Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Нравственное воспитание


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Взгляды и убеждения учащегося проявляются в его поведении, в отношении к природе, к событиям, происходящим в хозяйственной и политической жизни народов СССР и зарубежных стран, к труду, к людям и произведениям труда, к пережиткам прошлого.
География, как уже отмечалось ранее, помогает воспитанию учащихся в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма, способствует трудовому и научно-атеистическому воспитанию.
Воспитать человека, любящего свою Родину, беззаветно преданного ей, невозможно без хороших знаний географии родной страны. Учитель географии разрешает эти задачи, показывая учащимся, насколько обширен и богат Советский Союз природными и трудовыми ресурсами, к какой величайшей цели направлена жизнь народов нашей Родины и насколько важны знания по географии для участия в строительстве коммунизма.
На уроках географии дети должны понять, как отмечал XXIII съезд КПСС, что великий Советский Союз основан на братстве, дружбе и сотрудничестве всех народов страны, на общности социально-экономического строя, политической системы, единой социалистической идеологии, что экономические и культурные связи народов СССР в настоящее время становятся все более тесными и многообразными; идет великий исторический процесс сближения народов, укрепление нерасторжимых уз дружбы, братства, единства и сплоченности.
Воспитание патриотизма учащихся начинается знакомством с природой, с трудовой деятельностью населения в ближайшем окружении школы (в I—IV классах) и продолжается при изучении географии. Особенно велика роль географии СССР, где наиболее полно учащиеся познают ближайшее окружение, свою область (край, АССР), всю страну в целом. При этом, они знакомятся не только с современным состоянием, но и с перспективами развития хозяйства, с грандиознейшими планами по преобразованию природы, реализовать которые можно только в условиях социалистического строя.
Большое воспитывающее значение имеет материал, раскрывающий вклад советских ученых в географическую науку по изучению космоса, Мирового океана, Антарктиды, в развитие новых методов исследования географической оболочки (космические корабли, метеорологические ракеты, автоматические станции, сверхглубинное бурение и др.). Подвиги людей науки во имя Родины, их самоотверженный труд, смелость и мужество — все это для учащихся яркие примеры патриотизма.
Изучение зарубежных стран позволяет показать ведущую роль СССР в системе социалистических стран, его все возрастающий авторитет на международной арене в борьбе за мир и мирное сосуществование стран с различным общественным строем, а также при решении вопросов освобождения стран от колониальной зависимости и др. Учащимся следует показывать, что все народы, независимо от общественно политического строя в их стране, с большим интересом следят за успехами СССР в области науки, техники, хозяйства.
Сравнение прошлого и настоящего нашей страны в области изучения и использования природы, хозяйственного и культурного развития, а также сопоставление СССР и капиталистических стран помогает формировать убеждение у учащихся в преимуществах социалистической системы, укрепляет любовь к своей Родине и пробуждает ненависть к ее врагам. Учитель географии может раскрыть учащимся: в чем возможно проявление их патриотизма как юных граждан страны? Главная задача учащихся — готовить себя к тому, чтобы увеличивать богатства Родины, уметь бережно их использовать, принимать активное участие в общественно полезной работе, в охране и преобразовании природы, охране общественной собственности, разъяснении событий в экономической и политической жизни своей области, страны в целом, в социалистических и капиталистических странах (через школьный лекторий, в беседах со взрослыми и т. п.).
Советский патриотизм интернационален по своему характеру. Он неразрывно связан с воспитанием чувства братской дружбы с народами всех стран, чувства боевой солидарности со всеми, кто борется за освобождение угнетенных народов.
Учитель географии должен сформировать у учащихся убеждение в том, что народы, различающиеся внешними признаками, равноценны, что буржуазные «теоретики» — слуги капитала пытаются доказать неполноценность рас для оправдания захватнических войн и политики неоколониализма в экономически отсталых странах.
Учителя географии добиваются понимания учащимися лживой сущности расистских теорий, вызывают законное чувство возмущения фактами дискриминации негров в США, в Африке и т. п.
Учащихся следует подводить к выводу, что основной признак различия населения мира — это принадлежность к классу трудящихся и к классу эксплуататоров. Главная задача, которая стоит перед трудящимися всех стран, — объединенными усилиями свергнуть капитализм и создать общество, в котором все народы будут равноправны.
На материале конкретных стран учитель географии должен показать учащимся, как Советский Союз выполняет свой интернациональный долг благодаря многообразным связям с различными государствами мира.
Главной революционной силой нашей эпохи является содружество социалистических стран. Благодаря экономическим связям на взаимно выгодных условиях, возрастанию роли СЭВ (Совета экономической взаимопомощи), культурным и научно-техническим связям социалистические страны все более быстрыми темпами идут вперед, все большее влияние оказывают на судьбы человечества. Взаимная помощь и поддержка — главное условие в развитии системы социалистических стран и каждой из них в отдельности.
Воспитание учащихся в духе пролетарского интернационализма осуществляется также в процессе изучения стран, борющихся за экономическую и политическую независимость. Учитель географии имеет большие возможности показать, что всестороннее сотрудничество СССР (как и других стран социализма) с государствами, добившимися независимости, оказываемая помощь в развитии их национальной экономики, в подготовке национальных кадров, поддержка в борьбе против неоколониализма — все это необходимо в борьбе за мир, демократию, национальную независимость и в конечном итоге за социализм и коммунизм.
В процессе изучения географии учащиеся проявляют большой интерес к жизни народов земного шара, к жизни детей за рубежом. Учитель географии обязан поддерживать и развивать этот интерес, помогать учащимся разбираться в текущих событиях, происходящих в экономической и политической жизни капиталистических и развивающихся стран, а также стран, строящих социализм, формировать правильное, с интернациональных позиций, отношение к событиям международной жизни.
В нравственном воспитании учащихся важную роль играет выработка коммунистического отношения к труду, потребности работать на благо общества, уважения к людям труда и предметам общественной собственности. Школа должна также подготовить учащихся к сознательному выбору профессии. Учитель географии может убедительно доказать, что труд — основа прогрессивного развития общества, что материально-техническая база коммунизма успешно создается у нас только благодаря вдохновенным творческим усилиям народа.
Изучение народного хозяйства, его отраслей позволяет познакомить учащихся с различными видами трудовой деятельности, с разными профессиями, что помогает школьникам определить свои интересы в выборе вида трудовой деятельности. Особенно полное представление о профессиях учащиеся получают во время экскурсий, бесед с рабочими на предприятиях, на производственной практике и т. п. Знания учащихся об отраслях хозяйства способствуют сознательному пониманию роли той или иной профессии в создании материальных ценностей. В машинах они будут видеть труд токаря и инженера, на полях — агронома и тракториста и т. п.
Колоссальный труд вкладывается народом в преобразование природы. Учитель географии должен не только констатировать те или иные мероприятия по преобразованию природы, но и образно показать, какой труд затрачен для того, чтобы создать Большую Волгу, чтобы провести Каракумский канал и т. п. При этом необходимо подчеркивать, что изменение природы в таких грандиозных масштабах возможно лишь в стране, где власть и средства производства принадлежат народу.
В обучении географии слабо характеризуется труд, специфический для географов и представляющий огромные возможности для воспитания учащихся. Как показывает опыт многих учителей, целеустремленность географов-исследователей, их патриотизм, героизм и мужество, чувство коллективизма и товарищества в работе, романтика преодоления трудностей — все это увлекает школьников, вызывает стремление подражать им, пойти по пути этих исследователей.
Когда учитель рассказывает учащимся, что карта, которой они пользуются, это труд тысяч людей, то они с большим уважением относятся к карте. Если учащиеся узнают, что в каждое мероприятие по преобразованию природы, от самого грандиозного до самого малого вложен труд географов, они с большим уважением и интересом будут относиться к профессии географа и вообще будут ценить то, что создано руками человека.
На уроках географии слабо освещаются условия жизни и труда народов разных стран. Вместе с тем опыт свидетельствует об огромном интересе учащихся к этому вопросу. Особенно внимательно они относятся к жизни своих сверстников-школьников в этих странах. Учителя географии, стремящиеся удовлетворить этот интерес, рассказывают учащимся о том, что дети зачастую вынуждены бросать школу и идти зарабатывать на хлеб себе и семье, что во многих капиталистических странах сложились «детские» профессии: чистильщики обуви, продавцы газет и т. п.
Они обращают внимание учащихся на то, что население у нас и в капиталистических странах по-разному относится к труду. Советские люди знают, что их труд — это каждодневный вклад в повышение материального и культурного уровня их жизни, это — приближение к светлому будущему — к коммунизму; они понимают, что необходимое условие для этого — повышение производительности труда. Труд рабочего в капиталистических странах не дает морального удовлетворения, так как он обеспечивает лишь увеличение прибылей капиталисту. Изнурительный труд, постоянная угроза остаться без работы, необеспеченная старость — все это резко контрастирует с тем, что имеют трудящиеся в нашей социалистической стране, что учащиеся видят в ближайшем их окружении. Большое воспитывающее воздействие оказывают встречи с передовиками производства в школе.
Воспитание у учащихся любви к труду, дисциплинированности и организованности систематически осуществляется в процессе учебной работы. Учитель географии в этих целях должен уделить особое внимание организации обучения. Опыт подтверждает, что успех организации обучения во многом определяется четкостью постановки задач перед учащимися, разъяснением приемов работы, требовательностью и всесторонним учетом их деятельности, поощрением самостоятельности и творческого подхода к решению учебных задач и проявления чувства товарищества и взаимопомощи, а также осуждением недобросовестности, лживости, нетоварищеского отношения и т. п.
Трудовое воспитание учащихся осуществляется и в процессе общественно полезной работы. Учащиеся должны сознательно, со знанием дела применять в общественно полезной работе все то, что приобретают при изучении географии, а для этого необходимо специально показывать практическую значимость знаний и умений по географии, раскрывать, где они могут быть применены в жизни и как их применять в общественно полезных делах.
Задачи трудового воспитания наиболее успешно решаются тогда, когда географ привлекает краеведческий материал. Примером такого умелого привлечения местного материала для трудового воспитания может служить опыт учительницы К. Д. Новиковой школа № 600 Москвы. На районной конференции учителей она рассказывала об экскурсии на завод, где делают тюбики для зубной пасты, кремов. К. Д. Новикова отметила, что вначале у учащихся не было серьезного отношения к этому производству. Но когда они увидели, сколько труда вкладывается в изготовление таких, с их точки зрения, пустяковых предметов, то были ошеломлены. У них резко изменилось отношение к производству. Учительница же использовала этот момент для того, чтобы подчеркнуть мысль о большой затрате труда человека во все, что он создает. При этом она отметила, что каждый работающий делает полезное дело для других и поэтому имеет право пользоваться изделиями труда, созданными другими. Тот, кто не приносит своим трудом пользу обществу, не достоин уважения. Труд — почетная обязанность и долг каждого честного гражданина страны, строящей коммунистическое общество.
Научно-материалистическое мировоззрение — главное условие для атеистического воспитания. Учителя географии, учитывая то, что в основе религиозных взглядов находится вера человека во что-то таинственное, сверхъестественное, уделяют особое внимание научно-атеистическому объяснению причин явлений, кажущихся необычными, вселяющими страх в невежественного человека (явления землетрясений и извержения вулканов, наводнения и засухи и т. д.). Вскрытие причинно-следственных связей при изучении географии и, особенно, показ объективного характера процессов, происходящих в географической оболочке Земли, сознательное их усвоение учащимися создает прочную основу для правильного материалистического понимания явлений в природе. Если учитель ставит постоянно перед учащимися вопрос: «Почему?» — и дает на него ответ, то у учащихся возникает потребность во всем искать причины наблюдаемых явлений, развивается пытливость ума, которая помогает им добраться до истины, до материалистического объяснения явлений.
На уроках географии в целях научно-атеистического воспитания учителя используют факты из истории науки о том, как человек постепенно шел от незнания к знанию (например, о форме Земли, о Солнечной системе), а также современные достижения науки (в изучении космоса, строения Земли и т. д.). Эти факты и знакомство с методами научного исследования помогают убеждать учащихся в том, что человеческому разуму доступно познание самых сложных законов природы, что это познание превращает человека из раба природы в ее хозяина.
Преобразование природы с помощью науки — наиболее сильные аргументы для развенчания бога.
Религия всегда представляет действительность в искаженном виде, и поэтому является непримиримым врагом науки. Учителя на ряде фактов показывают враждебное отношение религии к науке (на примерах жизни Н. Коперника, Д. Бруно, отношения современной церкви к научным открытиям в изучении космоса и др.) и неизменную в итоге победу науки в разрешении спорных вопросов. В настоящее время служители церкви, видя, что наука приобретает все больший авторитет, что с нею становится все труднее бороться, избрали другой путь борьбы. Вместо открытых выступлений против они признают достижения науки, но одновременно пытаются протащить идею, что и наука имеет успехи только благодаря «воле божьей». Учителя географии без особого труда разоблачают эту «перекраску» религии, доказывая, что наука развивается не в «союзе с богом», а каждым своим успехом опровергает существование бога.
При изучении отдельных государств привлекается материал, показывающий, как колонизаторы в прошлом использовали религию в целях порабощения народов, как в настоящее время они используют религиозные верования для внесения раскола в борьбу народов за свободу, что религия — помощник капиталистов в угнетении народов.
Вся работа по антирелигиозному воспитанию учащихся может не дать желаемых результатов, если учитель не изучил местные нравы и суеверия, силу влияния церкви и сект на родителей и учащихся. Целенаправленная работа по атеистическому воспитанию создает определенный заслон для распространения религии. Но если учитель видит, что религиозное влияние велико, то обязан активно, умело и тактично развернуть антирелигиозную работу не только среди школьников, но и среди родителей. Опыт многих школ, особенно сельских, свидетельствует о том, что учителя географии сами ведут большую пропагандистскую работу и вовлекают в нее учащихся (чаще всего старших классов). Они разоблачают суеверия, читают научно-популярные лекции, активно выступают против религиозных праздников, приводящих нередко к отвлечению рабочей силы в разгар полевых работ. Они показывают, насколько несовместимы суеверия, вера в бога, церковные обряды с великой борьбой народа за построение светлого коммунистического будущего. Религия — серьезный тормоз в развитии науки, культуры народов нашей страны.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +