обучения, при котором основное место занимают вопросы учителя и ответы учащихся или, наоборот (что бывает значительно реже), вопросы учащихся и ответы учителя.
Большое образовательное и воспитательное значение беседы определяется тем, что она развивает мышление учащихся, учит их выражать свои мысли в доказательной форме, подготавливает и включает школьников в самостоятельную работу с картами, наглядными пособиями и другими источниками географических познаний. Беседа позволяет связать изучаемый материал с современностью. Привлекая школьников к самостоятельному разбору материала и к критике ошибочных суждений, учитель использует беседу как очень важное средство превращения знаний в убеждения.
Беседа открывает большие возможности для индивидуального подхода. Учитель может дифференцировать вопросы, в зависимости от подготовки учащихся, и привлекать к активному участию в работе даже наиболее слабых и пассивных учеников. По своим возможностям для учета индивидуальных особенностей учащихся беседа как метод обучения уступает только самостоятельным работам, осуществляемым в плане индивидуальных и групповых заданий. Беседа также позволяет соединить воедино изучение нового материала с выявлением и проверкой уже имеющихся знаний.
В зависимости от роли учителя и учащихся в проведении беседы и от логической ее структуры различают две формы беседы — вопросо-ответную и развернутую.
При вопросо-ответной (катехизической) форме беседы учитель ставит вопросы, которые требуют от учащихся кратких ответов, показывающих в основном знание фактов и пространственного размещения географических объектов. Это наиболее простая форма беседы, используемая чаще всего для проверки и закрепления вновь приобретенных знаний или для выявления знаний, полученных учащимися раньше.
При развернутой (эвристической) беседе учитель руководит процессом познания учащихся, направляет их внимание на существенные признаки географических объектов и явлений, подводит к самостоятельным выводам. Вопросы ставятся учителем так, чтобы ответы на них продолжали и подтверждали основную мысль беседы. Развернутая беседа хорошо стимулирует активную мыслительную деятельность учащихся.
Материал курса географии представляет очень широкие возможности для проведения беседы: все элементы географической среды находятся в диалектической взаимосвязи друг с другом, и знание некоторых существенных факторов позволяет сделать вывод о других обусловленных ими чертах природных условий. Поэтому беседа цолучила широкое распространение в преподавании географии, в особенности при изучении нового материала. Это относится как к курсам физической, так и к курсам экономической географии.
Метод беседы лучше всего готовит учащихся к выполнению самостоятельных работ. Поэтому если первые темы каждого курса целесообразнее всего изучать методом беседы, то в последующих сходных темах можно перейти уже к самостоятельным работам, особенно с картами.
Главный прием, с помощью которого учитель руководит познавательной деятельностью учащихся во вргмя беседы, — постановка вопросов классу. Поэтому умелая постановка вопросов составляет необходимое условие для успешного проведения беседы. По содержанию вопросы должны быть посильными для учащихся; в то же время они должны подводить их к таким ответам, которые содержали бы в себе новые знания. Каждый вопрос должен быть направлен к решению основной проблемы беседы и логически увязан с предыдущими вопросами. Не следует давать вопросов на угадывание, а также неопределенных или двойных вопросов.
В беседе используются различные типы вопросов: на выявление имеющихся у учащихся знаний, что составляет основу для изучения нового материала; на получение новых знаний из карт, наглядных пособий, статистического материала и других источников географических сведений, которые основываются на сочетании беседы с другими методами.
Особенно большую образовательную и воспитательную ценность имеют вопросы на сравнение, на выявление причин различных географических явлений и обобщающие вопросы.
К числу других приемов руководства познавательной деятельностью учащихся в ходе беседы относятся: объявление темы урока; членение беседы на отдельные логические части, завершаемые обобщением материала в форме устного слова, записи или картосхемы на классной доске.
Беседа на уроках географии в большинстве случаев сочетается с работой по карте. Часто в ходе беседы используются также наглядные пособия, статистический и графический материалы. Сочетание беседы с разными методами позволяет ввести в действие широкий круг психологических функций, что положительно отражается на усвоении знаний.
При правильном руководстве учителя использование карт, наглядных пособий и статистического материала в ходе беседы постепенно переходит в сочетание ее с самостоятельными работами учащихся. Это достигается постановкой более крупных по содержанию вопросов и выделением специального времени на выполнение самостоятельных заданий. Во многих случаях беседа включает элементы рассказа или объяснения учителя.
В качестве примера приводим отрывки из беседы при изучении климата Северной Америки в курсе географии материков. Цель этой беседы заключалась в том, чтобы показать учащимся различия в климате Северной Америки и Европы.
