Особенности работы учителя и учащихся по формированию единичных понятий на этой ступени обучения определяются задачами страноведения.
Эти задачи четко сформулированы Н. Н. Баранским в его статье «Страноведение и география физическая и экономическая».
Главная задача страноведения, отмечает Н. Н. Баранский, состоит в создании не «механических смесей» различных сведений о стране, а характеристик, содержащих логическое сочетание важнейших отличительных черт каждой страны или района и в возможно более тесной увязке их между собой. Эти черты отбираются и связываются между собой в единый цельный образ. Эти подлежащие отбору черты должны удовлетворять таким условиям:
а) быть своеобразными, отличающими данную страну от других стран;
б) быть существенными, особенно важными для понимания страны;
в) кроме того, очень важно, чтобы эти отобранные для страноведческой работы черты разного порядка могли быть возможно теснее увязаны между собой, чтобы во всяком случае в работе было показано их взаимодействие между собой.
Эти положения, сформулированные Н. Н. Баранским, имеют исключительно важное значение для правильной организации процесса формирования единичных понятий в страноведческих курсах. Они определяют прежде всего требования к определению содержания единичных понятий.
Каждое единичное понятие должно включать не только общие существенные признаки однородных объектов и явлений (т. е. четко соотноситься с общим понятием), но обязательно раскрывать своеобразие в проявлении этих существенных признаков.
Показ своеобразия существенных признаков единичных понятий наиболее успешно решается на основе сочетания различных средств — географических карт, краеведческого материала, живого слова учителя и географических описаний, наглядных пособий, а также с помощью приема сравнения.
Требования, предъявляемые к содержанию единичных понятий, учитываются при отборе наглядных пособий. Наглядные пособия, в частности картины, должны отражать не только общие существенные признаки однородных объектов и явлений, но и обязательно показывать своеобразие (без излишней детализации) конкретных объектов. Для того чтобы, например, наиболее наглядно показать отличия саванны Африки, картина африканских саванн должна быть сравнена с картиной саванн Южной Азии, а при формировании понятия о саваннах Южной Америки целесообразно сравнить три картины. Только при этом условии учащиеся сумеют отчетливо запечатлеть в сознании как общие существенные признаки тропической лесостепи, так и своеобразие их проявления в каждой части света. Тем самым задача показа различий от места к месту и причин, их обусловливающих, составляющая суть страноведения, может быть решена наиболее успешно.
Сравнение однородных объектов должно проводиться и на основе карт. Большое значение имеет также сравнение изучаемых объектов с объектами, которые могут наблюдать учащиеся в окружающей их природе.
На этой ступени обучения сравнение на основе словесных описаний, а также с помощью карт приобретает все большее значение. Поскольку большая часть единичных понятий в страноведческих курсах отражает пространственно удаленные географические объекты и явления, поэтому формирование единичных представлений о них возможно главным образом с помощью наглядных пособий (кино, стенных картин, макетов, моделей, гербариев и пр.). Большое значение имеют также словесные описания, способствующие образованию представлений воображения.
Но вместе с тем и на этой ступени обучения сохраняется значение непосредственных наблюдений географических объектов и явлений в окружающей природе и на производстве. Представления, формируемые с помощью таких наблюдений (например, представления о типичных погодах по сезонам года родного края), служат своеобразным эталоном для сравнения (например, с типичными погодами других типов климата). Последовательное осуществление краеведческого подхода к изучаемым объектам и явлениям, недоступным дощ непосредственного восприятия, одно из непременных условий успешного формирования понятий и на этой ступени обучения. Учащиеся, не имеющие представления об окружающей их природе, не могут осознать с достаточной глубиной особенности природных условий других стран и районов. Работа по созданию ярких, образных представлений об изучаемых объектах и явлениях должна обязательно сочетаться с работой по формированию картографических представлений. Главнейший признак каждого географического объекта, отражаемого в единичном понятии, — его географическое положение. Оно характеризует особенное, только данному объекту нрисущее место на земной поверхности, отражает его пространственное положение по отношению к другим объектам. Особенности географического положения любого объекта или явления во многом определяют особенности его характеристики в целом. Положение, например, реки Амазонки в тропическом поясе Южной Америки обусловливает, наличие большого количества притоков, многоводность реки и т. д. Географическое положение любого объекта можно осознать только с помощью карты. Без карты нельзя осознать и взаимные связи между географическими объектами, а также взаимное расположение различных объектов и границы между ними. Поэтому каждое единичное географическое понятие обязательно опирается на соответствующее картографическое представление, оно непременно тесно связано с картой и неотделимо от нее. Кроме географического положения, карты позволяют устанавливать и другие существенные признаки географических объектов. При формировании, например, единичного понятия об Уральских горах с помощью карт (особенно средне-масштабных) возможно установить общую протяженность гор, направление и количество важнейших хребтов, характер склонов, наибольшие и наименьшие высоты, речную сеть, состав и размещение полезных ископаемых в недрах Урала, особенности климата, растительности, животного мира, степень заселения человеком, крупнейшие города и т. д. При наличии соответствующих знаний карты позволяют установить и взаимосвязи между этими признаками. Это означает, что с помощью карт может быть достаточно полно раскрыто содержание единичного понятия «Уральские горы». В силу этого карты имеют значение одного из главных средств формирования единичных географических понятий.
Содержание единичных географических понятий раскрывается в системе суждений, последовательность которой определяется общими требованиями к географической характеристике. Использование плана характеристики помогает логически стройно раскрыть признаки единичного понятия и выявить причинно-следственные связи между различными признаками (например, между рельефом и климатом, климатом и реками и т. д.).
Применение усвоенных единичных понятий обеспечивается в процессе выполнения разнообразных заданий на сравнение по сходству и различию их существенных признаков. Например, при формировании понятия о восточносибирской тайге в качестве эталона для сравнения служат ранее усвоенные понятия «восточноевропейская тайга» и «западносибирская тайга». Выполняя задание на сравнение, ученик с наибольшей полнотой осознает своеобразие восточносибирской тайги, в зависимости от особенностей условий ее произрастания. Одновременно, общее понятие «тайга» становится более отчетливым и конкретным.
Особенно широко задания на сравнение могут выполняться в процессе обобщающего повторения. Оно позволяет выявить, насколько сознательно учащиеся овладевают системой общих и единичных понятий. А это в свою очередь создает благоприятные условия для подведения учащихся к научным выводам.
Например, выполнение заданий на сравнение рек отдельных районов СССР поможет выявить с наибольшей отчетливостью различия рек в зависимости от местных условий — рельефа и климата — и на этой основе более полно и глубоко усвоить единичные понятия. С другой стороны, выполнение таких заданий позволяет выделить основные типы рек на территории СССР (по режиму) в соответствии с типами рельефа и климата различных районов. Тем самым будет обеспечено углубление содержания общего понятия о типах рек в зависимости от типов рельефа и климата.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.