Учитель: «Определите по картам атласа широту Нью-Йорка».
Учащиеся устанавливают, что Нью-Йорк расположен примерно на 40° с. ш.
Учитель: «Через какие европейские страны и города проходит 40-я параллель?»
Учащиеся отмечают, что в Европе 40-я параллель пересекает юг Италии и центральную часть Греции. Неаполь и Рим расположены несколько севернее этой широты.
Учитель: «Каковы средние температуры января и июля в Нью-Йорке? Сравните их со средними температурами января и июля в Риме».
Учащиеся, работая с климатическими картами атласов, указывают на то, что в Нью-Йорке значительно холоднее, чем в Риме, особенно зимой.
Учитель: «Каковы средние температуры июля и января в Москве?»
Учащиеся называют данные для Москвы.
Учитель: «Каковы средние температуры января и июля в Северной Америке на широте Москвы?»
Учащиеся отмечают, что в Северной Америке на тех же широтах холоднее, чем в Москве.
Учитель: «Чем же отличается по температурам климат Северной Америки от климата Европы?»
Учащиеся делают вывод, что климат Северной Америки более холодный, чем климат Европы на тех же широтах.
Учитель: «Чем объясняется большая суровость климата Северной Америки?»
Учащиеся указывают на воздействие холодного Лабрадорского течения, на меридиональное простирание хребтов, на незначительное влияние теплого течения, которое благодаря вращению Земли, отходит от берегов Америки.
Приводим пример беседы на экономико-географическую тему при изучении хозяйства Казахстана. Цель беседы заключалась в том, чтобы показать учащимся грандиозные успехи и перспективы экономического развития Казахстана и главные трудности, с преодолением которых связано хозяйственное строительство. Беседа стрэилась в плане сравнения Казахстана и Украины. Приводимый ниже отрывок беседы касается общего обзора экономики Казахстана и предшествует изучению отдельных отраслей.
Учитель: «Каковы главные черты сходства и различия в природных условиях Казахстана и Украины?»
Учащиеся сказали, что в Казахстане и на Украине имеются оолмиие пространства степей, пригодных для зернового хозяйства. Вместе с тем они отметили большую суровость и засушливость климата Казахстана, наличие в Казахстане обширных полупустынных и пустынных областей, указали на различие климатических и почвенных условий в украинских и казахских степях.
Учитель: «В чем сходство и различие в запасах минерального сырья на Украине и в Казахстане? Сравните минеральные ресурсы применительно к главным отраслям экономики — энергетике, черной металлургии, цветной металлургии, химической промышленности».
Учащиеся пришли к выводу, что Казахстан, как и Украина, обеспечен полезными ископаемыми для всех главных отраслей промышленности и является одним из богатейших районов СССР.
Учитель написал на доске ряд цифр, характеризующих производство зерна, добычу важнейших полезных ископаемых и производство металла в Казахстане и на Украине в довоенный период, в послевоенные годы и к концу выполнения семилетнего плана развития народного хозяйства СССР и предложил учащимся дать их анализ. Затем он поставил учащимся вопрос: «Чем объясняется, что экономическое развитие Казахстана значительно задержалось по сравнению с Украиной?»
Учащиеся указали на такие факторы, как удаленность Казахстана от старых экономических районов, массивность территории и плохая обеспеченность естественными транспортными путями, трудные климатические условия в большей части республики; было отмечено также, что в составе царской России Казахстан принадлежал к числу наиболее отсталых в экономическом отношении районов.
Учитель: «Почему в настоящее время стало возможным и необходимым быстрое экономическое развитие Казахстана?»
Учащиеся указали на возросшую экономическую и техническую мощь Советского Союза, что сделало возможным освоение труднодоступных восточных районов. Отметили, что развитие экономики Казахстана соответствует главным принципам размещения социалистического производства, а именно — приближению промышленности к источникам сырья и энергии, приближению производства к потребителю, интересам обороноспособности страны, развитию ранее отсталых национальных окраин. Было отмечено также значение промышленности и сельского хозяйства Казахстана для экономики страны в целом.
Учитель подчеркивает ту мысль, что в Программе КПСС указывается необходимость выравнивания уровня развития экономических районов страны. Затем он ставит вопрос: «Какие проблемы, связанные с особенностями географического положения и природных условий Казахстана, должны быть решены в первую очередь, чтобы обеспечить дальнейшее успешное развитие хозяйства республики?»
Учащиеся назвали проблему водоснабжения и транспортную проблему.
Сопоставление этих двух бесед показывает, в каком направлении изменяется характер беседы, в зависимости от возраста учащихся. При переходе из класса в класс вопросы учителя становятся более сложными, что требует от учащихся пространных ответов и более широкого привлечения и обобщения уже имеющихся знаний.
В беседах, проводимых в старших классах, большое значение получают проблемные вопросы, вызывающие широкое обсуждение и требующие привлечения знаний из географии и из других дисциплин. Так, например, при изучении США в курсе экономической географии зарубежных стран учитель может поставить учащимся такой вопрос: «Чем объясняется тот факт, что именно США стали самой мощной капиталистической страной?» Для ответа на этот вопрос учащиеся мобилизуют свои знания из курсов географии и истории, а также почерпнутые из газет и радиопередач по современному международному положению.
При изучении физической географии вопросы беседы направлены в первую очередь на выявление взаимосвязей между отдельными элементами природной среды. При изучении экономической географии в беседу включается новый круг социально-экономических проблем. Вопросы ставятся таким образом, чтобы направить внимание учащихся на установление зависимости между природной средой и развитием хозяйства в различных социальных условиях, на выявление причин высокого или низкого уровня его развития, на объяснение размещения экономики и т. д.
В зависимости от дидактических целей, различают три вида беседы — воспроизводяющую, излагающую и обобщающую.
Воспроизводящая, или вводная, беседа обычно предшествует изучению нового материала. Она преследует цель восстановить в памяти учащихся ранее полученные знания и умения, необходимые для понимания нового вопроса программы. Так, например, приступая к рассмотрению климата СССР, учитель ставит учащимся ряд вопросов на выявление знаний о климатообразующих факторах, полученных в предшествующих классах. Эти знания служат основой для понимания климата СССР.
Излагающая, или разъяснительная, беседа ставит своей целью объяснение нового материала на основе уже имеющихся у учащихся знаний. Примеры излагающей беседы приведены выше.
Обобщающая беседа применяется с целью закрепления, углубления и систематизации знаний учащихся. Она имеет особенно большое значение при повторении материала по целой теме, а иногда и по целому разделу курса. Так, например, в итоге изучения всех отраслей тяжелой промышленности СССР учитель проводит беседу, в которой ставит учащимся вопросы, касающиеся размещения и структуры промышленности, роли отдельных отраслей в экономике страны, перспектив развития тяжелой промышленности в целом и ее отдельных отраслей в период развернутого строительства коммунизма в СССР. Такая беседа помогает учащимся глубже осмыслить те вопросы, с которыми они сталкивались при изучении отдельных отраслей тяжелой промышленности. Обобщающая беседа широко используется в целях формирования общих понятий у учащихся.
В практике преподавания элементы всех трех видов бесед часто сливаются в одной беседе.
Основные методические требования являются общими для всех видов бесед. Вместе с тем каждая беседа имеет определенную специфику, обусловленную ее дидактическим назначением. Так, например, излагающая беседа, цель которой заключается в сообщении новых знаний, как правило, сочетается с кратким рассказом или объяснением учителя, тогда как воспроизводящая и обобщающая беседы во многих случаях почти не включают устного изложения. Карта, статистические материалы и наглядные пособия играют особенно большую роль при излагающей беседе, где они служат источниками новых знаний для учащихся. При воспроизводящей и обобщающей беседе эти учебные пособия имеют главным образом вспомогательное значение, так как рассуждение ведется на основе уже имеющихся у учащихся знаний. При подготовке к воспроизводящей беседе учитель продумывает прежде всего, какой изученный ранее материал наиболее увязан с новой темой. В обобщающей беседе внимание концентрируется главным образом на том, какие общие выводы должны сделать учащиеся, в результате изучения всей темы или раздела курса. Поэтому в обобщающей беседе преобладают вопросы, подводящие учащихся к генерализации знаний. При подготовке к излагающей беседе учитель выделяет главную проблему и намечает вопросы, ведущие к ее решению на базе уже имеющихся знаний.
Многие ценные качества беседы привели к тому, что некоторые педагоги считают ее универсальным методом и отрицательно относятся к изложению учебного материала самим учителем.
Взгляд на универсальность беседы как метода обучения ошибочен по ряду причин. Беседа не развивает у учащихся такого важного умения, как умение слушать устное изложение и следить за ходом мыслей другого. Это умение вырабатывается только при использовании рассказа, объяснения или лекции. В ходе беседы нить рассуждения находится в руках у учителя, что ограничивает самостоятельность учащихся. В этом смысле беседа меньше развивает творческие познавательные способности учащихся, чем разнообразные самостоятельные работы. Поэтому беседа, несмотря на большую эффективность и широкие возможности для ее применения, является все же лишь одним из методов обучения.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +